Конспект урока по внеклассному чтению с элементами ЧПКМ «М. Скребцова «Сердце матери»»

Тема: Урок внеклассного чтения с элементами ЧПКМ «Сердце матери» М. Скребцова

Цель: — познакомить с текстом М. Скребцовой «Сердце матери»;

— развивать умение определять тему и главную мысль произведения;

— развивать критическое мышление, внимание;

— обогащать словарный запас учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к матери.

Ход урока

І. Орг. момент

(Звучит песня о березе)

ІІ. Актуализация знаний.

— Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Какое дерево является символом Украины?

— А о каком дереве вы прослушали песню? Символом, какого государства является береза? А кто видел это дерево, как оно выглядит?

(Просмотр слайдов № )

— Березу в России любят издавна.. Березу изображали на картинах художники. Ей посвящали песни, стихи

(Работа в группах со стихотворениями)

— Вы прослушали стихотворения, какие ассоциации возникли у вас с этим словом?

Родина Россия Красота Природа

Б Е Р Е З А

Дом Мама Дерево Символ

ІІІ. Объявление темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом о березе, определим его главную мысль, попробуем угадать название.

ІV. Работа над текстом

— Ваш текст разделен на несколько частей. Очень важно, чтобы вы читали только ту часть, которую я укажу, и не забегали вперед.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

— Почему березки радовались жизни?

— От всех бед могла спасти их мама?

— А как вы думаете, какая беда ждет наших березок?

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

— Чего не знала береза?

— Как вы думаете, попадет ли молния в березу?

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

— Почему береза не загорелась и не повалилась?

— Какие чувства испытывала береза в этот момент?

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении, ни одной из трех тонкоствольных дочек.

— Почему, падая, береза не зацепила ни одно из трех деревьев?

— Как вы думаете, чем закончится произведение.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

(Запись звука биения сердца)

— Какая главная мысль текса?

— Как вы думаете, как называется этот текст?

(Слайд №)

V. Самостоятельная работа над текстом.

— Перечитайте текст про себя и придумайте небольшое продолжение. Как будут жить три сестры дальше. Будет ли им помогать дальше материнское сердце?

VI. Размышление.

— Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

— А прощают ли мамы вам ошибки?

— Во все времена женщина – мать была священна.. Посмотрите на картины художников разных эпох, с какой любовью, восхищением передавали они образ матери.

(Слайд №)

VII. Творческая работа «Сердце матери»

— Представьте себе, что это материнское сердце. Какие сокровища хранятся в нем?

VII. Итог урока.

-Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Человек не застрахован от ошибок. Но пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы слышат вовремя, а не тогда, когда эго, к сожалению, поздно.

Любите своих мам сегодня и всегда. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей. И если были в чем, то неправы, не забывайте говорить “прости меня, мама”!

— Наш урок подошел к концу. Какие чувства вы испытали сегодня на уроке. О чем задумались. Какой сделали вывод.

Пусть итогом нашего урока станет это стихотворение.

Сказка о материнской любви и её последствиях

Сказка о материнской любви и её последствиях

Жила-была мышка-норушка, звали её Крошечка, так как она все крохи собирала. Жила крошечка с мамой и папой мышками. Мама у неё была всегда уставшая и одинокая, потому что папа всегда на работе. Так вот и жили каждый сам по себе, и каждый одинок. Крошечка всегда печальная и тревожная была. Всего она боялась, никуда не выходила из норки, ни с кем не общалась, свету белого не видела.

Когда наша мышка осталась без родителей, ей надобно стало самой себе пропитание искать. И устроилась Крошечка на работу, в поле на земле упавшие зёрнышки собирать да в общую кучу стаскивать. Зачем и для чего это нужно было делать, Крошечка не очень-то понимала, но за работу платили зерном. Не много, правда, да с голоду не помрёшь! В общем-то жить можно.
Но всё одиноко Крошечке было. Не хватало кого-то.
А в поле том работал ещё крыс-Василис! Хорош собой, да и не из робкого десятка. Завидный, казалось бы жених. Заприметил он Крошечку, да и давай к ней в женихи набиваться. Звёзды с неба обещал, жизнь радостную и беззаботную. И спасти от одиночества и тревоги её обещал! Крошечка и поверила ему, она ж послушная к тому же была. Лишних вопросов не задавая, согласилась мышка замуж за него пойти.
Шли дни, дом, работа, дом. Как то не становилось Крошечка ни радостно, ни беззаботно. Всё так же одиноко и холодно ей было. А она понять не могла, от чего так происходит. Вот и Василис у неё есть, и говорит что любит. Ну подумаешь, не исполнил чего наобещал-то, ну подумаешь, врежет разок за суп недосоленный или домой с поля ночевать не придёт. И вот так ко всем проблемам Крошечки, прибавилась ещё одна — чувство вины называется. У неё же всё хорошо было, вон и мышки-соседки ей завидовали, а она всё несчастной была. А все, потому что счастью она не научилась нигде, никто толком её не любил, ни родители, а потом и муж любить не стал, потому что сама она себя тоже не особо любила, просто не понимала что это такое.
Но вот однажды случилось весьма неожиданное событие. Крошечка забеременела. Сначала она сама не понимала что произошло, а затем сильно обрадовалась и принялась ждать чуда!
Дни летели очень быстро, ведь ждала Крошечка не просто ребёнка, а избавления и волшебного исцеления от одиночества своего и тревоги. За ребёночка своего цеплялась как за последнюю ниточку спасения!
И вот свершилось! Счастье родилось! И стала мышка мамой. И стала больше жизни любить своего мальчика она, предугадывать все его желания, да так, чтоб он даже ещё и пожелать не успел, выполнять все его капризы, тепло кутать, вкусно кормить. Стала мышка за ребёночка жить, за него и радоваться и плакать. Никогда-то он у неё не упал, с папой не остался, не заплакал ни разу. И таким вот волшебным образом совсем мышонок не научился жить. Желать он не умел — желала мама, хотеть он не мог — хотела мама. Думать, действовать, преодолевать трудности и строить отношения, всё это ему не нужно было. Да и вообще, зачем ему собственное счастье если счастье есть у мамы. Так и остался он совсем одинок, навсегда. Не дала ему мамина безумная любовь возможности на собственную жизнь.
Такая вот грустная сказка вышла, но это не конец.
Ведь была и другая мышка. Совсем другая.
Звали другую мышку — Побегушка. Всюду бегала, ног не жалея, всюду успевала, счастье своё искала. История её начиналась не лучше чем у Крошечки. Папа мышь мягкий был такой, еле живой всегда, не злой в общем-то, но и не добрый. Мёртвый какой-то. А мама с таким папой несчастная была, всё на себя взваливала, сама всё делала. И не до доченьки ей было. А Побегушечка ещё в детстве узнала, что бывает по-другому, и твёрдо решила, что для счастья потрудиться надо и действовать и менять всё и себя в первую очередь.
И вот не унывая, всегда стремилась к лучшему. И если Крошечке завидовали, то про Побегушечку поговаривали за спиной, мол, больная на головушку, всё ей неймётся. А та, внимания не обращая, меняла и себя и жизнь вокруг. Не без труда и терпения, не без слез и огорчений, но верно следуя своим желаниям.
Сначала, в поле тоже в общую кучу зёрнышки таскала, потом поняла, что не выгодно это, на незанятое поле пошла. Хотя трудно ей было и страшновато от коллектива отбиваться мышьего. Но зубы стиснула и вперёд. Рисковала очень — поле-то незнакомое, неизвестное. Но зёрнышки там были, стала сама себе кучку собирать, так набрала за лето и осень огромную гору зёрнышек и зимой бед не знала. То в кино сходит, то вышивкой займётся, иногда театр посетит. В общем не скучала мышка эта, на судьбу и сложности не жалилась. А в театрах разные интересные мыши были, совсем не те что в поле работали, и интересы у них другие и взгляды, и жизнь совсем другая.
Так вот познакомилась Побегушечка с мышом очень интересным, долго он ухаживал за ней. Вместе путешествовали они. Праздники отмечали, книги читали. Разговоры вели занятные. И в один день сделал он предложение Побегушечке, за год она стала уверенна в нём. Мышь этот, не только разговоры с ней вёл, но и в работе ей очень помогал. Согласилась Побегушечка, поженились они с мышом, стали вместе жить. И вот Побегушечка стала мамой. Родилась у них славная девочка. Побегушечка разговаривала с дочкой, про разные чувства ей рассказывала. Выросла мышка-дочка, всё сама умела и точно знала, что такое счастье и любовь, потому что в семье это было у неё.
Вот так материнская любовь может искалечить, а может возродить и каждая мышка сама выбирает смириться ей или ковать собственное счастье.

«Забота». Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Инна Геркула
«Забота». Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы

«Забота»

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста нравственно – этические нормы. Знакомить детей с пословицами русского народа. Систематизировать знания детей и развивать познавательные процессы: речь, память, творческое мышление и воображение дошкольников. Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение. Закреплять умение правильно отвечать на вопросы воспитателя. Закреплять умение ориентироваться в пространстве группы. Воспитывать социально одобряемые стереотипы поведения.

Словарная работа: «души не чаяла», «малинник», «драма» (несчастье).

Ход занятия: Воспитатель: — Мне приятно вам сказать, что вы выросли и многое понимаете и мы с вами о многом говорим как друзья, как взрослые люди. Мы с вами уже знаем такие качества человека, как доброта, любовь, честность, уважение, дружба. Сегодня поговорим о ещё одном качестве человека — «заботе». Детям предлагается обсудить следующие вопросы:

• Каких людей называют заботливыми?

• Почему необходимо заботиться друг о друге?

— Ребята, сегодня из сказочного леса к нам пришёл Медвежонок. Он рассказал грустную историю о своём друге ворчливом Ёжике. Сказочная фея дала Мишке послание для Ёжика, которое поможет ему исправиться. А Мишка шёл, шёл и потерял это послание. И теперь просит вас помочь его найти. Поможем ему? Для этого нам нужно выполнить несколько заданий. После выполнения каждого задания мы будем получать часть послания. Соберём всё послание, а Медвежонок передаст его Ёжику.

1 задание:

Чтение и обсуждение сказки «История о ворчливом Ёжике».

«- В одной семье ежей жил маленький ежонок. Мама – ежиха в нём души не чаяла. Каждое утро она приносила ему разные лакомства, а Ежик всё лежал и ворчал: — Только у нас, у ежей, есть колючки. Значит, мы лучше всех, а меня почему –то никто в лесу не любит. И сколько такая несправедливость будет продолжаться? …».

Вопрос для детей: — Как вы думаете, почему ягоды спрятались от Ёжика?

— Как вы думаете, почему Ёжик был доволен?

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Вопрос для детей:

• Как вы думаете, если бы мама не заболела, изменился бы Ёжик когда-нибудь? Почему?

• Как вы думаете, что больше помогло выздороветь маме Ёжика: малиновый напиток или забота её сына?

• Заботитесь ли вы о своей маме, когда она болеет? Как вы помогаете ей выздороветь? Дети находят в группе 1 часть послания.

Воспитатель: — Сейчас у нас весёлая лесная зарядка.

Физкультминутка «Весёлая зарядка»

Дети встают полукругом напротив педагога. Педагог читает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети их повторяют.

Раз, два, три, четыре, пять,

Время ножкам побежать,

Спинке – бодро разогнуться,

Ручкам – кверху потянуться.

Раз и два – вперёд нагнуться,

Раз и два – назад прогнуться,

Раз и два – присесть и встать.

2 задание: Выбрать иллюстрацию, где проявляется забота.

Дети находят в группе 2 часть послания.

Ребёнок читает стихотворение «Я о маме позабочусь»:

«В доме слёзы, в доме драма:

Заболела гриппом мама.

Я в аптеку побегу, маме бедной помогу.

Я куплю таблеток кучу,

Двадцать носовых платков

И штук пять больших шприцов,

Просто так, на всякий случай.

Если маме станет хуже,

Ей укол от гриппа нужен.

Я теперь за всё в ответе –

Грипп лечить умеют дети».

Вопросы для детей:

• Можно ли назвать героя стихотворения заботливым? Почему?

• Заботитесь ли вы о своей маме?

• Как и кому ещё вы помогаете в своей семье?

• Что вам нравится больше: когда заботятся о вас или же когда вы сами проявляете заботу? Почему?

3 задание: Воспитатель проводит игру «Заботимся о родителях»:

Дети встают напротив педагога на расстоянии нескольких шагов. Педагог, поочерёдно бросает детям мяч, спрашивает, как можно проявить заботу в следующих ситуациях:

Мама заболела;

Мама пришла с работы усталая;

Мама попросила присмотреть за младшим братиком;

У мамы плохое настроение;

У мамы много дел по хозяйству;

Папа плохо себя чувствует;

У папы неприятности на работе;

Мама захотела попить воды.

По окончанию игры педагог просит детей поступать в жизни так, как они говорили: — Молодцы. Всё правильно говорили, хочу вас попросить, чтобы в жизни вы поступали точно также, как сейчас говорили.

Дети находят в группе 3 часть послания.

— Вы правильно выполнили все задания и собрали целиком всё послание для Ёжика, молодцы.

Дети и воспитатель складывают и читают пословицу о заботе:

«Где любовь, там и ЗАБОТА». Вопрос:- Как вы думаете, что означает эта пословица?

— Молодцы, вы помогли Медвежонку.

Дети передают Мишке послание от сказочной Феи. Мишка благодарит детей и угощает их очень полезными и вкусными кедровыми орехами. – Что интересного узнали сегодня?

— Были ли какие трудности в решении заданий? В заключении проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее: сегодня мы с вами узнали, что:

o Заботливый человек интересуется делами своих друзей, родных и помогает им.

o Забота должна проявляться не только в словах, но и в делах.

o Взрослые тоже нуждаются в заботе.

Дополнительное задание: Рисование «Цветок заботы»:

Педагог просит назвать 5 дел, которые они могут сделать для мамы. Детям предлагается нарисовать для мамы «цветок заботы» с пятью лепестками. По окончании рисования педагог предлагает детям сделать задуманные ими дела и подарить маме «цветок заботы».

Рассказ о семье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *