Практика покаяния, или как заработать невроз

На злобу дня…

Не очень люблю обсуждать действия своих коллег, но в данном случае задело за живое — напомнило, как несколько лет назад, когда я прорабатывала свои травмы, со мной случилась подобная ситуация…

Это опять о родителях и их взрослых детях, которые так и не смогли пройти второе психологическое рождение и в свои 35-45-55 остаются в симбиотической связи, созависимых отношениях с родителями.

В поле практической психологии считают, что виноваты и первые (родители), которые не захотели отпустить своих детей на волю по многих мотивам (некоторых из них более эгоистичные, другие менее, но всё равно эгоистичные), и вторые (их дети), которые не захотели взять на себя ответственность за свою жизнь, испугались трудностей взрослой жизни, и прочее, и прочее. Не вовлекаясь в дискуссию с фантомными авторами, отмечу, что в терапии детско-родительских отношений я всегда на стороне детей!!!

…За помощью обратилась женщина 47 лет. После распада второго брака она вернулась в семью родителей, как обычно поступают взрослые созависимые дети (в англоязычном пространстве таких детей называют очень точно и образно: «boomerang children»).

Вернулась, прожила с родителями два года и поняла, что уже не может «без потери лица» оставаться на одной территории с мамой, терпеть её придирки, наставления, указания, грубость («Устала от её тотального контроля и оскорблений»), но уйти не может: некуда, да и сил нет: что-то держит. Ссоры практически каждый день. Градус агрессии нарастает стремительно! Договориться не представляется возможным. Да и о чём договариваться?!

Мать, по словам клиентки, непредсказуемая, с неразвитй эмоциональной сферой, нечуткая, контролирующая, тревожная, недовольная жизнью, нереализовавшая свой потенциал. Всю жизнь занимается только семьёй. Упрекает всех в чёрством и безразличном к ней отношении. К той, которая ей (клиентке) жизнь подарила. А она такая неблагодарная! Она (мать) ночи не спала, когда та была маленькой! «А какой хорошей и послушной девочкой была: что ни скажешь, всё сделает. А сейчас!? А сейчас выросла и ведёт себя недолжным образом».

Можно предположить, что мама вела такие же беседы и в молодости, и дочь она воспитывала в суровых «традициях» наказаний и упрёков. А это отличная почва для формирования первичной созависимости. Часто дети таких матерей-домашних тиранов застревают в созависимых отношениях с матерями и создают такие же созависимые отношения со своими партнёрами.

…Я не буду передавать тонкости и подробности данного клиентского случая — тут всё очень типично. Отмечу лишь то, что первичная созависимость, как дефект характера, стала благодатной почвой, на которой развились вторичная (эмоциональная) созависимость и все остальные зависимости клиентки (пищевая, интернетная, ургентная и т.п.). Первичная созависимость заставляет людей строить созависимые или контрзависимые отношения и с друзьями, и с коллегами, и с собственными детьми, практически не оставляя шансов на создание партнёрских или взаимозависимых отношений.

Но вернёмся к нашему случаю. Родители клиентки — дети войны. И живут такие родители по жёсткому сценарию «Выживай!». Был он им передан их родителями во время войны и тогда был абсолютно уместен и жизненно необходим: практически всё было направлено на выживание. Но проблема многих детей войны в том, что и спустя 50 лет они продолжают жить по тому же сценарию, вовлекая в него своих детей. Детям таких родителей постоянно транслируется мысль, что они должны обеспечить не столько своё выживание, сколько выживание своих родителей. Именно должны!!! То есть от детей ожидается, что они станут родителям своим родителям и посвятят свои жизни обеспечению их благополучия на том простом основании, что они, родители, им, детям, жизнь подарили, и дети им всем обязаны по гроб жизни (чьей только, не понятно). И что характерно? Родителям как-то не зазорно, что они лишают своих детей возможности проживать свои жизни, достигать своих целей, решать свои задачи.

«Пока мы живы, ты будешь жить нашими проблемами. А своей жизнью тебе будет позволено жить после нашей смерти», — сказала мама моей клиентке. Можно ли ожидать от таких родителей поддержки и понимания, налаживания с ними тёплых и доверительных отношений? Можно, но бессмысленно. Любые слова о независимости детей, разъезде, их личных интересах и потребностях встречаются родителями в штыки и являются манифестацией эгоизма детей, которых «рожали не для этого». Взывания типа: «Мама, я уже взрослая, я хочу жить своей жизнью…» — такие родители воспринимают, как конец света, глобальную катастрофу, угрозу их благополучию, их царствованию, их триумфу…

Они, как маленькие дети, ждут от вас всевозможных сантиментов, и им абсолютно неважно, как вы себя чувствуете, и что происходит с вами и с вашей жизнью. Вы для них объект, функция, инструмент для обеспечения их благополучия и комфорта…

И поскольку такое поведение родителей является общественно приемлемым и даже поощряемым (закон может обязать детей платить родителям алименты), чтобы стать независимыми, детям таких родителей часто приходится идти наперекор своей совести. Многие не выдерживают и остаются в созависимых отношениях с родителями пожизненно, ибо родители в своих ожиданиях очень красноречивы, а груз вины просто непереносим.

И такое подчинённое положение детей маленьких и взрослых считается нормой, поскольку родители — это святое, а выражение «родителей надо почитать и прощать им, что бы они не делали» — не просто художественная гипербола, но руководство к действию по жизни. Такому бесправию детей также способствуют многочисленные культурные шаблоны, например, «я тебя породил — я тебя и убью», «мама жизнь подарила мне и тебе»…

Но, простите, как женщина может подарить жизнь? Как она может стать проводником жизни? Она может вырастить тело и принять душу, как дорогого гостя — но разве она может подарить кому-то жизнь?! Разве хоть кто-то властен над тайной зачатия?

Но если всё-таки какая-то мама подарила жизнь, она всесильная богиня. И тогда она несёт сверх-ответственность, а не перекладывает её на плечи своих, пусть и взрослых, но всё же детей. И тут мы сталкиваемся с архетипами Матери Кормящей (великой) и Матери Поглощающей (ужасной): наделяя конкретную женщину сверхзначимостью, функциями великой и ужасной богини, всесильной и всеответственной, и, обожествляя её, мы одновременно начинаем предъявлять к ней сверх-претензии и требования (но об этом в следующий раз).

Сверхзначимость (обожествление и претензии) родителей снимается, если в мировоззрении есть представление о том, что существует жизнь во Вселенной и за пределами семейной системы, и человек, как единица, вписан в огромное количество систем, а не только в отдельно взятую семейную ячейку или даже род. При таком расширении контекста жизнь даёт вовсе не мать — мать даёт только физическое тело, биоскафандр.

Когда же смещаются акценты и конкретная человеческая мама сама себя наделяет функциями великой и ужасной богини, всесильной и всеответственной, это, как мне думается, плоды гордыни. В какой-то момент мама себя ставит выше ребёнка: «Я лучше знаю… Как ты смеешь мне перечить!?… Я могу изменить мир… Я… Мне… Моё…».

Повторюсь, если в моём мировосприятии физическое тело — это далеко не всё, что у меня есть, если моё мировоззрение включает в себя Бога, Вселенную, сознание, космическую игру, реинкарнацию и другие категории, большие, чем частный факт биологического рождения в предлагаемых на этот раз обстоятельствах, то позиция матери: «это я дала жизнь, это я — богиня, жизнь дающая, всевластная, имеющая полномочия казнить и миловать, всё, что у тебя есть — от меня, ты — моя частица!» — это стремление (неосознанное) поставить себя вровень с Богом.

И что делать, если мама оказалась такой богиней, требующей от вас принести на алтарь её благополучия вашу судьбу? Моя клиентка, случай которой послужил триггером для написания этого поста, после очередной ссоры с родителями обратилась за помощью к психологу. Психолог оказался ведическим, т.е. проповедующим ведические законы, что само по себе замечательно.

Он сразу поставил клиентку на колени, заставив выполнять обряд покаяния. Поскольку случай был очень запущенный, клиентке было предписано просить прощение у фото родителей 40 дней подряд по 2 раза на дню. «Выполняй обряд, несмотря на то, что поначалу тебя будет ломать», — добавил психолог. И клиентку ломало, да так, что после трёх дней покаяния она заболела. Диагноз: острый невроз.

Вот после этого наши пути с ней и пересеклись.

Я абсолютно не против подобных практик и считаю их очень полезными и нужными… но на определённом этапе работы. Всему своё время и место. Вы же не будете обсуждать с клиенткой её 10-минутное опоздание на сессию, на которую она идёт проработать свежую шоковую травму?..

У кого в таком случае клиентке надо просить прощения, как мне кажется, так это у себя. И не за то, что, возможно, не взяла ответственность за свою жизнь, не сделала того, что можно было сделать в «правильном возрасте», не увидела возможностей, побоялась рискнуть и оказалась в итоге в такой ситуации. А за то, что живёт чужой жизнью.

Практика публичного покаяния в др. Церкви. Происхождение тайной Исповеди.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 20

Исповедь была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует кн. Деяний апостольских: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». В древней. Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное.
Чин публичного покаяния окончательно оформился в середине III в., во временя гонений на христиан императора Декия. Сначала следовало принятие человека в разряд публично кающихся, затем – несение им епитимии и возвращение в лоно церковное. Кающийся сначала приходил к епископу, который проверял искренность его обращения. Пресвитер вносил имя грешника в церковный список и возлагал на него руки – в знак разрешения от отлучения. Публичная исповедь в первый день Великого поста. Подвиги покаяния среди плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих.
1. Плачущие, не смели входить в церковь и со слезами просили молитв у проходящих;
2. Слушающие, стояли в притворе и подходили под руку благословляющего епископа вместе с готовящимися ко Крещению и с ними удалялись из храма;
3. Припадающие стояли в самом храме, но в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колени, получали благословение епископа и удалялись из храма.
4. Купностоящие – стояли вместе с верными до конца литургии, но не приступали к Святым Дарам.
Когда срок покаяния завершался, совершалось принятие кающихся в полноправные члены Церкви (в четверток или пяток страстной седмицы).
В продолжение всего времени, назначенного кающимся для исполнения наложенной на них епитимий, Церковь возносила за них молитвы в храме между Литургией оглашенных и Литургией верных.Эти молитвы и составляют в наше время основу чинопоследования Покаяния.
Публичное покаяние практиковалось в Церкви до конца IV века когда при Константинопольском патриархе Нектарии была отменена должность пресвитера-духовника. К концу IX века публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Это произошло потому, что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена, когда строгость нравов и ревность к благочестию были всеобщими, постепенно стала тягостной для христиан последующих веков. Многие стали избегать ее из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для нестойких духом, и врачевство одних обратилось бы погибельным ядом для других.

Тайная исповедь начинает активно совершаться только с VI в. – на христианском Западе и затем – с IX в. – на Востоке, в Византии. С V по нач. IX вв. в Византии фактически отсутствовали реально используемые в церковной практике чинопоследования Таинства Покаяния. С фактического упразднения публичной Исповеди до появления чинопоследования Исповеди тайной применялись каноны, связанные с практикой исповеди публичной. Существовала и тайная Исповедь при отсутствии её литургического чинопоследования. Благодаря святоотеческому наследию мы имеем свидетельства о существовании тайной Исповеди уже с конца III в. О существовании тайной Исповеди в IV в. мы узнаём из возникшего в кругу учеников свят. Василия Великого «Толкования на Исаию». Сама сакраментальная Исповедь – как отпущение Богом кающемуся грехов через посредство священнослужителей – была в Церкви всегда. И до IX в. в кафедральном константинопольском евхологии (богослужебном сборнике) присутсвовали отдельные молитвы о кающихся («Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном…»).
IX в. – чин Иоанна Монаха, вошедший в состав первой редакции «Номоканона». Возникли и местные чины тайной Исповеди (чин Студийского монастыря). До XII в. Исповедь совершалась по Студийскому уставу, а с XII – по уставу Иоанна Монаха.
Причины появления тайной исповеди:
а) политическая власть в ту эпоху была уже христианской и наказывала определенные согрешения (закон смертной казни по отношению к прелюбодеям и т. п.), которые, следовательно, не должны были становиться известными публично;
б) с момента, когда христианство стало официальной религией и гонения прекратились, публичная исповедь стала невозможной по причине большого числа христиан и одновременно потеряла свою глубину, потому Церковь была вынуждена таким способом подчеркнуть значение внутреннего покаяния, которое предшествует по своей важности.

14. Чинопоследование Т. Покаяния
Чинопоследование делится на две части. 1-ая часть совершается одновременно для всех исповедников, 2-ая — индивидуально.
Вынос Креста и Евангелия на аналой.
Увещание священника перед Исповедью.
Таинство начинается возгласом:»Благословен Бог наш…».
Затем читается «обычное начало», Господи, помилуй (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды).
50-й псалом.
Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Господи, помилуй нас…», «Милосердия двери отверзи нам…».
«Господи, помилуй» (40 раз).
Священник: «Господу помолимся!», читает молитву: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном…».
Первая часть заканчивается тем, что священник подходит к аналою и, встав лицом к кающимся, произносит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит…». В этом обращении раскрывается, что священник, принимающий Исповедь, не является для исповедника простым собеседником, но представляет собой свидетеля таинственной беседы кающегося с Богом.
2-ая часть последования начинается совместным прочтением Символа веры и продолжается собеседованием священника с каждым исповедником отдельно. Кающийся, подойдя к аналою, делает земной поклон перед лежащим на аналое крестом и Евангелием. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя; или батюшка сидит, а кающийся стоит на коленях.
Если исповедник является «новоначальным», то Исповедь может строиться так, как это отражено в Требнике: духовник задает кающемуся вопросы по списку. На практике перечисление грехов совершается в общей части Исповеди.
Затем священник произносит «Завещание», в кот. призывает исповедника не повторять исповеданных грехов. Текст «Завещания» в том виде, в кот. он напечатан в Требнике, читается редко, чаще священник дает свои наставления.
Молитва: «Господи Боже, спасения рабов Твоих…».
Исповедник становится на колени, и священник накрывает ему голову епитрахилью. Разрешительяная молитва: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Затем священник осеняет главу исповедника крестным знамением.
Исповедник встает с колен и целует Святой крест и Евангелие. Если духовник считает невозможным отпустить исповеданные грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок.
Затем читаются заключительные молитвословия «Достойно есть…», «Слава, и ныне…» и священник творит отпуст.
Заканчивается Исповедь наставлениями духовника кающемуся и назначением ему для чтения канона против его согрешений, если священник найдет в этом необходимость.
15. Тема Евхаристии в беседе о Хлебе жизни (Ин. 6)
Господь произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь ο Хлебе Жизни – Его учение ο Небесном Вечном Хлебе (Ин. 6:24-66). На др. день Христос пришел в Капернаумскую синагогу. Здесь Его нашли люди, которых Он на противоположном берегу озера чудесно насытил пятью хлебами и двумя рыбами. Там, возле Вифсаиды, многотысячная толпа народа хотела провозгласить Иисуса своим земным царем и, возможно, поднять восстание против римской власти, но Христос уклонился от такого политического акта и тайно покинул берега Вифсаиды. Тогда люди начали искать Христа. Они приплыли в Капернаум на попутных лодках и, найдя Христа в синагоге, с удивлением спросили Его: «Равви! когда Ты сюда пришел?»
Понимая настроение толпы, Иисус сказал: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Много чудес совершил Я среди вас, но почему же вас поразило только последнее? Не потому ли, что вы думаете только о земном, о благах этой кратковременной жизни? Вы ищете Меня теперь только для того, чтобы опять насытиться. Старайтесь же не об этой тленной пище, питающей лишь тело, но о той, которая питает душу и вводит в жизнь вечную. И эту пищу даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог».
Народ, обличаемый Христом, спросил: «Что нам делать, чтобы творить Божии дела?» Тогда Иисус ответил им: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Ответ вызвал сомнение. Сказали: «Отцы наши верили, и мы верим, что Моисей был послан от Бога, потому что он низвел манну с неба, которую отцы наши ели в пустыне сорок лет; а Ты какое дашь нам знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?»
Вывод был очевидным: как Моисей давал им манну с неба, так и грядущий Мессия, согласно учению раввинов, должен наделить их богатством и славой, и вообще всеми благами земными, каких только ложное народное воображение ожидало от Мессии. Но Господь попытался исправить такой искаженный взгляд на Мессию. Он ответил евреям, что манну дал им не Моисей, а Бог, и она была лишь прообразом того Хлеба Небесного, Который теперь даст им Отец Сына Человеческого.
Слушатели не поняли, о каком Хлебе говорит Иисус. Они искали материальных благ, и стали просить у Христа этого Небесного Хлеба с таким же рвением, с каким Самарянка просила у Него Живой Воды. «Господи! подавай нам всегда такой хлеб,» — просили они у Христа. На эту просьбу народа Спаситель ответил: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Слыша это, многие стали переспрашивать друг друга: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» Христос ответил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.»
Тогда многие из учеников стали перешептываться, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?.».
Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Они решили, что Иисус Назарянин вовсе не тот Мессия, какого ждут евреи, что Он, по духу Своего учения, не может стать тем царем-избавителем, который должен свернуть ненавистное евреям иго римлян и покорить им весь мир.
Видя, как многие уходили, Христос спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?» Этим вопросом Он предоставил им полную свободу следовать за Ним или уйти от Него.
От лица всех апостолов ответил Симон-Петр: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго». В исповедании ап. Петра, раскрывалась истина, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том, «чтобы они веровали в Того, Кого Он послал».
Глаголы вечной правды человечество впервые услышало из уст Христа. И если в те времена люди не поняли или не приняли Его учение о Хлебе Жизни, то впоследствии, на Прощальной Вечере, тайна этого учения открылась для всех последователей Христа, до наших дней и на все времена. Это тайна Святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».
Темы:
1) Вера – как условие вхождения в Царство.
2) Учение о Воскресении. 4 раза повторяет: «и Я воскрешу его в последний день». В переводе «Хлеб Жизни» означает – «Хлеб, дающий Жизнь».
3) Единство Сына с Отцом («Кто есть от Бога, только Он видел Отца»)
4) Учение о Евхаристии («Если не будете есть плоти Сына Человеческого…». Глаг. «есть» означает с гр. «грызть, жевать». Исключает симв. толкование. Поэтому многие отошли от Него. Хлеб сравнивается с манной. Манна – типология Евхаристии).
5) Разговор с учениками о Воскресении, вознесении и вере («восходит, где был прежде»).

Заканчивает исповеданием Петра: «Ты Христос» – тот Самый, Которого ждали.
Проповедь распадается на две части: предварительную, в которой Он говорит больше ο ветхозав. прообразе Евхаристии (ст. 27-47), и само учение ο Небесном Хлебе Жизни (48-66).
Обратиться к ветхозав. символу Евхаристии побудили Спасителя сами ученики, вспомнив по поводу бывшего накануне (Ин. 6) чудесного насыщения 5 000 людей ветхозав. чудо с манной: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6; Исх. 16; Пс. 77). Надо было им показать, что манна – только прообраз истинного Небесного Хлеба. Но это никак не значило бы, что она является опять-таки только единичным историческим фактом, простым эпизодом иудейской истории. Манна была символом Вечного Хлеба.Это данное историческое событие было и служит прообразом, «типом» вечной реальности, от века установленной евхаристической трапезы. Но только прообразом, и потому неполным и несовершенным.
Отличие манны от Евхаристии. Манна была чудесной пищей, падавшей с неба, тогда как Евхаристия есть само истинное Тело Христово; манна падала только в течении какого-то времени, a Евхаристия установлена на бесконечные времена, «всегда, ныне и присно и во веки веков». Манна питала только тело, тогда как Небесный Хлеб питает всецелого человека и проходит «во уды, во вся составы, во утробу, в сердце». Он сообщает человеку бессмертие, которое не в состоянии была дать манна:
«Я есмь Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с неба, таков, что ядущий его не умрет». Этот Хлеб, т.е. Плоть Господа, дается за жизнь мира, и ядущий его жить будет вовек, a тот, кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будет иметь в себе жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день».
He манна есть истинная и вечная жизнь, a Христос – Хлеб, сшедший с небес (6:41). Β этом учении Христа важны две главные мысли, a именно:
а) Евхаристия воскрешает вкушающих от нее (6:48-54),
б) Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова (6:56).

16. Повествование об установлении Т. Евхаристии в НЗ. Евхаристия в кн. Деяний и посланиях ап. Павла
Т. было установлено Спасителем в важнейший день Его земной жизни — перед крестными страданиями и искупительной смертью за людей. Перед Гефсиманией, на пасхальной вечере, когда они ели, Иисус взял хлеб и… раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28); сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Еще задолго до этой трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови. B самом деле, сразу же после первого чудесного насыщения 5000 человек пятью хлебами, Господь Иисус Христос произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь ο Хлебе Жизни – Его учение ο Небесном Вечном Хлебе (Ин. 6:24-66).
Β сущности, эта проповедь естественно распадается на две части: предварительную, в которой Он говорит больше ο ветхозаветном прообразе Евхаристии, и само учение ο Небесном Хлебе Жизни.
Обратиться к ветхозав. символу Евхаристии побудили Спасителя сами же ученики, вспомнив по поводу бывшего накануне (Ин. 6) чудесного насыщения 5 000 людей ветхозав. чудо с падавшей с неба манной: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6; Исх. 16; Пс. 77). Надо было им показать, что манна – только прообраз истинного Небесного Хлеба. Но это не значило бы, что она является простым эпизодом иудейской истории. Манна была символом Вечного Хлеба.Это истор. событие было и служит прообразом, «типом» вечной реальности, от века установленной евхаристической трапезы. Но только прообразом, и потому неполным и несовершенным.
Отличие манны от Евхаристии. Манна была чудесной пищей, падавшей с неба, тогда как Евхаристия есть само истинное Тело Христово; манна падала только в течении какого-то времени, a Евхаристия установлена на бесконечные времена, «всегда, ныне и присно и во веки веков». Манна питала только тело, тогда как Небесный Хлеб питает всецелого человека и проходит «во уды, во вся составы, во утробу, в сердце». Он сообщает человеку бессмертие, которое не в состоянии была дать манна.
He манна есть истинная и вечная жизнь, a Христос – Хлеб, сшедший с небес (6:41). Β этом учении Христа важны две главные мысли, a именно: а) Евхаристия воскрешает вкушающих от нее (6:48-54), и б) Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова (6:56).
Со дня Пятидесятницы центральным действием родившейся Церкви стало именно это данное Апостолам и их преемникам совершение Евхаристии: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2, 46).
Здесь мы видим и первый чин совершения Евхаристии: молитва в Иерусалимском храме, затем совершение Евхаристии по домам («преломление хлеба» и есть Евхаристия), затем трапеза любви — «агапа». Приурочивалось совершение Евхаристии к воскресному дню, исполняя повеление Господне: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19). Таким образом, в христианстве воскресенье заменило ветхозаветную субботу, которая была установлена в воспоминание Божия Завета с древним Израилем, обычно это было ночью. Вот что свидетельствует Книга Деяний Святых Апостолов: В первый же день недели (т. е. воскресенье), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. …преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел (Деян.). Первые Литургии были харизматическими: мы видим, что эта, описываемая в Книге Деяний, состояла из проповеди ап. Павла, помимо самого преломления хлеба, сопровождаемого определенными молитвами.
Евхаристия сразу стала оформляться как центр церк.жизни той или иной общины и Церкви. в воскресные и праздничные дни христиане города собирались ночью в евхаристическое собрание, возглавляемое епископом; с умножением общин предстоятелями их и самостоятельными совершителями Таинства стали также пресвитеры (священники).
17. Ветхозаветные прообразы Евхаристии
1. Пасх. Агнец, вкушавшийся евреями начиная со времени их Исхода из Египта. Именно этот прообраз – ветхозаветную Пасху – вкушал и Сам Господь за Тайной Вечерей, преподавая в то же время снедь апостолам и осуществившееся исполнение этого прообраза – Собственную Плоть.
2. Манна в пустыне, которую подавал Бог евреям. Сам Господь говорит в беседе о Хлебе Жизни (Ин. 6) о манне как о прообразе Евхаристии. Он оговаривается, что тот хлеб был лишь несовершенным и бледным прообразом и подобием Евхаристической новозаветной полноты, что отцы еврейского народа ели этот хлеб в пустыне и умерли. Тот хлеб подавал им физическую крепость, здравие, силу двигаться дальше, но не мог им дать главного – вечную жизнь. А христианин, вкушающий Евхаристический Небесный Хлеб, — не умрёт вовек. Т. е. смерть духовная над причастниками Святых Христовых Таин не будет иметь власти.
3. Встреча Авраама с Мелхиседеком, священником Бога Вышнего (Быт. 14). Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино, благословил его, а Авраам подал Мелхиседеку десятину. По толкованию ап. Павла – и вслед за ним всей святоотеческой традиции – священник Мелхиседек – прообраз Первосвященника Нового Завета – Христа. Происхождения Мелхиседека мы не знаем, подобно тому, как непостижимо рождения Сына Божия; священство Мелхиседека древнее того ветхозаветного священства Моисеева Закона, которому только предстояло реализоваться в потомках Авраама; священство Мелхиседека выше ветхозаветного еврейского священства, ибо в лице Авраама перед Мелхиседеком склоняются и все рождённые в будущет от Авраама поколения первосвященников, священников и левитов. Авраам и всё ветхозав. свящ–во смиряются перед Мелхиседеком как перед прообразом грядущего Первосвященника Христа. Хлеб и вино, которые Мелхиседек подаёт Аврааму – знамение будущих Евхаристических Даров, Тела и Крови, приносимых Христом – новым и одновременно древнейшим, вовек пребывающим Первосвященником «по чину Мелхиседекову» (ап. Павел).
4. В ВЗ чаша вина – символ Спасения. «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс. 115). Чаша вина в библейской традиции – также образ радости, символ обращённой к Богу благодарности за то благоволение, что Он являет Своим верным. «Ты приготовил передо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благодать и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я прибуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22). Однако библейский символ чаши вина имел порой противоположное значение. Образ напоминал древним евреям о полученной пророком Иеремией из руки Божией чаше «с вином ярости», из которой он должен был напоить все прогневавшие Бога народы. Пр. Иезекииль говорит о «чаше ужаса и опустошения», предназначенной для Самарии. Чаша вина в Библии – это и символ страдания: красное вино вызывало ассоциацию с цветом крови. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20), — Господь говорит о страшной Чаше – о кровавой Чаше Своих крестных страданий и смерти. Тем самым, символика чаши вина в Евхаристии имеет двоякое значение: образ радости нашего спасительного единения со Христом и знамение страдания Господа, пролившего Свою Кровь за грех мира.

Date: 2016-07-18; view: 220; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Протоиерей Андрей лобашинский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *