№36 (933) / 27 сентября ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) –№35 (932)

– Сегодня мы поговорим о 69-м псалме. 69-й псалом имеет следующее надписание: в конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу, 69.

Этот псалом, как говорят святые отцы, был написан псалмопевцем Давидом во время гонений на него его сына Авессалома. Естественно, в этом состоянии Псалмопевец переживал внутренние страдания, молился Богу, и написал этот псалом, чтобы Господь поддержал его в трудную минуту, а впоследствии постоянно пел этот псалом и обращался к Богу, чтобы Господь не лишал его Своей помощи в трудных и скорбных обстояниях. В то же время он воздавал благодарение Богу и прославлял Его за то, что Господь всегда ему помогает.

Этот псалом прилично петь и каждому верующему человеку, который находится в трудных и скорбных жизненных обстояниях и нуждается в помощи и поддержке Самого Господа. Когда у нас бывает такое состояние, мы не должны предаваться унынию, отчаянию, печалиться, а, наоборот, нужно усиливать молитву: когда наша горячая молитва будет восходить ко Господу, тогда Господь и будет нам давать Свою помощь и поддержку – Он Сам сказал: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете», и, когда мы просим Господа о помощи, Он нам начинает помогать; это чтобы все мы осознавали, что Господь никогда не будет понапрасну вмешиваться в нашу личную жизнь, но только тогда, когда мы будем Его через молитвы и прошения приглашать поучаствовать в нашей жизни, Он будет приходить и помогать, избавляя нас от бед, скорбей и внутренних переживаний.

Нужно помнить, что переживания бывают не только когда мы испытываем видимые страдания, но и когда враг рода человеческого причиняет нам невидимую боль через внушение неподобающих помыслов, или помыслов, которые затем будут рождать неподобные дела. Здесь тоже нужно обязательно просить, чтобы Господь пришел и помог нам победить наветы врага рода человеческого, справиться с внутренними переживаниями или внешними бедствиями, обильно выпадающими на нашу жизнь. Конечно же, без поддержки от Господа невозможно победить страдания.

«Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися». Действительно, каждому верующему человеку, когда на него нападает враг род человеческого, подобает обращаться к Богу. Это и злые помыслы, рождающие непотребные дела, это и люди, на нас воздвигающие гонения. В трудных обстояниях мы должны всегда обращаться к Богу и искать у Него помощи и заступления. «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» – приди мне на помощь, Господи, невозможно больше терпеть страдания, что выпали на мою долю. Псалмопевец в первую очередь обращает внимание Самого Господа, а потом Его уже и призывает, чтобы Он пришел и помог. Когда человек обращается к Богу, ему становится легче переносить все трудности и испытания: в жизни очень много скорбей, очень много переживаний, неслучайно наши предки говорили «жизнь прожить – не поле перейти», или – «жизнь песенок не поет». Действительно, в жизни мы встречаемся с такими обстояниями, которые приходят к нам неожиданно: каждый из нас по своей природе не хочет думать о плохом и думает, что в жизни у него всегда все будет хорошо.

Вспоминаю, когда к святителю Иоанну Златоусту подошли и спросили, что будет в будущем с человеком, он сказал: «Я не пророк и не сын пророка. Только одно могу сказать: в будущем с вами будет не так, как вы думаете, и вам предстоит пережить очень много страданий и испытаний». Да, мы думаем, что в нашей жизни все будет хорошо, мы достойны большего, лучшего, мы займем самые важные места в этой жизни, у нас будет полный достаток, все вокруг нас будут живы, здоровы и никто нам не причинит никакого зла, ведь мы всех любим, для всех стараемся, и все также будут любить нас и отвечать нам взаимностью.

Но в жизни бывает совершенно по-другому, и мы видим это на опыте жизни самого псалмопевца Давида, испытавшего такие трудности от самых близких людей, которым он служил. Например, он служил Саулу, Саул не раз видел верные поступки Давида, не раз он свидетельствовал ему о своем почтении, о небезразличном отношении к царю как к помазаннику Божию. Давид был его зятем, но при этом не раз был в состоянии буквально предсмертном в общении с Саулом. Когда он ему играл на гуслях и пел псалмы, Саул умудрялся метать в него копьем, и только благодаря тому, что Давид был ловким, он уворачивался от этого копья и оставался живым… Не раз Саул шел с воинами на него… Господь не раз отдавал Саула в руки Давида, но Давид никогда не смел поднять меча на помазанника Божия… Он испытал трудности, о которых не каждый из нас в нашей жизни даже может помыслить – на Давида восстал сын Авессалом: он и осквернил ложе отца своего, и изгнал его из его дома, и долгое время удерживал Иерусалим, чтобы воцариться на месте отца своего, и преследовал отца вместе с войском.

Именно в это тяжелейшее время Псалмопевец и сочиняет этот псалом, постоянно обращается к Богу с такими словами. Ведь кроме всяческих испытаний, трудностей, насмешек со стороны своих близких и даже друзей, он еще испытывает очень сильную внутреннюю, духовную боль из-за того, что против него восстал его сын, которого он любил, к которому относился с глубочайшим почтением, не раз прощал его неподобающие дела.

Такие серьезные испытания выпали на долю царя Давида. Они выпадают на долю каждого человека, почему святые отцы и говорят, что прилично и нам петь этот псалом, обращаться к Богу, когда у нас великие трудности и испытания. И Господь, конечно же, будет посылать утешение, различное смягчение тяжелых обстоятельств, выпадающих на долю человека.

Поэтому Псалмопевец с такой горячей молитвой и обращается к Богу: «Боже, в помощь мою вонми» – обрати на меня внимание, Господи, не отворачивай Лица Своего от меня, я сегодня испытываю огромные трудности. «Помощи ми потщися» – быстро приди мне на помощь, иначе у меня не хватит сил противостоять всему тому беззаконию, что есть в моей жизни…

Каждый христианин может петь этот псалом, когда испытывает искушения и от врага рода человеческого, ведь мы не можем собственными силами ему противостоять, у нас их не хватает, – но если Господь даст благодать, если Бог пошлет Свою милость, то мы получаем от Него силу противостоять всяким вражьим наветам и искушениям. Мы можем противостоять беззакониям и скорбям, что происходят в нашей жизни.

«Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая». Здесь мы можем в первую очередь говорить о враге рода человеческого, который видит бессилие человека и возможность его искушать, соблазнять на всякий грех, радуется, что это может, и со многими это делает. Единственно, когда он остается без оружия, когда он постыдится и посрамится от Господа, – когда человек будет уповать на Бога, призывать Его на помощь, как Псалмопевец: «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися». Если человек обращается к Богу, тогда враг рода человеческого остается разоруженным и не может причинить никакого зла такому человеку, ведь тот уже находится под покровительством Самого Господа.

Кто еще постыдятся и посрамятся? Те, кто хотят причинить в нашей жизни зло своему ближнему. Господь, конечно, попускает человеку испытать некие трудности – причиной их становятся наши грехи. Но это никому не дает право глумиться над человеком, причинять ему зло, плести против него какие-то ухищрения, ставить против него сети: всякий человек имеет возможность принести покаяние и обратиться к Богу за помощью. И когда Господь встает на сторону такого человека, тогда действительно видно, какой стыд и срам выпадает на тех, кто причинял злобу и скорбь своим близким. И здесь как раз псалмопевец Давид и говорит: «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая» – орудия греха, которые причинившие зло использовали против ближнего своего, направляются против них, и стыд и срам выпадают на их долю, и тогда Господь опять-таки являет Свою милость, чтобы и эти люди не погибли, но принесли достойный плод покаяния.

«Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже» – это продолжение мысли, о которой мы с вами говорили. «Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже» – те, кто радовался поначалу: «вот, достойное получил», и смеялся, как смеялись над Давидом, когда его гнал Авессалом. Некоторые смеялись над Давидом, когда на него шел со своим войском Саул, когда Давиду приходилось прятаться, притворяться безумным, когда он выживал только мудростью и покровительством Самого Господа. Конечно же, все смеялись над ним и говорили: так ему и надо, он достоин этого, Господь его Сам изгнал из Иерусалима, лишил его и царского места, лишил и быть приближенным к Саулу, и так далее – много было злопыхателей, что смеялись над Давидом, радовались его бедственному состоянию, хулили его, клеветали, влагали в уши Саула и сына его некие слова, чтобы те не отступались от гонения, которое воздвигли на Давида.

А что же происходило в конце концов? «Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже» – на них вернется все, что они злоумышляли против псалмопевца Давида, на них вернется клевета, которую они сочиняли против него, на них возвращались бедствия, которые он испытывал. Мы знаем, какое плачевное состояние было у Саула, как свою жизнь закончил Авессалом, как свою жизнь заканчивали другие клеветники и злопыхатели, которые шли против Давида и говорили: «Вот так Господь поступает с таким грешником, как Давид».

Но мы знаем, что Господь посылал Давиду испытания, чтобы укрепить его сердце, чтобы он показал достойный плод покаяния, через свои пророческие псалмы научил людей подражанию его духовной жизни, чтобы, видя такую жизнь, многие не отчаивались: если и святые люди удостаивались таких испытаний, кольми паче мы, грешные и недостойные.

В жизни так и происходит: каждому, кто говорит: «Благоже, благоже», или: «Так ему и надо, он этого заслужил», – все возвратится вспять – это значит, на них все возвратится и, в конце концов, все они испытают стыд и срам, как говорит нам предыдущий стих: «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою».

«Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое»… Здесь Псалмопевец призывает нас славословить Бога и возвеличивать Его славу, то есть говорить непрестанно, что Господь сделал в нашей жизни. Псалмопевец говорит: «Я всегда буду об этом говорить» и призывает людей: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое» – через тех, кого Господь приводит ко спасению, происходит славословие Бога, они Его непрестанно воспевают. И нас он призывает: как бы ни были трудны обстоятельства нашей жизни, мы должны всегда воспевать и славословить Бога, говорить о милости, которую Господь являет всему роду человеческому и каждому человеку отдельно, – и в какой бы ты ни был ситуации, Господь тебя никогда не оставит, только благословляй Его, утверждай Его правду в сердцах всех, кто тебя окружает.

Это не просто слова, это очень хорошие, замечательные слова, которые в сознании или подсознании всегда были у наших предков. Наши родители, наши благочестивые, верующие бабушки, которые воспитывали детей (конечно, не сажая их часами у телевизора или компьютера, а ведя с ними беседу), с самого раннего возраста всегда рассказывали о своей жизни, о жизни своих близких, своих бабушек, дедушек, наших прабабушек, прадедушек, которые жили всегда с Богом и уповали на Него. В их жизни тоже было очень много трудностей и испытаний, но они всегда говорили, как Господь помогал им выйти из той или иной ситуации, покрывал их, избавлял от злых людей, помогал во время войны, во время засухи, неурожая, помогал прокормить детей, построить дом или сарай (что тоже было целое событие, хотя хижины тогда были намного проще современного жилья и не было такой мебели). Но все равно это было событие в жизни – человек смог построить дом, или построить хороший сарай, где уже был хороший загон для скота, были амбары, где хранилось зерно, погреба, где хранился собранный урожай: не было холодильников, постоянной возможности в магазине что-то купить, как мы имеем сейчас, и все заготавливали сами, поэтому для всего этого нужны были помещения.

И всегда, когда наши бабушки и дедушки рассказывали об этом, они говорили, как Господь помог им преодолеть те или иные трудности. Эти рассказы были необходимы, чтобы укрепиться в вере, и они были именно славословием Самого Господа: они прославляли, благодарили Бога и тем самым насаждали глубочайшую веру в сердцах молодого поколения. Это было очень важно – ведь обычно мы выбираем какие-то богословские вещи, их кто-то может понять и принять, а кто-то не может, а когда все сочетается с нашей жизнью, повседневностью, с бытовыми вопросами, и здесь просматривается рука Божия, тогда человек получает укрепление в вере.

Вот к такому славословию и призывает нас Псалмопевец, чтобы мы постоянно возвещали славу нашего Господа: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое». Да, нельзя не воспевать Господа, нельзя Его не славословить, ведь мы постоянно видим, насколько Он дает нам Свою милость.

И, конечно, самое плохое чувство в нашей жизни – когда мы не можем благодарить. Очень часто мы у Бога только просим: «Дай нам, Господи!» И если Господь нам не дает, мы обижаемся. Но в то же время Господь постоянно посылает нам и, когда мы просим и видим, что Господь нам дал то, что мы попросили, мы не должны забывать Его благодарить – это одна из составляющих духовной жизни каждого христианина. Господь посылает, а мы присваиваем это себе: «Это мы смогли – мы ловкие, у нас есть возможность, у нас есть связи, потому деньги, вот такой случай выпал на нашу жизнь». Во всех этих моментах мы не оставляем места для Самого Бога.

А на самом деле Господь подал человеку – Он дал такую возможность, дал людей, которые нам помогли, обстоятельства, в которых решилась наша ситуация, и мы всегда должны благодарить Бога через славословие – как псалмопевец Давид пел этот псалом, когда ему было тяжело, чтобы и помощь Божия была, и в то же время воздавая славословие и благодарение Самому Богу.

«Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни» – не медли, Господи, поскорее мне помоги, ведь я ничего не имею… Псалмопевец Давид говорит: «Я нищий, я убогий» – он, царь, называет себя нищим и убогим! Конечно, в отношении духовном он ничего не имеет доброго за собой, он говорит, что «только грехи одолевают меня, только пороки наполняют меня, нет во мне добродетели великой, которая утешила и наполнила меня. Поэтому, Господи, я нищ и убог, я сам не справлюсь с теми обстоятельствами, которые выпадают на мою долю. Ты, Господи, мой Помощник, Ты мой Избавитель – не медли, Господи, приди и помоги мне, сам я никогда не смогу справиться с трудностями, которые выпадают на мою долю».

Такие чувства и у нас должны быть. Мы не должны кичиться ничем внутренним, говорить о своих добродетелях, о своих успехах, о своем высоком положении: все может измениться в жизни, и Господь может показать, насколько мы ранимы, уязвимы и, по сути, не имеем твердого основания, которое свидетельствовало бы о нашем духовном богатстве, мы нищие и убогие. Многие трудности и скорби выпадают на нас, но мы должны вот так же дерзновенно, настойчиво просить Господа о помощи, и Он будет нам всегда помогать, никогда нас не оставит: Бог всегда с нами. Самое главное, чтобы мы так ревностно молились.

Вот такой краткий псалом, но насыщенный, глубокий: он дает и утешение, и возможность попросить Господа о помощи, и принести чувство покаяния перед Богом, сказав: «Господи, я ничего не имею, приди и помоги мне. И, так как я нищий духом, значит, я еще и очень слабенький, я долго не смогу переносить эти скорби и страдания – приди, Господи, поскорее и помоги мне, не оставляй меня долго в таком состоянии, тогда я смогу славословить имя Твое и всем людям говорить о великой милости Твоей, которую Ты имеешь и ко мне, и ко всему роду человеческому». Вот такой, дорогие братья и сестры, утешительный псалом мы с вами разбирали. Всем желаю Божиего благословения – и, конечно же, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

В других номерах:

Псалмы

Все псалмы и молитвенные прошения, а их насчитывается свыше 80, собраны в одну священную книгу – Псалтырь. Автором большинства из них является царь Давид. Он является не только библейским героем, но вполне реальным историческим персонажем. То, чем сегодня является современный Иерусалим – заслуга царя Давида. В далекие времена он завоевал крошечную крепость, расположенную у основания горы Сион и из нее впоследствии столицу Израиля. Ныне этот город считается городом трех религий. После провозглашения Иерусалима столицей, он вошел в историю, как священный город, обладающий духовной мощью, ее признают все туристы.

Царь Давид, как известно, является не единственным автором псалмов, входящих в Псалтырь. Однако именно он ввел это своеобразное пение-чтение псалмов. Все последующие церковные произведения основаны на слоге царя Давида.

Читая жизнеописание царя Давида, современному человеку может многое показаться странным. Например, случаи, когда он не только сохраняет жизнь своих врагов и преследователей, но затем и оплакивает их гибель.

Однако Давида тоже нельзя назвать полностью безгрешным. Главным тому примером служит случай с воином Урией и его женой. Царь забрал у Урии его жену, в то время как воина отправил на верную смерть. Такой отвратительный поступок нашел отражение и в Библии, где описана вся глубина его падения.

Отчаяние пришло к Давиду гораздо позже, когда ему указал на эту ситуацию пророк Нафан. Услышав такие слова, Давид не пришел в ярость, он ужаснулся своему поступку и раскаялся. Причем раскаяние его было настолько всеобъемлющим, что оно помогло ему подняться из бездны своего падения. Отсюда люди, читающие псалмы, должны понять: чтобы заслужить прощение и помощь Господа, раскаяние должно быть так же велико, как совершенный грех.

Однако, не все псалмы – это покаяние. Среди них встречаются те, которые пронизаны радостью и ликованием. Читающий как будто получает те положительные эмоции, которые испытывал в момент их написания сам автор.

На каком языке читать

Каждый, кто хотя бы раз слушал, как читаются псалмы на церковнославянском, восхищаются этим чтением и признают, что именно это звучание доставляет какое-то неземное удовольствие.

И это даже несмотря на то, что смысл оказывается понят не до конца. В этом нет ничего удивительного: ухо неопытного человека при таких песнопениях способно распознать только отдельные слова или фразы. Таким образом, теряется общий смысл священного текста, который начинает прорисовываться только с постоянной практикой чтения.

Однако, при регулярных чтениях, человек начинает запоминать какие-то фразы и даже части псалмов. Это помогает постепенно изучать Псалтырь, а в нужный момент на ум могут прийти необходимые мудрые слова.

Глубоко верующие люди при чтении или просушивании псалмов имеют перед собой четкие образы всех героев. Считается, что Псалтырь в переводе на русский язык имеет много неточностей, которые отпугивают читателей. Таким образом, делая вывод, можно сказать, что славянский текст благозвучен, но не всем понятен, а русский – ясен всем, но не имеет необходимого звучания.

Способы чтения

Как правильно читать:

  1. Чтение суточного круга. Всем известно, что псалмы – это основа суточного круга богослужения. В каждый период дня нужно читать свои определенные псалмы или их отрывки.
  2. Чтение кафизм. Псалтырь насчитывает в своем составе 20 разделов, каждый из которых называется кафизмой. За каждым днем недели закреплены свои, читают только эти кафизмы, таким образом, за неделю прочитывается весь псалтырь полностью.
  3. Изучение псалмов поодиночке. Многие люди основательно подходят к изучению псалмов – они изучают их историю, толкование, молитвы, которые им предшествуют и заканчивают. Можно заучивать отдельные отрывки наизусть – таким образом можно получить отличные темы для своих молитв.
  4. Познание Писания на опыте – это наиболее действенный способ чтения. Не является секретом, люди, не имеющие специального богословского образования, но живущие праведно, способны отлично толковать псалмы.

Однако, несмотря на вышесказанное, не стоит забывать: никакое домашнее самостоятельное чтение не сможет заменить настоящего богослужения в храме. Ведь в этом случае все читаемые псалмы и молитвы выступают и ощущаются частью всей христианской Церкви. Каждый верующий подтвердит, что нереальная атмосфера, присутствующая на богослужениях в храмах, несравнима ни с чем.

Типы псалмов

Классификация псалмов необходима для удобства их использования. Существуют следующие их типы:

  1. Плач (стенания) – это самая большая группа в Псалтыре. Таких псалмов насчитывается свыше 60. С их помощью человек имеет возможность выразить свои страдания, внутреннюю борьбу или разочарования Господу. В свою очередь плачи могут быть индивидуальными, корпоративными (то же самое, но от лица нескольких людей). Псалмы – плачи помогают дополнить собственные переживания.
  2. Благодарения. Их применяют для выражения своей радости Богу, когда у человека имеется веская причина для ее выражения. Так выражается благодарность Всевышнему за защиту, благодеяния и милосердие.
  3. Восхваления – здесь отсутствуют какие бы то ни было упоминания о людских страданиях или радостях. Смысл таких псалмов – только восхваление Бога.
  4. Псалмы об истории спасения – их всего пять штук. Здесь идет речь о том, как Бог создал сам израильский народ как таковой.
  5. Псалмы празднования и заверения. Сюда входит сразу несколько подгрупп.
  6. Псалмы мудрости – обо всех преимуществах мудрости как таковой и мудрой жизни.
  7. Песни доверия – их суть в том, что Бог достоин самого высшего доверия со стороны людей, даже в самые трудные моменты жизни. Господь должен слушать такие песни, это служит подтверждением того, что люди вверяют ему свои жизни.

Как и когда читать

69 псалом входит в 9 кафизму, ее читают во время повечерия – службы, проводимой после ужина. Помимо этого, обязательным он является для чтения в период Великого повечерия ив великую субботнюю полуночницу.

Этот псалом читается:

  1. Когда идет изучение Писания.
  2. Если есть необходимость заручиться Божьей помощью в защите души от темных сил.
  3. Если человек чувствует, что его душа подвержена нехорошим страстям.
  4. Когда присутствуют трудности с близкими людьми.
  5. Когда необходимо прибежище от проблем.
  6. Если требуются ответы на вопросы, которые ставят человека в тупик и, казалось бы, не имеют ответов.
  7. Если человек, особенно с наступлением темноты, ощущает свою беззащитность перед своими врагами.
  8. Для защиты от всякого зла во время ночного сна.
  9. Для того чтоб укрепить наиболее чувствительных и восприимчивых людей.
  1. Все псалмы объединяет в себе священная книга православных христиан — Псалтырь.
  2. Язык, на котором читаются псалмы, имеет огромное значение.
  3. Существует несколько типов псалмов.
  4. Псалом 69 имеет свою историю и толкование и читается в минуты сильного отчаяния.

Псалом 69 текст

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *