Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 33

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– В прошлой нашей программе мы разбирали удивительный псалом, который поддерживает наше упование на Бога. Бывает, что мы сомневаемся в милости Божией к нам, ведь у нас столько грехов, а вот этот псалом дарит нам надежду.

– Он все же больше приобщает нас к вечности. С одной стороны, этот псалом христологичен, а с другой, он напоминает нам о Суде Божием, который ждет каждого человека, и о том, что милость Божия пребудет с тем, кто любит и боится Господа. А вот 33-й псалом как раз и говорит нам о той милости, которую явил Господь псалмопевцу через Авимелеха, когда Давид изменил свое лицо. Очень глубокий по смыслу псалом рассказывает нам о том, как Давид ел хлебы предложения, которые могли вкушать только священники, и это, по словам святых отцов, явилось прообразом того Небесного Хлеба, что вкушает весь народ: и священники, и простые люди, и взрослые, и младенцы, независимо от рода и сословия, приобщаясь Тела и Крови Христа. Здесь мы видим глубину той мудрости, которая была заложена в царе Давиде. Она была у него не от природы, а потому что псалмопевец имел страх Божий и Господь всегда ему помогал.

Этот псалом начинается с очень глубоких слов: «Благословлю Господа во всякое время, выну хвала его во устех моих». Как говорят святые отцы, везде и всегда нужно благословлять, восхвалять Господа. И не случайно в Священном Писании сказано, чтобы мы непрестанно молились. Эта молитва может не прерываться даже тогда, когда мы едим или с кем-то разговариваем, и наши уста заняты. И святые отцы говорят нам, что у нас, помимо телесных, есть и внутренние уста, которыми мы должны прославлять Господа во все время нашей жизни. Тому, кто любит молиться, знакомо такое состояние, когда человек постоянно находится в молитве: и на службе, и на работе, и дома, в каких-то хозяйственных, обыденных ситуациях, и даже когда засыпает. Мне многие рассказывали, что, бывает, вечером так сладостно помолятся, заснут, а ночь вся в молитве проходит: они во сне стоят на коленях, продолжают читать акафист или молятся на богослужении. И когда утром просыпаются, то оказывается, что ночь прошла в одно мгновение, но при этом они испытывают такой огромный прилив сил, будто долго спали, замечательно отдохнули и готовы созидать что-то доброе. Это и есть то особое состояние души, к которому нас призывает святой псалмопевец Давид.

«О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся». Это прославление и воспевание Господа могут услышать только те люди, которые исполнены такого же духовного состояния, как и царь Давид. Они могут исполниться радости о такой глубочайшей молитве и соединиться в этом молитвенном порыве с человеком, восхваляющим Господа. А кто эти люди? Это те, кто имеют умеренность во всем, и находятся в мирном и спокойном состоянии духа, не раздражаются сами и не раздражают других.

– Это тоже, наверное, небесное состояние духа?

– Это великое, доброе состояние.

– А как в современной жизни этого достичь, когда тебе и в метро на ногу наступят, и в автобусе толкнут, и обругают тебя…

– Кротостью! И всегда у всех надо просить прощения так, как будто ты действительно это сделал, тогда ты не будешь раздражаться, а другие будут с радостью воспринимать твой смиренный и кроткий ответ.

«Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя его вкупе». С кем же можно возвеличить Господа, воспеть Его? Только с теми, кто обладает кротостью, можно прославлять Господа, соединяясь с ними в таком молитвенном порыве. Другой человек будет исполняться зависти, ненависти, испытывать некое отторжение.

«Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя». Господь всегда слышит того, кто ищет Его, обращается к Нему за помощью, особенно если это кроткий, смиренный человек, имеющий верующее сердце. Бог не только слышит, но и помогает ему, избавляя от скорбей и трудностей. Псалмопевец сам представил свою жизнь Господу тогда, когда его преследовал царь Саул, и он, не имея возможности защитить себя, мог только прятаться и смиренно и кротко исполнять волю Божию. Ведь Господь избрал и помазал Давида на царство еще при живом Сауле, поэтому у псалмопевца было много трудностей, скорбей, от которых Господь избавлял его и помогал во всем. Он давал Своему избраннику терпение, а через него необходимую жизненную мудрость. Но не надо думать, что праведный человек постоянно находится в состоянии мира, покоя и не испытывает никаких тягот – у каждого они есть, однако верующий никогда не остается один на один с этими скорбями: Господь посылает ему небесную благодать, и такой человек терпеливо, без всякого ропота переносит трудности, тем самым приобщаясь к состоянию, которое его умудряет и возвышает. Без терпения человек не будет обладать дарами, необходимыми для того, чтобы подниматься духовно к Небу. Посылая человеку Свою благодать, Господь облегчает его положение, и тот не озлобляется в своем сердце, не ранит его, а духовно обогащается.

«Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Нищий — это не тот, у кого ничего нет. К Господу не может воззвать горделивый, тщеславный, обладающий многими дарованиями человек, так как он уповает только на самого себя. Здесь же говорится о нищих духом. Это те люди, которые знают, что в духовном отношении они ничего не имеют. Они лишь уповают на помощь Божию, верят, что Господь их не оставит, и Сам исполнит их духовных дарований. И Господь, конечно же, слышит таких людей, помогает и избавляет их от тех скорбей, с которыми им приходится сталкиваться.

«Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их». Здесь речь идет о том же, что и в псалме, который мы рассматривали с вами в нашей прошлой передаче. Мы тогда говорили о Димитрии Донском, преподобном Сергии Радонежском, Александре Невском, Александре Суворове и Федоре Ушакове. В трудное время ангел Господень вставал рядом с ними, избавляя их от всех скорбей и страданий. Господь посылает каждому из нас Ангела Хранителя, который будет защищать нас от того зла, которым наполнен этот мир. Мы знаем из летописей о том, как проходила Куликовская битва, когда с воинами Димитрия Донского вышел на бой архангел Михаил вместе с войском Небесным. Что это? Метафора какая-то или действительно было живое участие самого Неба в делах земных? Да, было, и подтверждение этому мы находим в новозаветной истории. Сила Церкви Христовой столь велика потому, что с ней всегда пребывает Господь. Он Кровью Своею создает, омывает, очищает и сохраняет ее до скончания века, и всех верных, которые входят в нее, Господь оберегает и дает им Ангела Хранителя. С этим столкнулся даже святой пророк Давид в Ветхом Завете. Он почувствовал, что ему помогает Господь, дает ему ангела, который ополчается против его врагов и защищает псалмопевца в самые трудные минуты.

«Вкусите и видите, яко благ Господь, блажен муж иже уповает Нань». Тот мудр и блажен, кто уповает на Господа. Такой человек получает благодать, милость от Него и добро, необходимое для жизни. В то же время здесь заключено и пророчество, относящееся к Новому Завету: всю полноту Божией любви мы можем почувствовать тогда, когда приступаем к Святой Чаше, когда вкушаем Тело и Кровь нашего Божественного Спасителя.

«Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящимся его». Замечательные слова! Святыми называют тех, кто исполняет заповеди Божии, кто следует за Господом. Мы называем христиан святыми потому, что они освящены в момент Крещения, посвящены Богу, заново рождены для Господа от купели для вечной жизни. Если человек стремится сохранить Божие расположение, боится нарушить закон Божий, то он будет всячески стремиться сохранить эту великую милость и благодать. Об этом здесь как раз и говорит псалмопевец Давид. Господь не подаст верующему человеку непреодолимые обстоятельства в жизни или невыносимые скорби, в отличие от неверующего человека. Мы видим, что неверующие люди несчастны, и это не потому, что они бедны или не ученые — они могут быть богатыми, иметь хорошее образование и занимать высокое место — а по той причине, что счастья как части, объединяющей их с Богом, они никогда не будут иметь. Ведь счастье обретается человеком через полноту общения, через умиротворенность, спокойствие, через уверенность в том, что Господь заступится за тебя и защитит во все дни твоей жизни.

«Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага». Мы только что говорили о том, что богатые становятся бедными: богатство невозможно удержать в своих руках. Верующий же человек, даже не обладая большим имуществом, не занимая высокого положения, имеет достаточно для счастливой и радостной жизни, потому, что он общается с Богом. Господь его и питает, и защищает от врагов видимых и невидимых. Мне вспоминается мой прихожанин, который однажды сказал: «Я в 90-е годы был богатым — больше не хочу». Он уверовал в Бога и понял, что богатство не приносит счастья человеку.

– Но оно же может принести счастье другим. Например, русским купцам. Я сейчас снимаю много фильмов о русских храмах, монастырях и знаю, что многие из них были воздвигнуты на средства купцов, князей, бояр.

– При правильном распределении средств, конечно, это возможно. Хотя я как-то читал одно назидательное письмо, написанное еще до революции отцом своему сыну, в котором говорилось, что быть можно всем, но только не купцом, потому, что купец вряд ли спасется.

– Но ведь сколько купцов занималось благотворительностью!

– Да, но было и много несправедливого по отношению к простым людям, много неправедных поступков. Хотя очень многие купцы спасались не своей жизнью, а той благотворительностью, которой они занимались.

– Об этом свидетельствуют храмы, построенные ими в Москве.

– Путь у купцов был очень трудный, тяжелый, наполненный искушениями и соблазнами. Как, впрочем, и сейчас у новых русских: можно храмы строить, а можно и «куршавелить». Соблазн огромный, и потому-то мой знакомый и говорил: «Я был богатым, но больше не хочу, потому что это одно беспокойство, страдание и масса соблазнов. Счастье — это когда человек находится с Богом. Мне достаточно того, что я имею, и счастье моё, что есть Господь, которому я могу всегда служить».

«Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас». Здесь опять звучат чудные, замечательные слова! Ведь Господь, как отец, обращается к каждому человеку, потому что Он Отец наш Небесный. И не случайно молитва «Отче наш» показывает нам, как Господь относится к нам, насколько Он нам близок. Разве отец может далеко стоять от своего ребенка? Конечно же, нет! И Господь рядом с нами, Его заботят все наши проблемы, трудности и радости. Здесь именно об этом говорится.

Страх же Господень — это не страх того, что Господь может нас поразить. Господь любит нас, и мы боимся потерять любовь Божию к себе через нарушение Его заповедей.

«Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» Здесь псалмопевец Давид говорит о жизни. Все дни на земле Священное Писание называет злыми, потому что они через свою суету удаляют нас от Господа. Какую жизнь мы хотим видеть? Какие же дни благи, по мнению псалмопевца? Здесь говорится о вечности: там будут и дни благи, а жизнь вечную мы должны искать в своей жизни и стремиться к ней. Там каждый день будет радостным, счастливым и добрым, потому что он будет сопряжен со служением Богу, а не нашей земной жизни.

«Удержи язык свой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти». Тут псалмопевец Давид говорит о том, насколько трепетно должен человек относиться к своему слову. Если кто-то научился обуздывать свой язык, тот достиг совершенства. Когда мы распускаем свой язык, то через это мы погибаем. Все зло приходит к нам через наш язык, если человек произносит слово, которое действует разрушительно. Лесть же – тот тайный грех, который мы уже замышляем и потом совершаем. От этого явного и тайного зла псалмопевец Давид предостерегает каждого человека.

«Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и». Тот, кто ищет мира, тот и наслаждается им. Если кратко сказать, то можно вспомнить очень глубокие слова, которые, конечно же, дает нам Господь: «Братья, если это возможно, если это зависит от вас, держите мир со всеми». Мы должны сугубо искать его, стремиться к нему.

«Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их». Господь видит и слышит праведника и никогда не отвращает Своего лица от него.

«Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их». Но и злой человек должен помнить о том, что «Лицо Божие всегда на него смотрит». Господь знает и видит все его дела, и ему придется держать ответ за свои плохие поступки.

«Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их». Мы уже говорили о том, что праведный человек, уповающий на Бога, всегда будет видеть помощь от Господа, и через терпение и благодать, он будет преодолевать любые трудности и скорби, с которыми придется ему столкнуться в жизни.

«Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет». Естественно, Господь ближе к тем, кто смирил себя, но в то же время Ему близок и тот, у кого «сокрушенное» сердце, то есть сердце, исполненное покаяния. К такому человеку приближается Господь.

«Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Господь посылает скорби праведным для очищения. Через это праведные возвышаются, потому что скорби рождают в человеке терпение, а оно рождает мудрость. Это та мудрость, которая помогает человеку избегать грехов и научает преодолевать все испытания, а через это приближать к Богу и тех, кто общается с тобой, Почему мы ищем кладезь мудрости у многих старцев? Потому что они через скорби приобщились к терпению, которое им открыло истоки мудрости.

«Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится». «Наказуя наказа мя Господь, — говорит псалмопевец, — смерти же не предаде». Господь хранит своих праведников, а если и нужно будет совершить какой-то подвиг, то Бог открывает для такого человека пределы вечности. Сколько мучеников пролило свою кровь, на которой зиждется Церковь Христова. Орошая землю своей кровью, мученики приводили бесчисленное количество людей к Богу. И Господь, конечно же, не сокрушил, а сохранил их кости для вечности, для той славы, которая явлена всей Церкви Христовой.

«Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат». Грешный человек мучается перед смертью. Он вступает в фазу того Страшного Суда, который уже свершается ним. Через обновление его совести он видит все свои недостойные дела, проступки, грехи, совершенные им. Мы часто видим, что неправедные не могут умереть, в то же время праведник вздохнет трижды и с миром отойдет. Владыка Вениамин Печегов вспоминает, как чудно умерла его бабушка. Да и я среди своих родственников знаю, как они тихо отошли ко Господу без всякого лежания на постели. А если кому-то и выпадали страдания, то люди в таком мире несли этот крест, что показывали высоту своего христианского сердца. А тот, кто ненавидит праведного человека, верующего, ходящего в храм, того, кто молится, то он смертно согрешает, и об этом мы должны всегда помнить, о чем нам здесь и говорит псалмопевец Давид.

«Избавит Господь души раб своих, и не прегрешат все уповающие на Него». Никто не согрешает из уповающих на Господа. Мы не только не должны надеяться на себя, а действительно уповать на Бога, и в этом заключается праведность верующего человека. А Господь избавит души рабов Своих. Он всегда поможет, не оставит одного и никогда не будет в долгу служащему Ему. Господь всегда воздает должное и не забудет такого человека в веке будущем.

– Остается только повторить слова Иоганна Себастьяна Баха, верующего человека, который, умирая, сказал: «Наконец-то я услышу настоящую музыку!»

Смерть грешников люта и ненавидящие праведного прегрешат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *