Евангельская притча о богатом юноше Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице

← все проповеди

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры, в сегодняшнем Евангельском чтении вы слышали о том, как некто из начальствующих подошёл к Господу и спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь ему отвечает: «Почему ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог». И говорит ему: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Человек Ему отвечал: «Всё это сохранил я от юности моей». Тогда Господь говорит: «Одного не достаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». И этот человек опечалился, огорчился, потому что был очень богат. Господь, увидев, что он опечалился, говорит: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Слышавшие удивились: «Кто же может спастись?» И Господь отвечает: «Невозможное человекам возможно Богу» (по Лк. 18:18–27). В этом повествовании мы можем почерпнуть очень много полезного для нашего спасения и научения.

Некоторых смущает, и даже были такие еретики, которые говорили, что Господь, когда к Нему обращается этот богатый юноша, отвечает ему: «Никто не благ, как только один Бог», — и здесь некоторые смущаются и думают, что же в этих словах отрицает Свою Божественность? Конечно же, нет. В Священном Писании мы знаем много мест, которые говорят о Божественности Спасителя. Господь именуется Сыном Божиим (Лк. 3:38, Ин. 5:19 и др.). В Апокалипсисе Христос предстаёт как Начало и Конец — Альфа и Омега, начало бытия Божия, то есть причина бытия Божия (Откр. 1:8). Господь Сам именует себя от начала Сущим (Ин. 1:1–3), «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).

Мы знаем огромное количество мест Священного Писания, говорящих о Божественности Спасителя. Почему же Господь так отвечает вопрошающему?

Этот молодой чиновник обращается к Нему, как к учителю. И Господь говорит, что если Я для тебя учитель, то тогда задумайся, ведь благ один Бог, не говоришь ли ты сейчас именно с Сыном Божиим? Таким образом, Господь подвигает задуматься юноше, с Кем он говорит. Так разрешаются все сомнения относительно этого места в тексте.

И далее, Господь приводит заповеди, которые вводят человека в Небесное Царство и Вечную Жизнь. Апостол Матфей упоминает ещё о том, что Господь тогда сказал: «и люби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22:39).

И вот этот юноша, огорчившись, отходит. В чём же здесь сложность?..

Казалось бы, что в богатстве может быть плохого? Деньги и богатство приносят человеку некоторую свободу, некоторую власть и то, что возможно на них обменять — материальные блага. То есть деньги сами по себе не являются чем-то плохим. Но отношение к деньгам может изменить наше отношение к Богу и миру. Даже бедный человек может быть скупым и жадным. А человек, имеющий богатство, может употребить его на благо.

Великий учитель Церкви, Климент Александрийский именно так и говорил: богатство — всё то, что нам даёт Господь. Это не только материальные блага, но и всё, что мы имеем: наше здоровье, благополучие, душевное настроение… Всё нам даёт Господь Бог. Материальное богатство тоже даётся Богом, но даётся, чтобы мы не прилеплялись к нему (богатству) «всем сердцем и всей душой».

И святые Отцы говорят о пути христианских добродетелей, исполнения заповедей и пути христианского совершенствования. Вот святитель Иоанн Златоуст более подчёркивает то, что человек может, отказавшись от всего, достигнуть пути совершенствования. Действительно, продать имения и раздать всё нищим, как поступил в своё время, основатель пустынножительства, Антоний Великий. Святой Антоний происходил из богатой семьи, у него было богатое имение, как и у богатого юноши (из Евангельской притчи), который хоть и молодой, но богатый, по всей видимости, он вошёл в наследство, которое ему досталось от своих богатых родителей. Сам он, будучи молодым, ещё не смог бы заработать большие деньги. А Великий Антоний бросает всё, раздаёт всё своё имение нищим, уходит в пустыню и там подвизается долгие десятилетия. Это путь христианского совершенствования.

И нам из этого необходимо взять урок, поучение и научиться тому, чтобы не быть привязанным к материальному. Мы можем быть богатыми или бедными, но мы не должны прилепляться к богатству земному так, чтобы оно владело нами. Господь подаёт нам всё по необходимости, и лучший путь, путь царский — средний. Если Господь даёт человеку возможность, у него талант управлять финансами, то он может направлять эти материальные блага на помощь другим.

Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что этот молодой богатый юноша всё-таки больше любил деньги, чем это было необходимым, он не любил ближнего, как самого себя, поэтому он уходит с печалью; он не готов отдать эти деньги ближним, не готов поделиться. И нам необходимо понять, что и сейчас у нас трудные времена, кризис во всём мире, и мы сами это чувствуем на себе. Но Господь всегда рядом. Будем просить Бога о том, чтобы Он подавал нам необходимое, ведь Господь заботится о нас больше, чем наши самые близкие родственники и друзья. Но это не значит, что мы должны полностью всем (материальным) пренебрегать. Безрассудно было бы, если человек не очень богат, отдать своё имение и потом жить в нищете…

Поэтому, братья и сёстры, будем благоразумно относиться к тем дарованиям и талантам, которые Бог нам даёт. И Бог, видя наши добрые намерения, — Господь и намерения целует, как говорит святитель Иоанн Златоуст, — подаст нам всё необходимое для здравия и спасения.

Помоги всем, Господи!

Милости Божией и спасения всем нам по молитвам Святой Церкви. Аминь.

Протоиерей Аркадий Северюхин

Проповедь в неделю о расслабленном

Сегодня праздник всех нас – расслабленных. Сегодня, братья и сестры, мы в какой-то степени отмечаем день своего Ангела, свой праздник. Кто из нас может похвастаться, что он силен, мужественен, переносит все напасти века сего, исполняет все заповеди Христовы? Избави Господи, если такой стоит посреди нас – хуже не придумаешь праведника или сильного человека! Апостол Павел говорил: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен». И лишь одного апостол не лишал себя – твердой веры и несомненного упования на Спасителя. «Сила Божия совершается в немощи!»

Как понять это неверующему в Бога миру, который проповедует иллюзорное всемогущество человека?

Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы – среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу – распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев – распятие Спасителя.

Признаем же себя тем, что мы есть на самом деле. Апостол Иаков пишет: «Что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Как бы гордыня наша ни восставала против этого, взглянем беспристрастно на мироздание: на мириады планет, на тысячи поколений, бесконечно сменяющих друг друга, на миллиарды людей, стирающихся из памяти потомков и ближних своих.

Вот у меня был друг, которому я обязан очень многим, и верой своей в первую очередь. Он умер 12 лет назад, и я думал, никогда не забуду его, буду всегда поминать его, уж на литургии-то обязательно. И вдруг с ужасом осознаю, что одна литургия прошла, другая, а я его, одного из самых дорогих для меня людей, и не помянул. И мне страшно стало за свою духовную расслабленность, за неблагодарность человеку, который столько сделал для меня. А каждый ли день мы поминаем с должной ревностью родителей наших – живых и усопших? А каждый ли день мы вспоминаем о своем спасении – о главном, ради чего мы живем?

Но все же внутри нас что-то безошибочно подсказывает нам, что человек – это нечто большее, чем пар… Жизнь наша – да, скоротечна и иссыхает, как трава под жарким южным солнцем. Помните в Псалтири: дни человеческие, «яко цвет сельный, тако отцветет». Но вот душа – неповторимая личность человеческая, которую создал Бог, – ее история во времени и в вечности совсем другая. Если душа соединяется со своим Творцом и Богом, то она становится самым прекрасным, самым драгоценным из всего, что есть на земле. В памяти Божией, у Бога такая душа получает не просто жизнь, а жизнь «с избытком», как пишет апостол Павел. Он не может человеческими словами по-другому выразить раскрывшуюся ему тайну будущего века. И тот же апостол Павел говорит: «На сердце человеку не приходило и ухо человеческое не слышало, что уготовал Бог любящим Его».

В жизни каждого из нас еще не раз будут минуты немощей и падений, и того, что мы называем расслаблением. Они могут тянуться многие годы, как у того расслабленного у Овчей купели, о котором повествует Евангелие. Этот расслабленный много лет пролежал, ожидая исцеления. Но он веровал, что придет посланник Божий и исцелит его.

Только бы нам никогда не признать себя самих сильными, потому что сила наша – это только Христос. Только бы нам никогда не признать себя несокрушимыми и не подверженными греху, потому что мы – всего лишь падшие люди. И только бы нам никогда не потерять веру во Христа, потому что Господь Иисус Христос бесконечно могуществен и имеет власть не только от временных страстей и бед спасти нас. Господь, «смертью смерть поправ», может даровать вечную жизнь и нам, которые когда-то окажутся во гробе, извести нас из этого вечного и последнего расслабления.

Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы – Его дети. Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.

Проповедь о богатом юноше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *