Тема поста актуальна на только во время великого православного поста, но и на протяжении всего года. Поэтому содержание этой статьи будет назидательно и полезно вам и вашим неверующим друзьям, когда в беседе с ними вы вдруг коснётесь этой темы.

Заблуждение первое: пост должен быть только по календарю или перед праздниками.

Пост установленный Богом в Библии имеет определенные цели:

ПОКАЯНИЕ.

Практика покаяния с постом известна ещё с ветхозаветных времён. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе (2Цар. 12).

ПРОШЕНИЕ.

Существовала практика поста ради прошения Бога о чём-то. Так, книга Деяний сообщает (Деян. 27), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причём это описано как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений.

ВСТРЕЧА С БОГОМ И МОЛИТВА

«…И пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил…»; Исх. 34:28

ПОДГОТОВКА К СЛУЖЕНИЮ

— сорокадневный пост Иисуса Христа — полное воздержание от пищи в течение 40 дней. В Евангелии повествуется, что Иисус Христос был, искушаем диаволом в течение этого времени. Мф. 4:2, Лк. 4:2
В Библии описаны посты, которые был целью одного человека или народа в отдельных случаях. Если мы имеем желание и потребность в посте, то мы можем воспользоваться этим, как сказал Христос : «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».

Заблуждение второе: пост это воздержание от еды и только.

-Пост это не диета и не голодовка. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи, пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Истинный подвиг поста не ограничивается только внешними проявлениями, но также необходимо блюсти чистоту своих мыслей, желаний и поступков. Библейский пост — это отказ от еды в духовных целях.
Пост всегда был неотъемлемой частью во взаимоотношениях с Богом. В 41-м псалме видно, как пост приносит Давиду более глубокие, близкие и сильные отношения с Господом.
Посту необходимо уделять внимание, как милостыне и молитве.

Заблуждение третье: важно только количество.

-В посте важнее качество, а не количество. Меня огорчает, что так много христиан вместо отказа от одного приема пищи, выбирают выматывающий, но порой бесплодный, сорокадневный пост. Качество поста изменяет жизнь, а не его продолжительность. Я могу отказаться всего лишь от приема пищи и видеть, как могущественно Бог двигается в моей жизни, по сравнению с сорокадневным постом. Почему? Отношения. Я пощусь благодаря моим отношениям с Богом, а не для того, чтобы по — больше попостится, и сказать что я в посте.

Заблуждение четвертое: в период поста будь хорошим, а когда пост закончился, продолжай грешить.

-Как- то раз я услышал фразу: » Я сегодня в посте и плохих слов (матов) говорить не буду, вот когда закончится пост, тогда и «поговорим». Пост- это изменения, которые касаются не только физического тела, но в первую очередь духовной сущности человека. Если бы ниневитяне наложили на себя строгий пост, поступали также как раньше до проповеди Ионы, то пост бы им не помог.
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». (Откровение 22:11-12) Бог хочет видеть нашу измененную жизнь, а не только внешние проявления поста.

Заблуждения пятое: Когда пост можно есть только каши и фрукты, так называемую скоромную пищу, отказываясь от мяса, рыбы и продуктов животноводства.

Сегодня много людей, выковыривают из тарелки то, что как им кажется, мешает их духовному росту. Не то, чтобы эта пища была невкусная или вредная, и это было бы понятно. Но они не едят её именно потому, что она вкусная и питательная. Во всём мире такой отказ от пищи зовётся простым словом — пост. Но на самом ли деле это пост, в полном смысле этого слова?

Конечно, нет ведь в библейском понимании такой выборочный отказ от пищи — это не пост. Когда мы читаем в Библии о посте, то всегда видим одну картину: человек ПОЛНОСТЬЮ отказывается от пищи, а не так: это ем, а это не ем.

«Пойди, собери всех иудеев, … и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня — ни ночью, ни днём…. (Есф.4:16)

Исключение каких-то определённых продуктов из своего рациона называется не постом, а диетой. Ведь если бы эта диета длилась хотя бы 40 дней в году, то это как-то можно было вытерпеть. Это тяжёлое бремя, подобное тому, какие взваливали фарисеи на людей в дни Иисуса, придумывая разные правила, которые Бог не давал(Матф.23:4)

Один день в году Бог повелел евреям смирять свои души. (Лев.16:29) Один, а не 40 дней или больше. Видите разницу? Она огромна. Так в чём мудрость тех, кто наложил эту непосильную ношу, которая вредна людям и не нужна Богу?

Всё это создаёт лишь видимость мудрости в своевольном поклонении и притворном смирении, в изнурении тела, а в борьбе с желаниями плоти бесполезно. (Кол.2:23)

Проповеди

Возлюбленные о Господе братия!

В послании к Евреям св. апостол Павел говорит верующим: «Наставляйте друг друга … ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:13–14). «Παρακαλειτε εαυτους» – значит в данном месте: убеждайте друг друга в необходимости сохранить верность Христу, призывайте друг друга неотступно следовать за Ним, просите друг друга не ослабевать в трудах и подвигах ради исполнения Его святых заповедей, – ибо только таким путем возможно для нас действительно облечься «в Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 13:14).

Будучи ныне приглашен взойти на эту кафедру, и я почитаю своим долгом исполнить это апостольское увещание и обращаюсь к вам с наставлением о святом воздержании, как чрезвычайно важном способе возгревать наше усердие в подвиге последования Христу.

Почему я избрал эту тему для моего слова к вам? – Этому есть две главные причины. Одна заключается в том, что для спасительной жизни по духу воздержание столь же необходимо, как и любовь, милосердие и вера (Гал. 5:22–23). Вторая состоит в том, что мы уже вступили или готовимся вступить в период внутренней подготовки к празднику Св. Пасхи, которая, согласно древнейшей церковной традиции, требует от нас поста, усиленной молитвы, духовного очищения и вообще разумного воздержания от всего, что может уводить в сторону от пути следования за Христом.

Событие славного Воскресения Христова открыло нам вход в вечное Его царство (2Пет. 1:11). Слово Божие говорит нам, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все Оживут… Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» (1Кор. 15:22, 20). Но, конечно, невозможно вступить в это царство, не воскреснув духовно, не совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового – по образу Создавшего его (Кол. 3:9–10).

Именно поэтому в самом акте нашего духовного рождения – в таинстве святого крещения – неразрывно сочетаются две вещи: благодатный дар новой жизни во Христе и обещание доброй совести Христу, за нас умершему и воскресшему. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3–4).

Приняв крещение, человек еще не становится достойным вечной жизни. Правда, в нем восстанавливается расположение души к добру, желание жить для Христа. Богословы называют это изменение человека к лучшему первоначальным оправданием. Но праведность, полученная в крещении, может быть и утрачена человеком. Слишком велик соблазн плотской жизни – по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8). И тот, кто внимателен к себе, кто проверяет свои мысли и поступки, подвергая их на суд слова Божия и своей совести, тот часто, к прискорбию своему, видит, как далек он от христианского идеала святости и чистоты. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (1Ин. 1:8).

Конечно, в крещении мы освобождаемся от всякой греховной скверны и получаем благодатную помощь для дальнейшей добродетельной и угодной Богу жизни. Но «если нужно получить царствие,– говорит св. Иоанн Златоуст, – то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в добродетелях» (На посл, к Ефес. Бес. 16:1). – «Для сохранения чистоты нам не достаточно только креститься и уверовать: но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (На Иоан. Бес. 10:3).

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Изъясняя это место, известный русский подвижник XIX века епископ Феофан Затворник писал: «Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщается с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокаивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей,– в ней все еще остаются следы страстей, – неприятный Господу запах греха. Он и не успокаивается в нем, как бы не доверяя ему и еще только изготовляя Себе покойную в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей» (Письма к одному лицу в Петербурге. СПб., 1881, с. 26–27).

Православная Церковь с древнейших времен приготовляет верующих к достойному празднованию Св. Пасхи посредством продолжительного сорокадневного поста, называемого Великим. Самая продолжительность его имеет целью напомнить о том духовном подвиге и борении, в котором пребывал в пустыне искушаемый от диавола Господь наш Иисус Христос (Мф. 4:2). Строгое воздержание в пище имеет целью то же укрепление духовных сил и достижение внутренней сосредоточенности, которой достиг Он – наш Подвигоположник – Своим полным воздержанием от пищи.

По учению Православной Церкви пост есть Божественное установление (Мф.6:18, 9:15), соблюдавшееся святыми апостолами (2Кор. 6:5) и завещанное Церкви посредством апостольского предания (см. Апостольские Постановления, 5:13: «Да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем»).

Цель поста заключается в создании такого внутреннего настроения души, при котором человек, смиряя себя пред Богом и признавая свою греховность и недостоинство, в то же время делает усилие пресечь свою греховную волю, отрешиться от греховных навыков и решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

О целях и значении поста в жизни православного христианина ярко говорят песнопения, исполняемые в дни подготовки к Великому посту и отчасти в дни самого поста.

Еще за три недели до начала св. четыредесятницы поется умилительная молитва: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию».

Евангельские чтения о мытаре и фарисее, о блудном сыне – предостерегают верующего от ложного понимания поста и указывают ему путь к посту истинному и полезному для души. Перед самым наступлением четыредесятницы, в так называемое Прощенное воскресенье, совершается трогательный обряд, во время которого верующие испрашивают друг у друга прощение взаимных обид, помня слова Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).

В самые дни поста Церковь напоминает постящимся о том, что истинный пост есть не простое воздержание от пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей» (Стихира на стих, в понедельник вечера 1-й седмицы) и «от всякия вещественныя страсти отчуждение» (Стихира на стих, во вторник вечера 1-й седм.).

Но с особенной силой раскрывается сущность поста в трогательной, много раз в день повторяемой молитве св. Ефрема Сирина, где Церковь испрашивает, как дары милости Божией, следующие плоды покаянного настроения и воздержания:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Возлюбленные о Господе братия!

У каждой церкви есть свои обычаи. Разнообразными способами выражают они благоговение пред величием Божиим и возбуждают в душе молящихся чувства и настроения, приличные христианину. И в дни, предшествующие светлому празднику Воскресения Христова, различным образом совершается подготовка к достойной его встрече. Но за этим многообразием форм скрывается одно и то же – для всех нас общее, святое и обязательное. Это – желание проверить нашу верность своему Господу, испытать свою совесть, вспомнить: не нарушили ли мы в чем-либо обетов, данных при святом крещении. Это – решимость отказаться от греховных пристрастий, от злых и порочных дел, от всякой вражды и неприязни. Это – смиренная мольба о прощении наших падений и о новом очищении душ наших от всякой греховной скверны, удаляющей от Бога. Это – просьба о помощи в нашем повседневном служении Христу, в исполнении Его заповедей, в борьбе с грехом. Это – наконец, смиренное предание себя милосердию Божию в надежде на то, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2Кор. 4:14), если только не пребудем беспечными в исполнении Его воли.

Пусть же эти святые чувства, желания, стремления и надежды наполняют сердца наши в наступающие предпасхальные недели и дни. Пусть возгорится в нас огонь Божественной любви к нашему Искупителю, друг ко другу и ко всем. Пусть оставленный нашим Спасителем мир приносит свои драгоценные плоды в нашей личной, семейной и общественной жизни, в наших церквах, во всем христианском братстве и во всем мире.

Бог же, богатый милостью (Еф. 2:4), да освятит нас (1Сол. 5:23), да поможет нам пребыть пред Ним неоскверненными и непорочными (2Пет. 3:14), соединенными в любви (Кол. 2:2). И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и промышления наши во Христе Иисусе (Фил. 4:7) Господе нашем.

Аминь.

Проповеди о посте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *