Содом и Гоморра

Раньше одним из самых общеупотребляемым доводов против гомосексуальности было библейское повествование о разрушении Содома и Гоморры.
«Раньше было»?

Да! Потому что в наше время большинство библейских учёных и учителей осознают, что этот довод не обоснован. Давайте честно посмотрим на жителей этих городов и установим действительные соображения, по которым Бог предал их огню.

Прежде всего, было не два города. Разрушено было четыре города: Содом, Гоморра, Адма и Севоим (Втор.29,23; Быт. 19,25; Быт. 14,2). А пятый город — Сигор, был сохранен, что бы Лот мог там укрыться (Быт. 19,21). Интересно заметить, что Библия не сообщает действительных названий Содома и Гоморры. Слово «содом» в переводе с еврейского значит «сожженный», а «гоморра» — «груда развалин». Бесспорно, эти названия не были первоначальными, но последовали за разрушением.

Жители этих городов были хананеи. И как все хананеи они были идолопоклонниками. Одним из самых почитаемых идолов был Молох. Он был самый ужасный из всех ханаанских божеств. Размер его статуи был огромен. Руки идола были протянуты в перёд, между ними зажигали огонь, а на них клались новорождённые младенцы. Младенцев сжигали заживо. Этот обряд назывался «отдать своих детей на служение Молоху. В других обрядах использовались человеческие жертвоприношения, имел место каннибализм и ритуальная проституция. Не удивительно, что Бог твёрдо решил разрушить эти города. Поступая таким образом человек открывается прямому воздействию бесов. Вероятно, большинство людей населявших эти города были одержимыми.

Все рассматриваемые ниже события описываются в 19 главе Бытия (стихи 1-29) .

Лот, племянник Авраама, жил в Содоме со своей женой и двумя дочерьми (Быт. 13,1-13; 14,12). Два Ангела, посланные Богом с целью спасти Лота и его семью, приходят в Содом вечером. Лот сидел у ворот города. Скорее всего, он не просто там прохлаждался, а был хранителем ворот. Хранитель ворот — это тот, кого правители города обязали охранять город, контролировать движения через ворота и не впускать смутьянов. Эта серьёзная должность крайне редко давалась новичку или иностранцу. Тем не менее, она была доверена Лоту, который был и новичок и иностранец.

По всей видимости, Лот не знал что люди, которых он приветствовал, были ангелы. Как хранитель ворот Лот спросил у путников, что им надо и куда они направляются. Узнав, что они собираются провести ночь на улице, Лот «сильно упрашивал» чтобы они переночевали у него дома. Почему? В те времена был распространён не писаный закон гостеприимства, согласно которому с путниками нужно обращаться так же как с домочадцами. Путников нужно пригласить в дом, кормить их, защищать их, даже ценой собственной жизни. В Библии и других древних источниках есть примеры такого обращения. Со временем такое поведение было включено в Моисеевый закон.

После настойчивых уговоров Лота путники соглашаются провести у него ночь. Он сделал им угощение, испёк пресные хлебы и они ели. Когда они уже собирались спать, то услышали что вокруг дома собралась толпа, которая требовала от Лота предъявления его гостей. По мнению традиционных толкователей, толпа состояла из гомосексуальных мужчин, которые хотели изнасиловать путников. Но это мнение не подкрепляется текстом. В Бытии 19,4 говориться: «Ещё не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом». Читая этот стих, мы видим, что все люди Содома («весь народ»): мужчины, женщины, дети («от молодого до старого»), собрались у дома Лота. Достаточно только этого стиха, чтобы увидеть, что приверженцы традиционного истолкования ошибаются: организаторы гомосексуальной оргии не приглашают на неё свою жену и детей!

Конечно, тогда возникает вопрос: а чего же в действительности хотели эти люди?

Прежде всего, тот факт, что всё население города собралось вместе, говорит о том, что это дело для них было первостепенной гражданской важности. Они, вероятно, считали, что нахождение в их городе незнакомцев — дело, которое может затронуть интересы всех людей города. Поэтому они стали собираться в каком либо месте, которое предназначалось для общих сходок, например площадь или ратуша. Вот ситуация их глазами: Лот — иностранец, который переехал к ним, которому дали важную должность, пригласил ещё чужаков в город и поместил их у себя. Война между Содомом и другими городами только что кончилась (Быт. 14,1-2), откуда они знали, может пришедшие являются шпионами. Ради своего спокойствия и безопасности, они должны были установить личность этих незнакомцев. Поэтому, выработали план: они мирно подходят к дому Лота и просят его познакомить их с чужеземцами. Даже выбирают свои слова: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их». Заметьте, это — просьба. Они первоначально не были враждебно настроены.

Однако, по дороге с ними что-то случается. Они начинают буйствовать. Достигая дома Лота, они произносят свою просьбу. Несмотря на вежливую формулировку, казалось, что они могут линчевать путников. Что же случилось?

Весьма вероятно, что причина кроется в повсеместной одержимости жителей Содома: несмотря на то, что люди не знали, что пришедшие в их город путники являются ангелами, бесы, которыми они были одержимы, знали это. Дьявол ВСЕГДА реагирует, если там где он находится, появляется что-то (или кто-то) святое (сравнить с Мк. 5,1-7).Чем ближе толпа подходила к дому Лота, тем больше бесы волновались, и это волнение передавалась людям.

Некоторые настаивают на том, что когда люди сказали «мы познаем их», они имели в виду половое сношение. Ссылаясь на то, что в еврейском языке имеется два глагола, чтобы сказать «знать», и что тот, который использован в этом стихе, означает «иметь половые сношения». Даже имеются некоторые переводы Библии, в которых говорится: «чтобы нам иметь с ними половые сношения». Я категорически заявляю, что еврейский текст НЕ подтверждает такой «перевод».

Позвольте мне внести ясность. Еврейский глагол, использованный в этом стихе — yada, также использован в 943 других стихах Ветхого Завета. И только около десяти подразумевают половые сношения, при этом такое понимание становится ясным из контекста. Например: «Адам познал (yada) Еву, жену свою; и она зачала…» (Быт. 4,1). Но у человека, который в каждом случае пытается так перевести данное слово, возникнут проблемы, поскольку в Библии говорится, что Бог знал (yada) Давида, и Давид знал (yada) Бога. Один «толкователь» придавал этому половое значение. Когда люди сказали, что хотели познать незнакомцев, имеется в виду, что они хотели узнать, познакомиться с ними. По крайней мере, так было в начале.

Не нужно быть гением, чтобы узнать линчующую толпу. Семья Лота не смогла бы отбить такую толпу. Единственная надежда была на то, что Лот сможет отговорить их от насилия или отвлечёт на что-то другое. Он вышел к ними попросил не делать зла. Но толпа жаждала крови. В надежде спасти своих гостей, Лот делает то, что требует закон гостеприимства. Он готов пожертвовать жизнями своих дочерей.

Если Содомские мужчины были гомосексуалами, то Лот, конечно же, знал об этом. В этом случае он также знал бы, что гомосексуалам не нужны женщины. Он предложил бы кого-то, кого те бы взяли. Он мог бы предложить своих работников или даже самого себя. Однако он предлагает дочерей, это подтверждает, что мужчины Содома не гомосексуальны.

Они отвергают предложение Лота и пытаются его убить и выломать дверь. Они не пытаются его изнасиловать. Эта ситуация не имеет сексуального подтекста!

Пророк Иезекииль описывая грехи Содома перечисляет (Иез. 16,49-50): гордость, пресыщение, праздность, безжалостное отношение к нуждающимся. Они возгордились и делали мерзости. Какие такие мерзости? В Моисеевом законе имеется много мерзостей: еда свинины, креветки, краба и омара; половые сношения во время месячных; одежда сделанная из двух видов материи и многое другое (Левит). Но разрушение Содома, Гоморры и других городов происходит до написания этих заповедей. По этому нужно рассматривать употребление этого слова вне Моисеева закона. Обычно словом мерзость в Бытии обозначается идолопоклонство, как и писалось об этом выше.

Иуда написал о Содоме и Гоморре: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовашие и ходившие за иною плотию, подверглись казни огня вечного…» (ст. 7). Под блудодействием в Библии понимается любая внебрачная половая связь и идолопоклонство. Слово же «плотию» может указывать на каннибализм.

И так мы увидели, что Содом и окрестные города были уничтожены из-за дьявольской одержимости, идолопоклонства и нарушение закона гостеприимства.

Библейская версия

После Ноя на земле жил праведник – Авраам. Это был достаточно богатый человек, обладающий большими стадами овец, золотом и серебром. Его успешность была не только в богатствах и объяснялась послушанием Всевышнему. У Авраама был родной племянник – Лот, вместе с которым они переселились в Ханаанскую землю. Обосновавшись вдвоём на новом месте, земель оказалось недостаточно для выпаса овец и между пастухами стали происходить споры. В результате они приняли решение разделиться. Лот с родными ушел на восток в долину Сиддим.

Содом, Гоморра и близлежащие селения – Сигор, Севоим, Адма отличались безнравственностью и развратностью. Жители были негостеприимны, а с чужаками, ступившими на их землю, всегда расправлялись с особой жестокостью. Лот же с семьей хранили верность Богу, не погрузившись в грех и порочность.

Господь, узрев происходящее, решил наказать грешников, но сначала, явившись к Аврааму, он рассказал ему о своих планах. Авраам выступил в защиту людей, поэтому Бог дал городам еще один шанс. Аврааму нужно было найти 10 праведников и тогда наказание отменится.

В один вечер в дверь Лота постучались ангелы в человеческом облике, присланные увидеть, что происходит в городе. Лот пригласил их в дом, ведь снаружи было небезопасно. Хозяин как истинный праведник проявил все свое гостеприимство, накормив и напоив гостей. Жители узнали о чужеземцах и, придя к Лоту, стали требовать их отдать. Лот призывал разъяренную толпу к разуму. Даже предлагал им взамен двух своих дочерей. Пришедшие не согласились и стали угрожать сломать дверь. Тогда ангелы ослепили беснующихся и было принято решение всех уничтожить.

Лоту велели уйти из города. Главным условием было не оборачиваться. Лот послушался, но его зятья не поверили в серьезность происходящего, решив остаться. Всевышний обрушил на селения с небес огненную серу, которая выжгла города вместе со всеми жителями. Во время этого Лот с семьей уходили, но его жена нарушила главное условие и обернулась. В туже секунду она превратилась в соляной столб. Оригинал можно прочитать в Библии Бытие гл. 18-19, а увидеть наглядно падение Содома и Гоморры на картине 1852 г. художника Джона Мартина.

Научные версии

Среди логических объяснений гибели городов выдвигались множество версий, хотя ни одна из них не была подтверждена. Наиболее вероятной считается извержение вулкана. Возможно, местность была богатая на залежи серы, которая горит с температурой около 4000°C. Проливаясь на землю горящим дождем, сгорело бы даже то, что не горит.

К тому же версия с вулканом объясняет превращение жены Лота в соляной столб. Подобные случаи в результате исследований были обнаружены в месте извержения Везувия, когда тела погибших покрывались пеплом, содержащим соль. На протяжении тысячелетий плоть истлевала, оставляя лишь соляной столб.

Второй версией стало предположение о сдвиге тектонических плит. Такое объяснение совпадает с предполагаемым местом нахождения Содома и Гоморра, что значит стоящие на этом месте селения ушли под землю, а впоследствии образовалось море. Именно поэтому многие исследователи придерживаются этого варианта и ищут погибшие города на дне Мёртвого моря.

Более поздняя версия появилась в 2008 г. Ее выдвинули А. Бонд и М. Хемпселл. Они предположили падение на землю астероида, что тоже привело бы к гибели всего живого и образованию моря.

История Содома и Гоморры 4.3 (86.67%) 3 проголосовавших

У этого термина существуют и другие значения, см. Содом и Гоморра (значения).

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Содо́м (ивр. ‏סְדוֹם‏‎, Sədom — букв. «горящий»; греч. Σόδομα) и Гомо́рра (ивр. ‏עֲמוֹרָה‏‎, ʿAmora — букв. «погружение, потопление»; греч. Γόμορρα) — два известных библейских города, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей. Города входили в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) и находились, согласно Ветхому Завету, в районе Мёртвого моря, однако точное место сейчас неизвестно.

Некоторые представители научного сообщества подвергают сомнению историческую достоверность самого существования этих городов, в то же время ряд других представителей современного научного мира признают факт существования в древности (третье тысячелетие до н. э.) упомянутых в Библии Содома, Гоморры и других городов возле южной оконечности Мёртвого моря. Упоминание о Содоме встречается также в сочинениях Страбона «География», у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях», в сочинениях Корнелия Тацита.

Название Содома, от которого также произошло понятие «содомия», стало нарицательным для обозначения девиантного сексуального поведения.

Библейские данные

Впервые Содом и Гоморра упоминаются в Библии как юго-восточная оконечность Ханаана к востоку от Газы (Быт. 10:19). В земле Содомской поселился племянник Авраама Лот, причем Содомская земля обозначена как восточный берег реки Иордан, напротив Хеврона (Быт. 10:11—12). Иезекииль утверждает, что Иерусалим с одной стороны граничит с Самарией, а с другой (с южной или юго-восточной) — с Содомом (Иез. 16:46).

Содом населяли хананеи. Царём Содома был Бер (Бера).

Ко времени Авраама относится библейское повествование о войне между шумеро-эламским войском царя Кедорлаомера и содомским войском, причем, решающее сражение произошло в долине Сиддим (примерно там Иисус Навин форсировал Иордан, прежде чем захватить Иерихон). Содомское войско было разгромлено, а Лот попал в плен. За ночную атаку на конвой пленников Авраам получил благодарность от содомского царя (Быт. 14:17) и салимского священника Мелхиседека (иевусейский Салим также считался частью Содомской земли). Библия описывает Содомскую землю как коалицию укрепленных городов-государств (аналог финикийского Угарита), во главе которых стояли цари. Основным занятием местного населения было земледелие (в том числе виноделие).

Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24—25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим. В наши дни на предполагаемом месте этих городов пока никаких следов не найдено.

Содомская земля позднее была населена потомками Лота (единственными выжившими содомлянами) и получила название Моав.

Библейское повествование

Джон Мартин, Уничтожение Содома и Гоморры, 1852 год«Жена Лота» на горе СодомХендрик Гольциус, Лот и его дочери, 1616 год

В Библии говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Господа, который явился ему в виде трёх мужей у дубравы Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот, поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников (Быт. 18:23–33). Далее произошло следующее:

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал : братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Далее Библия повествует о том, что ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему (Быт. 19:15–23). Сразу после бегства Лота с семьёй с небес полились огонь и сера, и всё было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб (Быт. 19:24–26).

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Однако Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян (Быт. 19:30–38).

Упоминания у древних историков

Сочинения Страбона

Греческий историк и географ Страбон писал: «В пользу того, что эта земля насыщена огнём, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространённым среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землёй, а другие покинули жители, ещё имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена, который утверждает противное, территория эта некогда была озером и большая её часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии».

Корнелий Тацит

Римский историк I—II в.в. н. э. Публий Корнелий Тацит упоминал города Содом и Гоммора и их сожжение огнём с неба: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнём… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь».

Иосиф Флавий

Иосиф Флавий, римский историк I века н. э., в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией» . «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись,… Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из неё уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжёг его вместе с жителями и равным образом опустошил всю область».

Археологические исследования и местоположение

Содомские горы, Израиль

Горы на юго-западном берегу Мертвого моря, состоящие главным образом из каменной соли называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.

  • На протяжении 1965—1967 и 1973—1979 годов было проведено пять экспедиций, в результате которых местоположение Содома так и не было определено.
  • В 2000 году была проведена британская археологическая экспедиция под руководством учёного Майкла Сандерса. Её участники полагают, что сумели определить максимально точные координаты развалин Содома на дне Мёртвого моря. Поиск вёлся в северо-восточной акватории, что полностью противоречит опирающейся на Библию теории, что Содом был расположен в южной оконечности Мёртвого моря. Открытие британских учёных основывалось на фотоматериалах с американского космического корабля «Шаттл», зафиксировавшего аномалии на дне Мёртвого моря у берегов Иордании.
  • Специалисты из Trinity Southwest University в Альбукерке (Нью-Мексико, США) под руководством Стивена Коллинза выдвинули предположение, что руины древнего комплекса Бронзового века в местечке Тель эль-Хаммам в Иордании могут оказаться руинами Содома. Учёные отмечают, что исследуемые ими руины расположены на севере от Мёртвого моря, что противоречит распространённому сегодня мнению о том, что Содом и Гоморра лежали к югу от Мёртвого моря. Однако Коллинз в доказательство своей теории утверждает, что в древности было принято селиться именно в северной части побережья. Кроме того, учёный ссылается на сами библейские тексты, в которых утверждается, что Содом был виден с Вефиля и Гая и располагался в «окрестности Иорданской» (Быт.13:10). Коллинз приводит и другие географические приметы, найденные им в Ветхом Завете.

Экспонат K8538, Британский музей

  • В 2008 году британцы Алан Бонд и Марк Хемпселл опубликовали книгу, в которой выдвинули гипотезу об уничтожении Содома и Гоморры астероидом. В качестве доказательства авторы опирались на древнюю клинопись, найденную в середине XIX века в руинах царской библиотеки в Ниневии и хранящуюся в Британском музее под номером К8538.
  • 18 декабря 2010 года Россия и Иордания подписали соглашение о совместном обследовании дна Мёртвого моря для поиска следов Содома и Гоморры в районе древнего города Баб-эд-Дра (en:Bab edh-Dhra), где, согласно фотосъемке NASA, возможно, сконцентрированы развалины. Поиски должны были начаться с 2011 года. Российская компания была выбрана для проекта по причине устойчивости её глубоководного оборудования к крайне солёной воде Мёртвого моря. По неподтвержденным сведениям, Израиль ранее уже предпринимал попытки исследовать этот район с помощью глубоководных аппаратов, но они не увенчались успехом.

Примечания

  1. Trevor Bryce. The Routledge Handbook of the Peoples and Places of Ancient Western Asia. Routledge, 2009. P. 660; «unknown to archaeology» (The Oxford Bible Commentary. Oxford UP, 2001. P. 52)
  2. Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН. Андрей Никонов: Гибель Содома и Гоморры — многофакторная природная катастрофа: результаты новых исследований
  3. Мелхиседек — царь Салима, или где находился отверженный город
  4. Библейское археологическое исследование гибели Содома и Гоморры
  5. Книга XVI, Глава II Страбон. География.
  6. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Репринт издания 1969 г.
  7. Иосиф Флавий. Иудейские древности.
  8. Содом
  9. 1 2 Ученые выдвинули новую гипотезу о месторасположении города Содома
  10. Biblische Stadt entdeckt? Forscher wollen Sodom gefunden haben (нем.). Focus (14. Oktober 2015). Проверено 5 мая 2016.
  11. Археологи перенесли Содом и Гоморру
  12. Археологи нашли Содом. Apologet.ru (5 июня 2013). Проверено 5 мая 2016.
  13. Steven Collins. Where is Sodom? The Case for Tall el-Hammam (англ.). Biblical Archaeology Review, Vol 39, No 2 (2013). Проверено 5 мая 2016.
  14. Найдены руины Содома
  15. Клинописная табличка зафиксировала падение астероида. Lenta.ru (31 марта 2008). Проверено 5 мая 2016.
  16. Л. А. Беляев. Баб-эд-Дра // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 38-51. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  17. Russia Decides to Search for Sodom and Gomorrah-in Jordan
  18. Н. М. Орлова. Динамический характер библейской прецедентности. // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1. Филология. С. 46-53.
  19. 1 2 Лео Таксиль. Святой праотец Лот. Забавная Библия. Архивировано 9 июня 2012 года.

Содом и гоморра история

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *