Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде — один из действительно самых красивых монастырей в Подмосковье, поэтому если Вы там ни разу не были, то обязательно стоит сюда приехать. Он был основан в 1394 году и некоторые источники утверждают, что это первый в России монастырь, получивший статус лавры. После него такого же звания удостоились Киево-Печерская и Троицко-Сергиева обители. Добраться до Саввино-Сторожевского монастыря на автомобиле из Москвы очень просто: двигайтесь по Новорижскому шоссе до пересечения с «бетонкой» (А107), и далее до города Звенигород, затем по улице Московской до конца, и потом вдоль реки Москва по указателю «Саввино-Сторожевский монастырь». Если Вы путешествуете общественным транспортом, то доехать можно на электричке с Белорусского вокзала или автобусом от станции метро Кунцевская до города Звенигород, а затем автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь». Адрес монастыря: Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород, Городок, 5.

Помимо Саввино-Сторожевского монастыря по пути можно посмотреть и другие достопримечательности Звенигорода. Одна из них — Храм Вознесения Господня, он был построен совсем недавно, в 2003-2007гг, на месте снесенной в 1941-м году каменной церкви 1792 года.

Еще две достопримечательности Звенигорода, оставшиеся за кадром — звенигородский кремль и cобор Успения Пресвятой Богородицы на Городке. От кремля сохранились лишь крепостные валы, а церковь Богородицы очень похожа на Дмитриевский собор во Владимире. Но репортаж оттуда будет как-нибудь в другой раз, а сегодня мы отправляемся в

Мужской Саввино-Сторожевский монастырь

Монастырь является действующим и, несмотря на то, что на его территории располагается музей, для девушек является обязательным головной убор и желательно юбка. Рядом с монастырем две парковки, где можно оставить автомобиль.

Одна из них располагается на трассе Звенигород — Нестерово, а вторая рядом с монастырской гостиницей для паломников и если Вы планируете ночевать в Звенигороде, можно забронировать в ней номер. На официальном сайте Саввино-Сторожевского монастыря можно найти всю информацию о номерах и ценах, а также забронировать номер по телефону. Мы припарковались именно у гостиницы — нам показалось, что отсюда ближе идти до монастыря. 🙂

Через сквер у стен монастыря мы отправляемся внутрь обители. В сквере в 2007 году был установлен памятник Преподобному Савве, игумену Сторожевскому и всея России.

Цитата из Вики: «Савва Сторожевский (или Савва Звенигородский; умер 16 декабря 1407) — преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского»

Справа от входа в монастырь есть смотровая площадка с потрясающим видом и кафе «Трапезная на Стороже». Кафе нас не очень интересовало, а вот на площадку мы заглянули. Помимо прекрасного вида здесь можно лицезреть и монастырские стены, построенные во второй половине XVII века.

Читайте также: Архангельский собор Московского кремля — что внутри?

Крепостная стена монастыря имела семь башен: Красная, Водовзводная, Усовая, Житная, Северо-западная, Северо-восточная и Больничная. Последняя из-за ветхости была разобрана в XVIII веке, поэтому в наши дни мы можем видеть только шесть башен.

Мы вошли в монастырь Саввы Сторожевского через «боковые» ворота, которые считаются повседневным входом в обитель, но главным входом являются Святые ворота, находящиеся под Красной башней, и во время нашего визита они были закрыты на реставрацию. В 1883 году над вратами была построена церковь во имя Алексия, Человека Божия. На фото ниже — боковые ворота.

Нам бы очень хотелось рассказать полную историю монастыря, но мы не историки, а тратить время на переписывание статей из википедии и других источников совсем не хочется. Те, кто действительно интересуется историей Саввино-Сторожевского монастыря, смогут найти ее на официальном сайте обители. Ну а мы расскажем и покажем то, что увидели. На фото ниже с левой стороны можно увидеть Трапезные палаты, построенные в 1652-1654 годах.

Их площадь была около 500м2, и говорят, что по размерам трапезные палаты Саввино-Сторожевского монастыря можно было сравнить с Грановитой палатой московского кремля. Изначально здание имело четыре этажа (включая подземный), но в 1806 году верхний этаж разобрали. Сейчас на первом этаже здания располагается трапезная палата монастыря, а в остальных идут реставрационные работы.

Напротив Трапезных палат находится небольшой сквер и часовня-беседка, построенная на фундаменте церкви преподобного Иоанна Лествичника.

К трапезной палате примыкает самое высокое здание Саввино-Сторожевского монастыря — монастырская Звонница. Она была сооружена в 1650е годы и отделяла Соборную площадь от хозяйственного и больничного дворов, а широкая парадная лестница является одновременно входом в трапезные палаты. Кстати, если вы хотите привезти святой воды, то именно здесь ее можно набрать.

Самая древняя церковь монастыря и один из древнейших храмов Московской области — собор Рождества Богородицы. Он был построен еще при жизни преподобного Саввы Сторожевского — в 1404-1405 годах. В соборе сохранились фрагменты росписей XV века, принадлежащие мастерам круга преподобного Андрея Рублева.

Также интересно: Усадьба «Архангельское» — история и достопримечательности

Паломники со всей России приезжают в монастырь, чтобы прикоснуться к нетленным мощам основателя обители Саввы Сторожевского, которые располагаются справа от Царских ворот. Собор необыкновенно красив как снаружи, так и изнутри, и ни одно фото не передаст этого.

Удивительно, но рядом с храмом прямо посреди зимы растут грибы. 🙂

Напротив входа в собор Рождества Пресвятой Богородицы находится дворец царя Алексея Михайловича «Тишайшего». Палаты царя в Саввино-Сторожевском монастыре были построены в 1650е годы, и из-за сложности рельефа местности и особенностей здания (длина фасада около 100 метров), строительство велось несколько лет.

За собором вдоль южной монастырской стены располагаются малый и большой братские келейные корпуса, как и много лет назад. Между дворцом Алексея Михайловича и братским корпусом хорошо видна Житная башня, которая раньше служила складом для хранения зерна — отсюда и ее название.

Если обходить собор по кругу, то за келейными корпусами можно увидеть «Царицыны палаты», построенные в 1650-1652 годах для Марии Ильиничны Милославской — первой жены царя Алексея Михайловича. В настоящее время в них представлены экспозиции звенигородских Историко-Архитектурного и Художественного музеев.

Еще одно здание на Соборной площади между палатами царицы и звонницей — Троицкая Надвратная церковь. Надвратный храм Троицы Живоначальной был возведен в 1652 году и освящен во имя преподобного Сергия Радонежского.

Позднее, в 1807 году, на средства Натальи Владимировны Шереметьевой к церкви была пристроена трапезная в честь Казанской иконы Божьей Матери. Под нижним сводом трапезной находится фамильная усыпальница, в которой похоронены родители Натальи Владимировны. Лестница под надвратной церковью ведет к Красной Башне и Святым вратам.

На территории монастыря по сегодняшний день периодически проводятся археологические раскопки, которые помогают восстановить историю монастыря и обнаружить фундаменты древних строений.

Вот так завершилась наша прогулка по Саввино-Сторожевскому монастырю, но прежде чем покинуть стены обители мы заглянем еще в одно место — Северо-западную башню, где располагается хлебная лавка. Здесь можно купить вкуснейшую монастырскую выпечку, вино и другие продукты. Все очень-очень вкусно и даже самые обычные сухари оказались просто волшебными.

Теперь мы покидаем монастырь и отправляемся в еще одно место, неразрывно связанное с ним — к Святому источнику-купальне преподобного Саввы Сторожевского, находящимся всего менее чем в километре от монастыря.

Над источником располагается красивая деревянная часовня и если прогуляться еще несколько сот метров вниз, то Вы дойдете до скита и пещеры преподобного Саввы.

Если Вы раздумываете о том, куда бы отправиться на автомобиле в очередные солнечные выходные, то смело приезжайте в Звенигород — здесь есть на что посмотреть. Достопримечательностей в Звенигороде немного, но они очень интересные и стоят того, чтобы увидеть их хотя бы раз.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru… >Саввино-Сторожевский монастырь на карте

Поделиться «Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде»

История

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV века (1402 год) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

Общий вид обителиКолокол Алексея Михайловича

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.

Французские войска входят в Сторожевский монастырь с целью грабежа обители. Явление Святого Саввы Евгению Богарне. Клеймо иконы Святой Савва Сторожевский с житием

Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. 12 сентября 1812 года у стен монастыря состоялся бой под Звенигородом. Монастырь, занятый после этого французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.

В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918 года сюда прибыл с мандатом продкомиссара некто Константин Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождавшимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.

К тому моменту монастырь находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. По воспоминаниям архимандрита Саввы (Фатеева), работы по его восстановлению велись медленно. «Службы велись по музейному распорядку. Если повсеместно всенощная начиналась где-то в 5 часов вечера, то у нас — в 2. Потому что в 5 музей уже закрывался. Монахов не было. Был один трудник — даже не трудник, а просто охранник. Ситуация была плачевная, она не устраивала ни церковное начальство, ни самого тогдашнего наместника отца Иеронима».

В августе 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Свято-Даниловом монастыре торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. Ныне в обители 30 монахов. Восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивая на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.

Собор Рождества Богородицы, начало XV века

Здания и сооружения

Храмы

  • Рождество-Богородицкий собор (традиционная дата постройки — 1405 год — оспаривается), позднее к собору пристроили Саввинский (южный) придел, двустороннюю паперть и ризницу, кокошники воссозданы советскими реставраторами;
  • Надвратный храм Живоначальной Троицы построен И. М. Шарутиным в 1650 году;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне;
  • храм святого Алексия, человека Божия;
  • Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня (построен в 1695 году по распоряжению царевны Софьи).

Другие здания

  • Трапезная (1652—1654; найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) — четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал Павел Алеппский. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей. На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения — площадь Грановитой палаты Московского Кремля — 495 м²). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.
  • Царицыны палаты (1652—1654). Дворец был построен для царицы Марии Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание.

Царские палаты

  • Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652—1654 годах была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 годах дворец представлял собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около 100 м. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686—1687 годах при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.
  • Братские корпуса (середина XVII века), место обитания монахов, неоднократно достраивались и перестраивались.
  • Жилой корпус Духовных училищ построен по проекту Дмитрия Борисова (1820-е) на месте Казначейского корпуса.
  • Звонница имеет четырёхъярусную конструкцию, которую венчают четыре каменных шатра с главками.

Башни

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.

До революции Красная башня выглядела иначе

В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.

  • Красная (над Святыми воротами)
  • Житная
  • Водовзводная
  • Усовая
  • Больничная (не сохранилась)

Реставрация

  • 1950-е Реставрация трапезной и Троицкой церкви В. И. Федоровым и М. Д. Циперовичем
  • 1955—1958 Раскопки Н. С. Шеляпиной
  • 1969—1975 Очищение фресок Д. Е. Брягиным
  • 1970-е—1980-е Реставрация башен Л. К. Россовым, О. В. Скороходом, Л. Э. Тэпфер
  • 1972 Реставрация Рождественского собора Л. К. Россовым
  • 1973 Реставрация Саввинского придела В. М. Пустоваловым

Настоятели

Игумены (1398—1650)

  • Савва Сторожевский (1398—1407)
  • Савва II (1407—1423 (?))
  • Феодор (1428)
  • Дионисий (1430 (?))
  • Досифей (ок. 1435)
  • Иосиф (1445)
  • Евфросин (1454)
  • Евсевий (ок. 1462—1470)
  • Варлаам (ок. 1472)
  • Зосима (в правление князя Звенигородского Андрея Васильевича)
  • Дионисий II (1490—1493)
  • Каллист (1505)
  • Савва III (1518)
  • Варсонофий (1524)
  • Серапион (1525)
  • Филофей (1529)
  • Макарий (1530)
  • Мисаил (1539)
  • Афанасий (1542—1550)
  • Филарет (1550—1555)
  • Филофей II (1558)
  • Варлаам II (1568—1570)
  • Евсевий II (1570)
  • Феодосий (1589)
  • Герман (1592)
  • Нафанаил (1595)
  • Боголеп (1598)
  • Исайя (1606—1612)
  • Макарий II (1628-29)
  • Иосаф (1629)
  • Иона (1638)
  • Никон (1641—1643)
  • Варлаам III (1643—1650)

Архимандриты (1650—1800)

  • Варлаам (1650—1651)
  • Гермоген (1651—1654)
  • Никанор (1654—1658)
  • Тихон (1660—1666)
  • Филарет (1666)
  • Варнава (1666—1673)
  • Сильвестр (Черницкий) (1673—1699)
  • Мелетий (1699—1711)
  • Сильвестр II (1711—1723)
  • Трифиллий (Поморцев) (1723—1725)
  • Досифей (Любимский) (1725—1731)
  • Антоний (1731—1734)
  • Симон (1734—1739)
  • Иларион (Григорович) (1739—1743)
  • Карион (1743—1752)
  • Сосипатр (1752—1754)
  • Гедеон (Криновский) (1754—1758)
  • Иоанникий (Павлуцкий) (1758—1761)
  • Никон (Зертис-Каменский) (1761—1765)
  • Феофил (Игнатович) (1765—1771)
  • Павел (1770—1771)
  • Варфоломей (1771—1773)
  • Варлаам (1773)
  • Евстафий (1773—1775)
  • Павел II (1775—1776)
  • Феофилакт (1776—1788)
  • Нектарий (Шиянов) (1789—1792)
  • Мельхиседек (Заболотский) (1788—1791, 1792—1794)
  • Арсений (1794—1799)

Епископы Дмитровские (1800—1877)

  • Серафим (Глаголевский) (1799−1804)
  • Августин (Виноградский) (1804—1819)
  • Лаврентий (Бакшевский) (1819—1820)
  • Афанасий (Телятьев) (1821—1824)
  • Кирилл (Платонов-Богословский) (1824—1827)
  • Иннокентий (Сельнокринов) (1827—1831)
  • Николай (Соколов) (1831—1834)
  • Исидор (Никольский) (1834—1837)
  • Виталий (Щепетев) (1837—1842)
  • Иосиф (Богословский) (1842—1849)
  • Филофей (Успенский) (1849—1853)
  • Алексий (Ржаницын) (1853—1857)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (1857—1858)
  • Порфирий (Соколовский) (1858—1859)
  • Леонид (Краснопевков) (1859—1876)
  • Никодим (Белокуров) (1876—1877)

Епископы Можайские (1877—1917)

  • Игнатий (Рождественский) (1877)
  • Амвросий (Ключарев) (1878)
  • Алексий (Лавров-Платонов) (1878—1882)
  • Мисаил (Крылов) (1883—1885)
  • Александр (Светлаков) (1886—1892)
  • Тихон (Никаноров) (1892—1899)
  • Парфений (Левицкий) (1899—1904)
  • Серафим (Голубятников) (1905—1908)
  • Василий (Преображенский) (1908—1914)
  • Димитрий (Добросердов) (1914—1919)

наместники в сане архимандрита

С 1995 года — Ставропигиальное подчинение монастыря Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

  • Иероним (Карпов) (9 февраля 1995 — 21 ноября 1997)
  • Феоктист (Дорошко) (21 ноября 1997—2006)
  • Савва (Фатеев) (c 16 декабря 2006)

> См. также

  • Саввинское подворье (подворье Савво-Сторожевского монастыря) в Москве

Примечания

  1. 1 2 Ковалёв-Случевский К. Вернуть Рублёвке её историческое название – Звенигородское шоссе. Проверено 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  2. О монастыре. Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Проверено 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  3. Кондрашина В. А., Аверьянов К. А.. Саввинская слобода. Города и поселения Одинцовского района. Одинцово-ИНФО. Проверено 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  4. Церковь воинствующая // Монастырский вестник № 1 январь 2014, стр. 53
  5. Музей церковного вина в Звенигороде
  6. Павел Алеппский. Посещение Саввина Сторожевского монастыря Антиохийским патриархом Макарием в 1656 году, пер. с арабского Г. А. Муркоса. — М., 1896.
  7. Трапезная Саввино-Сторожевского монастыря на сайте обители.
  8. Пустовалов В. М. Новые данные о церкви Преображения Господня и трапезной палате Саввино-Сторожевского монастыря (обзор источников)// Саввинские чтения 2006. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 62—81

> Литература

  • Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь // Православные монастыри. Путешествие по святым местам : Журнал. — № 5. — 2009.

> Ссылки

  • Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Официальный сайт.
  • Саввино-Сторожевский монастырь. на сайте sobory.ru.

Престольные праздники

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 16 декабря — день праведной кончины преподобного Саввы Сторожевского в 1407 году;
  • 1 февраля — обретение святых мощей Саввы Сторожевского в 1652 году;
  • 30 июля — перенесение святых мощей Саввы Сторожевского и поставление их под новую сень в 1847 году;
  • 23 августа — второе обретение и перенесение святых мощей Саввы Сторожевского из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.
  • Также именуются престольными праздники монастырских храмов:

  • 19 августа (6 августа по старому стилю) — Преображение Господне (самый большой действующий храм обители);
  • Святой Троицы — переходящий праздник на 50-й день после Пасхи Господней;
  • 30 марта (17 марта по старому стилю) святого Алексия, человека Божия;
  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) и 18 июля (5 июля по старому стилю) преподобного Сергия Радонежского;
  • 12 апреля (30 марта по старому стилю) и 4-я неделя Великого поста — преподобного Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей. В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия. После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области). Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Саввино сторожевский монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *