Возведение

Собор Рождества Богородицы в Суздале – это самое древнее каменное строение города Суздаля! История возведения этого собора сложна и многогранна. Собор Рождества Богородицы или Рождественский собор стал третьим, строившемся на одном и том же месте. Место расположения нынешнего Рождественского собора обозначил Успенский собор – первый, выполненный из камня (был построен Владимиром Мономахом в 1148 году).

Собор Рождества Богородицы в Суздале

Успенский собор уступил своё место храму, воздвигнутому Юрием Долгоруким. И только после, в 1225 году на фундаменте и нижней каменной кладке храма Юрия Долгорукого был возведён собор Рождества Богородицы, сыном Всеволода третьего великим князем Юрием Всеволодовичем.

Женские маски и аркатурный пояс Рождественского собора

Выполнен собор был из лёгкого белого известняка. Лишь отдельные элементы декора были вырезаны из белого камня, красиво выделяясь на шершавой поверхности храма. Собор Рождества Богородицы был также первым городским, а не княжеским собором. Обильное его украшение уносило смотрящих в дохристианскую эпоху диковинных легенд и приданий. Женские лики-маски, каменные львы украшали стены Рождественского собора. Многие части храма, выполнявшие в 12 веке в основном лишь функциональное назначение стали декоративными украшениями.

Собор Рождества Богородицы в наши дни

Роспись Рождественского собора в Суздале

Сейчас же, Рождественский собор – это действующий храм, совмещённый с музеем-заповедником. На территории храма проходят службы (начиная с 1991 года). В свободное от богослужений время эта величественная каменная книга открыта для всех желающих как музей. Интереснейшие старинные фрески 13-го столетия (чудом уцелевшие в многочисленных реставрациях и перестройках), иконы, предметы древнерусского прикладного искусства и другие предания веков – всё это и многое другое содержится внутри его мощных, белокаменных стен! А изюминка собора Рождества Богородицы – конечно же «златые врата» с удивительными орнаментами и письменами! Снаружи – мощная, монументальная красота узорчатых, белокаменных стен, словно желающая привнести предания веков не только в век сегодняшний, но и в века грядущие!

Воистину, Собор Рождества Богородицы заслуживает к себе большое внимание всех, от мала до велика! Каждый человек найдёт в нём что-то для себя, что-то особенное! Читайте его будто книгу, изучайте его, впитывайте в себя его неповторимую атмосферу, увозите её частичку с собой и ваша жизнь перестанет быть обыденной! Ведь Рождественский собор — это самое сердце Суздаля, его древняя святыня!

Суздальский Кремль. Рождественский собор

На рубеже XI-XII вв. Владимиром Мономахом сооружается крепость Суздаля, то есть Кремль, укрепленное место в излучине реки Каменки. С западной стороны естественной преградой становится река, а с восточной, равнинной («приступной»), стороны выкапывается ров (шириной до 30 м, глубиной до 9 м). Крепость окружали насыпанные земляные валы (общим периметром до 1400 м) с шедшими по их гребню деревянными стенами. Кремлевские валы и ров сегодня хорошо сохранились и являются древнейшей достопримечательностью Суздаля.

Одновременно со строительством крепости здесь же привезенными из Киева мастерами Владимира Мономаха возводится большой (шестистолпный) одноглавый Успенский собор. Он был сложен из тонкого кирпича – плинфы. Внутренние стены и своды были расписаны лучшими византийскими мастерами. Однако, несмотря на постоянную заботу властей о его сохранности, он постоянно разрушался (видимо, этому способствовал неглубокий фундамент – всего 55-60 см). Поэтому, в 1148 г. Юрий Долгорукий повелел разобрать собор и построить на этом месте новый, из пористого известняка, легко поддающегося обработке. Три барабана со шлемовидными куполами придавали храму особую выразительность.

В 1222 г. по распоряжению князя Георгия Всеволодовича, воспитанного на декоративном богатстве Дмитриевского собора во Владимире, была разобрана верхняя часть собора. В 1225 гг. на его месте был возведен новый белокаменный храм в честь Рождества Богородицы, с декорированными рельефами стенами, который, по летописному свидетельству, был еще прекрасней, чем древний собор.

Новый Рождественский собор отличался от предшественника мощным фундаментом, верхняя часть которого была скрыта искусственным холмом. Но были отличия в храме и от его белокаменных современников. Стены изнутри имели слой кирпича-плинфы, и были облицованы с обеих сторон неровными плитами ноздреватого туфа. Из более дорогого тесаного белого камня были выполнены лишь архитектурные детали с рельефными украшениями: аркатурно-колончатый пояс, резные порталы, полуколонки алтарных апсид. Богатое декоративное оформление фасадов утратило связь с логикой внутренней конструкции здания (например, колончатый пояс помещен безотносительно к уровню хор и т.д.), что также отличало Рождественский собор от архитектурной традиции владимирских белокаменных храмов.

Однако и этот, новый собор не дошел до нас в первозданном виде. После пожара 1445 г. обрушился его верх. Поэтому в 1528-30 гг. его стены разбирают до колончатого пояса и надстраивают из кирпича. Рождественский собор становится пятиглавым. В XVII-XIX вв. здание претерпевает дальнейшие переделки (растесаны щелевидные окна, сделаны огромные луковичные главы, позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей, с севера и запада храм окружили кирпичные пристройки, фасады покрашены в грязно-красный цвет и т.д.). В 1954-1955 гг. собор был освобожден от позднейших обстроек, отреставрирован А.Д. Варгановым и И.А. Столетовым, приобретя современный вид. Уцелевший от храма XIII в. нижний ярус позволил составить представление о древнем памятнике в целом.

Рождественский собор отличался тем, что его архитектура была тесно связана с его близким расположением к северному валу крепости (на месте, определенном собором Мономаха) и окружающей его территорией Кремля, соответственно, фасады отделывались по-разному. Особое внимание зодчие уделяли богатому резному убранству парадного южного фасада и портала, через который горожане шли в храм со стороны площади. Вторым по значению, видимо, был западный фасад и величавый резной портал, обращенный к княжескому дому. Северный, обращенный к валу фасад был значительно беднее, отделывали его, судя по однообразию резьбы, менее опытные мастера.

После семилетних реставрационных работ в 2005 г. открылась для посещения экспозиция Рождественского собора, по которой можно судить о богатом интерьере древнего храма. Он поражает многими редкими памятниками декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII-XVII вв.

Особенно выделяются «Златые врата», украшающие южный и западный порталы собора. Созданные древними мастерами в начале XIII в., врата были подобны гигантской золотой иконе. На черных медных пластинах западных врат золотым рисунком изображены евангельские сюжеты, в центре которых – Богородица, как покровительница Владимирской земли. В частности, на вратах находится одно из древнейших изображений праздника Покрова, установленного во Владимире. Львиные маски, держащие в пасти массивные кольца, служили дверными ручками. На нижних клеймах врат изображены барсы и мифические грифоны, которые как бы сошли с владимиро-суздальских белокаменных рельефов.

К ценным художественным памятникам XVII в. относятся Царские врата иконостаса собора (большие двустворчатые двери жертвенника и дьяконника), три малых выносных фонаря и один большой – в виде пятиглавого храма, большие выносные кресты, украшенные позолоченным серебром, а также две иконы с изображением Иисуса Христа и Богоматери из «местного» ряда иконостаса собора.

В 1991 г. в Рождественском соборе возобновились торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. 10 сентября 1995 г. торжественную службу в соборе совершил Патриарх всея Руси Алексий II.

Рождественский собор XIII в. – самый древний из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры – входит в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й вторник месяца – санитарный день.

Вход на территорию Суздальского Кремля:

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 09:00 до 19:00;
  • суббота: с 09:00 до 20:00.

В. Королькова

Храмы города Суздаля

Главный храм Суздаля — Богородице-Рождественский собор, стоит на территории Кремля.
Когда-то Суздальский кремль представлял собой крепость, обнесённую стенами с 14-ю башнями, до наших дней частично сохранились лишь оборонительные валы, многие постройки на территории Кремля были разрушены, Богородице-Рождественский собор дошёл до нас в перестроенном виде. Сейчас трудно это представить, но когда-то собор имел иное навершие, усыпанные звёздами синие главки появились лишь в XVIII веке.

Вид на Кремль с противоположного берега реки Каменки.

Исследователи полагают, что этот собор четвёртый по счёту, поставленный на том же самом месте. Согласно преданию, первая церковь, названная в честь Успения Богородицы, появилась здесь ещё в конце Х века по велению киевского князя владимира Красно Солнышко, посетившего в ту пору поселение, ставшее впоследствии городом Суздалем. Храм был деревянный, одноглавый, и, вероятно, был сожжён в 1096 году во время разорения города Олегом Гориславичем.
На рубеже XI — XII веков Владимир Мономах приказывает вновь укрепить кремлёвскую территорию и построить здесь первый на Северо-Востоке руси каменный храм, сооруженный в соответствии с киевскими архитектурными традициями из кирпича-плинфы. Построенный на неглубоком фундаменте, храм спустя полвека обрушился. При князе Юрии Долгоруком на его месте возводится третий собор в новой полубутовой технике кладке из камня-известняка. В 1222 году Сын Всеволода Большое Гнездо Георгий приказывает разрушить обветшавший храм и на его месте возвести новый собор с белокаменной резьбой, как во Владимире. В 1225 году храм был освящён и переименован из Успенского в Рождественский.
У Богородице-Рождественского собора непростая судьба. Его грабили монголо-татары, во время разорения Суздаля казанскими татарами собор горел и его кровля обрушилась, он стоял в запустении более 80 лет. Собор отремонтировали в 1530 году по приказу и при финансовой поддержке Василия III: его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили верхний ярус из кирпича, после чего храм стал пятиглавым (изначально он, вероятно, имел три шлемовидных купола).

Нижний ярус собора, относящийся к XIII веку, сохранил древнюю белокаменную резьбу.

Уникальный лев, который с угла смотрится анфас, а с боку — в профиль.

Львы стерегут собор

Деревянная Никольская церковь была построена в 1766 году в селе Глотово Юрьев-Польского района, она представляет собой образец древнейших «клетских» храмов. Церковь перевезена в Суздаль и восстановлена в 1960 году архитектором М.М.Шароновым. Храм поставлен на некотором удалении от основных построек Кремля, в древности здесь по земляному валу проходили деревянные укрепления, сейчас же западная часть территории Кремля лишена построек, и Никольская церковь гармонично заполнила собой эту пустоту.
(подробнее о музее деревянного зодчества можно прочитать здесь: http://begemusja.livejournal.com/128400.html )

Кремль. Архиерейские палаты — комплекс построек XV — XVIII веков.
Возле Кремля пасётся корова с телёнком, сейчас они направляются домой, ничего особенного ))
На этом фото есть всё: азиатские туристы, корова, утки, речка Каменка, кораблик, церковь, улочка с деревянными домами… Это Суздаль, детка, типичный Суздаль! 😉
На этом маленьком кораблике можно прокатиться по речке Каменке.
Суздальские церкви преимущественно стоят на возвышенностях и прекрасно просматриваются с воды.
Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне, построена из красного кирпича в стиле барокко в конце XVII либо в середине XVIII века.

Фото Прокудина-Горского
Недавно отреставрированная церковь Ильи Пророка на Ивановой горе. Классический пример посадского храма первой половины XVIII века: восьмерик на четверике, увенчанный луковичной главкой.
Фото Прокудина-Горского
Колокольня была разрушена в годы Советской власти, воссоздана. Перед храмом лежит непростой камень!
Рядом с храмом находится квасная изба, где можно хлебнуть вкусного кваску! 😉
Вообще прогулка по берегу Каменки доставляет несомненное удовольствие и возможность полюбоваться красивыми видами…
Слева-направо: колокольня Ризположенского монастыря, церковь Богоявления (1781), церковь Рождества Иоанна Предтечи (1739)
Вид с воды на эти же постройки.
Берега Каменки очень зелёные, местами совсем заросшие камышом и непролазным кустарником.
Вид на колокольню, в центре виднеется колокольня Антипиевской церкви и чёрные главки Лазаревской церкви.
Церковь входа Спасителя в Иерусалим, 1707 год.
Богоявленская церковь с деревянным мостиком, в пролёт которого наш кораблик едва протиснулся ))
Каменный автомобильный мост, с которого, кстати сказать, открывается отдличный вид сразу на три монастыря.
Впрочем, с воды тоже хорошо! Слева ансамбль Покровского монастыря, по центру Спасо-Евфимиев монастырь, справа Александровский монастырь.
Слева и справа есть мостки, народ вовсю купается, если приглядется, по центру в воде виднеются две головы. Здесь наш кораблик развернулся и отправился назад к пристани напротив Кремля.
(подробнее о монастырях Суздаля можно прочитать здесь: http://begemusja.livejournal.com/127970.html )
Кажется, дождь собирается… Страшно живописно!!!
Так катание на кораблике выглядит с берега. Плавает он каждый час, стоимость запамятовала, но недорого…
Вид на пятиглавую Входо-Иерусалимскую церковь, на переднем плане стоит Пятницкая церковь, на заднем виднеется Воскресенская церковь с колокольней.
Летняя Входо-Иерусалимская церковь расположена между Кремлём и Торговыми рядами. Она составляла единый ансамбль с тёплой Пятницкой церковью (слева) и снесённой колокольней.
Фото церквей в начале ХХ века.
Изначально Входо-Иерусалимская церковь была пятиглавой, но в XVIII веке 4 маленькие главки были снесены, их восстановили в ходе реставрации в 1990-х годах. Колокольня и кирпичная ограда с каменными воротами не воссозданы.
С оборонительного вала открывается прекрасный вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы «на княжьем дворе».
Точная дата стоительства храма неизвестна, предположительно он поставлен на месте сгоревшей деревянной церкви в 1650 году. После пожара 1719 года Успенская церковь перестроена в редком для Суздаля стиле нарышкинского барокко.
В 1920-х годах судьба церкви была под угрозой. Руководство политизолятора, размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре, обратилось к директору суздальского музея В.И.Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церквей для использования кирпичей «для строительных надобностей». Романовский предложил оставить Успенскую церковь, которая в соединении с приделом и колокольней представляла собой более интересный ансамбль. Но, увы, впоследствии придел с колокольней тоже были разрушены (сейчас воссозданы).

Успенская церковь до революции
Разрушенная Афанасьевская церковь (фото из книги «Суздаль ХХ век»)
Не желаете прокатиться? ))
Торговая площадь с сувенирными лавками и Воскресенская церковь 1720 года
Принарядили девицу-красавицу…
… и пошли на детскую площадку напротив торговой площади фоткаться с деревянными скульптурами сказочных персонажей!
У северной части торговых рядов находится Кресто-Никольская церковь с часовней «Обетная». Храм построен в 1770 году на месте часовни XVII века, поставленной в знак избавления от «морового поветрия» 1654 года.
В XIX веке к ней пристроены трапезная и колокольня со шпилем.
Зимняя Антипиевская (1745) и летняя Лазаревская (1667) церкви расположены между Торговой площадью к Ризоположенским монастырём.
Роскошная Лазаревская церковь открывает начало пятиглавия в посадском зодчестве Суздаля, она явно превосходит по красоте и богатству декоративного убранства свою зимнюю соседку.
Колокольня, вероятно, построена раньше, её нарядная расцветка и вогнутый шатёр с круглыми отверстиями «слухами» характерны для архитектуры XVII века.
Смоленская церковь (рубеж XVII-XVIII ввю) расположена в начале улицы Ленина (бывшей Ярославской) возле Спасо-Евфимиева монастыря и гостиницы Николаевский посад, где мы остановились.
Купола Смоленской церкви хорошо просматриваются с территории гостиничного комплекса. Гостиница не из дешёвых, но, несомненно, одна из лучших в Суздале. На территории установлено много занятных памятников.
Торговка огурцами. В Суздале царит огуречный культ, у них даже Праздник огурца летом проводится ))
Пока кучер ждёт, барин водочку огурчиком закусывает-с! ))
На территории имеется собственный бассейн с артезианской водой! 😉
На ресепшне гостей встречает дама с собачкой
Постояльцы располагаются вот в таких домиках, выстроеных «под старину». На этаже 2-3 номера. Мы жили на третьем этаже под самой крышей.
Вот такие там были потолки, не очень удобно, зато антуражно ))
>Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль

Интерьер и роспись Рождественского собора

Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором. Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.

Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница. В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.


Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари.
В 1635 — 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора. По поводу этого возобновления живописи в соборе царь Михаил Феодорович святителю Серапиону писал: «ты богомолецъ нашъ въ писать вновь стеннымъ иконнымъ писмомъ, и во алтаре, и въ верху въ небе, и въ пяти главахъ, и въ папертехъ, и летопись на наше государское имя устроилъ; и мы тебя богомольца за это похваляемъ, что ты учинилъ добро, радея о церковномъ благолепии». Пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Фёдора, Суздальских чудотворцев и сделал «со многоразличнымъ тщаниемъ надъ ихъ мощами стенное надписание».
Над св. мощами святителя Феодора написано: «Въ лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимиръ просвети Суздальскую землю святымъ крещениемъ и паству вручи епископу Феодору»; а над мощами святителя Иоанна: «Лета 6882, октября въ 15 день сей святитель Иоаннъ преставися и почи зде».
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечь. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным.
Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.

Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом. Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный. Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи.
Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.

Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г.
Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева…

Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление. Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.

По распоряжению митр. Илариона была произведена опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежавшего. В описи показано: «Соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы каменная о пяти главахъ, кресты на главахъ обложены медью золочены, главы и верхи и олтари и паперти крыты белымъ железомъ. У церкви двери передния, да южныя Корсунские, на меди писаны золотомъ; на однехъ праздники, а на другихъ чудотворение Архангела Михаила и иныя бытьи, третьи двери обиты медью. Внутренний видъ собора: В церквт писано стеннымъ письмомъ. Въ церкви жъ двери царския и сени и коруна и столбцы обложены серебромъ чеканнымъ, по местамъ золочены, росписаны священными картинами изъ истории страданий Спасителя и изъ жизни Богоматери, украшенными разными драгоценными каменьями. Святыя иконы большею частию украшены золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями; изъ нихъ обращаетъ на себя внимание икона препод. Евфимия и Трофима блаженнаго, местно чтимаго, погребеннаго въ Предтеченской приходской церкви». Въ описи оказано: «место Митрополиченской каменное, писано по немъ красками разными, надъ нимъ шатеръ деревянной писанъ красками жъ, на немъ крестъ железный; место Государское каменное покрыто сукномъ червчатымъ».
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством. Суздальский летописец, заканчивая лписание Иларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многихъ первопрестольныхъ архиерейскихъ соборныхъ церквей красотою и благолепиемъ преизобиловати видится».

17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав — сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) — первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви.
Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя.
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.
В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.

Рождественский собор в суздале

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *