Новости по теме

Древние церкви привлекают в Псковскую область не только тысячи паломников, но любителей архитектуры и искусства Древней Руси. В нашей подборке — 7 памятников архитектуры средневековья, дошедших до наших дней.


фото: Роман Дмитриев

1. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – 1130–40-е годы

Спасо-Преображенский собор возведен по инициативе архиепископа Новгородского Нифонта. Для внутренней отделки храма были приглашены византийские мастера, которые расписали его стены фресками. Тип собора — византийский, не имеющий аналогов на Руси.

К настоящему времени фрески почти полностью восстановлены в первоначальном виде и представляют собой образец высочайшего качества исполнения, поражая любителей древности сочностью и живостью красок.

Сегодня монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Собор открыт в сухую погоду.

Адрес: Псков, Мирожская набережная, д. 2

Записаться на экскурсию по фрескам: +7 (8112) 600-786

Сайт: www.mirozha.ru

фото: Виктор Печенев

2. Собор Рождества Иоанна Предтечи (бывшего Иоанновского монастыря) – 1130–40-е годы

Уникальное место среди архитектурного наследия Пскова занимает Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский монастырь был основан княгиней Ефросиньей Рогволдовной (теткой князя Довмонта).

Собор имеет шлемовидные главы, характерные для XII века, древние формы крестов на куполах. Известно, что собор был расписан фресками, но во время большого ремонта в XV веке обмазку вместе с живописью сбили со стен.

В соборе хранились драгоценные дары княжеских семей.

В нише западной стены храма в 1978 году был обнаружен тайник – около 70 предметов искусства Византии и средневековой Руси. Часть найденных святынь хранится в Псковском музее, в Третьяковской галерее и других музеях России.

Адрес: Псков, ул. Горького, 1
Часы работы: расписание богослужений на сайте
Телефон для справок: +7 (8112) 57-50-01
Сайт: www.krypetsy.ru

3. Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь – 1299 год

Основанный в XIII веке Снетогорский монастырь был традиционным местом пострижения в схиму псковских князей.

Уникальность Снетогорского монастыря – его всемирно известные фрески храма Рождества Богородицы (1311 год). Псковские художники создали ансамбль живописи, выходящий за пределы мирожских образцов. И если мирожские фрески были расписаны греческими мастерами, то фрески Снетогорского монастыря — это самые древние из известных фрески псковской школы монументальной живописи. Они близки по духу образам Феофана Грека. В их основе лежит учение исихазма – созерцательной молитвы, отказа от многословия, тишины. До нас дошла большая часть подлинных фресок, которые доступны для просмотра по согласованию с настоятельницей монастыря.

Адрес: Псков, Снятная гора, 1
Сайт: snetogor.ru
Церковная лавка (запись на экскурсию): +7 (951) 754-41-03


фото: Катерина Кочкина

4. Церковь Петра и Павла с Буя — 1299 год (первое упоминание в летописи)

Древний памятник псковской архитектуры был построен в честь святых апостолов Петра и Павла на берегу реки Псковы в исторической части города, известной также как Средний город. Буй – двор за оградой возле храма, на котором могли быть захоронения. Ныне существующее здание храма было построено в 1373 году.

Рядом с церковью Петра и Павла в 1299 году благоверный князь Довмонт (Тимофей) одержал победу над немецкими рыцарями. По преданию, перед началом боя он помолился Святой Троице и апостолам Петру и Павлу.

Любопытно, что в начале XVIII века, Петр I, посещая Псков по военным делам неоднократно бывал на службах в Петропавловском храме и пел в нём на клиросе.

Адрес: Псков, ул. Карла Маркса, 2
Часы работы: ежедневно с 9.00 до 16.00


фото: Станислав Васильев

5. Церковь святителя Василия Великого (на Горке) – 1337 год

Основателем церкви является купец Кристофер Карел Доль, немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. Горка, на которой живописно возвышается храм, в древности представляла островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка (сейчас это улица Пушкина). В настоящее время это один из самых известных храмов Пскова с большим приходом, один из немногих храмов города, где службы совершаются каждый день.

При храме действует детская воскресная школа и проводятся занятия по церковному пению.

Адрес: Псков, Октябрьский проспект, д.5
Сайт: hramnagorke.ru
Часы работы: ежедневно с 8.00 до 19.00.


фото: Юлия Тарабарина

6. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово – 1461 год

Главное достояние церкви – фресковые росписи, которым в 2015 году исполнилось 550 лет. Церковь находилась на стыке дорог из Пскова в Новгород и Москву, поэтому имела политическое значение.

Исследователи называют мелетовские фрески образцом высшего взлета и расцвета псковской иконописной школы. Самая многосложная программа росписи жертвенников именно в Мелётовской церкви. Удивительны и приёмы письма – тончайшие цветовые и тоновые нюансы. Более 100 лет ученые изучают эту систему росписей, но многие сюжеты по-прежнему не прочтены.

Адрес храма: посёлок Мелетово, Псковский район
Часы работы: не действующий


фото: Юрий Каныгин

7. Церковь святого Георгия Победоносца, погост Камно – XV век

Церковь святого Георгия Победоносца построена в XV веке, однако есть предание, что он заложен гораздо раньше — князем Довмонтом в честь победы над ливонскими войсками в 1271 году. В летописях Камно часто упоминается как место постоянных столкновений или лагеря псковского войска: укрепление и погост были расположены у стыка дорог из Риги и Изборска.

В Никандровском приделе храма, в 1990-е годы Новгородская икона Богородицы «Знамение» заплакала кровавыми слезами. Местность вокруг погоста Камно богата источниками. С древних времен известны ключи «12 Апостолов», святого Георгия Победоносца, Пророка Илии и преподобного Никандра. По преданиям, преподобный Никандр, путешествуя по святым местам, любил молиться на камне, из-под которого вытекает источник. На этом месте сейчас стоит маленькая часовня.

Прославился исцелениями источник святого Георгия Победоносца — здесь выстроена купальня. Источник освящён по чину Иорданской купели. Вода из источника помогает при различных болезнях суставов, ног, при телесных и духовных болезнях.

Адрес: дер Камно, Псковский район

Псковские староверы надеются, что переезд Театра кукол вернёт им моленную

12.01.2017 в 17:28, просмотров: 2568

Псковские старообрядцы надеются, что переезд Театра кукол в другое здание поможет им вернуть Древлеправославной Поморской церкви Покровскую моленную на улице Конной.

Как пояснил корреспонденту «Московского комсомольца» в Пскове заместитель председателя Старообрядческой поморской общины города Пскова Арсений Постников, псковские староверы добиваются возращения себе этого храма уже больше десяти лет, но до сих пор готовы были рассматривать возможность обустроить церковь в каком-нибудь другом подходящем для этого помещении, учитывая, что Покровскую моленную занимает Театр кукол – единственное в своём роде детское учреждение на территории Псковской области. Однако новость о том, что власти решили выселить театр из исторического здания, вернула псковским поморцам надежду восстановить там действующий древлеправославный храм.

Ведь это единственное из сохранившихся в нашем городе церковных зданий, которое было построено на деньги псковских староверов и изначально им принадлежало.

Фото Артёма Аванесова.

«Это была не «домовая церковь» купца Батова, как ошибочно утверждается во многих современных публикациях и даже в официальных документах, — уточнил Арсений Постников. – А именно общественная старообрядческая моленная, построенная П. Д. Батовым при его дворовладении потому, что покупать отдельный участок для древлеправославного храма в густо застроенном историческом центре города было слишком дорого и неудобно. Кроме того, потому, что купец-старовер П. Д. Батов являлся попечителем и покровителем Псковской старообрядческой общины».

Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в знаменитый путеводитель Н. Ф. Окулича-Казарина «Спутник по древнему Пскову», изданный в 1913 году, напоминает Арсений Борисович. Там сообщается: «Моленная Поморского безпоповского согласия находится на Старо-Рижской улице, при доме купца Петра Денисовича Батова, и издали обращает внимание своим ярко горящим на солнце золотым куполом. Выстроена господином Батовым в 1906 г. . Кроме того, в самом доме г. Батова имеется особая домашняя моленная с редчайшими и драгоценнейшими иконами».

По словам Арсения Постникова, до революции в Пскове насчитывалось несколько сотен староверов. При перерегистрации церковных общин, которую советская власть проводила в 1922 году, среди членов общины Покровской церкви была поименована только двадцатка прихожан, хотя и тогда их было намного больше.

В начале прошлого века в Пскове действовали две старообрядческие общины – одна на Запсковье, а другая – на Завеличье. Завеличенская община посещала службы златоглавой моленной на улице Конной — храм Покрова Богородицы при доме Батова. Для запсковской в 1913-1918 годах на Лесной улице (ныне улица Волкова) была построена уникальная церковь во имя Святых чудотворцев Козмы и Дамиана.

Но в период советских гонений на верующих Покровскую моленную в 1924 году закрыли, а храм Козмы и Дамиана разрушили в 1930-е годы.

Во время оккупации Пскова фашистскими захватчиками немцы объявили религиозные свободы для местного населения и дали возможность верующим возвращать отнятые советской властью церковные здания. Воспользовавшись этой возможностью, псковские староверы воссоздали свою общину и получили в богослужебное пользование храм Василия на Горке, где молились почти 10 лет. Но в 1950 году по решению Областного совета депутатов в здании Васильевской церкви разместили Псковский областной государственный архив МВД, рассказывает Арсений Постников, а поморцев переселили в храм Николы Каменоградского на улице Розы Люксембург, где община и проводит свои богослужения до сих пор.

Сегодня представить себе численность прихожан Древлеправославной Поморской церкви в Псковской области позволяют исповедные росписи, где фиксируется количество людей, которые совершают церковные таинства – то есть, приходят в церковь на исповедь во время Великого поста. В самом городе Пскове это от 200 до 300 человек. Но ведь Никольский храм посещают и староверы из других годов и районов Псковской области, — всего несколько тысяч человек. Естественно, что в дни больших праздников им тесно в храме Николы Каменоградского, потому псковская старообрядческая община давно нуждается в дополнительном более просторном помещении.

Несколько лет назад областные власти предлагали псковским поморцам тогда ещё недействующий храм Козьмы и Дамиана с Примостья, но Псковская епархия Русской православной церкви не захотела уступить его староверам.

Поэтому известие о выселении Театра кукол из Покровской моленной так их обнадёжило.

Правда, при этом никто и не подумал посоветоваться с ними о дальнейшей судьбе исторического здания на улице Конной. Они сами начали писать письма во все инстанции, полные решимости теперь-то уж добиться возвращения общине единственного в Псковской области сохранившегося каменного старообрядческого храма, отнятого у псковичей-поморцев советскими безбожниками.

«Лишь используя церковное здание по его исконному прямому назначению для богослужений можно сохранить его первоначальный исторический облик, — объясняет Арсений Постников. – Только такой способ использования этого памятника истории и архитектуры федерального значения является приемлемым ради его сохранности. Ведь даже использование его под театр кукол, пусть и самое безобидное из того что ему пришлось пережить, не было правильным. А уж тем более нельзя продавать это здание с аукциона в третьи руки для использования под гостиницу, ресторан или концертный зал».

«Это будет нарушение прав верующих, и даже оскорбление их религиозных чувств!» – убеждён Арсений Постников.

«Поэтому в целях восстановления исторической справедливости и в соответствии с федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности» Псковская старообрядческая община обратилась в федеральное «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» с просьбой о передаче здания Покровского храма при усадьбе Батова по вероисповедной принадлежности в безвозмездное и бессрочное пользование.

Арсений Постников сочувствует работникам псковского Театра кукол и считает, что их вынужденный переезд может быть оправдан только в том случае, если работники театра обретут новые благоустроенные для их нужд помещения, а здание, которое они почти полвека берегли, как могли, будет передано старообрядческой церкви и отреставрировано с возвращением ему первозданного исторического облика со златоглавым куполом и всем внутренним убранством.

Сколько церквей в пскове

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *