Команда Кочующие

Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.

Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.

ПАЛОМНИКИ ОБЕДАЮТ В МОНАСТЫРЕ

Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм – Вознесенский.

В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.

БРАТСКИЙ КОРПУС Семиозерного МОНАСТЫРЯ

Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.

Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.

С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).

Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).

В 1928 г. монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.

Седмиезерная пустынь, Семиозерка

В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.

Из всех храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне – в Петропавловском соборе Казани).

ОКОЛО МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА СЕДМИЕЗЕРНОГО

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.

Семиозерный монастырь, пустынь

Седмиезерная Богородичная пустынь

Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.

Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Семиозерная пустынь

Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.

Богородичный монастырь Издалека, еще за километр до Семиозерки, виден его небесно-голубой купол на фоне стены леса. Как искорка, мерцает на солнце святой крест. Сам храм, пасхально-красный, издалека чуть розовеет в дымке: единственная живая свечка, празднично озарившая широкую долину.

СТАРИНОЕ ПАНО СЕДМИЕЗЕРНОЙ ПУСТЫНИ В ОКРУЖЕНИИ РЕК И ОЗЕР

Очень похож весь этот пейзаж на окрестности источника Серафима Саровского на речке Сатис, в получасе езды от Дивеево. Кажется: те же самые дивные-дивеевские места! Та же темно-зеленая стена леса, встающего над полем: леса, кажущегося еще выше из-за склона, на котором он растет. Точно так же скромно ютится на самой опушке главная святыня: часовня преп. Серафима и купальня — там, Евфимиевская церковь — здесь. Так же ведет к святыне дорога через быструю речушку: Сатис там, Солонку — здесь. Да и сам дух двух великих преподобных, видимо, очень похож: Серафима Саровского и Гавриила Седмиозерного.

Невольно сравниваешь эти места, конечно, еще и с Раифской пустынью — хотя они, надо признаться, очень разные.

Природное окружение Седмиозерного монастыря — такое же нерукотворное чудо. Только здесь лес — преимущественно лиственный, а не сосновый (впрочем, и тут попадаются одиночные сосны в несколько обхватов).

По дороге к Ближнему святому ключу — в 1 км от обители, — попадаются тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани — просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два…

Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.

Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: «Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня…» Жертвоприношения с тех пор прекратились.

святой источник около монастыря

Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон — не глинистый, а белый известняковый… очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бъет из трещин вода. По специальному наклонному желобу над речкой — «римскому акведуху» в миниатюре, — она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую. Она содержит повышенное количество серебра и обладает целебными свойствами, даже с точки зрения беспристрастной науки. По благодати же Божьей, чудесные исцеления здесь не прерывались веками. К источнику постоянно ездили люди даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и разрушен.

Еще минут 40 ходьбы вверх по той же речке — и мы у Дальнего святого ключа. Или, как его еще называют, источника матушки Анисии — подвижницы, упоминаемой в «Сказании…» XVII века: она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия. Когда он пришел, она

засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон — именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель.

Монахиня Анисия похоронена возле ключа и своих «грядок», которые, как верит народ, также несут исцеление всем, кто к ним с молитвой припадает — передается пророчество о том самой

История

Седмиозерная икона Божией Матери.

Основан в 1613 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принёсшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 года был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.

Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 году возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 году, появился первый каменный храм — Вознесенский.

В XIX веке к ним добавились ещё три храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.

Монастырь входил в число богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 года, когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.

Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100. Ежегодно в монастыре совершалось три крестных хода:

  • 25 июня (8 июля по новому стилю) — в Казань с Седмиозерной иконой Божьей Матери;
  • 27 июня (10 июля) — возвращение с иконой из Казани;
  • 16 (29) июля — на источник к Скорбищенской церкви монастыря.

С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).

Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).

В 1928 году монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.

В 1996 году территория монастыря возвращена Русской православной церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.

Из храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь святых Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899). В ней находятся мощи Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне — в Петропавловском соборе Казани).

Семиозерка Казань монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *