Любовь к Богу в маленьком сердце Аннеты

1833 год рождения Анны Себряковой, будущей игумении Арсении

Мирское имя будущей игуменьи Анна Себрякова. Родилась в 1833г.

Родители девочки были глубоко верующими людьми. В таком же духе они старались воспитывать детей.

Когда Аннете было 6 лет, у нее умерла мать. Отец не захотел искать новую жену. Свое утешение мужчина находил в детях. Михаил Васильевич был суровым человеком с военной закалкой. Держал ребят в строгости. Он редко играл с ними, но любил собираться в гостиной и читать отрывки Священного Писания.

Долгие обсуждения затронули сердце девочки, но еще больший след оставило учение Христа.

Учения Христа сильно затронули сердце маленькой Аннеты

Аннета начала самостоятельно изучать Евангелие. Иногда она прятала его под обложкой других книг, дабы не привлекать к себе лишнего внимания. Заповеди Спасителя, Его наставления казались девочке мудрыми и простыми одновременно. А мысль о том, что люди не следуют заповедям, живут во грехе, причиняла душевную боль.

Не только Слово Божие изучала Аннета. Отец ее окончил математический факультет Харьковского университета и стремился дать образование детям. Михаил Васильевич нанимал учителей по разным дисциплинам. Так, девочка имела возможность научиться техники иконописи.

Послушание и духовный поиск в стенах Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий монастырь Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь основанный в 1638 году по просьбе казаков, направленной в 1636 году государю Михаилу Фёдоровичу, предназначался для их собратьев, вышедших на покой по старости или ввиду ранений.

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году.

Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Когда девушка приехала в обитель, большую часть монахинь составляли вдовы и осиротевшие дочери донских казаков. Сам монастырь переживал не лучшие времена. 2 небольшие церкви и ряд тесных келий, в которых монахини спали на прикрытых войлоком досках.

Аннету не пугали суровые условия, скудная пища. Она старалась трудиться наравне со всеми: колола дрова, мыла полы, готовила просвирки и пр.

Свободное время послушница посвящала молитвам, чтению духовных книг, написанию икон.

Казалось бы, Анна нашла то, что искала. Но нет. Не только внешнее смирение было нужно девушке. Путь к Богу для нее, это, прежде всего работа над собой, укрощение страстей, духовное очищение.

Она размышляла в письмах:

Арсения Себрякова Монахиня

«Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, — это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они».

Посетив Киев, Анна поняла, что ее место в родной обители

Ни монахини, ни сама настоятельница монастыря игуменья Вирсавия не были готовы вступать в сложные дискуссии, поэтому так и не стали духовными наставницами девушки. Тогда послушница Анна стала просить разрешение отправиться в паломническое путешествие в Киев. Игуменья побоялась отпускать ее в столь дальний путь. Первый, пробный поход, Анна совершила в Кременской мужской монастырь, который находился более чем в 80 км от обители.

Свято-Вознесенский Кременский монастырь, куда послушница Аннет совершила свое первое паломническое путешествие

В 1853 году послушницу отпустили в Киев. Вместе со своими спутницами, шла она пешком. Обычная серая одежда, платок, котомка – ничто не выдавало в паломнице девушку знатного рода. Для ночлега выбирали дома бедных крестьян. Порой спали на полу.

Дойдя до Киева, Анна узнала о том, что в городе началась эпидемия холеры. Невзирая на уговоры спутниц, девушка решила продолжить путь. Смело общалась с больными, старалась облегчить страдания. Благодаря помощи Божией, никто из паломников не заразился.

Путешествуя по святым местам Киева, Анна восхищалась красотой храмов. Но духовные проявления жизни не были ей близки. Тогда решила она вернуться в Усть-Медведицкий монастырь, там работать, молиться, укрепляться в вере самой и помогать обрести Бога другим.

Постриг, служение Господу и людям

1854 в этом году Анна приняла постриг, получи имя Арсения

В 1854 г. Анна приняла постриг. С тех пор стали ее называть Арсения, в честь святого Арсения Великого. В 1859 г. Была пострижена в мантию.

В это время матушка Арсения нашла духовную наставницу. Стала ею схимонахиня Ардалиона. Несмотря на строгий обет и стремление к уединению, схимница ежедневно находила время для дискуссий с Арсенией. Однажды она сказала:

«Ты такие предлагаешь вопросы, что одним словом отвечать на них нельзя, а в церкви беседовать не всегда удобно. Если игумения благословит, то лучше тебе приходить ко мне в келлию, хотя я никого не принимаю, но тебя приму, не потому, что ты Арсения, а потому, что вижу, ты истинно желаешь спастись».

1864 в этом году матушку Арсению избрали игуменьей Усть-Медведицкой обители

В 1862г. Владыка Иоанн назначил матушку Арсению на должность казначеи и главной помощницы игуменьи. В 1864 г. после смерти Вирсавии, Арсения избрали игуменьей Усть-Медведицкой обители. Получив должность, молодая игуменья развернула активную деятельность по благоустройству монастыря и просвещению молодежи.

Арсения стала самой молодой игуменией в истории

За свои деяния Арсения получила награды:

  • Крест с драгоценными украшениями от кабинета его Императорского Величества.
  • Библию от Священного синода.
  • Наперсный крест, украшенный драгоценностями, подарили сестры из монастыря в 1994г.
  • Знак красного креста.

На посту игуменьи Арсения занималась просветительской деятельностью, инициировала возведение Казанского собора и создание пещер

За годы служения иг. Арсения преобразила обитель до неузнаваемости. Благодаря активной позиции и «не мечтательным деяниям» ей удалось:

  • Создать училище. В нем могли обучаться девушки из дворянских и рабочих семей. За 4 года обучения в училище преподавали языки, историю Российской империи, Слово Божье, географию, арифметику. Так же была открыта живописная школа. Михаил Васильевич помог организовать при монастыре библиотеку, закупил мебель для классов.
  • Построить Казанский Собор. Иг. Арсения обратилась к архиепископу Платону с просьбой, благословить ее на строительство храма. Просьба была услышана, после длительной подготовки в 1875 г. в основание был заложен первый камень. Строительство длилось 10 лет. В 1885 г 8 сентября был освящен храм в честь Казанской иконы Божьей матери.
  • Благоустроить монастырь. Были созданы новые кельи. Обновлен зимний храм. Усовершенствованы хоз. Постройки.
  • Создать пещеры. Во время паломничества в Киев, Арсению поразили пещеры под Киево-Печерской лаврой. В 1874 г игумения со своими духовными дочерьми начала рыть пещеры, вход в которые расположен в притворе церкви Арсения Великого. Общая длина – 165м, средняя температура + 8 градусов. На стенах изображен крестный путь Спасителя. Стены пещер над другим входом повествуют о страстном пути Матери Божьей. Особое место в пещерах занимает «плита покаяния» с отпечатками ладоней и колен. Существует предание, что отпечатки на плите оставила сама Богородица, явившись к Арсении во время молитвы.

Наследие Игуменьи в ее письмах и наставлениях

Об обстоятельствах жизни старицы, ее размышлениях можно узнать из книги «Игумения Арсения (Себрякова) Жизнь и наставления» из аудиокниги, и прочитав письма.

21 июля день памяти игумении Арсении Себряковой

Вот некоторые фразы из ее писем:

Арсения Себрякова Монахиня

«Что значит верить в Бога? Верить необходимо не только в существование Бога Творца и в спасение, дарованное нам через Иисуса Христа, но надо верить неизменно, во всех обстоятельствах жизни, как бы тяжело ни было, что Бог милосерд, хочет нашего спасения и, видя, зная, не только в чем временное наше благо, но и вечное, ведет нас к нему как любящий, но мудрый отец своих детей, направляя их с одинаковой любовью, лаской и строгостью.»

«При всяком смущении и искушении единственный выход и успокоение — это смирение. Только этою стезею приходит душа к истине, все разрешающей, к теплоте врачующей, к свободе облегчающей.»

«Раскройте Евангелие, читайте его, вникните в то, чему учил Господь Своих учеников, и вы узнаете, какие заповеди Он дал Своим последователям. Он учил их отречению от всего, от себя главным образом, даже от отвержения души своея. Это отречение необходимо нужно, потому что в душе нашей так много нечистоты, страстей, противных духу Христову, что без отречения от них невозможно общение со Христом.»

Путь немечтательного делания читать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *