Павел Бажов — Уральские сказы — I

12 3 4 5 6 7 …69 prose_classic sf_fantasy child_tale Павел Петрович Бажов Уральские сказы — I

Настоящее издание сочинений П. П. Бажова печатается в трех томах. Первый том состоит в основном из ранних сказов Бажова, написанных и опубликованных им в предвоенные годы и частично во время Великой Отечественной войны. Сюда относятся циклы полуфантастических сказов: о Хозяйке Медной горы и чудесных мастерах; старательские — о Полозе, змеях — хранителях золота и о первых добытчиках; легенды о старом Урале. Второй том содержит сказы, опубликованные П. Бажовым в конце войны и в послевоенные годы. Написаны они в более строгой реалистической манере, и фантастических персонажей в них почти нет. Тематически повествование в этих сказах доходит до наших дней. В третий том входят очерковые и автобиографические произведения писателя, статьи, письма и архивные материалы.

ru ru jurgennt FBE 2008-08-18 NVE JSP20061105-XAPKOV-4441-88F2-E063EA0-0082 1.01 Собрание сочинений в трех томах. Том первый. Государственное Издательство художественной литературы Москва 1952 В. А. Бажова, А. А. Суркова, Е. А. Пермяк From collection Aldebaran36163 Passed

Медной горы хозяйка

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.

Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.

В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, — ровно его кто под бок толкнул, — проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

— Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. «Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать. Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:

— Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько. Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень — ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.

— Некогда, — говорит, — мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.

Она посмеивается, а потом и говорит:

— Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит — делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит-ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены. Девка смеется.

— Не расступи, — говорит, — мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. — А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.

Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:

— Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу — беда будет. Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, — как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан — батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.

— Ну, теперь признал меня, Степанушка? — спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается. Потом, мало погодя, и говорит:

— Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

— Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

— Вот и ладно, — отвечает малахитница. — Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи да, смотри, не забудь слов-то: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».

Сказала это и прищурилась:

— Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног — лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

— Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, — душному козлу, — с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Парень даже сплюнул вгорячах:

— Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

А она видит, как он плюется, и хохочет.

— Ладно, — кричит, — потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.

Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова — дело не малое, а он еще, — и верно, — душной был — гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать — тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.

Думал-думал, насмелился:

— Была не была, сделаю, как она велела.

На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

— Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.

У приказчика даже усы затряслись.

— Ты что это? Пьяный, али ума решился? Какая хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!

— Воля твоя, — говорит Степан, — а только так мне ведено.

— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно!

«Медной горы хозяйка».
Художник Н. А. Аземша

Сказ «Медной горы Хозяйка» является одним из самых известных произведений известного русского писателя П. П. Бажова.
В этой статье представлено краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка» Бажова: краткий пересказ сюжета, сказ в сокращении.
Смотрите: Все материалы по сказу «Медной горы Хозяйка»

Краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка» Бажова: краткий пересказ сюжета, сказ в сокращении

Однажды крестьянин по имени Степан встречает в лесу Хозяйку Медной горы — волшебное существо, которое охраняет местные рудники. Хозяйка является наполовину ящерицей, наполовину красавицей-девушкой.
Хозяйка знает, что Степан работает на местном руднике. Она просит Степана передать начальнику, чтобы тот оставил в покое Красногорский рудник. За эту помощь Хозяйка обещает Степану выйти за него замуж.
На утро Степан передает начальнику требование Хозяйки Медной горы. Начальник не верит Степану и требует наказать его. Степана сажают на цепь в руднике и заставляют добыть невозможное количество малахита. Крестьянин берется за дело, и в это время к нему является Хозяйка Медной горы. Она хвалит Степана за его храбрость, за то, что не побоялся передать ее слова начальству. За это Хозяйка помогает Степану добыть требуемый малахит.
Затем Хозяйка показывает Степану свои подземные богатства и дорогое приданое к свадьбе. Хозяйка говорит, что готова стать женой Степана, как обещала. Но Степан объясняет ей, что не может этого сделать, так как обещал жениться на сироте Настеньке. Хозяйка хвалит Степана за то, что он не сооблазнился ее богатством и не отказался от Настеньки. Хозяйка вручает Степану подарок для Настеньки — малахитовую шкатулку с драгоценностями.

На прощанье Хозяйка плачет и просит Степана не вспоминать о ней. Ее слезы превращаются в драгоценные камешки. Она дарит их Степану, чтобы тот продал их и разбогател.
Вернувшись в рудник, Степан показывает начальству добытый им малахит. После этого начальство еще два раза требует от него добыть малахит. Степан справляется с этими заданиями с помощью Хозяйки. Начальство подозревает, что Степану помогает колдовская сила. Боясь Хозяйки Медной горы, начальство прекращает работы на Красногорском руднике.
Вскоре в имение приезжает сам барин. Он просит Степана добыть для него огромные малахитовые камни. Взамен Степан требует «вольную» для себя и невесты (то есть освобождения от крепостного права). С помощью Хозяйки Медной горы Степан выполняет каприз барина и добывает малахитовые камни. После этого в руднике навсегда заканчивается руда и малахит. Рудник закрывают.
Получив «вольную», Степан женится на Настеньке и заводит семью, но не обретает счастья. Он ходит грустный, болеет и тает на глазах. Он начинает ходить якобы на охоту на Красногорский рудник, но добычи оттуда не приносит. Однажды его находят мертвым на руднике. Рядом с ним замечают большую ящерицу, которая плачет над телом.
В кулаке у Степана обнаруживают зеленые камешки — медные изумруды. Когда их пытаются вынуть, они рассыпаются в пыль. Позже люди узнают, что камешки были слезами Хозяйки Медной горы. Степан не продал их, а хранил все эти годы и умер с ними.
Конец сказа.
Это было краткое содержание сказа «Медной горы Хозяйка» Бажова: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите: Все материалы по сказу «Медной горы Хозяйка»

«Сказки народов Урала». Урок литературы в 5-м классе

  • Воронова Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Тема: «Сказки народов Урала»

На изучение этой темы отводится два часа. Провести эти уроки можно после изучения русских народных сказок. На уроках, предшествовавших этому, мы закрепили и углубили представление о сказке как о самом популярном жанре народного творчества; вспомнили виды сказок, наиболее распространённые сюжеты, сказочных героев; убедились ещё раз в том, что в сказках отражается реальная действительность и в том, как велико значение сказки в жизни нации и человека.
За 2 недели до проведения уроков учащиеся были разделены на группы и получили задание прочитать сказки народов Урала, сделать иллюстрации к понравившимся сказкам, сшить костюмы, подготовить инсценировки отдельных эпизодов из сказок.
Перед началом урока мы оформили кабинет: на доску повесили большую карту Урала; на стены – иллюстрации к сказкам, прочитанным детьми; на столы положили предметы, которые помогут детям во время инсценировок. Столы поставили кругом, а в центре класса образовалась сцена, на которой разворачивалось действие

Цель: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

ХОД УРОКА

Учитель. Край, в котором мы живём, называется Уралом. Если посмотреть на карту Евразии, то он располагается почти посередине, и именно через Урал проходит граница между двумя частями света – Европой и Азией. С севера, от Карского моря, на две тысячи километров к югу тянутся невысокие и старые Уральские горы. На севере Урала вечная мерзлота, тундра, полярная ночь.
На юге расстилаются жаркие степи, растут абрикосы и виноград. В Приполярье можно встретить северных оленей, а на юге Оренбуржья – верблюдов. Из-за такого расположения и называют части Урала Полярным, Приполярным, Северным, Средним, Южным, а также Зауральем и Приуральем.
А вот как пишет о нашем крае Людмила Константиновна Татьяничева – известная поэтесса Урала. Она автор многих сборников стихов, названия которых говорящие, потому что раскрывают любовь Татьяничевой к краю, в котором она родилась и которому с детства отдала своё сердце: «Родной Урал», «Синегорье», «Малахит» и др. Мне кажется, что вы ещё не читали стихов, похожих на те, что написала Людмила Татьяничева, и они вам непременно понравятся.

1 чтец:

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

2 чтец:

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Учитель. Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. Жители Урала создали прекрасные произведения искусства. Это и пермская деревянная скульптура, и каслинское литьё, златоустовская гравюра и резьба по кости и камню, росписи и рукописные книги, вышивки и оренбургские пуховые платки. У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.

1 группа учащихся. Мы познакомим вас с башкирскими народными сказками.

«Большая Медведица»

В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо – с чашку. Человеческий род постепенно приумножался, зверей тоже становилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.
В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришёл откуда-то Великан и до дна опорожнил котёл. Что делать? Решили сделать котёл больше. А к котлу и ковш нужен. Котёл отлили из серебра, а ковш – из золота. Поднял Великан котёл, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком лёгок», – промолвил Великан и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звёздам, да так и застрял между ними.
Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три – ручку. Вечером ковш – вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.

«Калым»

У седого старика Урала был сын – батыр по имени Яик. А у старухи Иремели, говорят, была писаная дочь – красавица по имени Агиделькай. Задумал старик Урал женить своего сына на той девушке-красавице. Очень богатый калым за неё уплатил. Отдал Яик и все леса на своих берегах: сосны, ели, дубы, берёзы. Забрала всё это старуха Иремель и украсила ими берега Агидели.
В уныние впал тут Яик, подумал про себя, что если девушка Агидель станет слишком красивой, то и смотреть на него не станет. Подумал он, значит, так, да и подался в сторону Хазарского моря.
Узнал о том старик Урал и стал тужить по бесполезно отданном калыме. Хорошо, если родители девушки откажутся от ветреного жениха, тогда по старинному башкирскому обычаю можно воротить калым обратно. А если не откажутся?..
Родители невесты не отказались от зятя. Агиделькай очень любила Яика. «Я всё ему прощу, – сказала она, – пусть он только вернётся ко мне».
Очень упрашивали Яика, чтобы он воротился, но Яик не внял никаким уговорам и мольбам. Всё стеснялся показаться Агидели на глаза. Сам же он тосковал по Агидели и пел так:

Даже лук орошать бы рад –
Нету лука – куда мне деваться?
Я бегом возвратился б назад,
Да обычая нет возвращаться.

И в самом деле, на берегах Яика не то чтобы сосны, ели или берёзы, даже дикий лук не рос. Так и остался невозвращённым калым, заплаченный за Агиделькай. С тех пор и течёт в Хазарское море Яик через мёртвые пустыни, свистящие песчаными буранами.
А по берегам Агидели на веки вечные остались расти вечнозелёные сосны и ели, белоствольные берёзы, лохматые дубы и исходящие медовым благоуханием липы.

2 группа учащихся. В Западном Приуралье живут коми-пермяки и удмурты. Вот их сказки.

«Горы и долы»

У ветра с дождём не хватило миру, и они рассорились. Начали друг перед другом своею силою хвастаться, свою мощь доказывать. Спорили, спорили и решили бороться: кто над кем верх одержит, тот и сильней.
Дождь начал лить как из ведра, говоря: «Я изрою всю землю так, что нигде ровного места не останется». А ветер стал дуть, понёсся ураганом, с воем и грохотом, крича: «Соберу всю землю в одну груду». Дул ветер, собирая землю в груду, лил дождь, изрывая потоками собранную ветром землю.
Так вот и произошли горы и долы

. «Пятна на луне»

У одного удмурта умерла жена, и он женился на другой женщине. Она оказалась злой мачехой для падчерицы. Вздохнуть не давала бедняжке: и скотину накормить, и печь истопить, и воды наносить, и полы вымыть – со всеми делами сирота одна должна управляться. И за всё это ей только ругань и побои доставались и ни одного ласкового слова.
Однажды, ещё не брезжил зимний рассвет, подняла её мачеха за водой. Взяла она вёдра на коромысло и пошла на речку. А на дворе мороз стоял лютый, луна ярко-ярко сияла в небе. Черпая воду из проруби, девушка горько-горько плакала.
– Хоть бы эта холодная луна забрала меня к себе, – приговаривала она.
Луне стало жаль сиротку, и она притянула её к себе вместе с вёдрами и коромыслом.
Присмотритесь-ка, когда луна ярко светит: та девушка и теперь там стоит, коромысло с вёдрами на плечах держит.

3 группа учащихся. На Северном Урале живут ханты и манси, и вот какие сказки рассказывают они.

«Как землю выловили»

Две гагары вниз слетели. Одна большая, другая малая гагарка. Со дна моря землю достать хотели.
Большая гагара в воду нырнула. Ныряла, ныряла – долго ныряла, коротко ныряла, – на поверхность выплыла. Ничего не принесла, дна не достала.
Тогда малая гагарка нырнула. Ныряла, ныряла, наконец наверх поднялась, тоже ничего не достала, до земли не дошла.
Большой гагаре малая гагарка говорит: «Давай вместе нырнём!»
Нырнули обе. Плыли, плыли, дыхание сдавило, назад вернулись. Выплыли, подышали немного, снова нырнули. Глубоко спустились, до дна всё же не дошли, дыхание спёрло. Снова вернулись. Выплыли, отдышались и в третий раз нырнули.
Долго спускались, наконец всё-таки до дна дошли. Кусочек земли подхватили, в обратный путь пустились.
В этот раз уж очень долго гагары под водой пробыли. Дыхание у них так спёрло, что, когда наверх выплыли, у большой гагары из груди воздух вырвался и кровь потекла. Оттого теперь у гагары грудь красная. У малой гагарки из затылка кровь потекла, и теперь у всех малых гагар затылок красный.
Землю на воду положили. Начала земля расти. Скоро с подошву величиной стала, а потом такой выросла, что человеку на ней лечь можно. И всё больше и больше растёт.

4 группа учащихся: А нашу сказку рассказывают татары, с давних пор живущие на Урале.

«О кривой берёзе»

Жил в давние времена очень сметливый бедный человек. В тех же местах жил богатый человек, который очень любил хвастать и считал себя большим умником.
– Меня не обманет ни один хитрец! – любил повторять хвастун.
Однажды шёл он по дороге и увидел издалека сметливого бедняка, который стоял, прислоняясь к кривой берёзе.
Подошёл хвастун к нему и сказал:
– Тебя, дружок, считают ловким и сметливым. А ну-ка попробуй перехитрить меня!
На это сметливый ответил:
– Почему бы и не попробовать! Я перехитрил бы тебя, да, к сожалению, нет при мне мешка с хитростями. Дома он у меня остался.
– Поди принеси свой мешок, а я подожду тебя здесь, – сказал хвастливый.
– Я бы охотно пошёл, да не могу, – сказал сметливый. – Видишь, как берёза покривилась? Стоит мне отойти – она и повалится.
Услышал хвастун эти отговорки, рассердился и крикнул:
– Ступай и неси скорее свои хитрости! До твоего прихода я сам буду подпирать берёзу.
Ушёл сметливый, да так и не вернулся. А хвастун до этого дня, говорят, стоит и кривую берёзу подпирает.

Учитель. Вот сколько новых сказок узнали мы сегодня, ребята. И, конечно же, вы обратили внимание на то, что в сказках разных народов много общего, потому что много общего в жизни людей. Но всё равно у каждого народа свой уклад – люди живут в разных жилищах, по-разному добывают себе пропитание, живут в разных географических условиях, – и это отражается в сказках.
Год за годом вы будете узнавать всё больше о географии, истории родного края, о людях, его населяющих, об их обычаях и традициях. Сказки и легенды, песни и предания, рассказы и повести, созданные здесь, на Урале, покажут вам, что люди разных национальностей во все времена хотели понять окружающий мир и самих себя, желали добра своим детям и мира своему дому.
Ребята, когда вы придёте домой, вспомните наш урок, напишите отзыв о нём, что понравилось, что не понравилось, и обязательно аргументируйте свой ответ.

Рис. 1. Башкиры

Рис. 2. Русские

Рис. 3. Марийцы

Рис. 4. Татары

Рис. 5. Удмурты

Сказки бажова читать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *