Римская религия

История Древнего Рима

Основание Рима
Царский период
Семь царей Рима
Республика
Ранняя республика
Пунические войны
и экспансия на Востоке
Союзническая война
Гражданская война 83—82 до н. э.
Заговор Катилины
Первый триумвират
Гражданская война 49—45 до н. э.
Второй триумвират
Империя
Список императоров
Принципат
Династия Юлиев-Клавдиев
Династия Флавиев
Династия Антонинов
Династия Северов
Кризис III века
Доминат
Западная Римская империя

Римская религия, как и древнегреческая религия, не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.

Пантеон

Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.

Боги и персонажи римской религии

Древнейшие божества

  • Мгла (по Гигину)
    • Калиго (женская ипостась)
    • Скотос (мужская ипостась)
  • Хаос — воплощение Пустоты и Мрака, существовавших при зарождении Вселенной

Первое поколение (по Гигину)

Дети Мглы:

  • Эребус (Мрак)
  • Нокс (Ночь)
  • Этар (Свет)
  • Диес (День)

Дети Этара и Диес:

  • Теллура/Теллус (Земля)
  • Целум/Каелум (Небо)
  • Понтус/Маре (Море)

Дети Этара и Теллус

  • Теллур/Тартарусс (Бездна)
  • Амур (Любовь)
  • Темпус (Время)

Второе поколение божеств

Дети Каелума и Теллус

  • Титаны
    • Океан
    • Гиперион
    • Крий
    • Полос
    • Пунктурер
    • Сатурн
    • Опс
    • Монета
    • Юстиция
    • Тетис
    • Эфра
    • Феба
  • Циклопы
    • Арг
    • Стероп
    • Бронт
  • Центиманы
    • Котт
    • Гий
    • Бриарей

Дети Мара и Теллус:

  • Цефей
  • Еврибия
  • Тавмантус
  • Турсциверс
  • Кето

Младшие титаны

  • Сол
  • Луна
  • Аврора
  • Латона
  • Астерия
  • Атлас
  • Менетеус
  • Эпиметеус
  • Прометеус
  • Пирс
  • Паллас
  • Астрей

Третье поколение

Главные боги — дети Сатурна и Опс (см. Совет богов)

  • Юпитер (бог грома и молний)
  • Юнона (богиня семьи и брака)
  • Нептун (бог морей и океанов)
  • Церера (богиня плодородия и земледелия)
  • Веста (богиня домашнего уюта и семейных традиций)
  • Плутон/Диспатер (бог богатства, повелитель мертвых)

Четвертое поколение (дети Юпитера)

  • Вулкан (бог огня и засухи)
  • Марс (бог войны и мощи)
  • Вакх, точнее Либер (бог виноделия)
  • Меркурий (бог путешественников, купцов и воров)
  • Минерва (богиня мудрости и наук)
  • Диана (богиня охоты и войны)
  • Феб (бог охоты и поэзии)
  • Венера (богиня любви, брака и страсти)

Прочие божества

  • Квирин (бог битв, сын Марса)
  • Беллона (богиня неистовой войны, дочь Марса)
  • Лупа (богиня-волчица, вскормившая братьев-основателей Великого Рима; охранительница Римского государства и военной силы)
  • Палес (богиня скотоводства)
  • Бубона (богиня крупного рогатого скота)
  • Кардея (богиня дверей)
  • Юберта (богиня плодородной земли)
  • Либитина (богиня смерти и похорон)
  • Ангития (богиня ядовитых растений и плодов)
  • Митра (бог-защитник при войне, божество согласия и дружелюбия)
  • Эскулап (бог врачевания, сын Феба)
  • Фасцинус (бог-защитник от проклятий и демонов)
  • Аквилон (бог северного ветра)
  • Фавоний (бог западного ветра)
  • Австр (бог южного ветра)
  • Эвр (бог восточного ветра)
  • Хиона (богиня снега и льда, дочь Аквилона)
  • Термин (божество границ)
  • Янус (божество входов и выходов, концов и начал)
  • Конс (божество жатвы)
  • Опа (богиня жатвы и плодородия)
  • Ферония (богиня жатвы)
  • Пик (божество полей)
  • Эвентус (божество урожая)
  • Сильван (божество лесов)
  • Пилумн (божество брака)
  • Пикумн (божество рождения)
  • Вагитан (божество древних римлян, присутствовавшее при первых криках новорожденного)
  • Карна (покровительница человеческого тела)
  • Лаверна (богиня прибыли, покровительница воров)
  • Кибела (богиня земледелия, лесов и растительности)
  • Помона (богиня земледелия и садов)
  • Тривия (богиня лунного света и чародейства)
  • Люцина (богиня деторождения, дочь Юпитера и Юноны)
  • Флора (богиня растительного мира)
  • Салация (морская богиня, жена Нептуна)
  • Протей (морской бог, сын Нептуна и Салации)
  • Тритон (морской бог, сын Нептуна и Салации)
  • Прозерпина (богиня плодородия, дочь Юпитера и Цереры)
  • Ангерона (богиня таинственных сил, секретов и болезней)
  • Сол (Солнце)
  • Луна (Луна, месяц)
  • Аврора (Заря)
  • Абунданция (Изобилие)
  • Волупия (Удовольствие)
  • Фуга (Бегство)
  • Виктория (Победа)
  • Кура (Помощь)
  • Пакс (Мир)
  • Фебруус (Очищение)
  • Фатум (Судьба)
  • Фортуна (Случай)
  • Фидес (Верность)
  • Конкордия (Согласие)
  • Дискордия (Раздор)
  • Хонос (Честь)
  • Виртус (Храбрость)
  • Спес (Надежда)
  • Пудисития (Стыдливость)
  • Салюс (Спасение)
  • Пьетас (Родственная любовь)
  • Либертас (Свобода)
  • Клементия (Кротость)
  • Психея (Душа)
  • Кармента (Прорицание)
  • Морс (Смерть)
  • Сомн (Сон)
  • Мания (Безумие)
  • Алгос (Боль)
  • Апата (Ложь)
  • Дика (Правда)
  • Пон (Наказание)
  • Фурина (Месть)
  • Павор (Паника)
  • Тимор (Страх)
  • Этернитас (Вечность)
  • Метида, Метис (Разум)
  • Фама (Молва)
  • Ювента (Юность)
  • Герас (Старость)
  • Парки (3 богини судьбы)
  • Боги детства в римской религии
  • Боги земледелия в римской религии

Заимствованные боги

Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н. э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

Мифические основатели Рима

  • Эней — юный царевич из рода дарданов, сын царя Анхиса и Афродиты; один из героев Троянской войны, друг троянского царевича Гектора. После осады Трои бежал из города и достиг берегов неизвестной страны, встретив народ латинов и женившись после этого на царевне латинов. Спустя много лет, их потомки (Ромул и Рем), станут основателями великого города — Рима, жители которого спустя годы породят на свет самую могущественную в мире империю.
  • Ромул и Рем — сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Оба брата были сброшены в реку Тибр же Амулием (дядей Реи Сильвии), после чего их младенцами нашла богиня-волчица, вскормившая их, как своих волчат. Позже, оба брата выросли, став могущественными героями-полубогами, узнав о своем божественном происхождении, и, явившись к своему дяде, угрожавшему их матери, убили его, освободив их народ от его гнета. Впоследствии, юноши основали новый город на берегу Тибра, и между ними появился конфликт, перешедший в жестокую дуэль, в ходе которой Ромул смертельно ранил Рема. В знак раскаяния юноша дал новому городу своё имя, назвав Римом (лат. Roma) и став его первым царем.

Герои римских мифов

  • Эней (сын Венеры, прадед Реи Сильвии)
  • Асканий (старший сын Энея)
  • Сильвий (младший сын Энея)
  • Латин (царь Лаврента, его имя связано с происхождением названия племени латинян, отец невесты Энея)
  • Нумитор (старший сын Сильвия)
  • Амулий (младший сын Сильвия)
  • Ромул и Рем (сыновья Марса и Реи Сильвии, основатели Рима)
  • Авиллий (сын Ромула)
  • Турн (царь рутулов — племени в древней Италии)
  • Акрос (сабинский царь, убитый по преданию Ромулом в войне и принесенный им в жертву Юпитеру)
  • Геркулес (полубог, сын Юпитера и Алкмены)
  • Персей (полубог, сын Юпитера и Данаи)
  • Терей (сын Марса и нимфы)

Героини римских мифов

  • Рея Сильвия (жрица богини Весты; мать братьев — великих основателей Рима; потомок Энея)
  • Амата (жена царя латинов)
  • Герсилия (жена Ромула, одна из тридцати похищенных римлянами сабинянок)
  • Лавиния (дочь Латина и Аматы; жена Энея)
  • Тарпия (одна из весталок, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости, предательница своего народа в войне с сабинянами)

Мифические существа (по Плинию Старшему)

  • Блеммии — вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди
  • Кентавры — народ диких смертных существ с головой и торсом человека на теле лошади
  • Фавны — козлоногие лесные божества
  • Вакханки — спутницы бога вина Вакха
  • Наяды — нимфы-воплощения источников
  • Дриады — нимфы лесов
  • Ореады — нимфы гор
  • Напеи — нимфы долин и полей
  • Лимониады — нимфы полян и лугов
  • Небулы — нимфы облаков
  • Ауры — духи ветра
  • Вентусы — духи шторма
  • Карпои — духи зерна
  • Нереиды — нимфы морей
  • Океаниды — нимфы океана, дочери титанов Океана и Тетис
  • Фурии — богини мщения, дочери Эребуса и Нокс
  • Керы — богини смерти и войны, дочери Эребуса и Нокс
  • Лары — божества домашнего очага
  • Пенаты — добрые домашние божества, охранявшие единство и благополучие каждой римской семьи
  • Маны — духи предков
  • Камены — покровительницы наук, поэзии и искусств
  • Гигинеи — раса землерожденных великанов
  • Гиганты — раса ужасных змееногих хтонических чудовищ, рожденных Землей и её вторым мужем, чтобы отомстить богам Олимпа за свержение титанов и захват власти.
  • Тритоны — подводные божества, свита Нептуна и Салации, Океана и Тетис
  • Цетусы — морские чудовища, вроде гигантских осьминогов с клыками, дети Кето и Турсциверса
  • Ламии — демоны-упыри, свита богини Тривии и бога Тартарусса
  • Лестригоны — народ великанов-людоедов
  • Лярвы — души и привидения умерших людей, приносящие несчастья, вплоть до смерти, тем, кто их увидел
  • Амфисбены — раса летающих змей, с двумя головами: с одной на шее, другой — на длинном хвосте.
  • Реморы — гигантские рыбы с присоской на голове, якобы обитающие в морях и задерживающие корабли
  • Гарпии — полуженщины-полуптицы, дети морского божества Тавмантуса и океаниды Электры
  • Грации — богини красоты и изящества
  • Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла

Древние римляне в связи со сходством культуры позаимствовали у греков их мифологию, то есть историю сотворения мира.

> См. также

  • Римская мифология
  • Соответствие римских и греческих богов
  • Праздники Древнего Рима
  • Культ императора#Древний Рим

> Литература

Каким богам поклонялись римляне и что представляла из себя Римская империя?

  • Меню
  • Афоризмы
    • Афоризмы по авторам
    • Афоризмы по темам
  • Викторины
  • Все обо всем
  • Детские игры
    • Игры в помещении
    • Девизы и речевки
    • Развивающие игры
    • Развивающие игры
    • Конкурсы для детей
    • Математические игры
    • Игры с водой
    • Игры на улице
    • Эстафеты
  • Иллюзии
    • Стереограммы
    • Обман зрения
    • Стерео-иллюзии
    • Оптические иллюзии
  • Кроссворды
  • Пословицы и поговорки по темам
    • О природе
    • О времени
    • О лжи и правде
    • О подлости и порядочности
    • О смекалке, уме и глупости
    • О храбрости и трусости
    • О героизме и Родине
    • О щедрости и скупости
    • Об умении и трудолюбии
    • О делах и бездельи
    • О лени и нерадивости
    • Об учебе
    • О дружбе
    • О доме, семье, праздниках, гостях, о еде
    • О речи
    • Пословицы и поговорки из СССР
    • Пословицы В.И. Даль
    • О мудрости
    • Пословицы и поговорки о прошлом
    • Пословицы и поговорки о человеке
    • Человек и общество
    • Человек и труд
    • С образом животных
  • Пословицы народов мира
    • Абазинские пословицы
    • Абхазские пословицы
    • Аварские пословицы
    • Адыгейские пословицы
    • Азербайджанские пословицы
    • Американские пословицы
    • Английские пословицы
    • Арабские пословицы
    • Армянские пословицы
    • Ассирийские пословицы
    • Афганские пословицы
    • Африканские пословицы
    • Башкирские пословицы
    • Бенгальские пословицы
    • Вьетнамские пословицы
    • Грузинские пословицы
    • Дагестанские пословицы
    • Даргинские пословицы
    • Датские половицы
    • Дигорские пословицы
    • Еврейские пословицы
    • Египетские пословицы
    • Зулусские пословицы
    • Индийские пословицы
    • Индонезийские пословицы
    • Иранские пословицы
    • Испанские пословицы
    • Итальянские пословицы
    • Казахские пословицы
    • Калмыцкие пословицы
    • Карельские пословицы
    • Киргизские пословицы
    • Китайские пословицы
    • Корейские пословицы
    • Курдские пословицы
    • Лакские пословицы
    • Латинские пословицы
    • Марийские пословицы
    • Монгольские пословицы
    • Мордовские пословицы
    • Немецкие пословицы
    • Осетинские пословицы
    • Персидские пословицы
    • Пословицы и поговорки Крымских Татар
    • Русские пословицы
    • Таджикские пословицы
    • Тамильские пословицы
    • Татарские пословицы
    • Турецкие пословицы
    • Туркменские пословицы
    • Удмуртские пословицы
    • Узбекские пословицы
    • Уйгурские пословицы
    • Украинские пословицы
    • Французские пословицы
    • Хаусские пословицы
    • Чеченские пословицы
    • Чувашские пословицы
    • Шумерские пословицы
    • Якутские пословицы
    • Японские пословицы
  • Ребусы
    • Ребусы для детей
    • Ребусы для взрослых
  • Советы родителям
  • Семейная психология
  • Стихи
    • Маршак С.Я.
    • Маяковский В.
    • Михалков С.
    • Барто А.Л.
    • Чуковский К.И.
  • Сказки народов мира
    • Русские сказки
    • Русские былины
    • Австралийские сказки
    • Австрийские сказки
    • Английские сказки
    • Армянские сказки
    • Абхазские сказки
    • Адыгейские сказки
    • Бирманские сказки
    • Белорусские сказки
    • Болгарские сказки
    • Балкарские сказки
    • Бразильские сказки
    • Бурятские сказки
    • Валийские сказки
    • Восточные сказки
    • Венгерские сказки
    • Вьетнамские сказки
    • Грузинские сказки
    • Датские сказки
    • Индейские сказки
    • Индийские сказки
    • Ирландские сказки
    • Испанские сказки
    • Итальянские сказки
    • Ингушские сказки
    • Корейские сказки
    • Кубинские сказки
    • Кабардинские сказки
    • Калмыцкие сказки
    • Карачаевские сказки
    • Корякские сказки
    • Латышские сказки
    • Мексиканские сказки
    • Мордовские сказки
    • Норвежские сказки
    • Осетинские сказки
    • Польские сказки
    • Португальские сказки
    • Сербские сказки
    • Словацкие сказки
    • Сказки народов Севеной Америки
    • Татарские сказки
    • Украинские сказки
    • Французские сказки
    • Цыганские сказки
    • Чешские сказки
    • Шведские сказки
    • Швейцарские сказки
    • Шотландские сказки
    • Шувашские сказки
    • Эскимоские сказки
    • Якутские сказки
    • Японские сказки
  • Скороговорки
    • Скороговорки на букву
    • Скороговорки на букву А
    • Скороговорки на букву Б
    • Скороговорки на букву В
    • Скороговорки на букву Г
    • Скороговорки на букву Д
    • Скороговорки на букву Е
    • Скороговорки на букву З
    • Скороговорки на букву Ж
    • Скороговорки на букву О
    • Скороговорки на букву П
    • Скороговорки на букву Р
    • Скороговорки на букву С
    • Скороговорки на букву Т
    • Скороговорки на букву И
    • Скороговорки на букву К
    • Скороговорки на букву Л
    • Скороговорки на букву М
    • Скороговорки на букву Н
    • Скороговорки на букву Ф
    • Скороговорки на букву Ц
    • Скороговорки на букву Ч
    • Скороговорки на букву Я
  • Фокусы
    • Карточные фокусы
  • Карта сайта

Религия Рима

Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

Семейные Культы

В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг, перед которым pater familias выполнял все обряды, сопровождавшие всякое важное дело, например, перед очагом отец семейства объявлял новорождённого своим ребёнком. Хранителями дома почитались пенаты, заботящиеся о благополучии и благосостоянии семьи. Эти добрые духи — обитатели дома.

Вне дома о семье и её имуществе пеклись лары, алтари которых были расположены на границах участков. У каждого члена семьи был свой «гений», который считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, выражением всего его существа и в то же время его хранителем. Гений отца семейстьа почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства также имела своего гения, который назывался Юноной. Юнона вводила молодую супругу в дом, она облегчала матери роды. Всякий дом имел много других охраняющих его божеств. Особенное значение приобрёл бог дверей Янус, стороживший и охранявший вход в дом.

Анимизм

Круг верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представления о загробной жизни характеризуют римскую религию как религию в основе которой лежит анимизм. Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.

Земледельческий быт римлян нашёл своё отражение в поклонении силам природы, но исконная римская религия далека от антропоморфизма, ей не свойственно было олицетворение природы в виде божеств, наделённых человеческими качествами, и в этом отношении она была полной противоположностью религии греческой. Особенно характерными для римского анимизма были представления об особых мистических силах, присущих явлениям природы; эти силы и есть божества (numina), которые могут приносить пользу и вред человеку. Процессы, происходящие в природе, как, например, произрастание семени или созревание плода, представлялись римлянами в виде особых божеств. С развитием общественной и политической жизни вошло в обыкновение обожествлять такие отвлечённые понятия, как надежда, честь, согласие и т. п. Римские божества, таким образом, отвлечённы и безличны.

Из множества богов выделились такие, которые приобрели значение для всей общины. Римляне находились в постоянном взаимодействии с другими народами. От них заимствовали они некоторвю религиозные представления, но и сами в свою очередь влияли на религию своих соседей.

Боги Рима

По мере сближения с греческим миром боги Рима отождествлялись с греческими: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Диана — Артемида, Венера — Афродита, Виктория — Ника, Марс — Арес, Меркурий — Гермес и др. Приспосабливались и греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлона и пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы.

Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племён начинаются довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности. Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться другая латинская богиня — Венера — покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы.

Наряду с капитолийской троицей к римлянам перешло от этрусков почитание других божеств. Некоторые из них первоначально были покровителями отдельных этрусских родов, затем приобрели общенародное значение. Так, например, Сатурн первоначально почитался в этрусском роде Сатриев, затем получил общее признание. У римлян он почитался как божество посевов, имя его было связано с латинским словом sator — сеятель . Он первый дал людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На празднике Сатурналий все становились равными: не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Создавшаяся впоследствии легенда была, невидимому, осмыслением праздника Сатурналий.

Римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне не отказывались принимать в него и других богов. Так, неоднократно во время войн они старались узнавать, каким божествам молятся их противники, чтобы привлечь этих богов на свою сторону.

Религиозные обряды

В римских религиозных обрядах и обычаях нашли своё отражение древнейшие стадии религиозного развития. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, во время богослужения Сильвану (божество леса) не могли присутствовать женщины, на празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались, наоборот, мужчины. Некоторые жреческие должности связаны были с самыми разнообразными запрещениями: фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс; нарушение некоторых запрещений, например обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.

Большую роль в римском культе играли всякого рода магические действия и заклинания. Культ у римлян состоял из жертвоприношений животных и растительных плодов, молитв и особых ритуальных действий. Молитва была для римлянина средством магического воздействия на божество или на какое-нибудь явление. Богу предлагалась определённая жертва, а взамен бог должен был выполнить просимое. Молитвы были многословны, так как римляне хотели предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.

Если не сказать «прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают всё вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилаи торговался с Юпитером: «Ты принесёшь мне в жертву голову»,—требует Юпитер.— «Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде». —»Нет, я подразумеваю нечто человеческое».— «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на всё согласился.

Римские молитвы лишены были экстаза, восхищения. Для римлян это было суеверие (superstitio). По отношению к богам, как по отношению к своим семейным, равно как и в отношении всей общины, нужно было соблюдать верность, благочестие, выражавшиеся словом pietas. Римская религия не имела определённых этических норм. Главное — это строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов. Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.

Религия в Древнем Риме.

Древний Рим

Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности. Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли. Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, — цереалии в честь — Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалии — праздник жатвы, сатурналии — праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 — 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 — 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
  1. торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой
  2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.
  3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр — 600 тыс., Аполлоновых — З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии. Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II — I вв. до н. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади, и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания — амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

Религия древнего рима

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *