СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Прп. Симеон Новый Богослов, греческая икона.

Симеон Новый Богослов (946 — 1022), игумен, преподобный

Память 12 марта и 12 октября (Греч. )

Родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.

Студийский монастырь

Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Монастырь святого Маманта

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого мученика Маманта. Был рукоположен в сан пресвитера Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

Прп. Симеон привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Изгнание и основание обители святой Марины

Преподобный Симеон ежегодно праздновал память своего наставника Симеона Благоговейного, составил в честь его похвальные слова, песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Сергий Мануилит, услышав об этом, одобрил Симеона, но митрополит Стефан Никомидийский, а с ним и некоторые из приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его противным порядкам церкви и соблазнительным .

Для успокоения умов и удовлетворения Стефана патриарх с Синодом решили удалить Симеона из Константинополя. Он удалился на берег Босфора и в местность, принадлежащую его ученику и почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь Преподобный устроил обитель святой Марины, прожил в ней 13 лет и скончался мирно в 1022 г. .

Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его было написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Прп. Симеон Новый Богослов, икона

Труды

Симеон Новый Богослов замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

Из сочинений Преподобного на славянском и русском языках изданы весьма немногие. В «Добротолюбии» напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христ. чтении», 1823, под заглав. «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христ. чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в моск. синодальной библиотеке (М., 1869).

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного») переведены с новогреческого епископом Феофаном («Слова преп. Симеона Нового Богослова», М., 1879 и 1882; 2 изд., ib., 1890—92).

«Слова» преподобного Симеона отличаются простотою и сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его «слова» ненаучными и нериторичными.

Изданы также «Божественные гимны Преподобного Симеона Нового Богослова» (перевод с греческого, Москва, Сергиев Посад, типография И.И. Иванова 1917).

Церковь наименовала Симеона Новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.

Преподобный Симеон считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов.

В славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва пред приобщением Св. Таин.

Сочинениями преподобного Симеона нередко свидетельствуется преподобный Нил Сорский («якоже Симеон новый Богослов повелевает»; «якоже рече св. Симеон»).

Прп. Симеон Новый Богослов. Мозаика, Каламосский монастырь прп. Симеона Нового Богослова

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.

Кондак, глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Ин кондак, глас 2 (Подобен: Кровей твоих)

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.Ru:
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Страница «Библиотеки Святых отцов и Учителей Церкви» православной энциклопедии Азбука веры:

Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.),

В житии на days.ru излагается другая версия причины изгнания: учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо.

По др. сведениям — в 1021.

Официальный сайт Каламосского монастыря преп. Симеона Нового Богослова,

Накануне Благовещения — радостная весть: издан перевод воспоминаний Старца Ефрема Филофейского о Старце Иосифе Исихасте: «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Эта книга — плод трудов братии и друзей нашего монастыря. Приведу здесь Предисловие переводчика:
В 2008 году в Греции вышла книга воспоминаний Старца Ефрема
Филофейского «Мой Старец Иосиф, Исихаст и Пещерник». Она
стала событием в духовной жизни православных греков. Все ее при-
обретали, все о ней говорили, во всех монастырях книга читалась
во время трапезы. В этом нет ничего удивительного. Старец Иосиф
Исихаст, как становится все более очевидным, — самая выдающая-
ся личность в духовной истории ХХ века. Слово Старца, дошедшее
до нас в его письмах духовным чадам, ничуть не уступает слову ве-
ликих святых отцов. А такое возможно только тогда, когда и жизнь
подвижника не уступает житию великих святых. В опубликован-
ных воспоминаниях его личность, житие и учение раскрылись с
такой полнотой, глубиной и высотой, что не оставили сомнений у
тех, кто отдавал Старцу Иосифу пальму первенства среди духовных
учителей последнего времени. Конечно, это произошло и благода-
ря тому, что воспоминания принадлежат непосредственному пре-
емнику Исихаста — его любимому ученику Ефрему, проигумену
монастыря Филофей на Афоне, а ныне Старцу монастыря Святого
Антония Великого в пустыне американского штата Аризона.
Масштаб личности и дела Старца Ефрема достойны его ду-
ховного отца. На наших глазах он совершил удивительное и неви-
данное в истории чудо: за несколько лет создал на Американском
континенте около двадцати монастырей, которые не иначе как по
Божественному мановению наполнились монахами и монахинями,
украсились храмами и стали духовным оазисом для жаждущих бла-
годати Божией американцев. Эти монастыри следуют, насколько
возможно для Америки, афонскому монастырскому уставу и запо-
ведям Старца Иосифа, которого все подвизающиеся там монахи
называют «дедушкой» как отца своего отца, Старца Ефрема.
Переводчику этой книги посчастливилось взять благословение
на перевод у самого Старца Ефрема. В монастыре Святого Антония
любезно поделились подготовительными материалами к греческо-
му изданию и разрешили включить в русский перевод главы, ранее
не публиковавшиеся. Сама книга представляет собой запись уст-
ных рассказов Старца Ефрема, которые его чада первоначально
записывали на диктофон на протяжении нескольких десятилетий.
Была проделана огромная работа по переносу живого слова на
письмо и по его тематическому упорядочению. Книга сохранила
свойства устного рассказа. Старец Ефрем унаследовал от своего
Старца и поэтические дарования: его слово полно художествен-
ных достоинств, которыми, надеемся, теперь сможет насладиться
и русский читатель.
Русское издание, кроме того, что полнее греческого, имеет дру-
гое название, а также другое распределение материала. Самое
ценное в книге — то, что запечатлелось в памяти Старца Ефрема
о его жизни, послушании и обучении у Старца Иосифа. Эти вос-
поминания мы и поставили на первое место. Поэтому в русском
переводе книга получила название, которое греки дали одной из ее
частей: «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Здесь звучит слово
только Старца Ефрема (за редкими исключениями, которые всег-
да оговариваются) и, конечно, Старца Иосифа в передаче его бли-
жайшего ученика. При этом мы постарались освободить их слово
от редакторской правки, привнесенной при подготовке греческого
текста. Вторую часть нашего издания составили биографические
материалы, которые старательно были собраны чадами Старца
Ефрема как из его слов, так и из других источников. Полное жиз-
неописание Старца Иосифа Исихаста — это, на наш взгляд, дело
будущего, которое потребует немалой исследовательской работы.
Воспоминания Старца Ефрема, несомненно, войдут в золотой
фонд святоотеческой письменности и принесут великую духов-
ную пользу всем радеющим о своем спасении христианам. А для
избравших благой путь монашества станут бесценным пособием,
созданным современными святыми для современных подвижни-
ков, от послушника до игумена монастыря. Это книга, которую
игумен может смело давать послушникам как самый первый учеб-
ник иноческой жизни.

Симеон новый богослов житие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *