Здесь я буду больше говорить о частном случае передачи и заражения родовыми и коллективными грехами, а именно о сбрасывании их. Такое сбрасывание не имеет никакого отношения к очищению. Оно позволяет в какой-то степени избавляться — на ограниченное время! — от родовых проблем, и в конечном счете приводит к ухудшению положения.
Как я уже упоминал, передача грехов по роду идет по вертикальным связям: от родителей к детям (и обратно), расширенно: от старшего поколения к младшему, и по горизонтальным связям — через родственные отношения братьев и сестер.
Надо полагать, что распределение грехов в больших семьях происходит более равномерно. Какую-то критическую проблему берут на себя дети, рано ушедшие из жизни. Находится в семье и изгой (козел отпущения), о котором говорят: в семье не без урода. Находится и человек, выходящий из родовых отношений не вниз, а вверх. Это «Иванушка-дурачок» рода, который, в силу большей чистоты и глубины души — качеств до времени скрытых, — воспринимается родственниками и окружением как юродивый. в конечном счете, такой «дурачок» может подняться над своим родом.
Современные семьи — малодетные: все достоинства и проблемы рода берет на себя один или два ребенка. Если род уже подточен грехами и загружен родовыми проблемами, то детям приходится не сладко. Как показала история России в 20-ом веке, критическая загрузка родовыми и коллективными грехами в малодетных семьях (в случае ведения непокаянной жизни родителями) происходит в третьем и четвертом поколении. И похоже, что четвертое поколение уже выходит мутированным — приспособившимся к более низкому уровню родовой жизни — и полностью зомбированным — на уровне жизни коллективной (за небольшим исключением). Хочу здесь отметить важный момент, о котором буду говорить ниже: в настоящее время ряд функций родовой (и старой общинной) жизни все больше передаются коллективам.
Итак, у ребенка, чьи предки вели непокаянную жизнь, есть следующая вилка выбора: 1) Стать изгоем (вплоть до асоциального образа жизни и суицида); 2) стать современным обывателем с мутированным сознанием — влиться в глобализационный поток, прерывая испорченные родовые связи и подключаясь связям более развитым — глобально-коллективным; 3) войти в преображение — через путь покаяния и стяжания благодатных сил. Если обращаться к образу сказки-мифа — то стать «Иванушкой-дурачком» — отказаться от тупого, уплощенного и зомбированного ума, найти свою «царевну-лягушку» — сокровенную душу и силы души — и соединить ум и душу, пройдя внутренним путем испытаний и сражений — путем современной аскетики.
О третьем пути-выборе — позже.
Не буду здесь много распространяться о типичных приемах сбрасывания родовых грехов от родителей к детям. По сути большинство этих приемов принадлежит к обычной бытовой магии и неосознанному использованию оккультных сил. Мать, не желающая детей, уже во чреве начинает «высасывать» ребенка, если по каким-то причинам не может от него избавиться… Ребенок, зачатый с целью заместить какую-то серьезную проблему (напр, неожиданную смерть предыдущего ребенка)… Недоброжелательное отношение свекрови к невестке во время ее беременности… И тд., и т.п. Во время воспитания ребенка к родовым проблемам ведет равно как ненависть, так и проявление ветхой удушающей любви. На детях вымещают собственное плохое состояние — это один из основных способов активной передачи родовых грехов. Другой способ активной передачи — через привязанность к ребенку, использование ребенка в качестве жертвы своей ненасытной, эгоистической любви. В этой эгоистической любви мать (отец намного реже) становится пауком-вампиром, опутывающим ребенка сетями заботливости и уюта, и взамен их — высасывающим из него живительные соки. Сети любви и уюта могут быть заменены сетями ненависти, но цель остается прежней — паразитирование на ребенке (даже на воспоминаниях о нем). Пассивный способ — подстилающая основа для активного — ведение ребенка в родовом потоке на подчиненной роли, захват инициативы, узурпация воли. В некоторых случаях почти сознательно воспитывается будущий сильный паук-вампир, который будет высасывать силы из других людей — на поприще общественного воспитания и управления. Часто на детей скидывают недоделанные дела, несбывшиеся мечты, амбиции, тщеславие…
Передача и сбрасывание родовых грехов по горизонтальным связям обычно строится на соревновательности, зависти и подавлении-подчинении. Соревнуются и завидуют друг другу близнецы, старший брат подавляет младшего и завидует тому вниманию, которое оказывают младшим детям родители, старшая сестра берет в свои руки заботу о младших и в результате не может выйти замуж. И т.п.
Теперь о другом важном способе сбрасывания-перенаправления личных и родовых грехов (и заражении новыми). Таким способом является вхождение в некий общественный коллектив.
Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится, — учит Св.Писание. Вхождение человека в коллектив неизбежно ведет к изменению его состояния. Есть коллективы, действующие очищающим способом на человека, а есть — развращающим. Яркий пример дурной метаморфозы — превращение человека под воздействием коллективного сознания в функционера. Поскольку все земные коллективы не являются абсолютно чистыми, вхождение в них меняет человека двояко: с одной стороны — освобождает и даже очищает его (если коллектив обладает такой чистотой), дает защиту, а с другой — опутывает новыми сетями различных зависимостей и загружает новыми, коллективными грехами.
Показательно вхождение человека в земную церковь. Как я уже говорил раньше, на первом этап вхождения происходит очищение человека, прощаются некоторые личные грехи, снимаются какие-то грехи родовые и коллективные, а затем начинаются проблемы, связанные с проявлением в жизни этого человека специфических грехов земной церкви. Проблема заражения церковными грехами стоит столь остро, что уже сложились негласные правила (слабые и непоследовательные) поведения человека, приходящего в храм на службу. Замечу, что церковная жизнь и сведена, в большинстве, к храмовым службам, причастию и исповеди. В негласных правилах прописан минимум храмового общения: пришел на службу — не зырь по сторонам, служба окончилась — не общайся ни с кем и отваливай поскорей — и тогда будет меньше искушений.
Отдельно следует отметить выход человека из коллектива (коллективной души, коллективного сознания…). Можно увидеть три основных сценария такого выхода: 1. Изгнание провинившегося — из человека (группы людей) делают козла отпущения. 2. Переход в другой коллектив. Если другой коллектив находится в конфронтации к предыдущему, переход обязательно сопровождается резкой негативной реакцией и почти обязательным ритуальным действием — осуждением вплоть до проклятия старого места. 3. Превосхождение коллективного сознания. В этом случае из человека обычно делают мученика (или изгоя), и спустя какое-то время дети отцов, которые убивали и мучили, прославляют нового святого и героя или окончательно называют его врагом.
Т.о., выход человека из коллектива может обыгрываться как один из приемов сбрасывания коллективных грехов на него. Такое сбрасывание — весьма эффективный способ сплочения и продления жизни коллектива (естественно, падшего и испорченного). Чтобы сбрасываемые грехи не раздавили выходящего человека, он вынужден осудить и отречься от старого коллектива, а затем поскорее встать под защиту коллектива нового. За одним исключением: если человек чист, он осуждать не будет.
Проскакав галопом по проблемам коллективных грехов, отмечу главную фишку нашего времени — глобализацию, которая охватывает и объединяет старые коллективы в новую суперобщность. Такое объединение потребовало предварительного разрушения старых родовых, общинных и (отчасти) национальных связей. Человек, вливающийся в суперобщность, освобождается от многих застаревших проблем родового и коллективного порядка. И взамен оказывается под колпаком нового глобального цирка, в котором он всего лишь ничтожная марионетка и клон массового сознания.

РОДОВОЙ ГРЕХ

Родовой грех – это «дурная» наследственность, являющаяся следствием беззаконной жизни семьи, рода, племени, нации и передающаяся из поколения в поколение.

Осипов Алексей Ильич

Иисус Христос (Спаситель)

Всякий, делающий грех, есть раб греха

Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:34-36).

Пророк (Царь) Давид

Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде

Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные, говорят со мною языком лживым, отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины, за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь, воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью. Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;

да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его, возлюбил проклятие, – оно и придет на него, не восхотел благословения, – оно и удалится от него;

да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! (Пс.108:1-20).

Апостол Иоанн Богослов

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грехе сть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает, всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1Ин.3:4-6).

Преподобный Серафим Саровский

Большей частью бывает, что каковы родители, таковыми же выходят и дети их

Народная пословица гласит: «Яблоко недалеко от яблони падает». Что это значит? На что указывают слова вышеприведенной пословицы? Указывают, по нашему мнению, главным образом на то, что каковы родители, таковы же бывают в большинстве случаев и дети. Хороши родители, хороши и дети их, худы первые, таковыми же очень часто выходят и последние. Можно ли согласиться с этим? Есть ли правда в словах пословицы? В житии преподобного Серафима Саровского пишется, что воспитательницей его в детстве была мать его Агафья и что она учила юного сына не столько словом, сколько примером своей жизни. Какой же она подавала ему пример? Она, сказано, отличалась и личным благочестием, и благотворительностью ближним. При жизни мужа и по его смерти она помогала бедным, особенно сиротам, не отказывая им и в таких случаях, когда просили ее обеспечить приданым бедную девушку при вступлении в брак, что требовало, конечно, значительного пожертвования. По обоюдному согласию с мужем она в течение многих лет уже после его смерти руководила постройкой церкви, лично наблюдая за ходом и успехами работ до их завершения.

Отражалась ли такая жизнь матери на жизни ее сына? Да, отражалась. Ее благотворительность, говорится далее в житии преподобного, любовь к храмам Божиим и молитве заронили в сердце отрока Серафима семена той заботы о бедных и сиротах, той любви к благолепию храмов Божиих и усердия к молитве, какими отличался он еще с юных лет. Сердце влекло его туда, где можно было стяжать себе сокровище духовное, вечное спасение души. Не оставлял он почти ни одного дня без посещения храма Божия. После домашней молитвы спешил он к утреннему богослужению, чтобы там вознести свои молитвы к Богу. В воскресные и праздничные дни он особенно любил заниматься чтением духовно-назидательных книг, приглашая иногда своих товарищей послушать чтение. Так жизнь матери отразилась на жизни сына и оправдала слова: «Яблоко недалеко от яблони падает». Теперь посмотрим, правда ли, что у худых родителей бывают худы и дети их. У одного сына была худая мать. Не подавая ему собою хорошего примера, она так нерадиво воспитывала свое детище, что не только не наказывала его за худое поведение, но даже не бранила. Сын пьянствовал, буйствовал, воровал; мать не только не останавливала его, но всячески старалась защитить и скрыть его пороки в глазах других, и кончилось тем, что он сделался разбойником и потом погиб на виселице. Опять, значит, правда, что «яблоко недалеко от яблони падает».

К чему же все сказанное должно вести нас? Конечно, к тому, что если мы желаем, чтобы дети наши были подобны прекрасным плодам, падающим с прекрасного дерева, и сами должны стараться быть плодоносными древами в вертограде Христовом, и сами должны прежде всего возрастать в добре, цвести праведностью и созревать в святости. И если мы будем вести себя так, то наши добро, праведность и святость, можно думать, сами, помимо даже всяких внушений перейдут к детям нашим и соделают их чадами святыни, любви и благословения. Тогда, естественно, и дети будут перенимать добродетели наши и проникаться ими, будут сами возрастать во всем добром и прекрасном, будут находить искреннее утешение и радость в делах благочестия и в молитве и послужат великим утешением для нас, их родителей. И соделай, Господи, чтобы все это было так! Аминь.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Воздерживаться от страстей нужно особенно будущим супругам, потому что страсти переходят с рождением и к детям и сообщаются им, так что дети делаются жалкими наследниками страстей своих родителей, как и их болезней (например, золотухи). О, наследие греха, наследие плачевное!

Преподобный Паисий Святогорец

Неправда причиняет страдания потомкам

Может случиться, что в какой-то семье дед или бабушка совершали какие-то несправедливые поступки, но на них самих это никак не отразилось. Однако наказание постигает их детей или внуков, которые заболевают и бывают вынуждены растратить на врачей то, что было собрано неправдой, чтобы таким образом оплатить долги предков. Помню одну семью, на которую обрушилось много напастей. Сначала тяжкая болезнь поразила главу семьи: несколько лет он промучился, будучи прикованным к постели, и после этого умер. Затем умерла его жена и дети — один за другим. Недавно умер и последний — пятый ребенок. Эта семья была прежде очень богатой, но дошла до нищеты, потому, что для того, чтобы заплатить врачам и покрыть разные другие расходы, они распродавали все, что имели, за бесценок.

«Почему же на них сыпется столько болезней и бед?» — удивлялся я. С некоторыми членами этой семьи я был знаком. По ним было видно, что их беды не имеют ничего общего с теми благословенными испытаниями, которые посылает Своим избранникам Бог. «Скорее всего, — подумал я, — в их случае вступили в действие духовные Божии законы». Для того чтобы развеять сомнения, я постарался расспросить об их семье некоторых достойных доверия стариков — их земляков, которые рассказали мне следующее. Глава этой семьи получил от своего отца какое-то наследство и впоследствии увеличил его, совершив разные несправедливые деяния. Например, какая-то вдова просила у него взаймы денег, чтобы выдать замуж свою дочь. Свой долг она вернула бы после уборки и обмолота хлеба. Он же давал ей деньги при условии, что она перепишет на его имя свой участок под строительство дома. Будучи в нужде, несчастная давала ему все, что он просил. Другой человек просил взаймы для того, чтобы уплатить долг банку. Взятые деньги он вернул бы после уборки хлопка, но несправедливый глава семьи не соглашался и требовал взамен целое поле. Несчастный, боясь преследований со стороны банка, отдавал ему свое поле. Третий просил одолжить немного денег, чтобы заплатить врачам, и злой заимодавец требовал у него корову. Бедняк отдавал ему то, что он просил. Таким способом этот человек сколотил себе немалое состояние. Однако весь ропот страдальцев ударил не только по нему самому и его жене, но даже по их детям. Таким образом, вступили в действие духовные законы, и самим членам семьи несправедливого богача пришлось оказаться в шкуре тех, кто был обижен ими. Так, для оплаты врачей и прочих расходов, связанных с болезнями, несчастными случаями и другими бедами, они за бесценок распродали все, что имели. Из больших богачей они превратились в нищих, и ушли из жизни все — один за другим. Конечно, Бог будет судить их в соответствии со Своей великой любовью и справедливостью. А те, кто, находясь в нужде, были вынуждены продать последнее, чтобы заплатить врачам или кому-то еще, и из-за этого обнищали, получат мзду в соответствии с той неправдой, которую они претерпели. Люди же несправедливые, претерпевая такие несчастья, оплачивают ими свои долги перед Богом.

Осипов Алексей Ильич

Доктор богословия. Профессор МДА

Понятие греха

За словом «грех», употребляемом в Священном Писании и творениях святых отцов, стоят несколько совершенно различных понятий, смешение которых может привести к серьезным ошибкам в понимании многих сторон христианской веры и жизни. Есть три вида греха: личный, родовой, первородный.

Родовой грех

Так называемый родовой грех – это «дурная» наследственность, являющаяся следствием беззаконной жизни семьи, рода, племени, нации и передающаяся из поколения в поколение. Она проявляется как особая склонность к какой-либо (каким-либо) страсти (например, гордости, мстительности, жестокости, скупости, лжи, воровству и т. д.).

Пороки семейной жизни, преступность, бессовестность, пьянство, разврат, безобразие брачных отношений и т.д., – такая духовно-нравственная атмосфера (как и, напротив, жизнь чистая и честная), в которой зачинаются, рождаются и воспитываются дети, реально и сильно воздействует на формирование их личности, всего их психофизического состояния. В силу этого все люди рождаются с разными, более или менее заметными наследственными (генетическими) склонностями к страстям и порокам (или к добрым качествам). . Однако только некоторые, исключительные роды имеют ярко выраженные нравственные характеристики, например, род Каинов, воровские династии – «каиниты», (или, напротив, святой род Богоматери). Подавляющее же большинство родов (племен, наций) не имеют видимой однозначной нравственной характеристики. Положительные и отрицательные свойства их перемешаны.

Но в любом роде и во всех случаях каждый отдельный человек в полной мере сохраняет духовную свободу личного избрания добра или зла, истины или лжи, и потому имеет те же самые, равные для всех людей на земле, возможности для спасения.

Таким образом, родовой грех присущ всем людям без исключения, хотя и в разной степени и с разными особенностями в каждом роде, в каждой семье, что налагает на каждого человека и все стороны его деятельности свою печать. Но родовой грех (в отличие от первородного) может, хотя и с трудом, искоренить отдельный член данного рода подвигом правильной христианской жизни и таким образом заложить новую духовную наследственность.

Только один Иисус Христос был изъят из потока родового греха (всегда порождаемого страстностью и страстями «отцов») в силу, с одной стороны, бессеменного рождения и, с другой – праведного рода «богоотцов» и исключительной чистоты Его Матери-Девы. Об этом свидетельствует, например, Григорий Палама, говоря, что Христос «был единственным, не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим… Потому что плотское вожделение… как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением… и является страстным движением человека, не сознающего чести, которую наше естество приняло от Бога, но потом уподобилось животным».

Библия говорит о том, что грех отца сказывается до 3-4 рода

Преступление родоначальника наносит такую рану, которая передается в течение нескольких поколений. Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до 3-4 рода, можно полагать, что особо сильное действие этой раны, которую производит человек своим преступлением и которое передается из поколения в поколение, имеет значение в первых этих 3-х, 4-х поколениях. Особенно сильно ощущается, как рана не заживает у нас в течение какого-то времени, так и здесь, особенно сильно эта рана сказывается в этом промежутке времени. Это и есть родовой грех, о том что это не есть богословская абстракция, а это есть реальность нашей жизни, каждый может в этом убедиться.

Мы на многих детях прямо замечаем ярко выраженные страсти, болезни, он еще ничего не знает этот ребенок, уже у него выпячивает во всю, над ним смеются его собратья, дети, он еще не понимает, а у него уже это говорит. Он за это не несет ответственность, мы называем это грехом в смысле, например, в плотницком искусстве или в столярном нужно сделать гладкую доску, выстрогать ее, и вдруг строгальщик говорит что вылетел сучек, ах какой грех, изъян. Так вот родовой грех, хотя мы именуем грехом, на самом деле это болезнь, это не личный акт человека, а болезнь наследуемая им, но эта болезнь не вечная, т.е. она особенно действует на 3-4 рода, она может быть излечена правильной жизнью. Если в течении этих поколений, найдутся люди, которые противостоят этой болезни, борются с собой и в конце концов побеждают ее, то прекращается этот родовой грех, но из этого следует очень важная вещь, о чем следует знать всем людям, о чем нужно буквально проповедовать: родители бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей! Не думайте о том, что ваша жизнь не имеет никакого значения для ваших детей. Не думайте об этом и не мечтайте. Все ваши преступления и ваши грехи отпечатываются на ваших детях. Поэтому когда сейчас сплошь и рядом задают вопрос: что нам делать с нашими детьми? Ответ всегда приходиться давать однозначный. Подумайте сначала, что делать с отцами и матерями, т.е. с самими собой, тогда узнаете, что делать с детьми. Итак, это то, что мы назвали родовым грехом. В некоторых родах и даже племенах определенные страсти сказываются с особенно большой силой, поэтому так и остался в истории род каинитов, разбойнические роды, воровские династии и т.д., там с особой силой действует нравственная болезнь. Поэтому этим людям нужно посочувствовать, мы их осуждаем, говорим вот негодяи, преступники, подождите осуждать. Вы подумайте сначала, от кого они произошли, в какой среде они воспитались, жалеть нужно больных людей, а не осуждать, если можно помочь.

Является ли понятие «родовой грех» православным и отвечают ли дети за грехи родителей?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

На мой взгляд, понятие «родовой грех» неправославное. Это термин языческого мира. Термин магии, языческой религии, но никак не православного богослова, священнослужителя, христианина.

Термином «родовой грех» могут пользоваться в надежде на финансовую выгоду или получение власти над человеком гадалки, колдуны, экстрасенсы, но отнюдь не православный христианин.

Почему? Рассмотрим с Божьей помощью данный вопрос с точки зрения православной догматики.

Единственный грех, который человек наследует от родителей – это первородный грех, грех как последствие грехопадения святых праотцев Адама и Евы. Об этом прямо сказано в Священном Писании Ветхого Завета: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд. 3:21–22); «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3 Езд. 7:48).

Об этом свидетельствуют святые отцы и определения Соборов: «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» (Пространный катихизис. С. 34. Ср.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. II. С. 290. Кн. 13. Гл. 4.); «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что… они… от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия… тот да будет анафема… Младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (110-е (124-е) правило Карфагенского Собора 419 г.).

Итак, первородный грех – единственный генетический грех человека, который наследуется им от родителей. Все остальные грехи уже лично его, приобретаются им в жизни.

Почему, к примеру, над усопшим крещеным младенцем (ребенком до семи лет) не читается разрешительная молитва во время отпевания? Потому что его первородный грех был уничтожен в крещенской купели, а личных грехов у него в силу возраста нет. Оттого и поются во время погребения младенцев такие прекрасные песнопения: «Рая жителя тя показует, блаженный воистину младенче, иже от земли тя восприимый, и ликом святых счиняет тя… О блаженне: но се Христос тебе небесная врата отверзает, избранным сочетавая тя, яко Благоутробен».

А если бы был родовой грех? То значит этот младенец не смог бы попасть в рай. Но заметьте: о родовом грехе ни слова.

Мало того, в Москве 25 октября 2017 г. проходил VII Общецерковный съезд по социальному служению, на котором присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В рамках мероприятия на официальном сайте Русской Православной Церкви появилась статья под названием «Святейший Патриарх Кирилл: Личное состояние души священника является решающим фактором». Вот выдержка из нее: «Один из вопросов, заданных Предстоятелю Русской Православной Церкви участниками форума, касался пастырского утешения семей, потерявших маленьких детей. Иногда встречались случаи, когда священники говорили людям, что утрата ребенка – это расплата «за грехи».

«Если кто-то говорит, что ‟за грехиˮ, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении, – заявил Святейший Патриарх Кирилл. – Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!».

Т. е. мы видим, как Святейший Владыка отрицает взаимосвязь родительских грехов и ухудшения духовной жизни (или, скажем, смерти ребенка, если в том нет прямого умысла).

А председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в одном из интервью сказал: «Если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет».

Снова возвращаемся к догматике. Понятие родового греха противоречит сути православного вероучения. Два вида существ (Ангелов и людей) Господь сотворил как Своих сотрудников, со свободной волей – с правом свободно и добровольно уклониться в добро или во зло. Поэтому для Бога самый драгоценный дар – это воля или, лучше сказать, свободное и любящее произволение-желание разумного существа соединиться с Господом, т. е. спастись. Бог никоим образом не насилует свободу человека, свободу его выбора.

Вот почему так важен всегда личный грех или личная добродетель.

Но где же здесь свобода выбора, если родители (предки) заключают своего будущего потомка в некую клетку, построенную из своих грехов – в такую себе тюремную пыточную камеру? И ребенок, рожденный от них, уже обречен на несчастье. Если трактовать христианство с точки зрения родового греха, то тогда образ Всевышнего рисуется эдаким маниакальным палачом, которому нравиться издеваться над невинными людьми.

Родился чистый прекрасный младенец – сразу бросим его в мясорубку родового греха.

Извините, пожалуйста, тогда чем Христос отличается от Молоха, которому древние хананеи приносили в жертву младенцев? Я имею в виду именно точку зрения сторонников родового греха.

Или чем православие тогда (с той же позиции) отличается от языческого фатализма древних греков? Ну, подумаешь, застрелился или отравился, судьба такая… Родители нагрешили.

Понятие родового греха очень вредно и с аскетической точки зрения. Оно препятствует внутреннему духовному развитию человека. Вместо того чтобы погружаться в свой внутренний мир, исследуя его и пытаясь с Божьей помощью строить его на основах заповедей Божиих, опыта отцов Церкви и своих личных взаимоотношений с Господом, человек (потому что ему так сказал авторитетный «младостарец», или экстрасенс, или гадалка, часто взяв свое суждение, что называется, «с потолка») впадает в панику. Им овладевает страшное смятение чувств типа:
– Как же так, у меня прапрабабушка была ведьмой?!

Или:
– Мой прапрапрадедушка был кощунником и разрушителем храмом.

Значит все мои беды, все мои несчастья из-за этого. Значит, я обречен. И далее следуют уныние и отчаяние, черная мрачная депрессия, а может, и ропот на Бога.

Где уж тут заниматься духовной жизнью, созиданием своего внутреннего сердечного дома. Мои предки его взорвали еще до моего рождения. Нужно только плакать, страдать и умирать.

Воистину мысль о родовом грехе страшная сатанинская, пагубна для духовного развития человека.

О том нам свидетельствует и Священное Писание Ветхого Завета. Обратимся к известным цитатам на данную тему: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16); «В те дни уже не будут говорить: ‟отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскоминаˮ, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29–30); «Вы говорите: ‟почему же сын не несет вины отца своего?ˮ Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» (Иез. 18:19–20).

Часто сторонники теории родового греха приводят следующую цитату из Ветхого Завета: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5–6).

Но их толкование данной цитаты неверно. Внимательно вчитаемся в стих Священного Писания. Господь наказывает детей за вину отцов до определенных родов. Так? Так. Но не всех детей. А каких тогда? НЕНАВИДЯЩИХ МЕНЯ. Т. е. наказываются те люди, которые совершают ЛИЧНОСТНЫЙ грех богоотступничества ПО СВОЕЙ ВОЛЕ, а не все дети.

Существует ли некая греховная наследственность? Существует. Но она не заключена в том, что ребенок виновен в грехе отца или матери. Нет. Скорее всего, это зависит от атмосферы, которая царит в семье, которую ребенок впитывает от младенчества, от воспитания, однако не от изначальной духовной порчи.

А вымаливать наших усопших сродников, конечно, нужно. До Второго пришествия Христова их участь еще не определена окончательно. И на нас, членах Церкви земной, лежит эта задача. Церковь предоставляет огромный арсенал молитвенных средств для реализации этой задачи. Были бы желание и силы совершать этот молитвенный подвиг.

В заключение, дорогие братья и сестры, хочется сказать, что Господь призвал нас к духовной свободе, а не к рабству суеверию. Не треножьте свою душу там, где не надо, не вяжите ее и не ввергайте в язычество. Лучше тратить наши слабенькие силы на борьбу с личным грехом, на искоренение своих страстей.

А Бог – это Свет, Который просвещает всех. И нет в Нем никакой тьмы.

Иерей Андрей Чиженко

Родовой грех в православии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *