В полях и лесах нашей необъятной страны встречается растение, примечательное как формой цветка, так и своим названием. Это красивое растение, цветок которого окрашен во все оттенки синего цвета, называется «колокольчик». И название это растение носит заслуженно – его цветок по форме похож на самый настоящий маленький колокольчик.

Колокольчик относится к роду травянистых растений семейства колокольчиковых. Растут колокольчики, в основном, на лугах, но любят также селиться на лесных полянах, а некоторые виды колокольчиков освоили даже горные склоны. Горные виды колокольчиков отличаются невысоким ростом, но при этом имеют крупные и красивые цветки. Ещё бы! Ведь на склонах солнце щедрее.

Колокольчик славится разнообразием видов. На территории нашей страны насчитывается более сотни различных видов колокольчика. Например, на просторных лугах чаще всего встречается колокольчик раскидистый. Растение это имеет одну особенность – у него очень слабый тонкий стебель, поэтому он хорошо растет там, где тесно сплетаются другие виды трав, которые служат для колокольчика раскидистого своеобразной опорой. А раскидистым его называют за стебель, на котором ответвляется много веточек, покрытых многочисленными цветами.

Форма цветка в виде колокольчика у этого растения формируется за счет того, что его лепестки срастаются друг с другом и образуют характерную колоколообразную чашу. Днем в хорошую погоду цветок смотрит в небо, а в случае дождя или с наступлением темноты наклонятся к земле. Поскольку сросшиеся лепестки не могут закрыться на ночь, как это происходит у других цветов, растение это полюбилось различным насекомым, которые забираются в «колокольчик» переночевать и погреться.

Полезные свойства колокольчика

Колокольчик – не только красивое, но еще и полезное растение. Настой из колокольчиков обладает противомикробными и противовоспалительными свойствами. Его применяет при лечении кашля, мигрени, и других болезней. А припарки на основе колокольчика наши предки применяли при укусах собак.

Маленькая сказка про колокольчик

…Жил-был колокольчик. Он стоял один-одинешенек у дороги. Грустно ему было. Друзей у него не было. Но вот однажды прилетела к нему весёлая пчёлочка. Она рассказала новому другу свои маленькие лесные секреты. Непоседа-ветер летал рядом и всё слышал. Но он никому ничего не рассказал. А зачем? У него своя жизнь и свои интересы. А солнышко всё видело и улыбалось. Оно помахала ветру, своему старому другу и продолжило работу по освещению планеты Земля…

История возникновения колокола и колокольчиков.

Колокола и колокольчики.
Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок – нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка. Колокольчики начали изготавливать около шести тысячелетий назад. Этот уникальный музыкальный инструмент не утратил своей популярности и в современном мире. Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колокольчиков можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. В античном мире они выполняли в основном сигнальную функцию.

Первобытные народы изготавливали колокольчики из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов. В более развитых цивилизациях преобладали колокольчики из бронзы. В античные времена их склёпывали из металлических пластин и листов.
В четвёртом тысячелетии до нашей эры на территории Южного Ирака и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Среди археологических находок тех времён встречается множество бронзовых колокольчиков небольших размеров – от двух до девяти сантиметров. Некоторые специалисты считают, что родиной колокольчиков является Китай. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в Китае и Японии начали изготавливать колокольчики и колокола. В Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора; их используют в ритуалах очищения.

Прослушав мелодичный звон колокола, установленного на высокой башне храма в Пекине, китайцы любят рассказывать печальную легенду о душе этого колокола. Легенда гласит, что более пятисот лет назад император велел одному из своих придворных отлить большой колокол. Он приказал смешать свинец, медь, серебро и золото, чтобы звук получился нежным, звонким и мелодичным.
В первый раз литейщиков постигла неудача. Они сообщили, что металлы не соединились. Во второй раз в сплаве образовались трещины и пустоты. Разгневанный император объявил, что если третья попытка окажется неудачной, то чиновника постигнет смертная кара. Дочь незадачливого придворного по имени Прелестный Цветок отправилась за помощью к знаменитому астрологу. Мудрец сказал, что чары злых демонов, не дающих металлам соединиться, развеются только в том случае, если в кипящий металл бросить живую невинную девушку. Когда мастера в третий раз приготовились отливать колокол, в бурлящий сплав прыгнула юная дочь чиновника. Металл застыл, и все увидели чудный цельный колокол. Когда колокол установили на башне, его звон поразил всех чистотой звучания, нежностью и мощью одновременно. Но слышались в нём грустные и тоскливые ноты.

«Это плачет душа Прелестного Цветка», – сказали придворные императора. Обычай созывать монахов на богослужения возник в христианских монастырях Египта. В девятом веке стали изготавливать наборы колоколов. И уже в раннем средневековье они получили широкое применение. Русские колокола с середины шестнадцатого века превзошли по габаритам европейские. В Европе колокола весом 100-150 пудов считались редкостью, в России же были колокола весом до 600-1000 пудов. В.И. Даль писал: «Большие колокола употребляются почти только при церквах, и поэтому зовутся также Божьим гласом». Колокола прижились на русской земле как неотъемлемый инструмент Православной церкви и элемент народной культуры.
С середины семнадцатого века мастера колокольного литья стали настоящими исследователями. Они использовали различные формы, толщину стенок и размеры колоколов, состав металла и технологии, находя оптимальные варианты, позволяющие получить наилучшее звучание. Колокола покрывали рельефными изображениями и историческими летописями. «Колоколов средневековый/ Певучий зов, печаль времён…», – писал Иван Бунин.
В Бирме есть колокол весом около 6000 пудов, в Киото в Японии – около 5000 пудов, в Пекине – несколько колоколов по 3000 пудов. Но, как считают специалисты и слушатели, у них плохая акустика и негармоничное звучание. Их называют немыми произведениями литейного искусства.

Колокола изготавливают из латуни, бронзы, свинца, серебра, керамики, фарфора, хрусталя, стекла и других материалов. Впервые фарфоровые колокольчики начали делать в Китае в четвёртом-пятом веках. Их, как правило, украшали изображениями цветков пиона. Пион и хризантема – любимые цветы китайцев. В Европе фарфор появился лишь в начале восемнадцатого века. Известная Мейсенская мануфактура в Германии производила первые фарфоровые изделия, в том числе и колокольчики. Более двухсот лет эта фирма славится изготовлением фарфоровых колокольчиков, которые стали символом Рождества. Маленькие колокольчики, изготовленные из тончайшего белоснежного фарфора, часто сравнивают с цветками ландыша. Поэты и писатели разных времён делали колокола и колокольчики действующими лицами своих произведений: они звенят, поют, рыдают, плачут, хохочут, гремят, гудят, кричат.

Согласно поверьям, колокольного звона боится нечистая сила. В древности верили, что болезни вызываются бесами, поэтому во время эпидемий часто звонили в колокола. В 16-17 веках, когда свирепствовала чума, колокола звонили медленно и размеренно либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжёлый зараженный воздух. Колокольный звон – искусство. Подбирая различные, гармонично звучащие колокола в группы, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. В наши дни во многих храмах и монастырях звонят по нотам.

Рассказ о колоколе. Сделаю лучшим.

Сегодня вновь приглашаю Вас и Ваших детей отправится вудивительный мир музыки.

Наступила долгожданная масленица. Это уже подготовка к Великому посту. И поэтому сегодня мы немножко отступим в сторону и поговорим о не совсем обычном музыкальном инструменте. Вас ждет рассказ о колоколах.

Именно колокол напоминает людям о вечности.

Когда мы слышим колокольный звон, неважно, в храме или в концертном зале, мысли уносятся ввысь и на душе становится легче.

Первый колокол появился в Италии. Итальянские мастера один из первых колоколов подарили Византии, а когда Святая Русь приняла христианство, то и в нашем государстве колокол стал неотъемлемой частью богослужения.

Идея звонить в колокола также пришла к нам из Италии. Существует очень красивая легенда об этом.

Святой Павлин однажды увидел во сне колокольчики – маленькие полевые цветы, которые трепетали на ветру и издавали при этом благостные звуки. Этот сон не давал святому покоя, и он велел литейщикам сделать такие же цветы и научить их петь.

Каждый мастер-литейщик делал колокол со своим неповторимым звуком, как будто делился с ним частью своей души. И поэтому колоколам давали имена, а иногда даже брали в плен, пороли кнутами и вырывали язык.

Известна история колокола по имени Угличский Корнеухий. Когда был убит царевич Димитрий, именно в этот колокол били в набат. Борис Годунов велел наказать не только людей, но и самому колоколу отсекли ухо, и он был отправлен в Тобольск. Этот колокол и сейчас жив, он имеет очень резкий и громкий звук и на нем вырезана надпись:

«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной».

Вы наверняка слышали такое слово: «заливаешь». А знаете ли Вы, что именно с колоколами связано происхождение этого выражения. Когда мастер принимался отливать новый колокол, по городу распускался какой-нибудь нелепый слух, в который люди верили. И тогда колокол выходил на славу!

На Руси был звон, о котором говорили «во вся тяжкая». Так звонили в самых торжественных случаях. Это была тяжелая работа, одновременно было задействовано по 5 и более человек. Этот звон был очень красивым, и потому его назвали красным. Большевики именно с этим звоном «разобрались» в первую очередь: сначала его просто запретили, а потом он стал и вовсе невозможен из-за уничтожения всех больших колоколов.

Но колокола можно встретить не только в храмах. Были колокола, которые звонили по самым разным случаям: по случаю пожара, нападения врага, во время казни, восстания и т.д.

В симфоническом оркестре мы также можем слышать колокольный звон. Но это, конечно, не настоящие колокола с церковных звонниц.

Оркестровые колокола представляют из себя небольшие металлические трубки или пластинки, подвешены на перекладине. Звук они издают благодаря ударам по ним колотушкой, обтянутой кожей.

Давайте послушаем знаменитый хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин».

В самом конце мы можем слышать колокольный звон. И звучат колокола совсем как настоящие.

Также в оркестре иногда можно слышать колокольчики – тоже ударный музыкальный инструмент, но в отличие от колоколов, звук их слабый, нежный и прозрачный.

Этот инструмент представляет собой набор металлических пластинок разной величины, прикрепленных на деревянном бруске. Пластинки расположены по высоте, как клавиши фортепиано. Играют на них палочками или молоточками.

Компрозиторы используют этот инструмент, чтобы придать музыке необычное сказочное звучание. Например, Римский-Корсаков в «Золотом Петушке» ввел их для того, чтобы создать ощущение волшебства и таинственности.

В следующей статье мы продолжим наш рассказ о колоколах. Малышей по традиции ждет сказка об этом удивительном музыкальном инструменте. Ребята также смогут побывать на кремлевской звоннице Успенского Собора города Ростова Великого и насладиться знаменитым красным колокольным звоном.ВОТ

LiveInternetLiveInternet

История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола — бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.
В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 — 11 веков до н.э. размером 4,5 — 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков.
Китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см

Барельеф на террасе в Персеполисе (Иран), 5 век до н.э.
Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 — 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.
Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.
Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.

На снимке — колокол из Геркуланума, 1 век н.э.
У древних греков колокола связаны с оракулом в Додоне. Их также вывешивали на городских стенах и звонили в них при похоронах.
Наиболее раннее упоминание о колоколах встречается у греческого географа Страбона (63? г. до н.э.- 19 г. н.э.) и греческого историка Полибия (212/205 — 130/123 г.г. до н.э.), а несколько позднее их очень подробно описывает Иосиф Флавий (37г. — ?) в еврейских антиквариях.
Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор, в основном, в изготовлении колокольчиков для скота (как, например, в Испании).

Здесь представлен колокол Святого Патрика, 5 век, Национальный музей Ирландии, Дублин
В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался «Преследователь гуляк»: после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся «Хлебный колокол» для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался — «Торговка рыбой».
Первое применение колокола для христианского богослужения приписывают Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 — 431), а введение «колокольного звона» в католических обрядах — папе Савиниану (5?? — 604/606).
В VI веке стали изготавливать колокола в Европе, занимались этим сначала монахи, потом появились литейные мануфактуры. Интересно, что и сегодня в небольшом немецком местечке Рамзах, что рядом с городом Мурнау в Баварии звонит колокол, изготовленный в VIII веке в Шотландии. Он являются старейшим в Германии. Этот колокол прибыл с монахами-миссионерами в тогда еще языческую Баварию. А старейшая мануфактура в мире по литью колоколов «WHITECHAPEL», почти 500 лет (до наших дней) не прекращающая своего производства, внесена в «Книгу рекордов Гиннесса».

На снимке — колокол Теофилиуса, 11 век, музей колоколов, г.Апольда (Германия)
В Византии колокола появились в конце IX века, когда по просьбе императора Василия I Македонянина (867 — 886) венецианский дож Орсо I прислал в Константинополь 12 колоколов для церкви Святой Софии.
На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, что дает основание предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. В XV веке в России появились собственные заводы по отливке колоколов. А органичное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим фактором их распространения и развития. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона — языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.
О размахе колокололитейного дела в России можно судить по фотографии с Нижегородской ярмарки


Било из Валдайского музея колоколов
К колоколам на Руси относились особо, почти как к живым существам. Им давали собственные имена («Царь-колокол» в Московском Кремле), узнавали по голосам («Сысой», «Полиелей», «Лебедь» — в Ростовском кремле), наказывали и ссылали («Угличский»). Подробнее об истории церковных колоколов — в статье И.В.Стародубцева «Из истории церковных колоколов».
А еще было типично русское явление — ямщицкие колокольчики.

В конце XVIII века в России учредили «образцовую почту». Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление легенда связывает с якобы разбившимся здесь Вечевым новгородским колоколом. Подробнее об этом можно узнать на очень интересном сайте Валдайского музея колоколов
В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки. Недавно Валдайскому музею колоколов частным коллекционером передан в дар редчайший пирамидальный бронзовый колокольчик предположительно II века н.э., найденный неподалеку от Керчи.
А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков — и не рассказать. Нет пределов в этом деле, как нет предела таланту и фантазии художника и мастера.
Светлана НАРОЖНАЯ
Апрель 2002г.

М.И. Пыляев «Исторические колокола», Исторический вестник, СПб, 1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике «Знаменитые колокола России», М., «Отечество-Крайтур», 1994).
Н. Оловянишниковъ «История колоколов и колокололитейное искусство», издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912.
Percival Price «Bells and Man», New York, USA, 1983.
Edward V.Williams «The Bells of Russia. History and Technology», Princeton, New Jersey, USA, 1985.
Ю. Пухначев «Колокол» (статья), журнал «Наше наследие» № V(23), 1991.
Сайт Валдайского музея колоколов
Сайт мануфактуры «WHITECHAPEL»
Иллюстрации:
И.А. Духин «И заливается задорно бубенец» (статья), журнал «Памятники Отечества» № 2(12), 1985г.
Ю. Пухначев «Колокол» (статья), журнал «Наше наследие» № V(23), 1991г.
Percival Price «Bells and Man», New York, USA, 1983
Edward V.Williams «The Bells of Russia. History and Technology», Princeton, New Jersey, USA, 1985
Сайт Валдайского музея колоколов
Сайт ЗАО «Пятков и Ко» (Россия)

http://www.decorbells.ru/history_bells.htm

Рассказ про колокольчик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *