История

До недавнего времени историки и краеведы предполагали, что первая деревянная церковь на месте собора была построена в 1758—1759 годах, однако найденные архивные документы — переписные книги XVII века, подтвердили иную дату. Церковь Иоанна Предтечи существовала здесь в 1678 году, а возможно даже и за 100 лет до этого.

В ХVII веке Ржев переживал вторжение иноземных полчищ. Были разрушены монастыри, сожжены храмы. От деревянной церкви Иоанна Предтечи остался лишь каменный фундамент.

В декабре 1715 года верующие и обыватели Заволжской стороны обратились к царю с прошением — разрешить построить на церковной Предтеченской земле, рядом со сгоревшей церковью, новый деревянный храм в честь иконы Ржевской Богоматери.

В 1717 году по Указу митрополита Стефана Яворского, «в устье» Волги, как значится в летописи был построен деревянный храм иконы Ржевской Богоматери.

Храм, кроме приписанных к приходу ржевитян, в праздничные и воскресные дни посещали прихожане других приходов. Так с каждым годом увеличивалось число верующих обращающихся за помощью к иконе Оковецко-Ржевской Божьей Матери.

В XVIII веке в Российской империи деревянные храмы стали заменять на каменные. Храмы возводились на тех же освященных местах и сохраняли те же названия. Ржевская деревянная церковь к тому времени перестала вмещать прихожан. Она была тесновата, неказиста, слишком близка к берегу реки, не исключалась возможность её затопления во время весенних паводков.

В архивных документах ржевского историка Т. Горской сохранилось историческое описание обращения прихожан, в мае 1818 года, к Тверскому архиепископу владыке Серафиму. Прихожане просили разрешить им поставить новый храм того же имени, но уже на Спасской площади. Строительство обещали осуществлять на собственные пожертвования с добавкой из кошельковой кассы. Храм должен был быть выполнен в камне.

К тому времени (с XIX века), Указ Священного Синода запрещал строить новые деревянные церкви. При скромности материалов и без архитектурных излишеств постройка из камня, считал Синод, не должна обойтись дороже деревянной.

Тверские епархиальные власти согласились с решением ржевских прихожан, но с условием — «чтоб они до свечной суммы отнюдь не касались и до долгов церковь не доводили».

В 1818 году, Оковецкий приход получил от владыки Серафима храмозданную грамоту, документ который предписывал порядок строительства новой церкви. Тверская епархия заказала проект каменного храма, нового архитектурного комплекса с колокольней, часовней и сторожкой. Губернский архитектор с проектом согласился, а архиепископ Тверской и Кашинский благословил строительство.

Можно было уже приступать к строительству храма на Спасской площади, но вдруг, в октябре того же 1818 года владыке Серафиму поступило донесение от настоятеля Оковецкой церкви Андрея Васильева: «дважды», — пишет он, — «обращался к Тверскому гражданскому губернатору об отводе места под строительство церкви, на площади, о чём говорится и в храмозданной грамоте. И „никакого действия“. Между тем составлен письменный договор с Ржевским помещиком Евграфом Ланским о поставке 600 тысяч штук кирпича. Если до начала зимы не будет обозначено место „для поклажи“ этого кирпича, виновная сторона должна будет платить 5000 рублей, сумму не подъемную. Не может священник Васильев получить место на Спасской площади, но и никакого другого тоже».

Портик Оковецкого собора

О сложившейся ситуации, архиепископ обратился за содействием к тверскому губернатору Н. С. Всеволжскому. Ответ губернатора владыке был детальным и неожиданным: «на Спасской площади находится приходская церковь Спаса-Преображения, но священник Васильев считает, что там может поместиться и другая». Между тем ржевский городничий 3акревский по просьбе граждан сообщил в губернию: «площадное место невелико, в торговые дни на ней и соседних улицах стоит много возов с товарами. Новая Оковецкая церковь, сблизится с Преображенской и со всех сторон будет окружена строениями…»

Будучи сам глубоко верующим человеком, губернатор неотложно занялся вопросом строительства Оковецкой церкви. И вскоре разобравшись, сообщил: «…По генеральному плану застройки Ржева 1770 года, кроме существующей церкви на Спасской площади застройка не предполагается», и этот генплан для властей является фактически законом.

Поскольку возникший вопрос был серьезным, губернатор посетил Ржев, уладил дела с городничим, встретился с благочинным Ржева протоиереем Андреем Васильевым — настоятелем Оковецкого храма, вместе они осмотрели место для будущего храма.

По итогам осмотра городских мест, губернатор обозначил окончательную территорию под строительство — площадку «…в среде Предтечинского прихода, место удобное и составляющее вид и красоту города, где и в древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел». Речь шла о давно сгоревшей и разрушенной церкви во имя Иоанна Предтечи.

Так, в 1821 году, место на пересечении 1-й и 2-й Предтеченских улиц, на холме где остался фундамент сгоревшей церкви, стало строительной площадкой.

В 1830 году, церковный староста и строитель, ржевский мещанин Федот Нетунахин писал архиепископу Амвросию о том, что строительство церкви подходит к концу, но прихожане просят построить на свои средства отдельную колокольню. На должности её строителей были утверждены мещанин Андрей Мясников и другие, подрядчиком выступил новоторжский купец Суворов. Уже к сентябрю был возведён первый этаж, использовано до 200 тысяч штук кирпича.

Наступил 1840 год. Позади целое десятилетие, а при строительстве Оковецкой колокольни не все ладно; менялись выборные приходского Совета, отвечающие за сбор пожертвований и закупку нужных материалов. В Тверской епархии избран новый владыка — архиепископ Григорий, настоятелем Оковецкого храма в Ржеве — иерей Михаил Андреев. Прихожане храма Оковецко-Ржевской Божьей Матери избирают одним из строителей колокольни Преображенского протоиерея Матфея Константиновского. В 1840 году он — «прикомандирован для отправления исполнения треб по Оковецкой церкви». Выбор прихожан не был случайным. Отец Матфей у всех слоёв Ржевского населения имел непререкаемый авторитет, ему легче было решать вопросы приобретения стройматериалов и организации достройки колокольни.

Между тем храм уже действовал. Ещё в 1832 году алтарь и основная часть храма были освящены протоиереем Ржевского Успенского собора Алексеем Соколовым. Спустя два года в 1834 году архиепископ Тверской и Кашинский освятил придельный храм с правой стороны — Рождества Иоанна Предтечи. В том же году Алексеем Соколовым был освящён и левый придельный храм во имя святого преподобного Нила Столобенского.

Зимний вид на собор и колокольню Вид на собор от колокольни

В июне 1831 года строительство одного из лучших храмов города — Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери было завершено. Принимала храм авторитетная комиссия, в составе которой были представители Тверской губернии и епархии, а также тверской архитектор Пётр Никитин, возглавлявший строительство храма.

Архивные источники сохранили описание первоначального вида Оковецкой церкви: «Вся церковь покрыта железом, покрашенным медяною краской; глава (купол), также оббита железом, а крест на главе деревянный, окованный жестью. Церковь вся оштукатурена; в верхнем этаже в окнах рамы со стёклами, внизу — железные решётки, в них рамы без стёкол. Двери железные, в трапезной — две печи из белого кафеля. В настоящей церкви устроен иконостас столярной лучшей работы с резными штуками, но позлащённый. Святые иконы написаны „греческим искусством“ (в традициях древнерусской живописи)».

После октябрьской революции церковь Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери была упразднена. Долгое время в помещении святыни находился склад, затем контора хлопкосбыта.

Сильно пострадавшие во время Великой Отечественной войны церковь и колокольня, были восстановлены. 20 лет храм эксплуатировал ржевский краеведческий музей, потом здание забросили.

За время запустения наружное состояние храма стало удручающе, подвергнут разрушению культурный слой внутри храма. В 1991 году здание Оковецкого храма было официально передано властями города русской православной церкви, началась его реставрация.

В том же 1991 году иереем Константином Чайкиным была совершена первая служба в Оковецком храме, ещё находящемся в убранстве строительных лесов.

Огромными усилиями ржевских предприятий, организаций и неравнодушных людей, храм был восстановлен.

В 1999 году в храме состоялась праздничная юбилейная соборная служба в честь 460−летия со дня явления Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери и Животворящего Креста.

28 декабря 2011 года решением Священного синода была образована Ржевская епархия. Оковецкий храм во Ржеве принял статус кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Оковецкая».

Сайт вознесенского храма ржев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *