Драма Егора Прокудина («Калина красная»)

Драма Егора Прокудина («Калина красная»), при всей исключительности многих ситуаций, индивидуальных мотивов действия, развертывается в русле гуманистической концепции В. Шукшина, не изменяющего своим критериям бескомпромиссной требовательности к человеку и в этом, прокудинском случае. Автор счи: тает, что связи с материнским домом и землей были утрачены во многом по вине героя. Почти тридцать лет жизни Егора Прокудина исчезли из повествования как погибшие, похороненные. Шукшин избирает случай действительно исключительный: мальчишка принял вора за доброго человека, а потом, распознав обман и грозящую опасность, остался все-таки в воровской среде, которая, пытаясь разрушить добрые начала в натуре Егора, насаждала свой «опыт», свои понятия и философию жизни — цинизм, безверие, жестокость.

Яд одиночества, неприкаянности и страха опустошил душу Егора Прокудина, тем не менее теперешнему Прокудину автор предлагает идеальные, почти сказочные условия настоящей жизни: дом, семью, работу. Шукшин с удовлетворением отмечал, что зрители «…естественно приняли невероятно условную ситуацию. Ни у кого не возникло даже тени сомнения насчет правомерности доверия к такому человеку, как Егор Прокудин» ш.

«Условная ситуация», вводя Егора в круг отвергнутых им отношений, пробуждает воспоминания, сны детства, но не преображает, не ломает этот характер. Лишь встреча с матерью знаменует начало духовного кризиса. Кротость, долготерпение и всепрощение матери сердцем понял Прокудин. Сильнейшее потрясение, пережитое Егором, очистив его нравственно, заставило зачеркнуть прошлое и осудить себя беспощадно судом разума и совести. Что же теперь Егору предстоит? Стать хозяином на земле, сыном, мужем и отцом? Киноповесть и фильм «Калина красная» рассказывают историю не состоявшегося возвращения блудного сына к матери и труду на земле.

В «Калине красной» образ Земли — первооснова сюжета и драмы Егора Прокудина — многозначен, эпичен, восходит в конечном итоге к философским понятиям судьбы и назначения человека в мире. Центральная картина символизирует устойчивость разумной деятельности человека: веселая деревенька на берегу реки, весенние сады, пчелы на пасеке, оживленные лица, уходящая к горизонту пашня. Автор оставляет Егора часто наедине с окрестным миром. Здесь его напряженное состояние и противоречия духа обнажены и естественны: «И теперь, когда от пашни веяло таким покоем, когда голову грело солнышко и можно остановить свой постоянный бег по земле, Егор не понимал, как это будет — что он остановится, обретет покой. Разве это можно? Жило в душе предчувствие, что это будет, наверно, короткая пора.

    Егор еще раз оглядел степь. Вот этого и будет жаль…»

Егор мучительно признается себе в том, что не сможет переступить через свое прошлое, вернуться к естественной жизни. Финал киноповести очень сложен. В. Шукшин неоднократно комментировал кульминационные ситуации фильма, предваряющие разрешение драмы. С точки зрения автора, нравственная гибель Егора Прокудина в значительной степени предопределена нестойкостью и слабостью героя, сковавшими его волю и сопротивление чуждой среде. «Когда в его юной жизни случилась первая серьезная трудность, он свернул с дороги, чтобы, пусть даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства — предательства матери, общества, самого себя. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным. Разве не самое интересное и не самое поучительное обнаружить, вскрыть законы, по которым строилась (и разрушалась) эта неудавшаяся жизнь? Вызывает недоумение, когда иные критики требуют показа в пьесе «благополучной» жизни: не противоречит ли это самому слову драма»

Сурово осуждая своего героя, Шукшин не склонен «милость к падшим» призывать. Писатель видит истоки драмы Прокудина в самом характере, в особенностях его психологического склада, ставит в прямую зависимость судьбу своего героя от безволия, слабости и компромиссов с совестью, однажды им проявленных. Прокудин лично ответствен за каждый шаг, он несет вину за ошибки и упущения, за ложь, за содеянное зло по отношению к матери и своим близким. Автор не оставляет герою ни малейшего повода для самооправдания. Даже в ту пору, когда Егор-Горе стал жертвой жестоких отщепенцев, заблуждения, ложные понятия, эгоистические побуждения помешали, по мнению Шукшина, Прокудину взглянуть правде в глаза. «Он, наголодавшись, настрадавшись в детстве,. думал, что деньги — это и есть праздник души, но он же и понял, что это не так. А как, он не знает и так и не узнал…»

Тем не менее, в финале раскрывается глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние, болезнь совести, самоосуждение, готовность искупить вину собственной жизнью («… полагаю, что он своей смерти искал сам», — говорил В. Шукшин). Читатель и зритель сострадают герою, признавая в нем человека с душой и сердцем, достойным сочувствия и милосердия, и не могут отказать Егору Прокудину в праве самому сделать выбор в тот последний момент, когда душа и разум его, возвысившись, обрели полную независимость и свободу. В том новом духовном состоянии Егору прежде всего нужна только победа над Губошлепом в открытом поединке как осуществляемое им, Егором, возмездие темным силам, сломавшим его жизнь и несущим угрозу многим другим людям. В финале Егор Прокудин борется за жизнь, идя навстречу опасности, положившись только на себя.

«Калина красная» — социально-психологическая драма. Социальная сущность одиночества раскрывается здесь от истоков до трагического финала, когда герой осознает необратимость происшедшего. Переживаемое героем прозрение в сущности равно сильнейшему нравственному потрясению, которое, очищая душу, открывает перед ним возможности обновления и возрождения. Особенно ненавистно Шукшину мещанство с его оголтелым приобретательством, эгоизмом и безнравственностью. Уже в ранних рассказах Шукшина критически изображаются жадные приобретатели, мелкие хищники, вроде «хозяина бани и огорода», «свояка Сергея Сергеевича» (одноименные рассказы) или Баева («Беседы при ясной луне»).

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Драма Егора Прокудина («Калина красная»). И в закладках появилось готовое сочинение.

Вечер памяти В.М. Шукшина «Калина красная»

  • Сабатаева Алла Анатольевна, учитель биологии

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Цель мероприятия:

  • создать условия для развития личности учащихся, способной любить большую и малую родину, ее природу;
  • познакомить с творчеством и многогранной деятельностью В.М. Шукшина;
  • пробудить живой отклик на проблемы своего времени.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать гуманистическое мировоззрение; вызвать интерес к личности и творчеству В.М. Шукшина; расширить представления учащихся об особенностях личности писателя и режиссера В.М. Шукшина.
  • Развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость;

Воспитательные:

  • Воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни и творчества В.М.Шукшина; прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес и любовь к “малой родине”.
  • Человек понимается как уникальная, целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.

Приложение 1

“Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью”.
Василий Шукшин

В наше время, в век электроники, технического прогресса, когда машины выполняют сотни операций и заменяют людей, встает первоочередная проблема – проблема душевной теплоты. К сожалению, сейчас назрела серьезная необходимость всем нам напоминать друг другу такие простые и нужные слова: “нравственность”, “добро”, “гуманизм”. Именно сейчас всем нам, и взрослым, и детям, надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь, мимо тех, кто нуждается в нас. Черствость души – самая страшная болезнь на свете. В свое время Чехов говорил: “Спешите делать добро!”

А современный русский писатель В.М. Шукшин сказал так: “Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”. Шукшин не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Они не могут не волновать как взрослых, так и детей. Сегодня мы поговорим о тех вопросах, которые поставил Василий Шукшин, и решать которые завещал нам.

Литературно-музыкальная композиция.

На экране – видеофрагмент о В.М.Шукшине, звучит песня “Край ты мой березовый”.

Заставка – калина красная и портрет В.М.Шукшина.

Выходят ведущие – 4 человека.

1. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в нашей школе праздник. Именно праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о великом человеке – о Василии Макаровиче Шукшине.

2. “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Помни это. Будь человеком”.
В.М.Шукшин

Душа и совесть русского народа,
Был он кристально чистым родником,
Что возвышал усталый дух в невзгоду,
Что очищал и исцелял добром.
На ниве Правды и Труда взращенный,
Впитал он жадно мир простых людей
И возвратил стократ обогащенным
Теплом, талантом и огнем идей.
Со злом, бедой запущенною нашей
Боролся с сердцем, рьяно…
Но невмочь…
И, надорвавшись непосильной ношей,
Ушел безвременно в глухую ночь…
И как березкой белою кудрявой,
Сергей Есенин виден в дали лет,
Окрасил имя Шукшина багряный
Калины красной безутешный цвет.
Грустит Пикет. Катунь раздольно льется.
Шумит окрест студеная волна…
И едут люди в Сростки поклониться
Святой земле, взрастившей Шукшина.

3. Удивительно талантливый и разносторонне одаренный – актер, киносценарист, режиссер, писатель – Василий Макарович Шукшин. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который принес Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. Он никогда не считал себя горожанином и пронес через всю свою жизнь любовь к русской деревне и ее жителям. Именно здесь он научился ценить нелегкий крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,
Пряный ветер вдыхал с лугов,
В огороде копал картошку,
На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России,
Что Сростки –
Это родина Шукшина

4. Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать.

1. Поверил в Шукшина Михаил Ромм. С этого момента жизнь Василия Шукшина связана с кино. Он играет во многих фильмах: “Печки-лавочки”, “Живет такой парень”, пишет сценарии и сам снимается в фильмах: “Калина красная”, “Они сражались за Родину”.

2. В.М. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: “ Что с нами происходит?” Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правдой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: “Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз, уж так случилось, живем на земле.” Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В. Шукшин.

Покатый взлобок. Голь, Потрава.

Свистящий ветер верховой.
Мне так и видится застава,
Казачий пост сторожевой.
И ныне холм в краю предгорном,
Где сказочно земля щедра,
Стал совести постом дозорным,
Пикетом Правды и Добра.
Высь Шукшина…
Хлеба резные,
Лесок, покос, родник во мху.
Да что там степь, ему – Россия
Вся на виду и на слуху!
В подлеске ветер быстр и юрок.
След сапога росой не смыт.
Он был здесь только что. Окурок
В сырой траве еще дымит.
Где ж уголок его сугревы,
Тепла, которым дорожил?
Спуститесь вниз, а там – налево, —
Кивает некий старожил.
Тропинка на зеленом ворсе.
В низине – дом. И он в дому.
Но не спускаться надо вовсе,
А подниматься нам к нему.
Виктор Баянов

3. Много талантливых людей выросло на Алтайской земле, но особое место среди них занимает Василий Макарович Шукшин, разносторонне одаренный человек: в памяти россиян он остался как талантливый писатель, актер, режиссер. А где родился и провел детские и юные годы Василий Макарович?

4. “Малая родина” Шукшина – старинное село Сростки, раскинувшееся между Чуйским трактом и стремительной Катунью. Именно в Сростках Шукшину работалось лучше всего, по его признанию, именно там он написал свои лучшие рассказы.

Сростки.

Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись,
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом,
Людской души в нем нагота.
Здесь, на природном перекрестке,
На стыке судеб и дорог
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог.
Задумчивы речные плесы…
Здесь все мне близко. Узнаю
Поповский сад, Пикет в березках,
Тропинку дальнюю свою,
Растет здесь жгучая крапива,
Остры на слово мужики.
О них сказал Шукшин красиво:
“Неповторимы земляки”…
Евгений Жданов

1. Детство Василия Макаровича пришлось на суровые военные годы, он узнал, что такое голод, холод, тяжелый труд на колхозных полях.

2. В своих воспоминаниях Наталья Макаровна, сестра Шукшина, пишет: “Шла война… Голод и холод не покидали наш дом. Ели жмых, сою, терли картошку и пекли оладьи… Мама шила и вышивала, ткала людям и себе. Благодаря этому, мы могли иногда иметь крупу и муку… В школе мы занимались в стареньких фуфайчонках… Зимы были холодные, снежные. Единственной нашей спасительницей была русская печка, которую надо было чем-то топить. Ходили за березняком на Талицкий остров (это по замерзшей Катуни километра три) поздно вечером. Рубить березняк было строго запрещено. И не дай Бог, кто попадется охранявшему его леснику. Так отхлестает бичом … и топор обязательно отберет…”

3. Ежегодно 25 июля на склоне горы Пикет собираются тысячи почитателей таланта Василия Макаровича Шукшина. Гора Пикет кажется громадным распустившимся бутоном – настолько она бывает заполнена людьми. Над родной деревней Шукшина обычно расстилается в это время бездонно-голубое небо, в котором сверкает раскаленный добела солнечный диск. Сростки, окруженные березовыми рощами, манят к себе тех, кому хочется получить ответ на последний вопрос-крик нашего земляка: “Что с нами происходит?” Из ближайших деревень и далеких городов идут, едут, летят в Сростки люди и проживают общий день, чтобы почувствовать себя причастными к творчеству Шукшина и его героям…

4. С утра пораньше идут и идут люди на гору, на скромное сельское кладбище, кладут благодарно цветы на могилу Марии Сергеевны, матери Василия Макаровича, поднимаются выше, на зеленое плато, откуда видно далеко окрест, и сходятся ближе к большому портрету Шукшина …

1. В 1976 году прошли первые Шукшинские чтения, которые потом переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на той же самой горе Пикет, откуда открывается панорамный вид на село Сростки…

2. Но оказывается, чтобы хоть немного знать Шукшина, надо самому побывать у него на родине, на его Большой Родине, которую он так любил: “Родина… Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.

3. На одной из встреч поэт Егор Исаев сказал: “ Шукшин – это радуга–человек, костер-человек”… Нигде народ так не собирается к писателю, как у нас!”

4. А барнаульский поэт Геннадий Панов в “Венке сонетов” сказал о причастности Шукшина к великой семье русских писателей так:

“Есть солнце – Пушкин и его Пророк,
Есенинский заветный василек,
И горькая шукшинская калина”…

Ваше слово не кануло в Лету,
Не рассыпалось золото в медь,
Смотрим, дух затаив, киноленту
Под названием: жизнь или смерть.
Пусть идет этот фильм без экрана –
На просмотре его вся страна.
Как талантливо, нет, гениально
Вы сыграли в нем роль Шукшина.
То веселый, то хмурый, то грустный,
Скрыв за смехом сердечную боль,
Вы остались собою в искусстве…
Быть собою – труднейшая роль!
Борис Рахманин

1. Напутствуя молодых людей в жизнь, мы хотим напомнить о заповедях: не переступайте той заветной черты, которая отделяет человека от зверя. Не теряйте в себе человеческого достоинства. Не становитесь жестокими, даже если вам сделали зло. И главное, помните, ваше счастье – счастье матери, ваше горе – горе матери, ваше преступление – безграничное страдание матери. Вот это и есть шукшинская правда, правда великого писателя Шукшина.

В искусстве уютно
Быть свободною булкой французской,
Но так не накормишь ни вдов,
ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиной красной вприкуску.
Черняшкою той, без которой
без которой немыслим народ…
Когда мы взошли на тяжелой
закваске мужицкой
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым стихам
Нам с ложью не сжиться,
в уюте ужей не ужиться.
И сердце, как сокол,
как связанный Разин Степан.

2. Душа человеческая … Порой, взглянув на нашу жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней. Немодно это, некрасиво – душа. А ничего прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не нужно, как простое человеческое тепло и доброта.

3. Очень хотелось бы, чтоб в душу вам запали строки Шукшина: “Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…”
В.М. Шукшин

4. И очень хочется верить, что смотрите вы на мир неравнодушными глазами и видите то, о чем должна болеть душа у любого нормального человека.

Затмило солнце над Пикетом,
Нависла туча, грянул гром,
И хлынул ливень над воспетым
Алтайским сказочным селом!
Народ стоял под хмурым небом.
Шукшин живым был вновь и вновь…
Он был в тот миг – насущным хлебом!
И гулким эхом: “Кровь за кровь!”
То бунтовал в нем Стенька Разин,
Мужицкой правды голова.
То, устрашась душевной казни,
Твердил: “Не вся жизнь “трын-трава”.
Я Чуйским трактом добирался
До земляков, где дом и мать…
Там дух бунтарский возрождался.
Не мог в нем Разин не восстать!
Он, как родник, на свет пробился,
Не замутили тот родник.
Он с горькой Правдой породнился.
Шел с ней по жизни напрямик…
Белов, Астафьев суть сказали,
Они отважились посметь:
“В России, чтобы талант признали,
Сначала надо – умереть”. Борис Мурашкин

1. Заключительным аккордом нашего праздника пусть прозвучит стихотворение современника Шукшина Николая Рубцова.

До конца.

До конца, до тихого креста,
Пусть душа останется чиста!
Перед этой желтой, захолустной
Стороной березовой моей,
Перед жнивой пасмурной и грустной,
В дни осенних горестных дождей,
Перед этим строгим сельсоветом,
Перед этим садом у моста,
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь: душа моя чиста.

Пусть она останется чиста,
До конца, до смертного креста!

Приложение 2, Приложение 3

Звучит песня “Калина красная”. Ведущие держат в руках зажженные свечи.

Калина красная

Повествование — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена — Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих — Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

Продолжение после рекламы:

«И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» — к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор — но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. В райцентре он идёт на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа — Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадёжным, а потому, что Люба ведёт себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живётся с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь — не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном чёрном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решёткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

Директор даёт задание — забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке — Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в тёмных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остаётся бит. На Егора кидается ещё один — Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идёт на Егора — Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура — один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передаёт деньги от Губошлёпа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлёп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они — грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Реклама:

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой — оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлёпа — тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

Шукшин калина красная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *