Церковная история Сократа Схоластика…

«Церковная история» Сократа Схоластика, как исторический источник этимологии термина «Русь»
Введение в научный оборот новых или давно забытых исторических письменных источников сопряжено рядом трудностей, таких как: время проис-хождения источника, его авторизация, правильность перевода. Как правило, все ведущие концепции исторического развития основаны только на исторически достоверных письменных, археологических и других материальных источников человечества. Вещественные и письменные источники, имеющие двойное, а то и большое толкование подвергаются долгой и серьёзной проверке. Нередко затем изымаются из научного оборота, в силу своей противоречивости. Именно такой практике в совсем недавнее время был подвергнут ряд письменных источников явно не согласующихся с концепцией образования Древнерусского государства Киевская Русь и происхождением термина «Русь». Одним из таких письменных источников является трактат восточно-римского христианского историка Сократа Схоластика «Церковная история» .
Сократ родился в Константинополе, в начале царствования Феодосия Великого, около 380 года. Его учителями в обучении были известные в то время наставники Аммоний и Гелладий, бывшие ранее жрецами при языческих капищах в Александрии. Затем Сократ посещал, известную школу софиста Троила. Прозвище Схоластик, Сократ получил из-за того что имел адвокатскую практику, а как правило несостоявшихся адвокатов и практикующих в Восточно-Римской империи называли схоластами. Схоластик у древних римлян учитель красноречия.
Свою историю Сократ начал писать с того места, с которого закончил свою Евсевий Кесарийский – прекращением диоклитианова гонения на христиан. Кроме того Сократ ещё дополняет собственными сведениями период Константинова царствования. И в целом «Церковная история» охватывает время с 306 до 439 года, всего сто тридцать четыре года. История Сократа подкупает тем, что написана лёгким и доступным языком, и не имеет явных приукрашиваний. Повествуя о делах церкви, автор говорит, что он ничего не писал, пока сам не удостоверялся в истине события. Так же он не отрицает, что его история составлена частью на основании сочинений, написанных другими писателями. Но в любом случае неоспоримой заслугой трактата Сократа является наличие в нём достоверных памятников истории христианства, таких как, письменные постановления Соборов, послания Соборов к императорам. Авторство Сократа, вряд ли у кого сейчас вызывает сомнение. Её временем написания считают начало 440-х годов, т.е. временем написания автором последних событий в своём труде. История Сократа на своём оригинальном – греческом языке, была напечатана только один раз, в 1544 году, в Париже , вместе с историями Евсевия, Феодорита, Эвагрия и Созомена. Правда, в начале XVI века, т.е. ещё ранее, был напечатан латинский перевод сделанный Епифаном Схоластиком. Что касается переводов Истории Сократа на русский язык, то впервые она была напечатана совместно с Историей Евсевия Памфила в первой половине XIX века, более точных данных нет. Затем она была отдельно напечатана в 1850 году в Санкт-Петербурге в типографии Фишера. Следующее издание «Церковной Истории» было выпущено в Саратове в 1911 году, и наконец, самое последнее в 1996 году в Москве.
«Церковная история» как исторический источник используется в изучении истории Византии и истории церкви уже очень давно. Сократ повествует о делах церкви, в ряде случаев касается и светской истории становления Восточно-Римской империи, или как привычней Византии. Так же он касается в своём описании и окружающих Византию народов. Для Сократа они слиты в одном названии – Варвары, хотя среди них он различает – готов, бургундов, аллеманов, франков, сарматов и гуннов. Весь остальной мир за исключением Западной Римской империи, а также Парфии и стран Малой Азии, является по Сократу миром варваров.
У Сократа Схоластика территория Причерноморья упоминается только в связи с нашествием гуннов на эти земли и вытеснением оттуда готов, которые «как саранча стали наползать» на Византию и подчинённые её территории. И только Указ Валента 376 года о позволении вестготам теснимым гуннами селиться на территории Фракии в Мёзии убавил напряжённость, но ненадолго. В 378 году от рук готов император и погиб.
«Церковную историю» уже давно не рассматривали как письменный источник происхождения термина «русь». В связи, с чем в труде Сократа интересны два момента: упоминание епархии Росской и упоминание Фригийского города Мир.
Упоминание епархии Росской встречается у Сократа в связи с собравшимся Собором в сирийской Антиохии (существовала также Антиохия Фригийская) в 362-363 гг.. Собор составил послание к императору Йовиану (римский император в 363 – 364 гг.) осуждавшее арианское учение и подтверждавшее никейское вероисповедание. В конце послания следует перечисление собравшихся священнослужителей – это Мелетий, епископ антиохийский, Евсевий самосатский, Эвагрий сикемийский, Ураний апамийский, Зоил ларисский, Акакий кесарийский, среди них названо имя – Антипатр росский .
Выяснить местонахождение епархии Росской оказалось достаточно трудным делом. Антипатр в греческом языке означает – начальник области, имени такого связанного с церковью найти не удалось. Однако исходя из того что сторонники никейской веры в рассматриваемое время преобладали в странах Черноморского бассейна, кроме Северного Причерноморья, можно заключить что епархия росская находилась где-то здесь. Интересно отметить, что большинство европейских епархий, в первую очередь её Западного и Центрального регионов, а также епархии Северного Причерноморья и Прикарпатья придерживались арианского вероучения. В IV – V веках никейское и арианское вероучения являлись ведущими в христианском мире и соперничали между собой, причём у арианства было больше шансов стать основным и «единственно правильным» учением. Однако увлечённость ариан искать своих приверженцев среди варварского европейского мира, сыграло для них негативную роль. Ведущая в то время мировая держава Восточно-Римская империя постоянно подвергалась набегам варварских племён, к тому же только что новоиспечённых приверженцев арианства. Угроза варваров была настолько серьёзна, что восточно-римским императорам пришлось начать борьбу с ними и на мировоззренческом уровне. Византия поддержала никейское вероисповедание, придерживавшееся более древних традиций и более консервативного к любым нововведениям, поставив, таким образом, ариан в положение еретиков.
Известно, что Антиохия находилась на территории Сирии, Самосата в Каппадокии, Кесарии в Палестине, все остальные указанные в списке епархии также располагались в Малоазийском регионе. Кария, Лидия, Мисия, Фригия, Каппадокия, Сирия, Палестина, Пафлагония, Галатия, Армения – вот местоположение указанных епархий, а заодно форпоста никейского вероисповедания. Следовательно, в этих же районах или рядом следует искать и епархию Росскую. И находим, она располагалась в пределах Сирии и Киликии. Сократ, возможно даже косвенно и указывал о её местонахождении: «Когда росоносый хор весёлых нимф остановится на богато-украшенных улицах города, и стена сделается жалкою оградою бани; тогда бесчисленные племена кочующих народов, дикие, блестящие, наделённые буйною силой, перейдут с мечом прекрасные воды Истра и опустошат страну Скифскую и поля Миссийские, но достигнув Фракии – с надеждою показать над нею своё неистовство, найдут там конец своей жизни, и судьба их свершиться». Эта надпись была на одном из камней разрушенного императором Валентом Халкидона, стоявшего, напротив, через пролив, Константинополя. Валент после разрушения Халкидона камни велел перевезти в Константинополь для постройки общественных бань. И что самое интересное в этом предсказании, оно сбылось: спустя некоторое время Валент устроил водопровод в банях, в обилии появилась вода и как раз вслед за этим на Византию двинулись полчища варваров. Пятый век время, когда начинают появляться первые, правда туманные, сведения о новой волне варваров, под которыми можно предположить: как славян, так и аваров. Готы вроде, как и разбиты, их военный потенциал ослаблен сильно. Они вытеснены из Причерноморья гуннами, которые уже вторглись в пределы Европы и кое-где осели; авары придут позже в VI веке, но их экспансия на соседние с ними народы уже началась. В Поднепровье заканчивалось оформление одной из самых варварских ветвей славянства: перемешанной по крови с готами и ираноязычными народами. Эти, по существу дикие племена уже перешли на стадию агрессивного соседства и становились реальной угрозой для Византии. Однако возвращаясь к епархии Росской отметим, Халкидон находился на территории Антиохии Фригийской. В то же время известно, что в XI — XIV веках существовало государство — Киликийское Армянское царство . Киликия древнейшая область Малой Азии, в древности входила в Хеттское государство, т.е. это историческая область всё время находившаяся на перекрёстке исторических событий. И найти что-то здесь новое чрезвычайно трудно, но на территории Киликии существовал город Росос (Hros os), именно с ним и связывается епархия Росская. Также известно об упоминании народа Hros в VI веке на территории Северного Причерноморья Псевдо-Захарием . Что это за народ, и связан ли каким образом с городом Росос неизвестно, но то, что самих хеттов в древности называли русенами известно. И даже если предположить что малоазийские русены или их потомки, связанные с городом Росос оказались в Причерноморье, они в любом случае не могли стать основоположниками славянского племени под названием рось (русь). Самое вероятное, что могло произойти в действительности – это передача племенного названия одному из славянских племён ассимилировавшему русенов.
Упоминание у Сократа города Мир интересно тем, что позже у славян, также как и у германцев, понятие мир ассоциировалось с земледельческой крестьянской общиной со своими законами и правилами.
На этом собственно говоря можно и завершить исследование «Церковной истории» Сократа Схоластика, но вопросы в любом случае остаются и требуют дальнейшего изучения.
28.05.2011.
Николай Кудряшов
1. 2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/33057/
3. В данном случае автор (Н. Кудряшов) не имеет точных сведений за последние двадцать лет об изданиях книги на языке оригинала. И будет благодарен читателям за информацию.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
5.
6. http://www.proza.ru/2010/06/27/501
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://www.rudata.ru/w/index.php?title=

Церковная история

Книга I Глава 1. Введение в сию книгу Глава 2. Каким образом царь Константин пришел к христианству Глава 3. Как произошло, что, когда Константин усиливал христианство, соправитель Константина Лициний воздвиг на христиан гонение. Глава 4. О том, что война между Константином и Лицинием возгорелась ради христиан Глава 5. О споре Ария с епископом Александром Глава 6. О том, как из этого спора произошло начало раскола в Церкви, и как александрийский епископ Александр низложил Ария и его единомышленников. Послание епископа александрийского Александра. Глава 7. О том, как царь Константин, огорченный возмущением Церквей, для приведения к единомыслию епископа и Ария, послал в Александрию испанского епископа Осию Глава 8. О соборе, бывшем в вифинском городе Никее, и об изложенной на нем вере Глава 9. Послание Собора о том, что на нем определено, и как низложен Арий и его единомышленники. Послание царя. Еще послание Константина. Еще послание. Еще послание к Евсевию. Победитель Константин, Великий, Август – Евсевию кесарийскому. Еще послание к Макарию Глава 10. О том, что на Собор царь вызвал и новацианского епископа Акесия Глава 11. О епископе Пафнутии Глава 12. О кипрском епископе Спиридоне Глава 13. О монахе Евтихиане Глава 14. О том, что Евсевий никомидийский и Феогнис никейский, отлученные за единомыслие с Арием, впоследствии прислали покаянные прошения и, согласившись с изложенной верой, снова получили свои престолы Глава 15. О том, что после Собора, когда Александр скончался, епископом поставлен был Афанасий Глава 16. О том, как царь расширил прежнюю Византию и назвал ее Константинополем Глава 17. О том, как мать царя Елена, прибыв в Иерусалим, искала крест Христов и, нашедши его, создала церковь Глава 18. Как и царь Константин, разрушив капища язычников, в разных местах создал много церквей. Глава 19. Каким образом во времена Константина приняли христианство многие внутри Индии Глава 20. Каким образом приняли христианство иберийцы Глава 21. О монахе Антонии Глава 22. О Манесе, начальнике ереси манихейской, и о том, откуда он происходил Глава 23. О том, что Евсевий никомидийский и Феогнис никейский снова дерзнули, чрез устроение козней Афанасию, извращать никейскую веру Глава 24. О Соборе антиохийском, который низложил антиохийского епископа Евстафия, от чего произошло такое возмущение, что едва не был разрушен город Глава 25. О пресвитере, старавшемся возвратить Ария Глава 27. О том, что, когда Арий, по воле царя, прибыл в Александрию, а Афанасий не принял его, единомышленники Евсевия начали возносить царю различные клеветы на Афанасия Глава 28. О том, как по поводу обвинения Афанасия, царь повелел быть Собору епископов в Тире Глава 29. Об Арсении и о мнимо-отсеченной руке его Глава 30. О том, что когда Афанасий оказался невинен, в чем обвиняли его, обвинители убежали Глава 31. О том, что, когда епископы не приняли оправданий Афанасия на вторичное обвинение его, он ушел к царю Глава 32. О том, что, когда Афанасий удалился, члены Собора присудили низложить его Глава 33. Как Собор из Тира переехал в Иерусалим и при освящении иерусалимского храма имел общение с арианами Глава 34. О том, что царь, посредством послания, призывал Собор к себе, чтобы он со всей точностью рассмотрел дело Афанасия Глава 36. О Маркелле, епископе Анкирском и Астерии софисте Глава 38. О смерти Ария Глава 39. О том, как царь впал в болезнь и окончил жизнь Глава 40. О погребении царя Константина Книга II Глава 1. Предисловие, в котором говорится, почему первая и вторая книга этой истории переделаны Глава 2. О том, что приверженцы никомидийского епископа Евсевия, желая снова ввести учения Ария, произвели в церквах смуты Глава 3. О том, что Афанасий, уполномоченный грамотой Константина Младшего, возвратился в Александрию Глава 4. О том, что после смерти Евсевия Памфила кесарийскую епископию принял Акакий Глава 5. О смерти Константина Младшего Глава 6. О том, что константинопольский епископ Александр, находясь при смерти, предложил к избранию (в преемники себе) Павла и Македония Глава 7. О том, что новопоставленного епископа Павла царь Констанций изгнал и, вызвав из Никомидии Евсевия, вверил ему епископство константинопольское Глава 8. О том, что Евсевий, созвав другой Собор в Антиохии сирийской, обнародовал новое изложение веры Глава 9. О Евсевии эмесском Глава 10. О том, что собравшиеся в Антиохии епископы вместо Евсевия эмесского, который отказался от Александрии, рукоположили Григория и изменили изложение никейской веры Глава 11. О том, что, при вступлении Григория в Александрию с отрядом войска, Афанасий ушел Глава 12. О том, что, по смерти Евсевия, константинопольский народ снова возвел на епископский престол Павла, а ариане избрали Македония Глава 13. Об убиении военоначальника Гермогена и о том, что по этому случая Павел опять был изгнан из Церкви Глава 14. О том, что ариане, удалив из Александрии Григория, послали на его место Георгия Глава 15. О том, что Афанасий и Павел, прибыв в Рим и получив грамоты от епископа Юлия, опять вступили на свои престолы Глава 17. О том, что Афанасий, страшась угроз царя, приехал в Рим Глава 18. О том, что царь Запада требовал от своего брата людей для объяснения по делам Афанасия и Павла, и что присланные объявили новое изложение веры Глава 19. О пространном изложении веры Глава 20. О Соборе сардикийском Глава 21. Защита Евсевия Памфила Глава 22. О том, что, когда сардикийский Собор возвратил престолы Афанасию и Павлу, а царь востока не хотел принять их, царь западный угрожал ему войной Глава 23. О том, что, убоявшись угроз брата, Констанций письменно призвал к себе Афанасия и послал его в Александрию. Письмо Констанция к Афанасию. Другое письмо к Афанасию. Еще письмо к нему же. Послание Констанция об Афанасии. Другое послание к александрийцам. Послание об уничтожении актов против Афанасия Глава 24. О том, что возвращаясь в Александрию через Иерусалим, Афанасий был принят в общение Максимом и составил Собор епископов для подтверждения определений Собора никейского Глава 25. О тиранах Магненции и Ветранионе Глава 27. О том, что Македоний, заняв (константинопольский) престол, причинил много зла тем, кто не следовал его образу мыслей Глава 28. О том, что, по сказанию Афанасия, совершил в Александрии арианин Георгий Глава 29. О ересеначальнике Фотине Глава 30. Об изложенных в Сирмии, в присутствии царя, символах веры Глава 31. О кордовском епископе Осии Глава 32. О погибели тирана Магненция Глава 33. Об иудеях, обитавших в Диокесарии палестинской Глава 34. О кесаре Галле Глава 35. О сирийце Аэции, учителе Евномия Глава 36. О Соборе медиоланском Глава 37. О Соборе ариминском и об изложенном на нем символе Веры. Послание ариминского Собора к императору Констанцию Глава 38. О жестокости Македония и о произведенных им смутах Глава 39. О Соборе, бывшем в Селевкии исаврийской Глава 40. О том, как на селевкийском Соборе кесарийский епископ Акакий объявил другое изложение веры Глава 41. О том, что по возвращении царя из западных областей, акакиане, собравшись в Константинополе, утвердили ариминскую веру с некоторыми к ней прибавлениями Глава 42. О том, что, по низложении Македония, епископство константинопольское получил Евдоксий Глава 43. О севастийском епископе Евстафии Глава 44. Об антиохийском епископе Мелетии Глава 45. О ереси Македония Глава 46. Об аполлинаристах и их ереси Глава 47. О смерти царя Констанция Книга III Глава 1. О Юлиане, его происхождении и воспитании, и о том, как он, достигнув царской власти, уклонился к язычеству Глава 2. О бывшем в Александрии возмущении и о том, как умерщвлен был Георгий Глава 3. О том, как царь, разгневанный убиением Георгия, упрекал александрийцев посланием Глава 4. О том, что, по смерти Георгия, Афанасий возвратился в Церковь и начал управлять Александрией Глава 5. О Люцифере и Евсевии Глава 6. О том, что, находясь в Антиохии, Люцифер рукоположил Павлина Глава 7. О том, что Евсевий соединился с Афанасием, и что оба они, составив Собор епископов в Александрии, ясно исповедывали единосущие Троицы Глава 8. Из апологии Афанасия о его бегстве Глава 9. О том, что после Собора александрийского, который подтвердил единосущие, Евсевий возвратился в Антиохию и православных, по случаю рукоположения Павлина, нашедши в разделении, не смог примирить их и удалился Глава 10. О пиктавийском епископе Иларии Глава 11. О том, как царь Юлиан отнимал у христиан имущество Глава 12. О халкидонском епископе Марисе Глава 13. О возмущении язычников против христиан Глава 14. О бегстве Афанасия Глава 15. О мучениках, пострадавших при Юлиане во фригийском городе Мире Глава 16. О том, что Аполлинарии писали книги, когда царь запретил христианам учиться греческим наукам Глава 17. О том, что, намереваясь идти против персов и находясь в Антиохии, царь был осмеян жителями этого города и написал против них сочинение под заглавием «Мисопогон» Глава 18. О том, что царю, когда он хотел слышать предсказание, оракул не отвечал, боясь мученика Вавилы Глава 19. О гневе царя и об исповеднике Феодоре Глава 20. О том, что царь побуждал и иудеев приносить жертвы;также об окончательном разрушении Иерусалима Глава 21. О походе царя в Персию и смерти его Глава 22. О провозглашении Иовиана Глава 23. Опровержение сказаний софиста Ливания о Юлиане Глава 24. О том, что к Иовиану отовсюду стекались епископы и каждый из них надеялся склонить его к своему исповеданию веры Глава 25. О том, что македониане и акакиане, собравшись в Антиохии, подтвердили исповедание никейское Глава 26. О смерти царя Иовиана Книга IV Глава 1. О том, что, по смерти Иовиана, царем провозглашен Валентиниан, который соучастником в правлении избрал брата своего Валента, и что Валентиниан был православный, а Валент – арианин Глава 2. О том, что когда Валентиниан отправился в западные области, Валент в Константинополе позволил обратившимся к нему с просьбой македонианам держать Собор и преследовал исповедников единосущия Глава 3. О том, что когда Валент злодействовал на Востоке против исповедников единосущия, в Константинополе восстал тиран Прокопий и что случившимся в то время землетрясением и разливом моря разрушены были многие города Глава 4. О том, что во время этих гражданских и церковных беспокойств македониане, державшие Собор в Лампсаке, снова утвердили исповедание антиохийское, а ариминское анафематствовали и опять восстановили низложение Акакия и Евдоксия Глава 5. О том, что в сражении между царем и тираном Прокопием, которое произошло при одном фригийском городе, Валент, благодаря измене военачальников, взял в плен тирана и, подвергнув необыкновенным казням, умертвил их Глава 6. О том, что, по умерщвлении тирана, царь снова стал бывших на Соборе и всех христиан принуждать к арианству Глава 7. О том, что, по изгнании Элевсия македонского, епископом Кизики сделался Евномий, и о том, откуда он происходил, и как, быв писцом безбожника Аэция, подражал ему Глава 8. О предсказании, высеченном на камне и найденном в то время, когда разгневанный царь Валент приказал разрушить стену Халкидона Глава 9. О том, что царь Валент преследовал и новациан за то, что они, подобно православным, признавали единосущие Глава 10. О том, что у царя Валентиниана родился соименный ему сын, и что Грациан рожден был прежде его воцарения Глава 11. О необычайном граде, упавшем в неба, и о землетрясении в Вифинии и Геллеспонте Глава 12. О том, что последователи Македония, вынуждаемые насильственными мерами царя, отправили послов к Либерию римскому и подписали исповедание единосущия Глава 13. О том, как Евномий отделился от Евдоксия, чтобы присоединиться к Аэцию, как Евдоксий произвел в Александрии мятеж, по случаю которого Афанасий снова бежал, как народ возмутился от этого, а устрашенный царь, успокаивая его, повелел Афанасию указом снова безбоязненно управлять александрийской Церковью Глава 14. О том, что, по смерти Евдоксия в Константинополе, ариане рукоположили Демофила, а православные, чрез Евстафия антиохийского, поставили епископом Евагрия Глава 16. О сожженных на корабле святых пресвитерах, от чего, вследствие гнева Божия, во Фригии произошел голод Глава 17. О том, что, находясь в Антиохии, царь снова стал преследовать исповедников единосущия Глава 18. О событиях в Эдессе: об оскорблении префекта, о вере и твердости граждан, и о боголюбивой жене Глава 19. О том, что царь Валент погубил многих, которых имя начиналось буквой Ф, и сделал это вследствие некоторого заклинания мертвых Глава 20. О кончине Афанасия и о возведении (на его место) Петра Глава 21. О том, что по кончине Афанасия ариане, указом царя Валента, александрийские церкви передали рукоположенному ими прежде Люцию, а Петра отдали под стражу Глава 22. О том, что из множества зол, происшедших от возведения Люция на престол, Сабин македонианин не упомянул ни об одном, а Петр в своем писании упомянул (о них); и о том, что он убежал к Дамасию римскому, ариане же и Люций причинили много зла святым монахам в пустыне Глава 23. Список святых монахов в пустыне Глава 24. О св. монахах изгнанниках, как Бог чрез их чудотворение всех привлекал к себе Глава 25. О слепце Дидиме Глава 26. О Василии кесарийском и Григории Назианзене Глава 27. О Григории чудотворце Глава 28. О Новате и происшедших от него новацианах, и о том как новациане, живущие во Фригии, стали праздновать пасху в одно время с иудеями Глава 29. О Дамасии римском (епископе) и Урсине; как во время волнения и мятежа в Риме из-за них случилось много убийств Глава 30. О том, что по смерти медиоланского епископа Авксентия, во время мятежа, происшедшего при избрании нового епископа, правитель области Амвросий, вооруженной рукой укрощая мятеж, общим голосом и согласием самого царя Валентиниана, предпочтительно пред всеми, избран в предстоятели Церкви Глава 31. О смерти Валентиниана Глава 32. О философе Фемистии и о том, что, убежденный посвященной себе его речью, Валент несколько умерил гонение на христиан Глава 33. О том, как в царствование Валента приняли христианство готы Глава 34. О том, что побежденные другими варварами, готы вошли в пределы римской империи и были приняты царем, и что от этого погибли как империя, так и сам царь Глава 35. О том, что озаботившись войной против готов, царь слабее вел войну против христиан Глава 36. О том, что веру во Христа приняли тогда и сарацины, находившиеся, под управлением женщины Мавии, и что в епископы себе избрали они благочестивого и правоверного монаха Моисея Глава 37. О том, что по отбытии Валента из Антиохии православные на востоке стали смелее. Это сказалось особенно в Александрии, где, изгнав Люция, они передали церкви снова Петру, уполномоченному грамотой римского епископа Дамасия Глава 38. О том, что по возвращении в Константинополь царь подвергся порицанию со стороны народа из-за готов и, отправившись из города против варваров, в сражении с ними при Адрианополе македонском был убит. Жизнь его продолжалась 50 лет, а царствование – 16 Книга V ПРЕДИСЛОВИЕ в котором говорится, почему Сократ, излагая историю Церкви, включал в нее происходившие в разное время войны Глава 1. О том, как по смерти Валента, при нападении готов на Константинополь, народ, пользуясь помощью сарацинов, управляемых Мавией, выступил против них Глава 2. О том, что царь Грациан православных епископов вызвал из заточения, а еретиков изгнал из церквей и принял в соправители себе Феодосия Глава 3. Какие епископы в то время предстоятельствовали в великих Церквах Глава 4. О том, что македониане, прежде отправлявшие посольство к римскому епископу Либерию и принявшие веру в единосущие, снова обратились к старому заблуждению Глава 5. О том, что случилось в то время в Антиохии из-за Павлина и Мелетия Глава 6. О том, что Григорий Назианзен, по общему приговору православных, избран предстоятелем константинопольской Церкви, и что в то время царь Феодосий, после победы над варварами, заболел в Фессалонниках и принял крещение от епископа Асхолия Глава 7. О том, что перешедши в Константинополь, Григорий, после ропота на это со стороны некоторых епископов, отказался от управления константинопольской Церковью, и что царь повелел арианскому епископу Демофилу либо принять веру в единосущие, либо удалиться из города, и что Демофил избрал последнее Глава 8. О ста пятидесяти епископах, собравшихся в Константинополе, об их постановлениях и рукоположении Нектария на престол константинопольский Глава 9. О том, что царь Феодосий с честью перенес тело константинопольского епископа Павла из места изгнания, и что в то же время скончался Мелетий антиохийский Глава 10. О том, что царь повелел быть Собору епископов из всех вероисповеданий, что в то же время сын его Аркадий провозглашен был августом, и что одни только новациане, согласные с исповедниками единосущия, получили позволение собираться для молитвы внутри города, а прочие еретики были изгнаны Глава 11. О тиране Максиме, как он коварно умертвил Грациана, и о том, что мать Валентиниана Младшего, Юстина, боясь Максима, принуждена была прекратить свои козни против медиоланского епископа Амвросия Глава 12. О том, что царь Феодосий собрал против Максима огромное войско в то время, как у него от Плакиллы родился сын Гонорий, и что, оставив Аркадия в Константинополе, сам он при Медиолане вступил в сражение с тираном Глава 13. О возмущении, произведенном в Константинополе арианами Глава 14. О победе царя Феодосия и гибели тирана Глава 15. О Флавиане антиохийском Глава 16. О разрушении языческих храмов в Александрии и о происшедшем по этой причине сражении язычников с христианами Глава 17. О найденных в храме Сераписа иероглифических письменах Глава 18. О том, что царь Феодосий, во время пребывания своего в Риме, принес много пользы городу, разрушив разбойнические гнезда манципов и уничтожив позорные систры в непотребных домах Глава 19. О пресвитерах-духовниках, по какому случаю они были в то время отменены Глава 20. О том, что и между арианами, и между другими еретиками произошло много расколов Глава 21. О том, что и новациане пришли к разногласию Глава 22. Мнение писателя этой истории о местных разногласиях касательно пасхи, крещения, постов, браков, собраний и прочих церковных обрядов Глава 23. О константинопольских арианах, переименованных в псафириан Глава 24. О том, как и евномиане разделились в мнениях и получили разные прозвания по именам, своих начальников Глава 25. О тирании Евгения, об умерщвлении Валентиниана Младшего и победе царя Феодосия над тираном Глава 26. О том, что, заболев после победы, царь призвал к себе в Медиолан сына своего Гонория и, почувствовав небольшое облегчение, повелел было учредить конские бега, но в тот же день скончался Книга VI ПРЕДИСЛОВИЕ Глава 1. О том, как по смерти царя Феодосия сыновья его разделили царскую власть и как, вскоре после сего, возвратившееся из Италии войско, будучи встречено Аркадием, умертвило у ног царя преторианского префекта Руфина Глава 2. О кончине Нектария и рукоположении Иоанна Глава 3. О происхождении и образе жизни константинопольского епископа Иоанна Глава 4. О диаконе Серапионе и о том, как благодаря ему епископ сделался враждебным и ненавистным клиру Глава 5. О том, что Иоанн имел врагов не только в клире, но и между лицами правительственными, и о евнухе Евтропии Глава 6. О тирании гота Гайны, о произведенном им в Константинополе возмущении и о его погибели Глава 7. О разборе между александрийским епископом Феофилом и монашествующими пустынниками и о том, что Феофил анафематствовал сочинения Оригена Глава 8. О собраниях для ночных песнопений у ариан и исповедников единосущия, о происшедшей между ними драке и о том, что пение антифонов получило начало от Игнатия Богоносца. Глава 9. О так называемых длинных монахах, и о том, как чрез них Феофил вступил в непримиримую вражду с Иоанном и старался низложить его Глава 10. О том, как Епифаний кипрский, обманутый хитростью Феофила, собрал епископов на Собор в Кипре будто бы против сочинений Оригена и укорял Иоанна за то, что он читал Оригеновы книги Глава 11. О Севериане и Антиохе сирийском, как они отступили от Иоанна и по какой причине Глава 12. О том, как Епифаний, прибыв в Константинополь и желая угодить Феофилу, делал собрания и совершал рукоположения против воли Иоанна Глава 13. О том, что говорит этот писатель в защиту Оригена Глава 14. О том, что Иоанн приглашал к себе Епифания, который однако не послушался и продолжал делать особые собрания в церкви Апостолов, и что первый с упреком показывал последнему незаконность его поступков во многих случаях, чем устрашенный, он возвратился в отечество Глава 15. О том, что по отплытии Епифания Иоанн сказал слово против женщин и за то, старанием царя и царицы, на Соборе, бывшем против него в Халкидоне, изгнан из Церкви Глава 17. О том, что, когда Феофил, несмотря на сопротивление Иоанна, хотел рассмотреть дело Гераклида во время его отсутствия, произошло возмущение и погибли многие из жителей Константинополя и Александрии и что, устрашившись этого, Феофил вместе с другими епископами удалился из города Глава 19. Об Арзакии, который рукоположен был на место Иоанна, и Кирине халкидонском Глава 20. О том, что после Арзакия на Константинопольский престол вступил Аттик Глава 21. О кончине Иоанна в изгнании Глава 22. О новацианском епископе Сисиннии, и о чем говорил он с Иоанном Глава 23. О смерти царя Аркадия Книга VII Глава 1. О том, что, по смерти царя Аркадия, который оставил восьмилетнего сына Феодосия, всем управлял префект Анфемий Глава 2. О константинопольском епископе Аттике, какого он был нрава Глава 3. О Феодосии и Аттике, епископствовавших в Синнаде Глава 4. Об исцелении расслабленного иудея во святом крещении, которое совершил епископ Аттик Глава 5. О том, как новацианский пресвитер Савватий, по происхождению иудей, отделился от своих единоверцев Глава 6. О бывших в те времена предстоятелях ариан Глава 7. О том, что за александрийским епископом Феофилом следовал Кирилл Глава 8. О месопотамском епископе Маруфе и о том, как чрез него христианство распространилось в Персии Глава 9. Тогдашние епископы в Антиохии и Риме Глава 10. О том, что в то же время Рим подпал под власть варваров и был опустошен Аларихом Глава 11. О бывших тогда в Риме епископах Глава 12. О Хрисанфе, новацианском епископе в Константинополе Глава 13. О бывшей в Александрии между христианами и иудеями битве и раздоре епископа Кирилла с префектом Орестом Глава 14. О том, что нитрийские монахи, для защиты Кирилла пришедшие в Александрию, восстали против префекта Ореста Глава 15. Об Ипатии философе Глава 16. О том, что иудеи снова завязали драку с христианами и были наказаны Глава 17. О новацианском епископе Павле, и о чуде, которое совершилось, когда он приступил к крещению обманщика иудея Глава 18. О том, что, по смерти персидского царя Исдигерда, мир между римлянами и персами прекратился и началась сильная война, в которой персы были побеждены Глава 19. О скороходе Палладии Глава 20. О том, как персы снова наголову разбиты были римлянами Глава 21. О том, как поступал с пленными персами епископ города Амиды, Акакий Глава 22. О прекрасных качествах царя Феодосия младшего Глава 23. Об Иоанне, который по смерти царя Гонория тиранствовал в Риме, и о том, как Бог, преклоненный молитвами Феодосия, предал его во власть римского войска Глава 24. О том, что, по умерщвлении тирана Иоанна, царь Феодосий объявил римским царем Валентиниана, сына Констанция и своей тетки Плациды Глава 25. О том, как Аттик управлял Церквами, как внес имя Иоанна в церковные диптихи и предузнал свою смерть Глава 26. О Сисинии, который был константинопольским епископом после Аттика Глава 27. О сидском пресвитере Филиппе Глава 28. О том, что Сисиний в епископа Кизики рукоположил Прокла, но кизикцы не приняли его Глава 29. О том, что, по смерти Сисиния, был вызван из Антиохии и сделан епископом константинопольским Несторий, которого тотчас узнали, каков он был Глава 30. О том, каким образом при Феодосии Младшем приняли христианство бургунды Глава 31. О том, что потерпели от Нестория македониане Глава 32. О пресвитере Анастасии, которым Несторий вовлечен был в нечестие Глава 33. О мерзости, которую в алтаре великой церкви совершили беглые рабы Глава 34. О первом Эфесском Соборе, созванном против Нестория Глава 35. О том, что, по низложении Нестория, некоторые епископы, вопреки людям, хотевшим возвести на престол Прокла, избрали в епископа константинопольского Максимиана Глава 36. Примеры, которыми писатель, по-видимому, доказывает, что нет препятствия перемещать епископов с одного престола на другой Глава 37. О Сильване, перемещенном из Филиппополя в Троаду Глава 38. О критских иудеях, как многие из них в то время обратились к христианству Глава 39. О бывшем в церкви новацианской пожаре Глава 40. О том, что преемником епископа Максимиана делается Прокл Глава 41. О епископе Прокле, каков он был Глава 42. О том, почему писатель распространяется в рассказе о прекрасных качествах царя Феодосия Младшего Глава 43. О том, что потерпели варвары, помогавшие тирану Иоанну Глава 44. О том, что царь Валентиниан Младший взял в супружество дочь Феодосия, Евдоксию Глава 46. О смерти новацианского епископа Павла и о рукоположенном после него Маркиане Глава 47. О том, что супругу свою, Евдокию, царь Феодосий послал в Иерусалим Глава 48. О епископе Кесарии каппадокийской, Фалассии Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов Указатель географических и этнических наименований

Сократ схоластик церковная история

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *