Какая вера у американцев

Благодаря многонациональности американского народа постепенно сформировались разные направления верований. В Соединенных Штатах Америки мирно соседствуют приверженцы:

  • неопротистанских и псевдопротистанских течений;
  • католических, православных, протестантских религий;
  • общины индейцев, афроамериканцев;
  • евангельские христиане;
  • основные протестанты;
  • мормоны;
  • буддисты;
  • свидетели Иеговы;
  • мусульмане;
  • прочие христианские верования.

Есть многочисленная (относительно числа прихожан) церковь сатаны и другие ортодоксальные конфессии. Приблизительно 1,6% граждан, в основном молодых считают себя атеистами и эта цифра неуклонно растет.

На вопрос какая религия в США самая распространенная можно дать исчерпывающий ответ. Наиболее доминирующими конфессиями считаются – католицизм (свыше 23% верующих) и протестантизм (более 51% адептов). В 20 веке католическая церковь активно занималась вопросами политики: выступала против войны во Вьетнаме, старалась позитивно влиять на проблему ядерной безопасности. Например, епископы США в 1978 году высказывали пожелания о договоре ограничения стратегических вооружений.

Статистика

Согласно исследованию, проведённому в 2002 году Pew Global Attitudes Project, США — единственная из развитых стран, где большинство опрошенных людей выразило свою приверженность вероисповеданию, отметив, что религия играет «очень важную роль» в их жизни.

Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии. По данным «Всемирной книги фактов ЦРУ» на 2018 год: 46,5 % населения США — протестанты, 20,8 % — католики, 1,6 % — мормоны, 0,9 % — члены других христианских конфессий, 1,9 % — иудеи, 0,9 % — мусульмане, 0,8 % — иеговисты, 0,7 % — буддисты, 0,7 % — индуисты, 1,8 % — другие, 22,8 % — не относящиеся ни к одной религиозной группе.

Согласно Yearbook of American and Canadian Churches за 2012 г., в котором число членов церквей приводится вместе по США и Канаде и данным Национального совета церквей (англ.) пять крупнейших религиозных организаций включают:

  • Римско-Католическая Церковь, 68 202 492 членов
  • Южная баптистская конвенция, 16 136 044 членов
  • Объединённая методистская церковь, 7 679 850 членов
  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), 6 157 238 членов
  • Церковь Бога во Христе (пятидесятники), 5 499 875 членов

Протестанты разбиты на целый ряд церквей, поэтому Католическая церковь крупнейшая.

Протестантизм

Основная статья: Протестантизм в США

Протестантизм в США представлен множеством направлений: англиканство, пресвитерианство, лютеранство, конгрегационализм, квакерство, баптизм, методизм и другие.

История США неразрывно связана с протестантизмом. В период с 1630 по 1643 г. около 20 тысяч пуритан поселились в колониях Новой Англии, спасаясь от религиозных гонений в Англии и Шотландии. Протестантская этика, аскетизм первых поселенцев повлияли на формирование национального самосознания американцев. Без знаний Библии, хорошей репутации и безупречного образа жизни нельзя было занять никакого ответственного поста. Все решения принимались с благословения протестантского пастора.

Американское общество характеризовалось религиозным плюрализмом. Именно в Америке появилось понятие «деноминация», поскольку господствующих, государственных церквей там не было. Каждая протестантская деноминация стремилась привлечь на свою сторону как можно больше верующих. Члены каждой деноминации селились отдельно, пытаясь строить на новом месте свой идеал церкви и государства. Так, к примеру, колония Род-Айленд была основана баптистами, а в Пенсильвания проживали квакеры. Последователи малочисленных групп, таких как социниане, менониты, пиетисты, гернгутеры, образовывали округа и города. Самой многочисленной деноминацией стал методизм.

Собрание методистов в США в 1839 г.

Акроним WASP (Белые англосаксонские протестанты), был аналогичен понятию «стопроцентный американец» — то есть представители более зажиточных слоёв общества США, ранее игравшие доминирующую роль в формировании элиты американской политической и экономической жизни.

В соответствии с крупным исследованием Pew Research Center 2007 года доля от всего населения США составляет: евангельские христиане — 26,3 %, мейнстрим-протестанты — 18,1 %, прихожане церквей чернокожих — 6,9 %. Другое исследование 2007 года Pew Research Center предоставляет немного иную статистику: евангелисты — 21 %, мейнстрим-протестанты — 18 %, члены церквей чернокожих — 8 %, однако это исследование предлагает ещё и четвёртую группу протестантских меньшинств, куда относит 6 %. Данное исследование совместно с исследованиями следующих пяти лет представляет картину снижения числа членов церквей, которая отлична от широко распространённого представления, основанного на других источниках, о том, что численность мейнстим-протестантов существенно снижается, в то время как численность евангельских протестантов возрастает (число чернокожих и других меньшинств протестантов практически неизменно).

Исследования Pew Research Center 2007 года были широкомасштабными и показали разницу взглядов в среднем между протестантами основных церквей и евангельских: первые в большем числе продемонстрировали либеральные взгляды и рационализм, в то время как вторые в большем числе разделяют консервативные убеждения и традиционную веру. Мейнстрим-протестанты в среднем меньше соблюдают традиционную практику религиозной жизни: менее часто посещают богослужения, молятся и читают Библию.

Наиболее сильны позиции евангельских христиан в так называемом Библейском поясе, ядром которого традиционно являются Южные штаты.

В середине XX века появился такой феномен, как мегацеркви — религиозные организации с десятками тысяч прихожан, бизнес-структурой и гигантскими доходами. Их число за последние полстолетия выросло с 16 до 1 300. Службы в них, нередко сопровождающиеся концертами звезд эстрады и другими яркими мероприятиями, привлекают множество неофитов, особенно молодежи. Другим религиозным феноменом современности стал телевангелизм. Некоторые телевангелисты являются пасторами, читающими проповеди и в более традиционных богослужебных учреждениях, однако большинство их последователей слушают их проповеди по радио и телевидению. Многие телевангелисты щедро обещают своим последователям материальное, финансовое, физическое и духовное благополучие (en:prosperity gospel). Некоторые телевангелисты располагают значительными активами, дорогими автомобилями, недвижимостью, или даже частными самолётами.

Телевангелист Джоель Остин в мегацеркви Lakewood Church, Хьюстон, штат Техас

Однако в 2012 г. число представителей взрослого населения США, исповедующего протестантизм, достигло самого низкого уровня в 48%, впервые упав ниже 50%. Одну из причин произошедшего эксперты видят в том, что за последнее время выросло число американцев, не определивших свою религиозную принадлежность. Как показало исследование The Pew Forum on Religion & Public Life, об этом заявило около 20% американцев. В 2007 г. их число составляло 15%.

Православие

В США действует частично признанная автокефальная поместная православная церковь — Православная церковь в Америке, получившая автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная — Американская архиепископия и Украинская православная церковь в США Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США и Русская православная церковь за границей Московского патриархата.

Всего в США, согласно подсчетам социологов 1,1 млн православных верующих. Согласно официальным данным на 2012 год в канонических православных приходах США сейчас состоит 797 тыс. 600 чел., при этом регулярно (то есть еженедельно) участвуют в приходской жизни 209 тыс. человек. При этом 797,6 тысяч человек разделяется по юрисдикциям следующим образом:

  • Греческая американская архиепископия (Константинопольский Патриархат) — 476 000
  • Православная Церковь в Америке — 84 600
  • Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки — 75 000
  • Сербская Православная Церковь в США и Канаде — 68 000
  • Русская Православная Церковь Заграницей — 27 000
  • Украинская православная церковь в США (Константинопольский Патриархат) — 23 000
  • Патриаршие приходы в США — 12 400
  • Румынская православная архиепископия Америки и Канады — 11 200
  • Американская Карпаторосская православная епархия (Константинопольский Патриархат) — 10 500
  • Викариатство палестино-иорданских общин в США (Константинопольский Патриархат) — 6 800
  • Болгарская православная епархия в США, Канаде и Австралии — 2 600
  • Грузинские православные приходы в США — 900
  • Албанская православная епархия Америки — 700

См. также: Православные храмы США > См. также

  • Пятидесятническое движение в США

> Ссылки

  • Христианские корни США // washprofile.org, 3.02.2007 (веб-архив)
  • Христианство в США приняло пугающие формы // Взгляд, 7 сентября 2018

Примечания

  1. Первая поправка: CRS Annotated Constitition (англ.)
  2. U.S. Stands Alone in its Embrace of Religion. Pew Global Attitudes Project. Проверено 31 октября 2009. Архивировано 21 августа 2011 года. (англ.)
  3. United States — People — Religions (англ.)
  4. Church giving drops $1.2 billion . National Council of Churches of Christ in the USA (20 марта 2012). Проверено 13 мая 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  5. 1 2 3 Мартышин О. В. Государство и религия в постсоветской России (статья вторая) // Государство и право. — 2015. — № 8. — С. 13.
  6. Е.В. Галкина.АМЕРИКАНСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ:ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  7. А.А. Опарин. Религии мира и Библия
  8. Протестантизм в Америке
  9. Западное христианство в XVII веке. Английский протестантизм
  10. Religious Affiliation // The Pew Forum on Religion & Public Life, февраль 2008
  11. U.S.Religious Landscape Survey. Religious Affiliation: Diverse and Dynamic. February 2008
  12. “Nones” on the Rise // The Pew Forum on Religion & Public Life, 9 октября 2012
  13. U. S. Religious Landscape Survey: Religious Beliefs and Practices, Diverse and Politically Relevant. Washington D. C.: Pew Forum on Religion and Public Life. June 2008 // Pew Research Center
  14. Корпорации веры. В США набирают силу мегацеркви с бизнес-структурой и гигантскими доходами
  15. Протестанты в США перестали составлять большинство
  16. «Не думайте, что на чужбине кто-то ждет вас с распростертыми объятиями». Беседа с архиепископом Наро-Фоминским Юстинианом (Овчинниковым), управляющим Патриаршими приходами в США
  17. БЛОГ ИГОРЯ ГАСЛОВА: Что делят в православной Америке? Данные статистического исследования

Одной из важных причин английской колонизации стала религиозная политика Стюартов в метрополии. Пуритане – борцы за дело окончательной Реформации — оказались подвержены гонениям со стороны англиканской церкви. Многие из них бежали в Америку, чтобы обрести там новое пристанище, построить «Град на Холме».

Первым кораблем, который перевез пуритан в Америку, считается знаменитый «Мэйфлауэр». В 1620 г. группа пуритан заключила договор с Вирджинской компанией, согласно которому путешественники обязывались отработать в колонии в обмен на бесплатный проезд через океан. Однако из-за ошибки капитана корабль прибыл севернее того участка, куда должен был прибыть. Тогда лидеры пуритан (они называли себя «пилигримами») Уильям Брюстер и Уильям Брэдфорд объявили об отказе их группы выполнять условия контракта, но подписали с представителем Вирджинской компании на борту корабля новый договор о создании на территории Америки отдельной колонии с правом самоуправления. Этот документ вошел в историю как «Мэйфлауэрское соглашение». И это был первый случай в истории английского колониализма, когда колониальная хартия стала результатом не королевского дара, а «общественного договора». Пуританская колония получила название Плимутской.
Ж.Ферри. «Мэйфлауэрское соглашение».
Плимутская колония — старейшая пуританская колония в Америке. В 1636 г. местное население приняло «Кодекс законов пилигримов» — акты местного самоуправления, основанные на пуританской идеологии. Наряду с другими подобными поселениями, Плимутская колония отказывалась подчиняться Лондону, и была жестким решением метрополии объединена вместе с колонией Массачусестского залива и колонией Мэн в колонию Массачусетс в 1691 г.
В 1630 г. пуритане основали две колонии: колонию Массачусетского залива в Северной Америке и колонию на острове Провиденс в Вест-Индии. О вест-индской колонии пуритан я уже писал. А колонию в Северной Америке основали тысяча пуритан-переселенцев во главе с юристом и проповедником Джоном Уинтропом, который объявил, что колонисты будут строить здесь свой Рай на земле — «Град на Холме». Фраза была взята из Евангелия («Нагорная проповедь» Иисуса Христа): «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху холма… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея, 5:14-16) Колонисты-пуритане были конгрегационалистами (индепендентами) и выступали за создание в Америке общества приходских общин. Позднее их лидерам – Дж.Уинтропу, Дж.Элиоту, И. Мэзеру – удалось построить в колонии теократический режим «пуританской олигархии».
По подсчетам исследователей в 1620-1640-х гг. в колонии переселилось свыше 20 тыс.пуритан. Архиепископ Кентерберийский Лод пытался препятствовать этому движению (пуритане назвали его «Великим исходом» по аналогии с библейским исходом израильтян из Египта), убедив короля Карла I выпустить в 1637 г. прокламацию, запрещавшую пуританам покидать Англию. Именно благодаря этому документу в Америку не удалось бежать Оливеру Кромвелю, о чем, вероятно, король позже сильно пожалел. Оливера буквально сняли с уходящего корабля. Однако многие пуритане все равно тайно уезжали в Америку.
В 1957 г. благодарные потомки построили точную копию «Мэйфлауэра», который повторил путь своего предшественника из Англии в Америку. Сейчас корабль стоит в Плимутской бухте и радует туристов.
На фото — «Мэйфлауэр II» во время праздника в Нью-Йорке (2009 г.).

Религия в Америке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *