Софроний Иркутский, свт.

Святитель Софроний, епископ Иркутский
(память 30 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и 30 июня по старому стилю)
После того, как почил в Бозе первый Иркутский святитель Иннокентий (Кульчицкий), восприемником ему оказался другой Иннокентий (Нерунович). Четырнадцать лет управлял он епархией, но в одной из поездок внезапно скончался, и кафедра оказалась вакантной. По ходатайству Тобольского митрополита Антония (Нарожницкого) она была временно упразднена, «дабы там достатку ученых людей не разводились худые попы». Дела епархии вновь перешли в ведение Тобольского митрополита, который сам экзаменовал кандидатов на приходские места. Но через семь лет кафедра была восстановлена, и на нее взошел святитель Софроний (Кристаллевский), подвигом любви к пастве своей снискавший у Господа венец угодника Божия. «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», — так наставлял иркутское духовенство и миссионеров святитель Софроний, так жил сам. Блаженный Софроний (в миру Стефан Кристаллевский), родился 25 декабря 1703 года в местечке Березани, Переяславского уезда Полтавской губернии. Воспитанный благочестивыми родителями (отец его был клириком) в духе преданной любви к Богу и Его святой Церкви, он был отдан в Переяславскую духовную семинарию, по окончании которой поступил в Красногорский Покровский монастырь Полтавской епархии. После трех лет послушания он был пострижен в монахи и вскоре же возведен в иерейский чин. Как опытно прошедший все степени послушания и как получивший полное семинарское образование, Софроний был очень скоро поставлен настоятелем этого монастыря и в этом звании прослужил тринадцать лет.
Подвижническая жизнь, строгое благочестие, мудрость в управлении монастырем, образованность Софрония стали известны императрице Елизавете Петровне, и по ее воле он был переведен наместником Александро-Невской Лавры. Здесь он прослужил одиннадцать лет.
Попав из тихого Красногорского монастыря в столичную Лавру, отец Софроний сразу ощутил разницу в настроении иноков этих обителей. Всегда стремясь к тихим монашеским подвигам, он устроил Троице-Сергиеву пустынь, где и сам душевно отдыхал, и давал возможность проходить послушание тяготившимся шумом столичной жизни инокам Лавры. В жизни самой Лавры отец настоятель старался ввести строгое иноческое житие и сам подавал пример неустанной работы, строгого исполнения церковного устава и в богослужении, и за трапезой. За свою высокую подвижническую жизнь и за то усердие, с которым трудился во славу Божию в столичной Лавре, он приобрел особое положение императрицы, которая и предложила Святейшему Синоду назначить архимандрита Софрония на Иркутскую кафедру с возведением его в сан епископа. Хиротония блаженнейшего Софрония состоялась 18 апреля 1753 года, а к месту служения, в Иркутск, святитель прибыл лишь 20 марта 1754 года.
Сама дорога заняла около четырех месяцев, остальное же время, более полугода, он был занят подбором тех, на кого мог положиться в далекой Сибири. Святитель Софроний, безусловно, знал о тех терниях, которые сопровождали апостольский путь святителя Иннокентия, о состоянии дел в Иркутской епархии и потому готовился в путь особенно тщательно. Выбор ближайших сотрудников оказался для него счастливым, многих из них он назначил настоятелями монастырей. Среди них был и настоятель Вознесенского монастыря схиархимандрит Синесий, прославленный впоследствии земной Церковью как преподобный наш предстатель на Небесах.

Сразу по прибытии в Иркутск святитель целиком отдался многотрудному деланию на ниве Христовой, исправляя то, что было упущено за семилетний период закрытия кафедры.
Большой заботой святителя было состояние духовенства епархии, его образовательный, да и нравственный уровень. Некоторые священнослужители не умели даже писать, часть епархиального клира находилась отнюдь не на высоте своего призвания (ко многим применялись даже телесные наказания — сечение розгами). Совсем не в диковину тогда был рапорт закащика (благочинного) епархиальным властям о «сечении без милосердия».
Другой проблемой оказалась нужда в священниках. Если на части приходов хоть какие-то клирики были, то другая часть храмов просто пустовала за смертью настоятелей. Тогда-то и дала свои плоды та кропотливая работа, которую вел святитель в столице, подбирая себе будущих сотруженников.
В подборе кандидатов в священники святителю Софронию весьма помогла монгольская школа при Вознесенском монастыре. Святитель Софроний перевел ее из монастырских стен в архиерейский дом, чтобы лично руководить ходом образования и воспитания будущих пастырей, увеличил количество преподаваемых в ней предметов и расширил их объем. Находил он время и для педагогической работы — сам преподавал в школе славянский и русский языки.
Для непосредственного знакомства с духовенством обширной Иркутской епархии святитель «не нуждою, но волею и по Бозе» усердно посещал самые отдаленные от Иркутска города: Нерчинск, Якутск, Киренск. Целые месяцы, не жалея себя, проводил он в пути, часто передвигаясь по сибирским дебрям верхом на лошадях. Конечно, встречи с паствой, никогда прежде не видавшей архиереев, а тем более архиерейской службы, оказывала на нее глубокое воспитательное воздействие. Святитель входил в самое тесное общение со священниками и мирянами, все хотел видеть своими глазами, награждал усердных служителей, смещал негодных.
Семилетнее вдовство Иркутской кафедры отрицательно сказалось и на миссионерской деятельности. Восстанавливая кафедру, святитель составил и разослал по епархии увещательное послание, предписав закащикам (благочинным) следующее: «Призывать всем священникам идоляторов (идолопоклонников) к познанию Истиннаго Бога: принявших святое крещение учить вере и правым догматам как возможно кратко, применяясь к деяниям апостольским; желающих крестили бы, начальнейших людей учили бы грамоте и показывали, что есть закон христианский.
Доносили бы о принявших святое крещение в светскую команду для дарования льготы от ясака, и в консисторию для сведения, и новокрещенным давали бы от себя билет.
Принявших крещение увещевать, чтобы к шаманам не ходили, учения их не слушали, идолов не имели и не кланялись им.
Повседневно продолжительных молений не полагали бы, только бы по четвертой заповеди в праздники собирались, а повседневно — по утру и, ложась спать, краткими молитвами молились; и молитвы те, аще возможно, перевесть на их язык и, главнее всего, молитву пред начатием дела, молитву Господню и Пресвятой Богородице.

Посты с различением брашен не налагались бы, но учили бы при каких ни на есть брашнях всегдашнего воздержания, и сказывали бы, что объядение и пьянство — великий грех есть.
Увещали бы, что на всякий год в определенное время, при воздержании от плотоугождения и при искренней (как возможно) исповеди, причащались Пречистых Таин, и чтобы они к таковому великому таинству имели желание, с верою и надеждою оставления своих грехов.
Больных, а наипаче в нечаянии живота, увещевали бы и причащением сподобляли, хотя и без алкания.
О делах милосердия учили бы, чтоб всяк от имения своего подавал всякому брату неимущему.
Смотрели бы, чтобы новокрещенные не держались шаманства, волшебства, чародейства и колдовства, примет счастья, всиречи словесных и бессловесных и прочаго суеверия.
По приобщении святых Таин наказывали бы новокрещенным, дабы жили благоговейно, воздержно, яко христианам прилично.
Проведывали бы, не имеют ли новокрещенные двух жен, и кто имеет таковых, разлучали бы и велели бы жить с единою женою, с которою пожелает, повенчав их и наказав жить воздержанно и целомудренно.
О препятствующих проповеди среди идоляторов доносить кому следует.
Не желающим святого крещения, после обращения и увещевания принуждения не чинить и никаких угроз не делать, понеже христианской проповеди надлежит любовь со смирением, кротостию и тихостию, понеже сердце человеческое насильствуемо быть не может».
Мягкое и сердечное послание святителя Софрония оживило состояние миссии. Но положение новокрещенных было тяжелым. Сородичи смотрели на них как на отщепенцев. Поэтому многие из обращенных ко Христу уходили из своих семей и поступали в услужение к русским или жили у воспреемников. Но были случаи, когда непривычные условия новой жизни и тоска заставляли их убегать в свои родные улусы. Появились следственные дела «о оказавшихся из новокрещенных в свои улусы побегах». Всевозможные меры, принимавшиеся духовенством к насаждению новокрещенных от языческого влияния, были не всегда эффективны. И использовать здесь силу святитель воспрещал. Так, им было отказано в посылке на Байкал отряда казаков, «для сыску беглых новокрещенных, дабы казаки не могли братским обид и разорения произвести».
Благоукрашая Церковь изнутри, что выражалось в неусыпной заботе о пастве и пастырях, святитель много сил и энергии тратил на благоукрашение Церкви извне — строительство новых домов. В Вознесенском монастыре был сооружен каменный соборный храм во имя Вознесения Господня, в который в 1805 году были перенесены мощи святителя Иннокентия, в Знаменском женском монастыре сооружен каменный храм во имя Знамения Божией Матери. В самом городе построены были четыре храма, и при Богоявленском соборе устроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери, в котором впоследствии был погребен сам строитель — святитель Софроний. Построен был также каменный архиерейский дом с каменной же вокруг него оградой. Консистория, помещавшаяся в Вознесенском монастыре, была переведена в Иркутск, в новое здание.
Святителем прилагалось всяческое старание к открытию новых приходов, снабжению церквей приличной утварью, ризницей, устройству колокольного звона, лучшей постановке в церквах пения.

Очень любил святитель уставную службу, сам часто служил и всегда заботился о благолепии и торжественности богослужения, располагавших сердца молящихся к умилению, своим примером наставляя духовенство к красоте и возвышенности службы. Этому способствовало и святительское облачение владыки, дотоле богомольцами не виданное. Ему первому из иркутских епископов при хиротонии дарована была привилегия совершать богослужение в саккосе. До этого епископы служили в обыкновенных священнических ризах.
Архипастырские труды владыки сочетались с истинно подвижническим образом его жизни. Питался он скудно, спал на какой-нибудь коже на полу, непрестанно молился и никогда не пропускал монашеское молитвенное правило. До дня своей кончины подвизался он подвигом отца, любящего свою паству. Щедрость святителя Софрония не знала границ. Всего себя отдавал он делу благотворения — не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь были переполнены больными, бездомными, сиротами. И подлинно, от такой любви воспламенялись сердца пасомых: не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами они, без различия племен и веры, шли к нему тысячами и отдавали свои души и сердца, умножая собою стадо Христово.
Семнадцать лет горел светильник веры на свечнице Иркутской церкви, освещая пастве путь в Царствие Небесное, но Господу было угодно забрать душу святителя Софрония, дабы его нетленными останками явить миру Свою славу. Земной подвиг святителя закончился 30 марта 1771 года во втором часу по полудни. «Будучи одержим немалое время внутреннею жестокою болезнию», незабвенный святитель скончался.
Первое чудо явлено было по его успении. После кончины, пришедшейся на второй день Святой Пасхи, прикрытый крышкой гроб с телом святителя целых шесть месяцев и десять дней простоял поверх пола в устроенном им Казанском приделе Иркутского собора. И лишь 8 октября 1771 года состоялось предание его земле. Все это время тело оставалось нетленным, что вместе с подвигом христианской добродетели, бывшими у всех в памяти, убедило жителей Иркутска в святости почившего иерарха. И вскоре же от гроба святителя начались чудеса и исцеления больных, с верою обращавшихся к нему о молитвенной помощи. Таких чудес, только записанных и проверенных, еще до канонизации святителя насчитывалось шестьдесят восемь.
Сколько незримой благодатной помощи подавалось страждущим душой и телом после молитвы на могиле святителя! Гробница его в Иркутском Богоявленском соборе служила пристанищем для скорбящих, неугасимым алтарем для их молитв, возносимых ежедневно. Год от года увеличивалось число молящихся у гроба святителя. К его могиле стали приходить не только жители Иркутска и Забайкалья, но и страждущие и больные со всей Сибири.
Росту почитания святителя способствовали еще и результаты неоднократных освидетельствований его святых мощей, имевших место: в 1833 году, при архиепископе Мелетии (при вскрытии пола в Казанском приделе); в 1854 году, при архиепископе Ниле (также при переделке соборного пола); в 1870 году, при архиепископе Парфении, на этот раз уже особой комиссией (во время капитального ремонта); в 1887 году, при архиепископе Венеамине.

8 марта 1909 года особой комиссией в составе архиепископа Тихона, епископа Иоанна Киренского, викария Иркутской епархии, ректора Иркутской семинарии архимандрита Евгения, миссионера-проповедника протоиерея Иоанна Восторгова, командированного Синодом, и членов местного кафедрального собора было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причем обнаружилось следующее: через сто тридцать восемь лет, несмотря на близость к воде (рядом протекает река Ангара), несмотря на постоянную сырость в пещере и под полами собора, особенно в летнее время, гроб, одеяние и тело святителя Софрония сохранились нетленными. Во время досмотра, продолжавшегося около двух часов, некоторыми из присутствующих ощущалось благоухание от мощей святителя.
19 июня 1909 года состоялось второе официальное освидетельствование мощей комиссией в составе архиепископа Тихона, кафедрального протоиерея Фивейского, ключаря Верномудрова, иеромонаха Прокопия. И вновь все было найдено в том же виде и состоянии, что и при осмотре 1909 года. Результаты досмотра не могли не сделаться достоянием гласности благочестивых почитателей святителя Софрония и еще более воспламенили веру в его святость и надежду на скорое его земное прославление.
Побуждаемые благоговейным почитанием памяти святителя в Синод с ходатайством о скорейшем прославлении епископа Софрония, как угодника Божия, обращались иерархи, светские власти, православный верующий народ. В 1909 году в Иркутске состоялся Миссионерский съезд, который своим постановлением выразил усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя Софрония перед Святейшим Синодом. В следующем году 19 марта иркутский архиепископ Тихон (Донебин) обратился в Синод со своим личным ходатайством. В 1914 году архиепископ Иркутский Серафим сделал Синоду подробный доклад о житии и чудесах, исходящих от нетленных мощей святителя Софрония. То же стремление выразило пастырское собрание духовенства Иркутска. Городская Дума и Городская управа в своем представлении губернатору также просили поддержать ходатайство.
Пожелание скорейшего прославления владыки было выражено 48-м епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии. Однако Господь судил благовременным прославление святителя лишь в 1918 году. Но прежде чем произошло это радостное и долгожданное событие, вера почитателей памяти святителя, как золото. подверглось испытанию. Цельбоносные мощи святителя продолжали покоиться в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора до 18 апреля 1917 года. Божиим попущением в этот день от неизвестной причины в храме произошел пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. Знаменательно, что это событие совпало со днем хиротонии святителя, бывшем в 1753 году, и с новым праздником будущей безбожной власти — Первомаем (18 апреля по старому стилю), в то время уже достаточно широко и по-своему празднуемым — с пьянками, драками и «красными петухами», как тогда называли пожары. Но горе утраты мощей святителя не только не умалило почитания его памяти, на что надеялся лукавый, наблюдавший со стороны за плодами своей деятельности, наоборот. Верующие чада Церкви объединились в союз православных христиан, имеющий целью ограждать неприкосновенность святынь православия, защищать их от поругания врагами Церкви.

Особая комиссия из духовных лиц, мирян, представителей судебной власти, экспертов-медиков и одного химика освидетельствовала прах и кости святителя, сохранившиеся после пожара, и благоговейно сложила останки в специальный ковчежец. Начался новый период земной славы святителя.
Сразу после пожара во много раз выросло число его почитателей, увеличилось количество панихид, уже перед ковчежцем. По рукам богомольцев и раньше ходили подписные листы с требованием скорейшего прославления угодника Божия, теперь их количество значительно увеличилось. Выросло число заявлений о новых чудесах и знамениях, совершившихся по молитвенному предстательству святителя, причем многие из тех, кто пережил подобное чудесное явление, свидетельствовали об этом на Иркутском епархиальном съезде перед всеми собравшимися. В адрес съезда поступили обращения из других епархий с поддержкой стремления иркутян к прославлению святителя Софрония. Обращения поступали не только из Сибири, но и из далекой Тверской, Киевской и других епархий. Иркутский епархиальный съезд постановил возбудить ходатайство через высокопреосвященного архиепископа Иоанна и избранных представителей от епархии об ускорении дела о всеобщем прославлении третьего епископа Иркутского и причислении его к лику святых. Это ходатайство перед Святейшим Синодом было возбуждено и передано оттуда в совет Всероссийского Священного Собора. Кроме донесения высокопреосвященного Иоанна Иркутского Собору были представлены все обращения и заявления с описанием чудес, проверенных специальной комиссией, листы с подписями свыше 18 000 человек, отзывы участников Собора, врачей Клевезаля и Волобуева о некоторых наиболее ярких случаях чудесных исцелений по молитвам святителя на основании показа данных под присягой. Воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, благоволившему явить нового светильника Церкви Российской как новое и великое знамение Своих благодеяний Православной Церкви и народу русскому, и приняв во внимание, что все предварительные акты, требуемые установившимися обычаями Православной Русской Церкви относительно канонизации угодников Божиих, уже исполнены, Собор епископов нашел благовременным осуществить благочестивое желание многочисленных почитателей памяти в Бозе почившего святителя Софрония. Деяниями Собора было определено: совершить прославление святителя Софрония, третьего епископа Иркутского, причислив его к лику святых угодников Божиих, чествуемых Православной Церковью; священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку.
Само торжество прославления, сроки которого деяниями Собора было предложено определить Иркутскому архиерею самому, сообразуясь с мнением Патриарха и местными условиями, ориентировочно планировалось на 30 июня — таково было мнение преосвященного Иоанна, архиепископа Иркутского и Верхоленского. Вместе с тем, в адрес Патриарха и Синода поступила записка от причта Иркутского кафедрального собора с просьбой отложить торжество погребения святителя по крайней мере до 8 октября. Основания приводились действительно веские.
Помимо опасений не уложиться в оставшееся до 30 июня время, серьезными представлялись политические и экономические причины. Страна находилась в состоянии гражданской войны; для богослужений не хватало элементарных вещей: свечей, муки, вина, деревянного масла; не было икон святителя; кроме всего для организации празднования нужно было получить разрешение у новых властей, а между тем «новая власть в лице комиссаров устройство торжества в ближайшее время находит неудобным». «Наконец, — пишут клирики Иркутска, — в городе в настоящее время крайне напряженная обстановка вследствие движения Белой Армии с Дальнего Востока. Во что это выльется через месяц-другой, сказать трудно».
Против таких доводов трудно было что-либо возразить, и Патриарх дал согласие на перенесение срока прославления на более благоприятное время. Но не в силе Бог, а в правде. В минуту разногласий о времени прославления сам святитель Софроний явился архиепископу Иоанну и рек ему: «Мужайся!», чем вдохновил его пойти наперекор видимым препятствиям. Торжество состоялось именно 30 июня. Мирное пение славы Господу и угоднику Божию Софронию ничем не было нарушено. Его хранило моление самого святителя пред Престолом Всевышнего.
Тогда же священником Тихоном Солдатовым была составлена служба святителю, а тропарь и кондак по благословению преосвященного Иоанна написал протоиерей Николай Пономарев. Акафист был подготовлен иеромонахом Порфирием и рецензирован коллективом епископов, находившихся в Иркутске «по обстоятельствам времени». Те же «обстоятельства времени» перенесли раку и ковчежец со святыми останками в иркутский храм во имя иконы Владимирской Божией Матери, принадлежавшей обновленцам. С 1937 года, после закрытия этого храма, святыня пребывает под спудом. Ныне имя святителя Софрония, нашего усердного заступника, великого подвижника Церкви, неутомимого труженика, «наставника монахов и собеседника ангелов», чтится всем православным миром.>Русская Православная Церковь

Софроний, епископ Губкинский и Грайворонский (Китаев Виталий Александрович)

Дата рождения: 29 ноября 1978 г.

Дата хиротонии: 22 июля 2012 г. Дата пострига: 5 апреля 2001 г.

Страна: Россия Биография:

Родился 29 ноября 1978 г. в семье семейских старообрядцев Забайкалья в с. Верхний Жирим Республики Бурятия. По окончании Верхней Жиримской средней школы исполнял послушание алтарника в Свято-Вознесенском храме г. Улан-Удэ.

В 1996 г. поступил в Белгородскую духовную семинарию (с миссионерской направленностью), которую окончил в 2000 г. Во время обучения участвовал в миссионерской экспедиции в Республику Саха-Якутия. Участвовал в съездах епархиальных миссионеров.

5 апреля 2001 г. архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном пострижен в монашество с наречением имени Софроний в честь свт. Софрония, епископа Иркутского.

7 апреля 2001 г. архиепископом Белгородским Иоанном рукоположен в сан диакона, а 12 апреля 2001 г. — в сан пресвитера. Указом архиепископа Иоанна был назначен благочинным храма свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, и экономом Белгородской духовной семинарии и православной гимназии свв. Кирилла и Мефодия.

В 2002-2004 гг. обучался на заочном секторе Киевской духовной академии.

В 2006 г. в Киевской духовной академии защитил работу «Старообрядцы Забайкалья как составная часть духовного и этнокультурного потенциала Сибири» на степень кандидата богословия.

Принимал участи в миссионерских экспедициях по Сибири и Дальнему Востоку (2002 г.), в Калмыкию и Адыгею (2004 г.), на Камчатку (2005 г.). В 2007 г. входил в состав официальной делегации в поездке в Индонезию. В 2009 г. участвовал в праздновании 10-летия Православия в Таиланде.

В 2004 г. награжден наперсным крестом. В 2009 г. возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 58) назначен наместником Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря с. Холки Чернянского р-на Белгородской обл.

12 февраля 2011 г. архиепископом Белгородским Иоанном награжден игуменским посохом. 4 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 49) избран епископом Губкинским и Грайворонским.

9 июня 2012 г. возведен в сан архимандрита.

Наречение во епископа состоялось 6 июля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 22 июля за Божественной литургией в храме Преображения Господня в Тушине в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

2000 г. — Белгородская духовная семинария.

2004 г. — Киевская духовная академия (заочно, кандидат богословия).

Епархия: Губкинская епархия (Правящий архиерей)

Встреча с верой

— Расскажите, пожалуйста, о священниках и мирянах, помогавших Вам в детстве укрепляться в вере. Ваши самые яркие духовные впечатления из детства?

— В детстве я жил не в церковной семье, поэтому почти никто не укреплял меня в вере. У меня было самое обыкновенное детство, я был и октябренком, и пионером. И лишь в 10 классе одной из первых духовных книг, которая мне попала в руки была книга протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий», с нее я начал свои первые шаги к вере.

— Когда вы впервые задумались о священстве? Что этому способствовало? Вы начали алтарничать только после школы — в это время началось ваше воцерковление или в вашем храме просто не было принято мальчиков вводить в алтарь?

— Алтарником я стал после школы, так как в мои школьные годы в нашем селе не было храма.

В Свято-Вознесенский храм города Улан-Удэ меня привезла моя школьная учительница, это было лишь в 11 классе. Так я впервые познакомился с Православной Церковью и пообщался со священнослужителями.

По окончании школы я планировал поступить в Иркутский Университет на отделение химической промышленности, но потом моя учительница настояла на том, чтобы я получил духовное образование. Я стал готовиться к поступлению в Новозыбковское Древлеправославное Духовное училище, но в тот год, особым промыслом Божиим, в училище не было набора на обучение.

Так как я уже твердо решил, что свяжу жизнь с Церковью, то я поехал в православный храм, где меня радушно приняли, научили читать по-церковнославянски, дали клиросное послушание, и спустя несколько месяцев моего проживания при храме, священник благословил меня войти в алтарь и пономарить.

Поступая в семинарию, я, конечно же, был нацелен на то, чтобы стать священником, для того, чтобы служить и помогать людям на пути к Богу. Я всегда мечтал иметь профессию, которая служила бы на благо людей. Мечтал быть и врачом, и учителем.

Миссионерская семинария

— Вы целенаправленно поступали в семинарию с миссионерской направленностью?

— Когда я ехал поступать в семинарию, я не знал, что у нее будет миссионерская направленность. Мы с ребятами ехали из Сибири и знали, что в далеком и незнакомом городе Белгороде, который мы лишь видели на карте, в духовной семинарии есть молодой очень интересный и образованный ректор-сибиряк епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) (ныне митрополит), который своим трудом открыл духовную семинарию. Мы ехали с надеждами, что сибиряков он обязательно поддержит и возьмет в свою духовную школу.

По дороге я столкнулся с опасностью для жизни. Мы остановились в деревне под Дивеево. Там, не зная глубины реки, я начал тонуть. В этот момент передо мной пронеслась одна мысль: сейчас потонешь и у мощей преподобного Серафима так и не побываешь.

Уже приехав в Белгород, мы поняли, что семинария не совсем обычная. По контексту вопросов, которые нам были заданы членами приемной комиссии, мы поняли, что по зачислению в семинарию, нас в любой момент могут направить в миссионерскую поездку в одну из крайних точек нашей огромной страны. Но мы ничего страшного в этом не видели, так как были готовы всецело отдать нашу дальнейшую жизнь на служение Церкви.

— В годы учебы вы ездили во многие миссионерские поездки. Расскажите о ярких впечатлениях.

— Да, я ездил в миссионерские поездки, первая из них была на 3-ем курсе обучения — эта поездка была в республику Саха (Якутия). Нас поразило особое гостеприимство людей и, прежде всего, владыки Германа (ныне митрополита Курского и Рыльского). Мы видели свою необходимость, нас ждали. Мы путешествовали по Якутии у удивлялись тому, что были замечательные вновь отстроенные храмы ожидавшие священнослужителей. Там нас очень радостно встречали. Мы пытались воплотить практически все то, чему нас обучили в семинарии, проповедовали за богослужениями, встречались с людьми. В то время, в 1997 году, для людей наши встречи казались чем-то необычным.

Миссия: встреча монаха с миром

— Почему монашество? Ведь Белгородская семинария не при монастыре. Как вам кажется, насколько для миссионера, человека, постоянно общающегося с людьми, разумно монашество, предполагающее отказ от мира?

— Почему монашество? Обучаясь в семинарии 4 года (я поступил на второй курс сразу), я никогда не задумывался о том, что я буду монахом. Мы с однокашниками по семинарии любили помечтать о том, какие у нас будут семьи, сколько будет детей, какое у нас будет дальнейшее служение… Этим я жил 4 года, всецело полагаясь на волю Божью. Однажды Великим Постом, по окончании семинарии, владыка Иоанн во время беседы предложил мне принять монашество и поехать в долгосрочную миссионерскую командировку в Магаданскую епархию. И долго не думая, я согласился. Через день после моего монашеского пострига я уже был рукоположен в иеродиакона, еще через четыре дня в иеромонаха. Так началась моя монашеская жизнь.

Монашество не подразумевает полного отказа от мира, монах-миссионер — это человек, несущий Свет Христов людям.

— Делились ли Вы своими духовными устремлениями с близкими людьми? Многие ли из них Вас поддержали?

— Своими духовными переживаниями дома я ни с кем не делился. Уже в последний год обучения в семинарии, когда я сказал родителям о моем желании принять монашество, они сильно удивились, но поддержали мой выбор. Объясняя это тем, что это мой путь и мой выбор с чем связать жизнь, и не смотря ни на что они всегда будут меня поддерживать.

Старообрядчество: научный интерес

— Ваша дипломная работа посвящена старообрядцам Забайкалья. Как набирали материал — общались с людьми?

— Та школа, в которой я обучался, была экспериментальной, называлась школой народного календаря. Руководил этим проектом мой хороший ныне друг, который был старообрядцем-безпоповцем. Тогда, он был аспирантом Московского Педагогического Университета, а площадкой для его работы, была наша средняя школа. Уже потом, став священником, я миропомазывал его в церкви православной.

Одним из направлений школы было изучение традиций семейских Забайкалья, поскольку я сам из этой семьи, я начал заниматься этой работой.

Моя первая курсовая работа в семинарии была посвящена церковному расколу 17 века, а уже дипломная работа была на тему «Старообрядцы Забайкалья, как составная часть духовного этнокультурного потенциала Сибири». В академии я продолжил эту тему, более подробно ознакомился с архивами: Национальным архивом республики Бурятия, Иркутского государственного архива, Новосибирского. Многие книги я выписывал через межбиблиотечный абонемент (МБА).

Цель миссии — объединение у Чаши

— В семинарии вы преподавали курс «Миссиология». Какие главные принципы современной миссии вы бы назвали?

— Я считаю, что миссия должна быть понятна тем, к кому она обращена. То есть доступный язык и простота — это неотъемлемые методы проповеди. А принятие многообразного проявления культуры миссионером, преображение её внутреннего содержания Евангельским светом, и объединение людей за богослужением у Святой Чаши — главные цели и принципы современной миссии.

— В своем слове при наречении во епископа Вы уделили внимание литургическому и евхаристическому служению архиерея, подчеркнули его главное назначение собирать «людей во единое стадо словесных овец Христовых». А помните ли Вы первую совершенную Вами Литургию? Какие чувства Вы испытывали?

— Я помню свою и диаконскую первую литургию, и священническую. Диаконская литургия была на Вербное воскресение 8 апреля 2001 года, священническая была 14 апреля 2001 года — Великая Суббота. А первая архиерейская литургия была мной совершена в домовом храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, Белгородской Православной Духовной семинарии, где мне сослужили мои одноклассники по семинарии.

Когда ты стоишь на кафедре, когда ты предстоятель, то осознаешь особую ответственность за людей, за сослужащих тебе.

— В чем главная проблема священников сегодня и на что вы более всего обращаете внимание пастырей?

— Священник должен быть ближе к народу, об этом говорит наш Патриарх, я это мнение всячески разделяю и считаю, что священник должен жить проблемами народа, горем народа и радостью. Быть доступными для своих мирян.

Гостеприимный монастырь

— В каком состоянии был Свято-Троицкий Холховский монастырь, когда Вы стали его наместником? Что самое трудное было в этот период Вашего служения? Какая самая большая проблема сегодняшних монастырей, на Ваш взгляд?

— В состоянии монастыря. Я не могу сказать, что провел в нем очень много работ. Когда, по рекомендации архиепископа Иоанна, Священный Синод назначил меня на должность наместника Свято-Троицкого Холховского монастыря — началась новая жизнь, другая, наверное, более ответственная, началась работа с теми людьми, которые уже осознано сделали свой выбор, придя в монастырь. Конечно, для каждого человека нужен свой подход. Я считаю, что самым главным было то, что мы установили ежедневное совершение богослужений.

Холховский монастырь отличается тем, что вокруг этого монастыря нет огромных вековых стен с бойницами, нет ворот, которые закрываются на засов. Этот монастырь расположен на холмах и открыт для любого в любое время суток. Сегодня некоторые монастыри несколько отделяются от мира, я считаю, что монастыри должны быть, согласно словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, гостеприимны, что будет свидетельством любви и заботы о каждом человеке, приходящем в обитель.

Софроний и иннокентий иркутские

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *