Подвижные игры для дошкольников, сочетающие речь и движения

15.09.2010 9442

Особое место среди подвижных занимают игры, которые сочетают в себе выполнение действий по правилам игры с проговариванием текста стихотворений или реплик героев игры. В отличие от подвижных игр, отдельные из которых согласно свои правилам тоже могут содержать проговаривание определенного текста, в них осуществляется соотнесение речи с соответствующими движениями в течение всей игры, а не только на определенном правилами этапе.

В процессе таких игр происходит развитие общих речевых навыков детей (речевого дыхания, темпа и ритма речи, ее выразительности, эмоциональности и четкости), совершенствование общей координации их движений и мелкой моторики, поощрение творческой активности. Дети приучаются четко следовать правилам игры, сопровождать свои действия правильным, ритмичным произнесением речевого материала. Многие из этих игр основаны на народных песенках и потешках, а также на стихотворениях для детей советских, зарубежных и современных авторов.

Приводим примеры игр на основе народных песенок и потешек, а также некоторых стихов советских авторов. Взрослые могут придумать свои движения, а также использовать для подобных игр любые детские стихи.

Игры для детей 3-4 лет

Во всех играх произносится текст стихов и одновременно выполняются сопровождающие движения.

– Игра «Лошадка»

Я люблю свою лошадку, (имитация поглаживания воображаемой лошадки по голове — короткие движения сверху вниз) Причешу ей шерстку гладко, (длительные движения вправо — влево) Гребешком приглажу хвостик (поглаживания «гребешком» хвостика) И верхом поеду в гости, (имитация езды на лошади: приставной бег по кругу, правая нога впереди, левая нога «догоняет правую», руки держат «поводья») (А. Барто)

– Игра «Мячики»

Раз, два, прыгай, мячик, (имитация ударов правой рукой по воображаемому мячу) Раз, два, и мы поскачем. (4 пружинистых прыжка на носках, по одному на каждое слово, руки на поясе) Девочки и мальчики Прыгают, как мячики, (быстрые, пружинистые прыжки одновременно со словами)

– Игра «Ягодка — малинка»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем, (дети идут по кругу, несут на руках воображаемые корзинки) Спелых ягод наберем, наберем, (идут по «лесу», наклоняются, собирают воображаемую ягоду и складывают в «корзинку») Солнышко высоко, (опять делают круг, поднимаются на носочки я смотрят вверх, на «солнышко») А в лесу тропинка, (потом наклоняются вперед к «тропинке», доставая пальцами свои ноги) Сладкая ты моя, Ягодка-малинка, (достают из корзинки «ягоды», пробуют, качают головой) (Народная песенка)

– Игра «Воробей»

Среди белых голубей (дети идут кругом, изображая голубей: руки опущены и отставлены назад) Скачет шустрый воробей. (В центре — «воробей», он скачет на носочках, руки тоже опущены и отставлены назад) Воробушек-пташка, Серая рубашка, (дети — «голуби» поворачиваются лицом в круг, идут, взявшись за руки) Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей («воробей» старается «вылететь» из круга, «голуби» его не выпускают, то поднимая, то опуская руки)

– Игра «Наши птицы»

Наши уточки с утра -Кря-кря-кря! (дети идут по кругу, переваливаясь, вытянув и отставив назад руки, как крылья) Наши гуси у пруда — Га-га-га! (идут по кругу, задрав подбородки и вытянув шеи вперед, плавно размахивая руками — «крыльями» в такт словам) Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! (идут по кругу, периодически наклоняются, как бы клюют зернышки, затем останавливаются и хлопают «крыльями» по бокам) А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! (идут, чеканя шаг и вытягивая ноги, затем поднимают голову к «солнышку» и встают на цыпочки. Имитируют крик петуха, растягивая слоги)

– Игра «Заяц Егорка»

Заяц Егорка (дети сначала идут, затем бегут по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит на корточках ребенок — Егорка) Свалился в озерко. Бегите под горку! Спасайте Егорку! (дети подбегают к «Егорке» и вытягивают его за руки и одежду из «озера»)

– Игра «Шофер»

Качу, лечу во весь опор. Я — сам шофер, (дети бегают по всей площадке и крутят воображаемый руль) Я — сам мотор, (подражают работе мотора р-р-р или др-др-др (в зависимости от речевых возможностей конкретного ребенка) Нажимаю на педаль — И машина мчится вдаль, (останавливаются, нажимают ногой на воображаемую педаль и в зависимости от того, какой ногой нажали, поворачивают в правую или левую сторону, затем — по кругу)

– Игра «Козочка»

Я козочка Ме-ке ке, (дети идут по кругу обычным шагом) Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тоненькие ножки, (на голове делают «рожки» из пальчиков, одновременно прыгая на носочках) На самой макушке Бархатные ушки, (сбоку на голове делают ладошками «ушки») Язык полотняный, (показывают широкий, прямой и ровный язык) Хвостик конопляный, (сзади машут рукой, изображая «хвостик») Как прыгну — сразу забодаю, (изображают, как козочка бодается, прыгая и выставляя вперед «рожки» из пальчиков) (Литовская народная песенка)

– Игра «Ласточки»

Ласточки летели, (дети быстро бегут по кругу, плавно взмахивая прямыми руками, как крыльями) Все люди глядели. Ласточки садились, (присаживаются на корточки, прямые руки ставят за спину, как будто птица складывает крылья) Все люди дивились. Сели, посидели. Взвились, полетели, (поднимаются, расправляют руки-«крылья») Полетели, полетели, (снова бегут по кругу, плавно взмахивая руками) Песенки запели. (Народная песенка)

– Игра «Листья осенние»

Листья осенние тихо кружатся, (дети стоят по кругу и по команде взрослого встают на цыпочки, разводят руки в стороны и плавно кружатся, сначала в одну, затем в другую сторону) Листья нам под ноги тихо ложатся (медленно приседают на корточки) И под ногами шуршат, шелестят, (водят руками влево — вправо) Будто опять закружиться хотят, (снова поднимаются на цыпочки и кружатся)

– Игра «Мотылек»

Мотылек-витилек, (дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как крыльями) Принеси нам ветерок: От ворот — поворот, (останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную сторону) Гнать кораблик в ручеек. — Вей, вей, ветерок, (останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх — в сторону рукой) Натяни парусок, Гони стружок С запада на восток, (не торопясь, бегут по кругу приставным шагом) (Народная песенка)

Игры для детей 5-7 лет

Во всех следующих играх произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

– Игра «Чайник»

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот, (дети стоят полукругом, одну руку изогнув, как носик чайника, другая стоит на поясе, выпрямившись и надувая живот) Я чай кипячу, клокочу и кричу: (имитируют кипение чайника: «Пых-пых!», делают наклоны в стоны и топают) — Эй, люди, я с вами почайпить хочу! ( «зовут» к себе правой или левой рукой)

– Игра «Яблоня»

Яблоня, яблоня! (дети медленно идут в хороводе; в центре стоит ребенок-«яблонька», вытянув руки вверх — в стороны) Где же твои яблоки? Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? (дети останавливаются, обращаются к «яблоне», делая взмахи правой рукой по одному на каждую строчку. Ребенок-«яблонька» в знак отрицания качает головой) Куда они пропали? (идут, пожимая плечами и в знак непонимания разводя руками) Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… (останавливаются, делают движения кистью левой руки в сторону, как бы отмахиваясь) Дети оборвали! (разбегаются в разные стороны, ребенок-«яблонька» бежит за ними, стараясь дотронуться) (Югославская народная песенка)

– Игра «Я бы в летчики пошел!»

Быть шофером хорошо, (дети бегают друг за другом по всей площадке и крутят воображаемый руль, подражая работе мотора: р-р-р или др-др-др (в зависимости от речевых возможностей конкретного ребенка)) А летчиком — лучше. (бегут, разведя руки в стороны, изображая крылья самолета) Я бы в летчики пошел, Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, (останавливаются, делают вращательные движения кистью, как будто поворачивают кран) Завожу пропеллер, (делают круговые движения над головой выпрямленной правой рукой) В небеса, мотор, вези, Чтобы птицы пели, (бегут друг за другом по всей площадке, разведя руки в стороны, как крылья самолета, периодически поворачивая в правую и левую сторону) (В. Маяковский)

– Игра «Жуки»

Я — жук, я — жук! (дети сидят на корточках или стульчиках и произносят текст стихотворения) Я тут живу, (по сигналу взрослого они разводят в стороны ру-ки-«крылья», летят на «поляну» и жужжат) Кружу, жужжу, Жужжу, кружу: «Ж-ж-ж-ж!» Когда взрослый скажет: «Жуки, дождь!», дети летят обратно в домики (на стульчики).

– Игра «Игра в стадо»

Мы вчера играли в стадо, (дети идут в хороводе, произнося текст стихотворения) И рычать нам было надо. Мы рычали: «Р-р-р» (остановились, согнули верхние фаланги пальцев на обеих руках, как бы изображая когти тигра) И мычали: «Му-у!», (показывают «рожки» из пальчиков на голове и качают головой) По-собачьи лаяли: «Гав-гав-гав!» (встают на четвереньки, затем поднимаются на колени, а кисти рук сгибают в суставах, изображая как собака «служит») Не слыхали замечаний (встают снова в хоровод и идут по кругу) Анны Николаевны. А она сказала строго: (останавливаются) Что за шум такой у вас? (взрослый произносит слова, обращаясь к детям и грозя указательным пальцем) Я детей видала много -Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ: (стоят в кругу, отвечают хором) Никаких детей тут нет! (мотают головой) Мы не Пети и не Вовы — Мы собаки и коровы! (на первые слова сгибают кисти в суставах, на вторые — показывают рожки и качают головой) А она в ответ: (дети снова встают в хоровод) — Да что вы? Ладно, если вы коровы, (идут по кругу) Я тогда — пастух. И прошу иметь в виду: Я коров домой веду! (дети строятся в цепочку за взрослым) (А. Барто)

– Игра «На водопой»

Жарким днем лесной тропой (дети идут друг за другом по кругу) Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая) За мамой-лисицей крался лисенок, (тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед) За мамой-ежихой катился ежонок, (садятся на корточки, пробуют сделать кувырок) За мамой-медведицей шел медвежонок, (идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя) За мамою белкой скакали бельчата, (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах) За мамой-зайчихой — косые зайчата, (встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки») Волчица вела за собою волчат, (опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются) Все мамы и дети напиться хотят, (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)

– Игра «Весело зимой!»

Мы бежим с тобой на лыжах, (дети идут друг за другом по кругу, скользя ногами по полу, как на лыжах, и переставляя в руках воображаемые палки) Снег холодный лыжи лижут. А потом — на коньках, (идут, скользя по полу поочередно правой и левой ногой, как на коньках) Но вдруг упали. Ах! («падают» на пол) А потом снежки лепили, (встают, берут горсть воображаемого снега и «лепят» снежок, прижимая воображаемый снег то одной, то другой ладонью) А потом снежки катили, (наклоняются, кладут «снежок» и начинают его «катить») А потом без сил упали (опускаются без сил на пол) И домой мы побежали, (поднимаются и быстро бегут друг за другом по кругу)

– Игра «Солнышко — колоколнышко»

Солнышко-колоколнышко, (дети стоят в хороводе, затем медленно идут вперед, сжимая круг) Ты пораньше взойди, (встают на цыпочки, поднимают голову и руки вверх, делают глубокий вдох носом) Нас пораньше разбуди, (встают на ноги, опускают руки, делают выдох ртом) Нам в поле бежать, (бегут друг за другом по кругу, делая приглашающие движения каждой рукой по очереди) Нам весну встречать. (Народная потешка)

– Игра «Веснянка»

1 вариант.

Весна, весна красная! (дети идут в хороводе, то сужая, то расширяя круг)

Приди, весна, с радостью, С великой милостью: (останавливаются, поворачиваются в другую сторону, то сужая, то расширяя круг) Со льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянутся вверх за руками, делают глубокий вдох носом) С корнем глубоким, (опускаются, руки на поясе, делают выдох через рот) С хлебами обильными, (снова идут в хороводе, то сужая, то расширяя круг) (Русская народная песенка)

2 вариант.

А уж ясно солнышко Припекло-припекло. И повсюду золото Разлило-разлило, (движения те же, что и в первом варианте) Ручейки по улице (бегут по кругу, держа руки на поясе) Все журчат-журчат. Журавли курлыкают (бегут по кругу, расставив руки в стороны, как крылья, и делая ими плавные движения) И летят-летят. (Украинская народная песенка)

3 вариант.

Ой, бежит ручьем вода -(дети идут по кругу в хороводе) Нет ни снега, нет ни льда! Ой, вода, ой, вода -(идут в круг, поднимая сомкнутые руки) Нет ни снега, нет ни льда! (идут из круга, отводя руки назад) Прилетели журавли (бегут по кругу, делая плавные движения вытянутыми руками, как крыльями) И соловушки малы, (идут по кругу, делая взмахи руками, согнутыми в локтях) Журавли, журавли И соловушки малы. Мы весняночку поем (снова идут по кругу в хороводе) Весну красную зовем! (останавливаются, поднимаются на носочки, тянутся к «солнышку») Ой, поем, ой, поем (идут по кругу, то сужая, то расширяя его) Весну красную зовем! (Русская народная песенка)

Речевые игры детей

Анна Макаревич
Речевые игры детей

развиваем речь играя

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. » — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья. » К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

игры

Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек. » — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента. » — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.

На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Вот примеры нескольких игр.

«Отгадай предмет по его частям»

В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т. д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.

Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Условия игры те же, что и в предыдущей.

Но задача здесь сложнее. Нужно не только

найти правильные определения предметов,

но и правильно согласовать по родам

прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.

«Шаги» (Кто быстрее доберется до.)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

«Придумай фразу»

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение

предложений из лото «Что мы делаем».Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов, затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

«Расскажем про Олю и зайчика»

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.

Описание игры. Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».

«Добавь слово»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие

окончание действия.

Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:— Оля проснулась и. (стала умываться).— Коля оделся и. (побежал гулять).— Он замерз и. (пошел домой).— Стали они играть. (с зайчиком).— Зайчик испугался. и (побежал, спрятался)— Девочка обиделась и. (ушла, заплакала).В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения. Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.», а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.

В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние

признаки предмета.

Описание игры. Взрослый и ребенок рассматривают

куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

Описание игры. В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

«Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький. — Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный. — Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Речевые игры для дошкольников

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом — развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

— от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

— развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

— развития дикции;

— развития фонематического слуха;

— умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игрынаправлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей — залог успеха.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

— Зайчик летом, а зимой…

— Грибы растут…, а огурчики — на…

— Рыба живет в…, а медведь — в…

— Сахар сладкий, а лимон…

— Днем светло, а ночью…

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я помогу…

Я принесу…

Я спою…

В) Догадайся и подскажи

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

— воронье, серое… — крыло;

— зеленый, прожорливый… — крокодил;

— хищный, ширококрылый… — орел;

— блестящее, гладкое… — зеркало.

Г) Скажи какой

— Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…

— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…

— Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

— Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…

— Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

— Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.

— Петух, курица, цыплята.

— Кот, кошка, котята.

— Гусь, гусыня, гусята.

— Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой — малый

Подобрать ласкательное слово.

— Мама — мамочка,

— ваза — вазочка,

кот — котик,

— солнце — солнышко,

— река — речушка,

— береза — березка,

— листок — листочек.

В) Два — один

Образование из двух простых слов одного сложного:

— Небо и склон — небосклон,

— лес и полоса — лесополоса,

— птица и ферма -птицеферма,

— лист и падать — листопад,

— хлеб и делать — земледелец,

— лес и рубить — лесоруб,

— снег и падать — снегопад.

Г) Поймай мяч

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

— весна — весенний,

— солнце — солнечный,

— береза — березовый,

— липа — липовый,

— дождь — дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

А) Согласие — несогласие

Задача педагога — формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня будет дождь.

Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это — рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это — мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

Б) Найди по признакам

Задача педагога — учить на основе сенсорного обследованиявыделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа — размышления.

Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?

Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол — очень важная вещь в доме, потому что… (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что… (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что… (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

В) Рассказ-небылица

Задача педагога — учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Г) Фантастическая гипотеза

Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

— Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

— Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

— Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

— Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

— Что было бы, если бы не стало рек?

4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук :

белка — булка, река — рука, дать — дуть.

Заменить гласный звук :

сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.

Речевые игры для дошкольников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *