Толкования Священного Писания

Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна

И евнух уверовал на пути, и Павел — на пути; но его не другой кто привлек, а Сам Христос. Так как это было не по силам для апостолов. Труднее, потому что тогда, как апостолы находились в Иерусалиме и ни один из них не был в Дамаске, он возвратился оттуда верующим; а находившиеся в Дамаске знали, что из Иерусалима он шел еще неверующим, так как он нес письма, чтобы связывать верующих. Как прекрасный врач, Христос подал ему помощь, когда горячка достигла наибольшей силы, потому что надлежало удержать его среди самого неистовства. Тогда особым образом он пал духом и винил себя в своем жестоком дерзновении.

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 9:1

«Кто Ты, Господи?» Из прежнего попущения познал власть, из настоящего ослепления понял могущество; теперь уже исповедует владычество (Господа): «Кто Ты, Господи?» Видишь, какая признательная душа; видишь, какое благородное сердце; видишь, какая прямая совесть! Не стал упор­ствовать, не стал спорить, но тотчас признал Владыку. Не как иудеи, которые и видя, что мертвые воскресают, слепые прозирают, прокаженные очищаются, не только не прибегали к делавшему это (Иисусу Христу), но еще называли Его обманщиком; нет, Павел не так, но тотчас обратился. Что же Христос? «Я Иисус, Которого ты гонишь». А почему не сказал: Я – Иисус воскресший, Я – Иисус, седящий одесную Бога, но: «Я Иисус, Которого ты гонишь»? Сказал так для того, чтобы поразить его ум, сокрушить его душу. Послушай, как Павел, спустя долгое время и после бесчисленных своих подвигов, плакал об этом: «ибо я», говорил он, «наименьший» из всех «Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9). Если же плакал об этом после бесчислен­ных подвигов и столь долгого времени, то как прилично было ему скорбеть в то время, когда он еще не совершил ни одного подвига, а уже сознавал себя виновным в гонении и слышал тот голос!

Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.

>Новый Завет

Деяния святых апостолов

Глава 9.

1Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

4Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

6Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

7Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

8Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

10В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, 12и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; 14и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

15Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

17Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

18И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19и, приняв пищи, укрепился.

20И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

28И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.

29Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

30Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

32Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

43И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Библейские этимологические заметки

«Трудно тебе идти против рожна», или о стимулах греха

Читая в книге Деяний о том, как Господь явился Павлу (тогда еще Савлу) на пути в Дамаск, мы встречаем интересное выражение: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26:14). На память приходит устойчивая фраза «лезть на рожон», «против рожна не попрёшь», «против рожна переть». Именно на последний вариант очень похоже звучит этот стих на церковно-славянском: «Жестоко ти есть противу рожна прати». Источник этой крылатой фразы в современном русском языке – именно Библия. Зная ее общий смысл (в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности) мы легко понимаем и то, что хотел сказать Господь Павлу. Павел в пылу своей религиозной ревности зашел очень далеко, но против самого Господа не сможет идти.
Фразеологизм, несомненно, содержит метафорический образ. Если вклад его отдельных слов не совсем ясен, то его можно считать идиомой. Само слово «рожон» (в наше время уже устаревшее) означает заостренный кол или шест, который использовался в охоте (зверь на него напарывался) или скотоводстве (им подгоняли в нужную сторону стадо). Именно поэтому, нет большой разницы, сказать, что кто-то идет «на рожон» или «против рожна» (в греческом оригинале, например, используется предлог «προς» — «по направлению к чему-то»). В русском языке синонимами (не менее редкими) являются слова «стрекало», «бодец». В церковно-славянском переводе Библии используется слово еще «остен» (Осия 5:12, Сир. 38:25). Получается, что Господь образно сослался на Свою карающую силу, которая может остаться единственным средством остановить неумеренного Савла в его дальнейшем уклонении от воли Бога. В определенном смысле эта фраза продолжает раскрывать Бога как Пастыря, который подробно описывается в 10 главе Евангелия от Иоанна. Если овцы слышат голос Пастыря, то идут за ним. В откровении Савлу описывается другая сторона этого пути. Душа, уклоняющаяся от Создателя неминуемо получает раны и в конце концов может погибнуть.
Кстати, в латинском переводе эта самая заостренная палка, которой погоняют, называется «stimulus». Отсюда во многие языки заимствуется слово «стимул», которое, в противоположность исконному значению, уже относится скорее к поощрению как положительному способу заставить кого-то что-то сделать. Здесь может создаться впечатление, что применительно к Богу «рожон» — это такой карающий инструмент. Неприятная, запугивающая часть метода «кнута и пряника», словно бич у Пастыря, как бы жестоко это ни звучало. Здесь два качества Бога, которые трудно поддаются логическому объяснению – любящее всепрощение и справедливое наказание. Таким образом, это место можно понимать как предостережение от Бога, что все усилия Павла в направлении гонений на христиан напрасны. Казалось бы, здесь Бог говорит, что «рожон» как бы обозначает Его волю. Но ведь как раз Бог гневающийся и есть – образное выражение. Сам Бог не причиняет вреда своим творениям. Уклонение от Его воли оборачивается страданием и кажется наказанием. Причина страдания – сам человек, хотя воздействие происходит через внешние обстоятельства.
«Трудно тебе идти против рожна» можно понимать не только как констатацию факта или предостережение (гонения на христиан не достигают своей цели), но и как пророческое повеление. Обстоятельства (рожон) подталкивают ярого фарисея к греху, и сопротивляться трудно, но нужно, что Павел впоследствии и делал своей апологией христианства.
Если мы посмотрим на греческий оригинал слова «рожон» («κεντρоν») и на все остальные места, где оно встречается в тексте Священного Писания, то мы обнаружим, что иногда оно переводится словом «жало». Причем это жало смерти, которое будет побеждено. Сначала об этом говорит пророк Осия (13:14). Осию цитирует Павел, когда говорит о разнице между телами после победы над смертью: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех» (1 Кор. 15:54-56). Получается, что это же слово «рожон-жало» оказывается орудием смерти – грехом. Наша собственная страстная греховность оказывается той палочкой-погонялочкой, которая подталкивает человека, как заблудшую овцу, к печальному итогу – смерти. Хотя внешне причину своих страданий человек сваливает на других или на наказывающего Бога.

В чьих руках непосредственно находятся эти «стимулы» греховного пути, указывается в Откровении, где слово «κεντρоν» употребляется как жало у саранчи, появившейся после пятой трубы (Откр. 9:1-12). По толкованию Андрея Кессарийского речь идет о слугах сатаны — источниках страстей – бесах, которые через жала страстных греховностей (действуя пять месяцев – через пять чувств) смогут жестоко манипулировать людьми, попавшими в зависимость от них; так что люди будут понимать конечный итог своих действий, но выйти из-под жал своими силами не смогут; будут искать спасения от своих зависимостей и мучиться от невозможности это остановить. «Уподобленные же скорпионовым хвосты их указывают на следствия грехов, порождающих душевную смерть».

Наконец, есть в этой фразе из книги Деяний еще одно интересное слово, навевающее сегодня определенные ассоциации. Против рожна идти «тяжело», «жестоко». По-гречески «σκληρος», от которого происходит название болезни «склероз». Не будем забывать про зов Пастыря и про скорпионов, стимулирующих страсти.

Савл путешествие в дамаск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *