§ 7 (2007г.) Духовный мир древних обществ

1. Что такое картина мира?

Картина мира – это осознанное или полуосознанное представление, передающееся из поколение в поколение с периодическими эволюционными изменениями, зафиксированное в конкретных произведениях культуры, которое включает в себя представления о личности и её отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, зле и добре, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе.

2. Каковы особенности мифологической картины мира?

Человек в мифах не отделяет себя от природы, наоборот, ощущает себя органической её частью. Миф отражает мир не в понятиях, а в конкретных, наглядных, чувственных образах, которые одновременно подлежат символическому толкованию, направленному на постижение тайного смысла явлений. В мифологической картине мира мало объяснений и причинно-следственных связей в современном смысле этого слова. В мифах мир устойчив, извечен, предсказуем и целостен.

3. Что такое осевое время? Какой смысл вкладывал в это понятие К. Ясперс?

Осевое время – это VIII-II века до н.э., когда началось преодоление мифологической картины миры. В то время согласно концепции К. Ясперса в разных цивилизациях появились выдающие мыслители, которые полностью изменили картину миру, повернули всё мышление людей. Таким образом около 500 года до н.э. можно провести своего рода ось мировой истории.

4. Что вам известно о возникновении буддизма? Какие идеи лежали в основе раннего буддизма?

Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама или Шакьямуни – принц небольшого государства племени шакьев, который жил когда-то в VII, VI или V в. до н.э. (точные годы жизни вызывают споры). В 29-летнем возрасте он бросил всё и стал аскетом. После 49 дней размышлений он достиг просветления и стал Буддой. Тогда он начал проповедовать своё учение. Согласно буддизму душа человека постоянно перерождается в разных телах в зависимости от дел, которые он делал в предыдущей жизни. Человек должен сделать целью своей жизни достижение состояния нирваны (отрешённости от мирской суеты) и таким образом прервать постоянный круг перерождений. Для этого человек должен пройти так называемый восьмеричный путь, то есть достичь:

(a) правильных взглядов;

(b) правильных намерений;

(c) правильной речи;

(d) правильных действий;

(e) правильного образа жизни;

(f) правильных усилий;

(g) правильной памяти;

(h) правильного сосредоточения.

5. Когда возникло конфуцианство? В чем вы видите его особенности? Чем конфуцианство отличаюсь от буддизма?

Конфуцианство создал Конфуций или Кун-цзы за годы своей жизни (551-479 годы до н.э.). Буддизм – это учение лишь о самосовершенствовании самого человека, конфуцианство включает также и идеи об идеальном общественных порядках. Главная особенность конфуцианства – рассмотрение государственного устройства, власти, управления, поведения чиновников, долга правителей и обязанностей подданных через призму моральных норм.

6. Что такое иудаизм? Каковы его особенности?

Иудаизм – это монотеистическая религия еврейского народа. Она основывалась на священной книге (Библии). Его последователи должны жить согласно договору (завету), который бог Яхве заключил с людьми. Главной особенность иудаизма можно назвать развитое эсхатологическое учение (учение о конце света и судьбе человеческих душ после него).

7. При каких исторических условиях «возникла христианская духовная традиция? В чем причины быстрого распространения христианства в Римской империи?

Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине, которая тогда находилась под властью Римской империи, в среде монотеистов иудаистов, которых тяготило подчинение язычникам римлянам. Христианство было религией бесправных, оно уравнивало всех людей. Особенно помогло распространению христианства его учение о скором царстве антихриста, всеобщих бедствиях. В III в. н.э. на римских землях как раз и начались повсеместные страшные бедствия и казалось, что царство антихриста скоро должно наступить. То есть во первых, люди видели, что христиане оказываются правы, во вторых, христианство давало утешение и смысл жизни среди окружающего хаоса действительности в то время.

8. Что такое религии спасения? Каковы их особенности?

Религии спасения отвечают на духовные вопросы людей и сулят им жизнь вечную и лучшую (спасение). К их числу относятся буддизм, иудаизм, индуизм, христианство, зороастризм, ислам.

9. Чем научное знание в древних цивилизациях отличалось от мифов? Каковы особенности древней науки?

Научные знания в отличии от мифов выявляли причинно-следственные связи и универсальные для природы законы. На Древнем Востоке научные знания ориентированы, прежде всего, на практическое применение. В Древней Греции учёные лишь снисходили до практического применения своих выводов, главной их целью было познание истины.

Учение о душе

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, что принято считать личностью, состоит из:

а) «чистого сознания» (читта или виджняна);

б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта);

в) «чувственного» в абстракции от сознания (рупа);

г) сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в конкретные сочетания, конфигурации (санскара, чэтана).

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального «сознания», которое «несет в себе» весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване. В соответствии с учением о драхмах «поток сознательной жизни» индивидуума в конечном счете является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия.

По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как на поток, как «непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей».

Отношение к земной жизни

Первая из четырех «благородных истин» формулируется так: «В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение — страдание; расстройство здоровья — страдание; смерть — страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние — страдание; союз с нелюбимым — страдание; разлука с любимым — страдание; неполучение страстно желаемого — страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) — страдание».

Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного. Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огромной быстротой. Можно лишь проследить достаточно длинные «цепи моментов», которые в своей совокупности и составляют «поток сознательной жизни» каждого индивидуума.

Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения», «заблудшего» сознания.

Путь к спасению

«Вторая благородная истина» гласит, что источником страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества». «Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них».

В своем основном и главном значении палийское слово «ниббана» или санскритское «нирвана» означает «затухание», «угасание», «успокоение». Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние «полного небытия», при котором «перерождения-страдания» кончаются.

Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия. Некоторые исследователи с этим не согласны: «Что же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущения и желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности».

«Четвертая благородная истина» — практический путь, который ведет к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно «срединным путем» или «благородным восьмеричным путем» спасения.

Это:

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, — индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия — это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста.

Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

1. Воздерживайся от убийства.

2. Воздерживайся от воровства.

3. Воздерживайся от блуда.

4. Воздерживайся ото лжи.

5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Помимо этих заповедей «упасаки» должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.

Религия спасения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *