Открытый урок ЧТЕНИЕ В РАДОСТЬ Встреча с Г.Х.Андерсеном

ЧТЕНИЕ В РАДОСТЬ

Открытый урок на районном семинаре учителей начальных классов

Встреча с Г.Х.Андерсеном

Васькова С.Н.

учитель нач.классов

ш.л. им. Ю.А.Гагарина

П.Агадырь

2015 год

Цель мероприятия:

Закрепить и обобщить знания учащихся по сказкам Г. Х. Андерсена.

Задачи:

— формировать интерес к литературным произведениям;

— развивать творческие способности, речь, воображение;

— воспитывать доброту, сопереживание, сострадание, уважение к личности, формировать умение работать в коллективе.

Ход мероприятия.

В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам, друзья, и книги в руки,

Пусть герои оживут!

— Ребята, а любите ли вы читать сказки? Слайд №1 Портрет Г.Х.Андерсена.

«Моя жизнь — это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я, в соответствии с твоими дарованиями и разумными возможностями, буду охранять и направлять тебя!» — и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше».

— Верно, Ганс Христиан Андерсен – великий сказочник

Слайд №2 Дом Андерсена

Диана Щ. Давным-давно В Дании в маленьком городке Оденсе появился на свет мальчик –это было 2 апреля 1805 года. Был он не слишком хорош собой — длинный нос, маленькие глазки и удивительно грустное выражение лица, будто знал он о жизни что-то такое, что никому еще не известно. Его родители — люди совсем небогатые — ничего не могли дать малышу, кроме своей безграничной любви и фамилии с окончанием на «сен», указывающей на низкое происхождение. В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Ганс по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычные приключения героям сказок и рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл. И разве мог кто-то знать, что этот бедный мальчик станет королем? Великим и непревзойденным Королем сказки!.

Арайлым Популярность Андерсена росла с каждым годом во всех слоях народа. Особенно любили своего сказочника дети. Часто, увидев его высокую, худую, неуклюжую фигуру, дети подбегали и здоровались с ним. Однажды одна женщина сделала замечание своему сыну: «Как ты осмелился заговорить с чужим человеком?» А мальчик ответил: «Да это же не чужой, это Андерсен, его все ребята знают».

Писатель-сказочник говорил, что жизнь его похожа на сказку. Но разве это удивительно, что его, доброго и сердечного, любили люди, он достиг уважения и славы, и эта почет и слава живут и будут жить еще долгие-долгие годы!

Дима П. Сказки писателя сделали его любимцем народа еще при жизни. А сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли. Датчане чтят память своего великого соотечественника. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду стоит памятник Г. Х. Андерсену. Слайд №3 Памятник Андерсену

2 апреля в этом году исполнилось 210 лет со дня рождения Ганса Христиана Андерсена.

Ганс Кристиан Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г. Х. Андерсен, – это сказки. А их у него более ста семидесяти!

Амина Волшебные, фантастические и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.

Кира Одна из любимых героинь писателя — Русалочка — стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль. Слайд №4

Начиная с 1967 года, 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.

. Сегодня состоится маленькое чудо – вы побываете в волшебном, сказочном мире. Вы увидите удивительные вещи, вы увидите замечательных сказочных героев. Вы испытаете разные чувства: радость и горе, страх и гордость, удивление и наслаждение, восторг и торжество.

Учитель:
Вместе мы вспомним некоторые сказки Андерсена. Какие-то вы уже успели прочитать, а о каких-то услышите сегодня впервые.

Сначала ответьте, кто из героев Андерсена знает сказок больше всех на свете?

Раздается звук. Это кто-то стучит в дверь класса. Открывается дверь и……………..

Бесшумно, на цыпочках, приложив палец к губам, входит в класс Оле-Лукойе. Под мышкой у него два зонтика- разноцветный (яркий и пестрый) и черный. Оле-Лукойе подходит к столу, садится на стул, кладет зонтики, а сам бормочет:

«Черный -это сны для плохих детей, а пестрый -для хороших и добрых.»

-Оле-Лукойе

— Вот и я. Вы меня узнали? Ведь я живу на свете вторую сотню лет.

Я — сказочник. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я.

Я рассказываю свои сказки и истории только хорошим, добрым людям.

Для вас я припас очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.

Это будет необыкновенная история. Слушайте…….

…Жил-был однажды в маленькой стране на берегу голубого моря бедный башмачник. Жена его стирала белье и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын — Ханс. Бледный, худенький мальчик.

Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами, и лесам, слушать старинные сказки, песни.

Иногда… иногда и сами цветы рассказывали ему невероятные сказочные истории.

Учитель: А теперь мы заглянем в дом к одной женщине… Учащиеся показывают отрывок из сказки «Дюймовочка».

  1. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? (Дюймовочка)

  2. 2) Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки)

— Давайте послушаем монолог Дюймовочки. Слайд 5

ВИКА. Я – дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка… Я была такая маленькая… Скорлупка грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем. А лепестки розы – одеялом. Все это было так прелестно, так мило!

Но однажды ночью, когда я лежала в своей колыбельке, через разбитое окно пролезла большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала и … о, ужас! Она взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад. С той поры мне пришлось побывать в обществе жаб, майских жуков, полевой мыши, ласточки и слепого крота. Одни из них были малосимпатичными. Другие – добрыми, отзывчивыми, приветливыми. Особенно ласточка, которой я помогла в холодную зиму. И теперь каждую весну, когда распускаются цветы, появляюсь и я…

Дюймовочка задает вопрос классу.

-А что произошло в сказке со мной дальше?

Учитель: Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

  • «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»)

  • «Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)

  • Ссценка-загадка.

  • С. Иду я домой с войны. Да встретилась мне по дороге ведьма.

  • В. Здорово, служивый! Ишь, какая у тебя славная сабля! Вот бравый солдат! Ну, сейчас я тебе отвалю денег, сколько твоей душе угодно.

  • С. Спасибо тебе, старая ведьма!

  • В. Только за деньгами нужно влезть в дупло старого дерева. Ты увидишь страшных собак на сундуках. Но ты не бойся. Сажай их на мой передник, открывай сундуки, бери денег, сколько угодно. И медных денег, и серебро, и золото.

  • С. Оно бы недурно! Но что же ты с меня за это возьмёшь, старая ведьма? Ведь даром ты для меня ничего не сделаешь!

  • В. Ни гроша я с тебя не возьму. Только принеси мне…

  • Уч. Ребята! Что просила ведьма? И как называется эта сказка?

  • Д. Огниво. И сказка называется “Огниво”.

  • Уч. Чем помогло солдату огниво?

  • Д. Спасло от смерти. Он женился на принцессе, стал королём.

АУКЦИОН СКАЗОК.

— А какие ещё сказки Андерсена вы знаете, назовите их ?

1.Жили-были когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки. Все солдатики были совершенно одинаковые, а только один был немножко не такой, как все. Как называется эта сказка? ( «Стойкий оловянный солдатик»)

Учитель:
Двое уличных мальчишек сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика. Задание командам: из листа бумаги сложить кораблик. Сделать это надо не только быстро, но и аккуратно, иначе он не выдержит трудного плавания.
( команды складывают из бумаги кораблик ).
МОНОЛОГ ИЗ СКАЗКИ «Стойкий оловянный солдатик», Слайд №6

Монолог читает ДИМА П,

На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.
Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.
Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, — должно быть, она была танцовщицей. Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам.
“Вот бы мне такую жену! — подумал оловянный солдатик. — Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом — простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота — двадцать пять солдат. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не мешает…”
И солдатик притаился за табакеркой, стоявшей тут же, на столе.
Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу, которая все время стояла на одной ножке и при этом ни разу даже не покачнулась!

О ком идет речь:

Жили-были двое бедных детей. Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.

«Она была так прелестна и нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…» (Снежная королева)

Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай. Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке: «Снежная королева».

Оле-Лукойе: А сейчас мы отправимся в царство вечного льда и холода! Не боитесь замерзнуть? Слайд № 7

Выборочное чтение по сказке

«Снежная королева»

А сейчас давайте поиграем в ИГРУ «ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ… »

1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину) .

2. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы рубашки) .

3. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса) .

Почему же свинопас отказался от принцессы?

КОНКУРС «ЧЬИ ЭТО ВЕЩИ? » (волшебный сундук)

• Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)

• Роза – «Снежная королева», «Свинопас»

•Ложка – «Стойкий оловянный солдатик»

• • Зонтик – «Оле-Лукойе»

• Вешалка – «Новое платье короля»

• Горошина. («Принцесса на горошине»)

• Санки (Кай, «Снежная королева»).

• Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

• Утиное яйцо («Гадкий утенок»).

5 конкурс. Конкурс-кричалка.

— Дополните название сказок.

«Гадкий …(утенок)»

«Дикие … (лебеди)»

«Жених и …(невеста)»

«Стойкий …(оловянный солдатик)»

«Новый … (наряд короля)»

«Снежная …(королева)»

«Оле-…(Лукойе)»

«Принцесса …(на горошине)»

Молодцы, ребята! И с этим заданием хорошо справились.

. Кто из андерсеновских героев поначалу был “безобразным”, а потом стал “ прекрасным”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)

Прослушивание отрывка из сказки «Гадкий утёнок» Слайд №8

Викторина «Что было дальше»Слайд №9

1-й помощник: Я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы должны будете продолжить ее.

• «Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда его спускала ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как…»

• «Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало воде!»

• «Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде… Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну».

• «Знаю, знаю, зачем ты пришла! — сказала Русалочке морская ведьма. — Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, — сказала ведьма».

Конкурс. Герои сказок. Слайд №10

— Разгадайте анаграммы и угадайте героев сказок.

РОЛЬКО – король

ТУКОНЁ – утенок

АССЕЦНИРП – принцесса

БОЙРАЗНИЦА – разбойница

Разоблачалки.

1. Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Русалочка”.

На самом морском дне во дворце отца-царя жили пять принцесс-русалок. Самой красивой из них была младшая русалочка. С раннего детства они любили подолгу плавать на поверхности воды, у берега и наблюдать за людьми. В одну из бурь Русалочка спасла юного принца и полюбила его. Морской ведьме за её колдовство Русалочка отдаёт свои чудесные волосы. Зная, что принц женится на другой, Русалочка возвращается к сёстрам в море. (Всего 4 ошибки)

2. Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.

В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок

А этот конкурс «Кто быстрее?» Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежит следующие афоризмы? Надо назвать и сказку, и героя.

  • «А король-то голый!» (Ребёнок, «Новое платье короля»)

  • «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот, «Дюймовочка»)

  • «Как добры все люди и все животные!» (Герда, «Снежная королева»)

  • «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор, «Гадкий утёнок»)

В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими?

(У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню)

2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять?

(Старый король)

. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого

3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?

(С дюйм. Отсюда её имя)

4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»?

(Старуха мать)

5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье?

(Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей)

6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса?

(Паспорт)

7. Куда попали осколки зеркала Каю?

(В сердце и в глаз)

8. по какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок?

(Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится)

Задание называется «Самые-самые».

Нужно назвать сказки Андерсена.
Самая грустная сказка. («Русалочка»)
Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
Самый богатый жених. (Крот)
Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)

Ребята, урок подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказок Андерсена. Мне хочется поблагодарить вас за хорошую работу, за ваши замечательные рисунки. (Лучшие я повесила на доску).

Оле-Лукойе:

Закончились сказки, рассвет настает.

Пора просыпаться, работа всех ждет.

Я каждую звездочку с неба сниму,

Почищу и снова на место верну.

Весь мир разукрашу

К воскресному дню.

А вечером снова

Со снами приду.

Скажите, чему нас учат сказки Андерсена?

— Сказки Андерсена учат…

— Сказки заставляют задуматься…

— В сказках Андерсена живут…

Раскрасьте зонтики, которые лежат у вас на столе. Если вам понравился урок, то у вас будет цветной зонтик, если нет – то чёрный. Ребята, а кому бы вы хотели подарить эти зонтики? Давайте отдадим все зонтики Оле-Лукойе (на доске иллюстрация Оле-Лукойе), чтобы он мог их подарить тем детям, которым сейчас может быть грустно.

Выводы:

Добро побеждает зло.

Любовь сильнее смерти.

Выбор между добром и злом человек делает сам.

Добро побуждает к действию, а слова так и останутся словами.

Добро нужно делать своими руками!

Разбираться в людях, учат ненавидеть ложь и несправедливость, помогают понять, что такое Правда, Красота, Любовь, вселяют в нас веру, что добро всегда побеждает зло /.

И хоть сегодняшнее наше необыкновенное путешествие закончилось, но самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

Эпиграф к уроку.

Нет сказки удивительнее, чем та, которую

придумывает сама жизнь….

Тест.

1. Кто автор сказки «Русалочка»?

а) Г.-Х. Андерсен; в) А. Л. Барто;

б) П. П. Бажов; г) Братья Гримм.

2. Какое слово выкладывал из льдинок

Кай в замке Снежной королевы?

а) Прочность; в) Надежность;

б) Вечность; г) Слабость;

3. Где родился Г. –Х. Андерсен?

а) В Норвегии; в) в Дании;

б) в Голландии; г) в Германии.

4.Кто хотел жениться на Дюймовочке?

а) Сурок; в) хомяк;

б) бобр; г) крот.

5. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Флейта; в) музыкальная шкатулка

б) горшочек с бубенчиками; г) шарманка

6. Кто носил под мышкой два зонтика: чёрный и цветной?

а) Трубочист; в) Ганс Чурбан;

б) Оле-Лукойе; г) свинопас.

7. Из чего была сделана танцовщица в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?

а) Из картона; в) из воска;

б) Из фарфора; г) из меди.

>Сказка Дюймовочка

Ганс Христиан Андерсен – сказка Дюймовочка: читать текст онлайн

Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

— Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

— Отчего же! — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет!

— Спасибо! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были еще плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

— Какой славный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-вточь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой.

Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; длинные стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. На нем Дюймовочка могла переправляться с одной стороны тарелки на другую; вместо весел у нее были два белых конских волоса. Все это было прелесть как мило! Дюймовочка умела и петь, и такого нежного, красивого голоска никто еще не слыхивал!

Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком Дюймовочка.

— Вот и жена моему сынку! — сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

Там протекала большая, широкая река; у самого берега было топко и вязко; здесь-то, в тине, и жила жаба с сыном. У! Какой он был тоже гадкий, противный! Точь-в-точь мамаша.

— Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог он сказать, когда увидал прелестную крошку в ореховой скорлупке.

— Тише ты! Она еще проснется, пожалуй, да убежит от нас, — сказала старуха жаба. — Она ведь легче лебединого пуха! Высадим-ка ее посередине реки на широкий лист кувшинки — это ведь целый остров для такой крошки, оттуда она не сбежит, а мы пока приберем там, внизу, наше гнездышко. Вам ведь в нем жить да поживать.

В реке росло множество кувшинок; их широкие зеленые листья плавали по поверхности воды. Самый большой лист был дальше всего от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой.

Бедная крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу!

А старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала свое жилище тростником и желтыми кувшинками — надо же было приукрасить все для молодой невестки! Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела Дюймовочка, что бы взять прежде всего ее хорошенькую кроватку и поставит в спальне невесты. Старая жаба очень низко присела в воде перед девочкой и сказала:

— Вот мой сынок, твой будущий муж! Вы славно заживете с ним у нас в тине.

— Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! — только и мог сказать сынок.

Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинешенька на зеленом листе и горько-горько плакала, — ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за ее противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что она говорила, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели ее, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше… Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!

Дюймовочка плыла мимо разных прелестных местечек, и маленькие птички, которые сидели в кустах, увидав ее, пели:

— Какая хорошенькая девочка!

А листок все плыл да плыл, и вот Дюймовочка попала за границу. Красивый белый мотылек все время порхал вокруг нее и наконец уселся на листок — уж очень ему понравилась Дюймовочка! А она ужасно радовалась: гадкая жаба не могла теперь догнать ее, а вокруг все было так красиво! Солнце так и горело золотом на воде! Дюймовочка сняла с себя пояс, одним концом обвязала мотылька, а другой привязала к своему листку, и листок поплыл еще быстрее.

Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше, и с ним мотылек, он ведь был привязан и не мог освободиться.

Ах, как перепугалась бедняжка, когда жук схватил ее и полетел с ней на дерево! Особенно ей жаль было хорошенького мотылечка, которого она привязала к листку: ему придется теперь умереть с голоду, если не удастся освободиться. Но майскому жуку и горя было мало.

Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, покормил ее сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем непохожа на майского жука.

Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барышни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво! — сказали в один голос все жуки женского пола.

Дюймовочка была премиленькая! Майскому жуку, который принес ее, она тоже очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашел, что она безобразна, и не захотел больше держать ее у себя — пусть идет куда хочет. Он слетел с нею с дерева и посадил ее на ромашку. Тут девочка принялась плакать о том, что она такая безобразная: даже майские жуки не захотели держать ее у себя! А на самом-то деле она была прелестнейшим созданием: нежная, ясная, точно лепесток розы.

Целое лето прожила Дюймовочка о дна-одинешенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила ее под большой лопушиный лист — там дождик не мог достать ее. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую каждое утро находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот дело пошло к зиме, длинной и холодной. Все певуньи птички разлетелись, кусты и цветы увяли, большой лопушиный лист, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, весь засох и свернулся в трубочку. Сама крошка мерзла от холода: платьице ее все разорвалось, а она была такая маленькая, нежная

— замерзай, да и все тут! Пошел снег, и каждая снежинка была для нее то же, что для нас целая лопата снега; мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм! Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и бедняжка сама дрожала как лист.

Возле леса, куда она попала, лежало большое поле; хлеб давно был убран, одни голые, сухие стебельки торчали из мерзлой земли; для Дюймовочки это был целый лес. Ух! Как она дрожала от холода! И вот пришла бедняжка к дверям полевой мыши; дверью была маленькая дырочка, прикрытая сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: все амбары были битком набиты хлебными зернами; кухня и кладовая ломились от припасов! Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зерна — она два дня ничего не ела!

— Ах ты бедняжка! — сказала полевая мышь: она была, в сущности, добрая старуха. — Ступай сюда, погрейся да поешь со мною!

Девочка понравилась мыши, и мышь сказала:

— Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница.

И Дюймовочка стала делать все, что приказывала ей мышь, и зажила отлично.

— Скоро, пожалуй, у нас будут гости, — сказала как-то полевая мышь. — Мой сосед обычно навещает меня раз в неделю. Он живет еще куда лучше меня: у него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Вот если бы тебе удалось выйти за него замуж! Ты бы зажила на славу! Беда только, что он слеп и не может видеть тебя; но ты расскажи ему самые лучшие сказки, какие только знаешь.

Но девочке мало было дела до всего этого: ей вовсе не хотелось выйти замуж за соседа — ведь это был крот. Он в самом деле скоро пришел в гости к полевой мыши. Правда, он носил черную бархатную шубку, был очень богат и учен; по словам полевой мыши, помещение у него было раз в двадцать просторнее, чем у нее, но он совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень дурно — он ведь никогда не видел их. Девочке пришлось петь, и она спела две песенки: «Майский жук, лети, лети» и «Бродит по лугам монах», да так мило, что крот прямо-таки в нее влюбился. Но он не сказал ни слова — он был такой степенный и солидный господин.

Крот недавно прорыл под землей длинную галерею от своего жилья к дверям полевой мыши и позволил мыши и девочке гулять по этой галерее сколько угодно. Крот просил только не пугаться мертвой птицы, которая лежала там. Это была настоящая птица, с перьями, с клювом; она, должно быть, умерла недавно, в начале зимы, и была зарыта в землю как раз там, где крот прорыл свою галерею.

Крот взял в рот гнилушку — в темноте это ведь все равно, что свечка, и пошел вперед, освещая длинную темную галерею. Когда они дошли до места, где лежала мертвая птица, крот проткнул своим широким носом в земляном потолке дыру, и в галерею пробился дневной свет. В самой середине галереи лежала мертвая ласточка; хорошенькие крылья были крепко прижаты к телу, лапки и головка спрятаны в перышки; бедная птичка, верно, умерла от холода. Девочке стало ужасно жаль ее, она очень любила этих милых птичек, которые целое лето так чудесно пели ей песенки, но крот толкнул птичку своей короткой лапой и сказал:

— Небось не свистит больше! Вот горькая участь родиться пичужкой! Слава Богу, что моим детям нечего бояться этого! Этакая птичка только и умеет чирикать — поневоле замерзнешь зимой!

— Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать, — сказала полевая мышь. — Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!

Дюймовочка не сказала ничего, но когда крот с мышью повернулись к птице спиной, нагнулась к ней, раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. «Может быть, эта та самая, которая так чудесно распевала летом! — подумала девочка. — Сколько радости доставила ты мне, милая, хорошая птичка!»

Крот опять заткнул дыру в потолке и проводил дам обратно. Но девочке не спалось ночью. Она встала с постели, сплела из сухих былинок большой славный ковер, снесла его в галерею и завернула в него мертвую птичку; потом отыскала у полевой мыши пуху и обложила им всю ласточку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле.

— Прощай, миленькая птичка, — сказала Дюймовочка. — Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зеленые, а солнышко так славно грело!

И она склонила голову на грудь птички, но вдруг испугалась — внутри что-то застучало. Это забилось сердечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холода, теперь же согрелась и ожила.

Осенью ласточки улетают в теплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадет замертво на землю, и ее засыплет холодным снегом.

Девочка вся задрожала от испуга — птица ведь была в сравнении с крошкой просто великаном, — но все-таки собралась с духом, еще больше закутала ласточку, потом сбегала принесла листок мяты, которым закрывалась вместо одеяла сама, и покрыла им голову птички.

На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была еще очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, — другого фонаря у нее не было.

— Благодарю тебя, милая крошка! — сказала больная ласточка. — Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

— Ах, — сказала девочка, — теперь так холодно, идет снег! Останься лучше в своей теплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Дюймовочка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в теплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда — не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом — они ведь совсем не любили птичек.

Когда настала весна и пригрело солнышко, ласточка распрощалась с девочкой, и Дюймовочка ототкнула дыру, которую проделал крот.

Солнце так славно грело, и ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с ней, — пускай сядет к ней на спину, и они полетят в зеленый лес! Но Дюймовочка не захотела бросить полевую мышь — она ведь знала, что старуха очень огорчится.

— Нет, нельзя! — сказала девочка ласточке.

— Прощай, прощай, милая добрая крошка! — сказала ласточка и вылетела на солнышко.

Дюймовочка посмотрела ей вслед, и у нее даже слезы навернулись на глазах, — уж очень полюбилась ей бедная птичка.

— Кви-вить, кви-вить! — прощебетала птичка и скрылась в зеленом лесу. Девочке было очень грустно. Ей совсем не позволяли выходить на сол-

нышко, а хлебное поле так все заросло высокими толстыми колосьями, что стало для бедной крошки дремучим лесом.

— Летом тебе придется готовить себе приданое! — сказала ей полевая мышь. Оказалось, что скучный сосед в бархатной шубе посватался за девочку.

— Надо, чтобы у тебя всего было вдоволь, а там выйдешь замуж за крота и подавно ни в чем нуждаться не будешь!

И девочке пришлось прясть по целым дням, а старуха мышь наняла четырех пауков для тканья, и они работали день и ночь.

Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и все только и болтал о том, что вот скоро лету будет конец, солнце перестанет так палить землю, — а то она совсем уж как камень стала, — и тогда они сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада: ей не нравился скучный крот. Каждое утро на восходе солнышка и каждый вечер на закате Дюймовочка выходила на порог мышиной норки; иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и ей удавалось увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо там, на воле!» — думала девочка и вспоминала о ласточке; ей очень хотелось бы повидаться с птичкой, но ласточки нигде не было видно: должно быть, она летала там, далеко-далеко, в зеленом лесу!

К осени Дюймовочка приготовила все свое приданое.

— Через месяц твоя свадьба! — сказала девочке полевая мышь.

Но крошка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота.

— Пустяки! — сказала старуха мышь. — Только не капризничай, а то я укушу тебя — видишь, какой у меня белый зуб? У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари Бога за такого мужа!

Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубокоглубоко под землей, и никогда не выходить на солнце, — крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.

И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше и протянула к солнцу руки:

— Прощай, ясное солнышко, прощай!

Потом она обняла ручонками маленький красный цветочек, который рос тут, и сказала ему:

— Кланяйся от меня милой ласточке, если увидишь ее!

— Кви-вить, кви-вить! — вдруг раздалось над ее головой.

Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а девочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землей, куда никогда не заглянет солнышко.

— Скоро придет холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в теплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину — только привяжи себя покрепче поясом, — и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в теплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной, холодной яме.

— Да, да, я полечу с тобой! — сказала Дюймовочка, села птичке на спину, уперлась ножками в ее распростертые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.

Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было страсть как холодно; Дюймовочка вся зарылась в теплые перья ласточки и только головку высунула, чтобы любоваться всеми прелестями, которые встречались в пути.

Но вот и теплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, а около канав и изгородей рос зеленый и черный виноград. В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали прелестные ребятишки и ловили больших пестрых бабочек. Но ласточка летела все дальше и дальше, и чем дальше, тем было все лучше. На берегу красивого голубого озера, посреди зеленых кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнезда. В одном из них и жила ласточка, что принесла Дюймовочку.

— Вот мой дом! — сказала ласточка. — А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты чудесно заживешь!

— Вот было бы хорошо! — сказала крошка и захлопала в ладоши.

Внизу лежали большие куски мрамора, — это свалилась верхушка одной колонны и разбилась на три куска, между ними росли крупные белые цветы. Ласточка спустилась и посадила девочку на один из широких лепестков. Но вот диво! В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.

Это был эльф. В каждом цветке живет эльф, мальчик или девочка, а тот, который сидел рядом с Дюймовочкой, был сам король эльфов.

— Ах, как он хорош! — шепнула Дюймовочка ласточке.

Маленький король совсем перепугался при виде ласточки. Он был такой крошечный, нежный, и она показалась ему просто чудовищем. Зато он очень обрадовался, увидав нашу крошку, — он никогда еще не видывал такой хорошенькой девочки! И он снял свою золотую корону, надел ее Дюймовочке на голову и спросил, как ее зовут и хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов? Вот это так муж! Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе! И девочка согласилась. Тогда из каждого цветка вылетели эльфы — мальчики и девочки — такие хорошенькие, что просто прелесть! Все они поднесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим была пара прозрачных стрекозиных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! Вот-то была радость! А ласточка сидела наверху, в своем гнездышке, и пела им, как только умела.

Поделиться ссылкой:

Пожалуйста, подождите…

Сюжет сказки

Одна женщина вырастила цветок, в чашечке которого оказалась крохотная прекрасная девочка, ростом не больше человеческого пальца, женщина назвала её Дюймовочкой.

Прелестную малютку однажды заметила лягушка и решила, что Дюймовочка может стать парой для её сына. Дождавшись полуночи, лягушка выкрала девочку. Сын лягушки был очарован ее красотой. Чтобы она не смогла бежать, он поместил Дюймовочку на лист водной лилии. Однако на помощь девочке пришли рыбы, которые перегрызли стебель, а мотылёк, которому понравилась Дюймовочка, впрягся в её поясок и полетел, потянув за собой лист по воде. Пока мотылёк тянул лист с Дюймовочкой, майский жук перехватил её и понёс к себе на дерево. Мотылёк остался привязанным к листку. Дюймовочка очень жалела его — ведь он не мог сам освободиться.

Полевая мышь и Дюймовочка (иллюстрация к сборнику «Young Folks Treasury» (1919))

На том же дереве жили другие майские жуки, но девочка им не понравилась, ведь у жуков были другие понятия о красоте. Жук оставил Дюймовочку в лесу. Там она прожила всё лето, и осень, но с приближением зимы стала страдать от холода. К счастью, замёрзшая Дюймовочка обнаружила норку полевой мыши, которая приютила её у себя. Затем мышь решила выдать подопечную замуж за своего богатого соседа — крота. Крот был очень состоятелен и настолько же скуп. Во время первой встречи у мыши, Дюймовочка спела ему две песни: «Майский жук, лети, лети» и «Бродит по лугам монах». Соседу невеста понравилась, и он согласился подумать о женитьбе. Крот показал Дюймовочке свои подземные «дворцы» и богатства. В одной из галерей девочка обнаружила мёртвую ласточку. Однако оказалось, что ласточка была просто очень слаба. Дюймовочка втайне от мыши и крота стала заботиться о ней. Настала весна. Ласточка совсем поправилась и, поблагодарив Дюймовочку, вылетела наружу из галерей крота.

В это время крот окончательно решился на женитьбу, и полевая мышь приказала девочке шить приданое. Дюймовочке было очень грустно и обидно, ей очень не хотелось выходить за крота. Наступил день свадьбы. Дюймовочка решила выйти в последний раз на свет и попрощаться с солнышком. В этот момент над полями пролетала та самая ласточка. Она забрала Дюймовочку с собой в тёплые края, спасши её тем самым от очередного неприятного жениха.

В тёплых краях Дюймовочка поселилась в цветке и встретила короля эльфов, прекрасного и такого же миниатюрного, как она сама. Эльф и Дюймовочка сразу же полюбили друг друга и стали мужем и женой. Так Дюймовочка стала королевой эльфов.

Экранизации и постановки

  • Эндрю Ланг переименовал данную сказку в «Приключения Майи» в его одиннадцатом томе «Сказок оливковой Феи» (опубликована в 1907).
  • Первый фильм «Дюймовочка» был чёрно-белым и выпущен в 1924 режиссёром Гербертом M. Доли.
  • Дэнни Кэй исполнил песню «Дюймовочка», написанную Фрэнком Лессером, в фильме 1952 года об Андерсене.
  • Лотте Рейнигер в 1954 выпустила короткий 10-минутный фильм о Дюймовочке.
  • Восточногерманская студия ДЕФА в 1959 году выпустила мультфильм «Дюймовочка». Реж. Кристл Вимер.
  • В 1964 году был снят советский мультфильм «Дюймовочка» Леонида Амальрика.
  • Диафильм «Дюймовочка», 1972 год (Редактор: Н. Мартынова, Художник: Г. Портнягина).
  • Японская студия «Toei Animation» выпустила полнометражный аниме-мультфильм в 1978, под названием «Sekai Meisaku Dowa: Oyayubi Hime» (World’s Famous Children’s Stories: The Thumb Princess) с анимацией художника Осаму Тэдзука.
  • Сериал про Дюймовочку, для домашнего просмотра, выпустила студия «Faerie Tale Theatre» (Сказочный театр) в 1984, с участием Кэрри Фишер и Уильяма Кэтта.
  • История с красочным оформлением в студии «Rabbit Ears Productions» была выпущена в 1989 на видеокассете, аудиодиске, компакт-кассете (с рассказом в исполнении Келли МакГиллис) и в виде книги.
  • Японская студия «Enoki Films» выпустила в 1992 26-серийный мультфильм, под названием Oyayubi Hime Monogatari (Рассказы о Дюймовочке).
  • Компания Golden Films выпустила мультфильм о Дюймовочка (1993).
  • В 1994 Дон Блут выпустил мультфильм о Дюймовочке, который имеет некоторые отклонения от классического авторского сюжета.
  • В 1997 году Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац представил премьеру специально созданной оперы Ефрема Подгайца «Дюймовочка». Спектакль, поставленный режиссером Валерием Меркуловым, в 2000 году был признан лучшим музыкальным спектаклем для детей.
  • В 2002 на DVD выпущен мультфильм «Приключения Дюймовочки и Мальчика С Пальчик».
  • Дюймовочка появлялась в роли гостьи на свадьбе принцессы Фионы в мультфильме «Шрек 2» (2004).
  • Hans Christian Andersen’s 200th Anniversary: The Fairy Tales, 2005, Denmark, The Netherlands, Jorgen Bing (Ганс Христиан Андерсен. Сказки, 2005, Дания, Нидерланды, Ёрген Бинг)
  • В 2007 году вышел фильм «Дюймовочка» Леонида Нечаева по сценарию Инны Веткиной.
  • В 2012 году для iPad и Android вышел интерактивный мультфильм с мини-играми, под названием «Дюймовочка. Путешествие к мечте».

> См. также

  • Мальчик-с-пальчик
  • Весёлые человечки

Ссылки

  • «Дюймовочка» на lukoshko.net
  • Видео на YouTube

В Викитеке есть полный текст сказки «Дюймовочка»

Клуб весёлых человечков
Произведения, в которых встречаются отдельные весёлые человечки
Буратино
Книги
  • Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)
Мультфильмы
  • Золотой ключик (1939)
  • Приключения Буратино (1959)
  • Возвращение Буратино (2013)
Фильмы
  • Золотой ключик (1939)
  • Приключения Буратино (1975)
  • Новейшие приключения Буратино (1997)
  • Золотой ключик (2009)
  • Буратино (2009)
Гурвинек
Мультфильмы
  • Na návštěvě u Spejbla a Hurvínka (1972)
  • Znovu u Spejbla a Hurvínka (1974)
  • Hurvínek vzduchoplavcem (1997)
  • Гурвинек: Волшебная игра (2017)
Дюймовочка
Книги
  • Дюймовочка (1835)
Мультфильмы
  • Дюймовочка (1959)
  • Дюймовочка (1964)
  • Thumbelina (1992)
  • Дюймовочка (1994)
  • The Adventures of Tom Thumb and Thumbelina (2002)
  • Barbie Thumbelina (2002)
Фильмы
  • Дюймовочка (2007)
Диафильмы
  • Дюймовочка (1972)
Карандаш
Мультфильмы
  • Что такое хорошо и что такое плохо (1969)
Незнайка
Книги
  • Приключения Незнайки и его друзей (1953—1954)
  • Винтик, Шпунтик и пылесос (1956)
  • Незнайка в Солнечном городе (1958)
  • Незнайка на Луне (1964—1965)
Мультфильмы
  • Винтик и Шпунтик — весёлые мастера (1960)
  • Незнайка учится (1961)
  • Приключения Незнайки и его друзей (1971—1973)
  • Незнайка в Солнечном городе (1976—1977)
  • Незнайка на Луне (1997–1999)
  • Незнайка и Баррабасс (2004)
Фильмы
  • Незнайка с нашего двора (1983)
Петрушка
Балет
  • Петрушка (1911)
Мультфильмы
  • Про Петрушку (1973)
Самоделкин
Мультфильмы
  • Приключения Самоделкина (1957)
  • После гудка (1957)
  • Самоделкин-спортсмен (1962)
  • Самоделкин в космосе (1971)
  • Самоделкин под водой (1969)
  • Самоделкин на выставке (1977)
  • Подарок Самоделкина (1983)
Чиполлино
Книги
  • Приключения Чиполлино (1951)
Мультфильмы
  • Чиполлино (1961)
Фильмы
  • Чиполлино (1973)
Балет
  • Чиполлино (1974)
Диафильмы
  • Чиполлино (1964)
Произведения, в которых встречаются несколько весёлых человечков
Карандаш и Самоделкин
Книги
Все весёлые человечки,
кроме Дюймовочки
Мультфильмы
Все весёлые человечки
Журнал
Мультфильмы

Сказка про дюймовочку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *