Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке – союз строгановского барокко и эклектики

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Гордеевская, 141
Начало строительства: Смоленская церковь: 1680 год, Владимирская церковь: 1902 год
Окончание строительства: Смоленская церковь: 1697 год, Владимирская церковь: 1907 год
Высота до креста: 56 м.
Святыни: икона с крестом-мощевиком и с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, икона преподобного Варнавы Гефсиманского, икона мучеников, пострадавших от нашествия сарацин
Координаты: 56°19’43.7″N 43°56’10.8″E

Гармоничный ансамбль из Смоленского храма и Владимирской церкви – настоящее украшение Гордеевки. Небольшая Смоленская церковь появилась здесь в конце XVII века, как домовый храм солепромышленника Строганова. А величественный Владимирский храм построили рядом в начале XX века. Обе церкви прошли через непростые испытания, однако сегодня и верующие, и туристы имеют возможность любоваться их красиво декорированными фасадами и богатым внутренним убранством.

Общий вид на Смоленско-Владимирский приход со стороны кинотеатра Смена

История строительства Смоленского храма

Строительство Смоленской церкви тесно связано с именем известного в России предпринимателя и землевладельца Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715). Большие богатства приносила Строганову соль, которую по Волге привозили в город. Вдоль волжского берега Строганов владел богатыми каменными дворами. Однако, свою семью он поселил в тихой Гордеевке. Этот район был удален от портовой суеты и шума посадского торга.

В конце XVII века солепромышленник приступил с строительству в городе сразу двух храмов – Рождественской и Смоленской церквей. Это было время, когда в моду входил пришедший из Европы пышный стиль барокко. А Строганов хорошо чувствовал и понимал новые веяния. Он был прекрасно образованным человеком и выписывал из-за границы специальные издания, касающиеся архитектуры.

На сегодняшний день в России осталось всего четыре храма, выстроенных в традициях строгановского барокко. Все они уникальны и объявлены памятниками федерального уровня. Постройки, которые спонсировал Строганов, отличает высокая надежность конструкций, особая тщательность декора и безукоризненное выполнение всех видов работ. Строганов всегда использовал труд самых квалифицированных каменщиков, плотников и кузнецов.

Смоленский храм начали строить в 1680-е годы. И ему предназначено было стать домовой церковью семьи Григория Строганова. В 1690-е годы готовую и отделанную церковь освятили. Вначале – придел, а чуть позже и главный престол.

Как это было принято в домовых храмах, внутренние помещения Смоленской церкви сделали небольшими, ведь богослужения здесь проводили только для членов строгановской семьи и тех, кто жил в усадьбе. Церковное здание построили на совесть. Оно имело толстые полутораметровые стены. А изысканный внешний и внутренний декор на долгое время сделали этот храм одним из самых красивых в городе.

Слева направо: Смоленская церковь, Владимирская церковь

Григорий Строганов был наделен многими талантами, в том числе, он обладал хорошим музыкальным вкусом. Об этом свидетельствует тот факт, что царь Петр I просил солепромышленника присылать в столицу певчих, которые пели в его нижегородском домовом храме.

В начале XVIII века произошли серьезные перемены. Указ Петра I ввел монополию государства на перевозку и торговлю солью. В связи с этим Григорий Строганов потерял экономический интерес к своим нижегородским владениям, и его семья переехала жить в Москву. Так с 1705 года Смоленская церковь превратилась из домовой в приходскую.

История возведения Владимирской церкви

С конца XVII и до начала прошлого века церковные службы для жителей Гордеевки проходили в Смоленском храме. Однако, он был совсем маленьким и не мог вместить всех пришедших для молитвы. Поэтому решено было выстроить рядом другой, гораздо больший по размеру храм. Проект его заказали молодому архитектору из Санкт-Петербурга Д.П. Федорову. А информацию о закладке будущего храма разместили в популярном в те времена еженедельном художественно-техническом журнале «Зодчий».

Владимирскую церковь выстроили трехпрестольной и освящали по мере готовности – с 1908 по 1909 год. Высота здания до креста составляла 56 м. И по своим размерам церковь уступала лишь одному нижегородскому храму – собору Александра Невского. Владимирский храм получился большим, богато украшенным и очень удобным для проведения богослужений. Здесь было тепло, ведь в подвале здания разместили паровые котлы, и от них прогретый воздух поступал в помещения, где проходили богослужения.

Вид Смоленской церкви с улицы Гордеевской

Когда храм был полностью готов, назначенный его священником отец Федор (Миловский) принялся обустраивать звонницу. Он отбирал звонарей с музыкальным слухом, а также организовал в новой церкви большой хор, где пели взрослые, а также отдельный детский хор. Отец Федор вел среди прихожан большую просветительскую работу, помогал немощным и бедным, рассказывал вреде алкоголизма. Участники церковного хора участвовали в выступлениях, на которых исполняли духовную музыку, написанную известными русскими композиторами – Чайковским, Рахманиновым, Гречаниновым и Бортнянским.

Архитектурные особенности храмов

В небольшой и живописной Смоленской церкви всегда светло за счет того, что окна на ее южном фасаде расположены двумя рядами. Они украшены изящным орнаментом, вырезанным из светлого ракушечника. Храм венчают пять глав, и более массивная средняя луковичная глава по размерам и высоте доминирует над остальными – шлемовидными. С западной стороны к церкви примыкает здание колокольни. Над храмом возвышаются тщательно выкованные металлические кресты. Известно, что руководил кузнецами, сделавшими эти ажурные кресты, специально приглашенный из Балахны мастер Кондратий Прокофьев.

Владимирский четырехстолпный храм построен в эклектичном стиле и сочетает традиции древнерусского зодчества, барокко и модерна. Высокое здание завершает световой восьмерик. А необычный облик этой церкви придают выразительные, большие закомары в виде подков. Эти уникальные закомары, сделанные в популярном в начале XX века стиле модерн, больше не встречаются в храмовом зодчестве Нижнего Новгорода.

С трех сторон фасады церкви четко разделены по горизонтали на три части. Нижний ярус выделяется арочными оконными проемами, обрамленный наличниками с рустовым декором. Самым эффектным является фасад с восточной стороны церковного здания.

Смоленская церковь нижний новгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *