Оптинское келейное правило

Оптина пустынь

Кроме церковных служб: Литургии, утрени и вечерни с повечерием, на которых обязательно были все братия обители, многие из них ежедневно читали в келлии одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола также по ряду, начиная с Деяний святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса Иоанна Богослова; причем последние семь глав Апокалипсиса читали по одной в сутки; тогда последняя из них читалась в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинали вновь с первых глав новый круг чтения.

Из Псалтири читали по одной кафизме в сутки, начиная с первой и до последней включительно.

Кроме того совершали так называемое пятисотенное келейное правило следующим порядком: После трех поклонов, обычно полагаемых при начале каждого молитвословия в храме и в келлии, с молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному»; «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя»; «Создавый мя Господи, помилуй! Без числа согреших, Господи, прости мя». В келлии полагался и четвертый поклон, с молитвой: «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». Затем следовало обычное начало: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный» и прочее (как показано в Саровском правиле) и до «Верую во Единаго Бога». После этого читали 100 молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». На первых 10 молитвах— по земному поклону, на следующих 20 молитвах—по поясному поклону, на последней, то есть сотой, молитве — земной поклон. Затем молитва ко Пресвятой Богородице, положенная в конце утренних молитв и начинающаяся словами: «Пресвятая Владычице моя Богородице». По окончании этой молитвы полагали земной поклон. Потом вновь творили 100 Молитв Иисусовых в указанном порядке с 10 земными и 20 поясными поклонами, на последней Иисусовой Молитве — земной поклон, и снова та же молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. Третья сотня совершалась так же, как первая и вторая. Четвертая сотница молитв была обращена к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя, грешнаго». Из этой сотни первые десять молитв также совершались с земными поклонами, а следующие 20—с поясными, остальные 69—без поклонов. Последняя, сотая, молитва—с земным поклоном, и после нее также с земным поклоном молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице». Затем 50 молитв: «Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне, грешнем»; на первых пяти молитвах — по земному поклону, на следующих десяти — по поясному, а остальные 35 молитв—без поклонов, только на последней—земной поклон, и опять читалась молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. После этого 50 молитв: «Вси святии, молите Бога о мне, грешнем». На первых пяти молитвах—по земному поклону, на следующих десяти—по поясному; последняя молитва—опять с земным поклоном, после которого снова читалось: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. Затем: «Достойно есть» и земной поклон. «Слава Тебе, Христе Боже» и отпуст: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». В будничные дни совершали все упомянутые поклоны. В дни Пятидесятницы, полиелейных праздников, предпразднества и попразднества, в дни, когда на утрени поется великое славословие и в церковной молитве отменяются земные поклоны, отменялись они и в келейной и заменялись поясными. Также только поясные поклоны совершали всегда в те дни,-когда положено служить всенощное бдение. В последние два дня Страстной седмицы, во всю Светлую седмицу и начиная с 24 декабря до 7 января (ст. ст.) это келейное правило оставлялось, а также и в дни воскресные, хотя бы и не совершалось всенощное бдение.

Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его предоставлялось воле и благословению старца или духовного отца.

10 Февраля 2014 Источник: Издательский совет РПЦ 2007 г.

Архимандрит Павел (Груздев) — Последний старец [2008г], Живое слово [mp3, 1990-е гг]

Архимандрит Павел (Груздев) — Последний старец, Живое слово
Жанр: жизнеописание, рассказы Тип: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: Последний старец — 256 Kbps, 2ch; Живое слово — 320 Kbps, 2ch Общее время звучания: 3:29’27» + 1:12’59» Описание: Архимандрит Павел (Груздев) 1910г. — 13 января 1996г. «Отец Павел — загадка», — говорят сейчас в Верхне-Никульском. Где истоки этой загадки и корни этой тайны? Не в древней ли земле, ушедшей под воды рукотворного Рыбинского моря, на берегу которого почти тридцать лет и три года возносил молитвы Богу, юродствовал, шутил и смеялся, садил огород и ходил по грибы мологский переселенец, бывший узник Вятлага, «арестант матерый и монах бывалый,» как говорил о себе отец Павел? Почему же так часто повторял он: «Я — последний…»? Может быть, последний — из Мологи?
Жизнь архимандрита Павла словно переплетается с притчей — не поймешь, где кончается реальность и начинается преданье.
Воспитанный в Мологском Афанасьевском монастыре, о. Павел был свидетелем разграбления и уничтожения родной обители, затопления целого края. Пройдя сквозь тюрьмы, лагеря и ссылки, он вернулся на мологскую землю, тридцать два года служил священником в селе Верхне-Никульское, и лишь в возрасте далеко за восемьдесят переехал в Тутаев, где и жил на покое при Воскресенском соборе. Только вряд ли назовешь покоем многолюдное паломничество, совершаемое к отцу Павлу. Шли за утешением и благословением монахи и миряне, обращались за советом, как к великому старцу.
За историей этого Ярославского Китеж-града, его монастырей, церквей и насельников, всякий, даже малоискушённый читатель, увидит трагическую историю России на протяжении всего XX века. Из рецензии Пушкинского Дома (о книге «Последний Старец»)
«Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год. »
Книги об архимандрите Павле (Груздеве): на трекере Архимандрит Павел (Груздев) — 2000, mp3, 320kbps http://www.pravtor.spb.ru/viewtopic.php?t=2290 в интернете Самый счастливый день http://romanov-murman.narod.ru/book/pravos/den/den.htm Воспоминания об архимандрите Павле http://www.golos-sovesti.ru/?topic_id=1&gzt_id=390 От себя: Обратите Ваше внимание: (нажимаем картинку)

Войдите на сайт, чтобы увидеть полную информацию.

Как скачивать · Правила трекера

Уважаемый Антоний, Христос воскресе!

Пятисотница – это молитвенное правило, включающее 500 молитв: 300 – Спасителю, 100 – Божией Матери, 50 – Ангелу Хранителю, 50 – всем святым. Входит в ежедневное монашеское правило.
Дабы не было искушений на прохождении этого поприща, обязательно надо взять на исполнение его благословение у духовника.

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ.
Первая сотница:
С молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
10 — земных,
20 — поясных,
70 — умносердечных.
В конце сотницы — земной поклон и молитву:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вторая и третия сотницы подобны первой.

Четвертая сотница:
С молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.
10 — земных, 20 — поясных, 70 — умносердечных. В конце сотницы — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице. Пятая сотница:
5-ая сотница делится пополам. Из них, 50 молитв: Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. И 50 молитв: Вси святии молите Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. На последней — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице, с земным поклоном.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Земной поклон.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

КРАТКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ МИРЯН

«У каждого христианина должно быть

правило» (Св. Иоанн Злат.) «Если сотворишь

правило без лености, то великую награду от

Бога получишь и грехов отпущение».

(Св. Иннокентий Иркутский)

I. ПОКЛОНЫ НАЧАЛЬНЫЕ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Аминь

].

Постой мало, молча и затем молись неспешно со страхом Божиим, если возможно, то и со слезами, крепко веруя, что «Дух Святый подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, и как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8: 26)

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному.

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя

Создавый мя Господи, помилуй мя

Без числа согреших, Господи, прости мя

Владычице моя, Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго.

Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя.

Святый (имя твоего святого), моли Бога о мне.

II. МОЛИТВЫ НАЧАЛЬНЫЕ

Молитва предначинательная

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь .

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе (1) истины, Иже (2) везде сый и вся исполняй (3), Сокровище благих (4) и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже (5), души наша.

1) дух 2) который 3) везде существующий и все исполняющий 4) источник всякого добра 5) добрый

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный; помилуй нас (трижды, с поясным поклоном) .

Примечание. Во время от Святой Пасхи до Пятидесятницы молитва Св. Духу — «Царю Небесный» не читается. В неделю Св. Пасхи не читается все трисвятое, а заменяется тропарем «Христос воскресе…» трижды. Также до отдания Пасхи вместо «Достойно есть, яко воистину» читается или поется: «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе, ты же Чистая красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего».

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь .

Молитва Господня.

Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко(1) на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь (2) нам днесь (3); и остави нам долги (4) наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу .

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему .

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче (5) омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну(6). Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да(7) оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти(8). Се бо(9) в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости(10) Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопо(11), и очищуся; омыеши мя, и паче(12) снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя(13). Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мир радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей (1), Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей, Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще (2) бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения (3) не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен(4), сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (5). Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы .

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (6). И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (7). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася (8). Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате (9), и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием (10). И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца; и паки (11) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго(12), Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима(13), глаголавшаго пророки (14). Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю(15) воскресения мертвых; И жизни будущаго века. Аминь

1)от преступлений 2) если 3) ветхозавет. жертвы 4) нищета духовная 5) не презрит 6) св. Ангелы 7) все произошло 8) ставшего человеком 9) Понтийский Пилат был правителем области 10) согласно пророчеств в Ветх. Завете (в писаниях) 11) снова 12) подающего жизнь (духовную) 13) достойного одинакового поклонения и славы 14) говорившего через Пророков 15) ожидаю.

МОЛИТВА УТРЕННЯЯ

Св. Макария Великого

(читай только утром)

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю (1) и на дела Твоя подвизаюся (2) милосердием Твоим; и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения(3), и спаси мя и введи в Царство Твое вечное. Ты бое си мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование (4) мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. .

МОЛИТВА ВЕЧЕРНЯЯ

того же святого

(читай только вечером)

Господи Боже наш, еже (5) согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ (6) и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа (7) мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. .

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах(8), и благословен плод чрева (9) Твоего, яко (10) Спаса родила еси душ наших .

1) обращаюсь 2) усердно обращаюсь, стараюсь 3) соблазна 4) надежда 5) что 6) как добрый 7) сохраняющего 8) среди всех женщин мира 9) Сын Божий 10) так как.

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже в дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец

Молитва

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную: в немощех сущия посети, и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Императору споборствуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молиться о них помилуй по велице Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякого обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, яко благословен еси во веки веков, аминь .

ПОМЯННИК О ЖИВЫХ

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения .

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая (1).

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мене и творящия ми напасти (2), и не остави их погибнути меня ради грешнаго .

Ускори, Господи, просветить неведущих Тя (язычников) светом Евангелия Твоего, и погибельными ересьми и расколом ослепленная вразуми и присоедини ко Святей Твоей Апостольской и Соборной Церкви .

О УСОПШИХ

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих родителей моих (имена их) и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие (3) вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение .

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память (трижды) .

ОКОНЧАНИЕ МОЛИТВ

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе .

Достойно есть яко воистину (4) блажити (5) Тя, Богородицу, Присноблаженную(6) и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления (7) Бога Слова (8) рождшую, сущую Богородицу Тя величаем .

Слово Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

Господи помилуй (трижды).

Благослови .

ОТПУСТ

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матерее, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящего дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь (три поклона).

Примечание 1-е. Утром, не совершивши молитвы, не приступай ни к пище, ни к питью, ни к какому делу. Перед началом всякого дела молись так: «Господи, благослови! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». По окончании дела произнеси: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Перед вкушением пищи читай: «Отче наш»… до конца, затем крестом благослови пищу и питье. (В семье благословляет старший в доме). По окончании трапезы читай «Достойно есть яко воистину…» до конца, ибо Пресвятая Дева Мария через рождение Сына Божия даровала всему миру «истинную пищу и истинное питие» (Иоанн. 6:55), т.е. Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В течение всего дня держи в сердце своем самую краткую, но самую спасительную молитву: «Господи, помилуй!»…

Примечание 2-е. Если тебе предстоит спешное дело и ты очень занят работой, или же находишься в немощи, то никогда не читай наскоро правила без должного внимания, не гневи Бога, и не умножай своих грехов: лучше прочитать одну молитву неспешно, благоговейно, чем несколько молитв наспех, торопливо. Поэтому сильно занятом человеку следует, по благословению преподобномученика Макария Каневского, прочитать одну молитву — «Отче наш…» Если же имеешь времени несколько больше, то, по благословению преп. Серафима Саровского чуд. — прочитай «Отче наш» три раза, «Богородице Дево, радуйся» три раза и «Верую» — один раз.

Примечание 3-е. Если же ты, наоборот, имеешь немало свободного времени, то отнюдь не проводи его праздно, потому что праздность есть мать пороков, но хотя бы ты был уже не способен к труду по болезни, или старости, — заполняй время подвигом молитвенным, да обретешь великую милость у Господа Бога. Всем малозанятым людям и ревнующим о стяжании (приобретении) духа молитвы усердно советуем выполнять Оптинское правило Пятисотницы — нижепомещенное.

1) мирная, т.е. в этом мире, при жизни; премирная — за гробом; благая — милость, блаженство 2) беды 3) участие, наследие 4) по справедливости 5) восхвалять 6) всегда блаженную 7) без первородного греха 8) Бог Слово есть Иисус Христос (Иоанн. 1:1)

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ

Ставши на молитву, положи сначала «поклоны начальные», затем читай «молитвы начальные» (см. выше) и после «Отче наш», «Помилуй мя, Боже» (50 Пс) и «Верую» — произнеси неспешно сто молитв Иисусовых: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божей, помилуй мя грешнаго», из них: 10 молитв с земными поклонами, 20 молитв с поясными поклонами и 70 без поклонов, стоя прямо.

По окончании 1-й сотницы, поклонись в землю и читай:

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение и вся скверная, лукавая, и хульная помышления от окаяннаго моего сердца, и от помраченнаго ума моего; погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен; и избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя; яко благословенна еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вставши начинай тем же порядком вторую и третию сотницу молитв Иисусовых, кончая их земным поклоном и тою же молитвою: «Пресвятая Владычице моя Богородице»…

Таким же порядком читай и четвертую сотню, но вместо молитвы Иисусовой твори молитвы пресвятой Богородице: «Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго».

Пятую сотню раздели на две части, а именно: 50 молитв Ангелу хранителю: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне грешнем», из них: 5 молитв с земным поклоном, 10 с поясным и 35 без поклонов поклонов, в конце с земным поклоном молитву: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами…» Таким же порядком, как св. Ангелу Хранителю, произнеси остальные 50 молитв всем Святым: «Вси святи, молите Бога о мне грешнем». (5 земных покл., 10 поясных, 35 стоя) и опять молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице…» с земным поклоном.

ОКОНЧАНИЕ ПЯТИСОТНИЦЫ

«Достойно есть яко воистину…» до конца. Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

Господи помилуй . (трижды)

Благослови .

Отпуст. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матерее и святаго Ангела хранителя, и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь

Пятисотницу можешь совершать во всякое время, когда свободен: польза от нее великая, ибо через нее христианин приобретает горячую молитву и может стяжать непрестанную молитву к Богу. Ревнующим о благочестии особенно советуем молиться ночью, как то делал и св. Пророк Давид, встававший в полночь на славословие (Псал. 118: 62). Господь же наш Иисус Христос целые ночи проводил в молитве ко Отцу (Лук. 6: 12), что делали и все святые угодники. Св. Иоанн Златоуст увещает нас: «не на то дана ночь, чтобы мы всю ее спали… Церковь Божия встает в полночь, встань и ты. Тогда душа бывает чище… Стань на колена, вздыхай, моли Бога, чтобы Он был к тебе милостив». И в храме об этом поется: «Нощь несветла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих»… (5 ирмос, 7 гл. воскр. Сл.) За ночную молитву даруется особая милость Божия, ибо св. Церковь за всякой утренней службой молится особо о ночных молитвенниках: «помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющия, услыши я (их) и помилуй, и сокруши под нозе их невидимыя и борительная враги». Впрочем, молясь ночной молитвой, не думай, что совершаешь необыкновенный подвиг: многие целые ночи проводят за картами, за плясками и т.п., и не жалуются на усталость…

Примечание 4-е. В семействе утренняя и вечерняя молитва должна совершаться всеми членами семьи по возможности вместе в присутствии главы семейства, так как семья есть «домашняя церковь» (Кол. 4: 15) и в ней молитву нужно творить поэтому едиными устами, благообразно и чинно как в храме (1 Кор. 14: 40). Если глава семьи грамотный, то молитву читает он, а если нет, то поручает кому либо из грамотных. По окончании молитв, дети и все младшие члены семьи приветствуют старших, а затем и друг друга с добрым утром, или желают покойной ночи.

ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ

«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и

жизнь» (Иоан. 1: 63)

Каждый христианин не только должен часто молиться, но помимо этого читать, или слушать слово Божие, потому что, как молитва, так и слово Божие в обыденной жизни человека служат самыми могущественными средствами для освящения, просветления, назидания и вообще для дела спасения. Потому и Господь заповедал исследовать, изучая Святое Писание (Иоанн. 5: 39) и назвал блаженными тех, кои слушают слово Божие и соблюдают его (Лук. 11: 28).

Почему же так важно чтение слова Божия? Потому что через него мы узнаем себя, все свои недостатки и пороки: — слово Божие есть зеркало души (Иак. 1: 23), оно есть затем «меч духовный», проникающий до разделения души и духа… и «судит чувствования и помышления сердечныя» (Евр. 4: 12) и наконец, оно есть пища и питье для души, почему св. Пророк Давид уподобил поучающегося закону Божию прекрасному дереву, насажденному у источника, которое приносит плод свой во время свое (Псал. 1). Все же это от того, что все Св. Писание богодухновенно, каждое слово в нем внушено и согрето Духом Божиим и полезно для научения, для исправления, для обличения, для наставления в праведности (2 Тим. 3: 16).

В особенности же полезно для нас из Нового Завета — чтение Евангелия, а из Ветхого — Псалтири. Читать слово Божие следует непосредственно после молитвы таким порядком: ежедневно одну главу из Евангелия, начиная от еванг. Матфея и 2 главы из Апостола, начиная с Деяния св. апостолов, и затем 1 кафизму из псалтити. Но если ты времени достаточно не имеешь, то тогда прочти сколько можешь стихов, — хотя бы в то время, когда будешь свободен. Только читать слово Божие нужно со смирением, со страхом Божиим и не спешно. Беря книгу св. Писания перекрестись, поцелуй и сотвори молитву прор. Давида: «открый очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих (Псал. 118: 18, 19).

Напрасно некоторые легкомысленные люди думают, что если они несколько раз прочитали слово Божие, то все им уже известно и нет нужды снова поучаться. Блажен муж — который в законе Господнем поучается день и ночь (Псал. 1). Слово Божие — «книга безконечная» по своей мудрости и глубине: чем больше читаешь со смирением и усердием, тем больше открываются тебе чудеса Божии, как в звездном небе: чем дольше смотришь на небо, тем больше видишь звезд…

В семье, как и молитву, слово Божие потребно читать вслух, а по окончании чтения опять перекреститься, поцеловать и положить к св. иконам, где бы св. книга не пылилась.

Пятисотница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *