Жанровое своеобразие

Псалмы являются древнейшими песнопениями, основанными на библейских текстах. Молитвы, основанные на стихах Давида, появились на его родине в дохристианскую эпоху. В XVI веке они получили повсеместное распространение.

Месса как жанр многоголосного произведения католической молитвы сочинялись композиторами с целью украсить литургию. Впервые авторский вариант мессы был создан еще в XIV столетии. Позже эта форма отделяется от церковной службы. К ней обращаются великие музыканты:

  • И. Бах;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Л. ван Бетховен.

В органных сочинениях фрагменты для хора заменены органным исполнением, но эти мессы также принадлежат к духовной музыке.

Реквием изначально был католической заупокойной мессой. Но позднее этот жанр использовался не для церковного исполнения. Сегодня наиболее часто можно услышать реквиемы В. Моцарта, Д. Верди.

Страсти являются вокально-драматическим творением, рассказывающем о евангельских событиях Страстной седмицы. В какой-то период к Страстям был потерян интерес, но в ХХ столетии забытая старинная музыка снова вернулась и обрела возрождение.

Духовность древнерусской мелодики

Истоки русской духовной музыки сопряжены с византийской обрядностью. Имеется в виду греко-католический вокальный навык, который разделяется на типы. Старинные распевы возникли:

  1. византийский – у эллинов;
  2. грузинский распев – у кавказских народов;
  3. знаменный и столповый – у древних русичей.

На многоголосие, пришедшее с Запада, оказала влияние латинская партесная мелодика, проникшая на Русь и распространившаяся здесь. Происхождение наименования знаменного пения – от понятия, выражающего значки древнерусских безлинейных нот. До нашего времени ими пользуются сторонники старообрядческой веры. Духовные стихи являются песнями калик перехожих, скитскими песнопениями староверов, изложением псалмов в рифмованной форме. Их исполняли под аккомпанемент:

  • жалеек;
  • гудков;
  • колесных лир;
  • гуслей.

Калики перехожие странствовали по святым местам, славились своей набожностью.

Духовная музыка прошла огромный исторический путь от древности до современности, но всегда составляла серьезный пласт культуры у любого общества. Создаваясь для использования в богослужебных целях, она находила дорогу на широкую сцену, ее высоко ценили представители всех народов. Многие известные композиторы отдавали свой талант произведениям духовной тематики.

Тема: Мир духовной музыки

8 класс

Тема: Мир духовной музыки

Духовность:

· Наше личное понимание самих себя,

· Познание мира – внешнего (того, что окружает нас) и внутреннего (нашего собственного «Я»).

· Высокая нравственность

Духовная музыка — музыка религиозного содержания, исполняемая в храме, церкви или в быту.

То есть понятие «духовность» в широком смысле не всегда то же самое, что понятие «духовная музыка». Оно шире, т. к. наша духовность – это не только вера в Бога. Духовно развитый человек не обязательно религиозен.

Но сегодня речь идёт о духовной музыке, а под ней подразумевается музыка, обращённая к Богу.

Духовную музыку называют также культовой, т. к. она посвящена религиозному культу.

Духовная музыка зародилась очень давно. Она существует во всех культурах, у всех народов.

Ещё первобытные люди поклонялись различным сверхъестественным существам, и это поклонение обычно сопровождалось какими-то музыкальными действиями: ритуальными плясками, пением заклинаний, мантр, молитв, песен – у каждого народа в разные исторические периоды эти песнопения назывались по-разному. На стенах пещер каменного века сохранились рисунки музыкальных инструментов и богов – и это свидетельствует о том, что поклонение богам всегда носило музыкальный характер.

Как компонент культового ритуала культовая музыка входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси — знаменный роспев.

Многоголосие, хоровая музыка складывалась в Средние века.

С развитием европейской цивилизации под духовной музыкой подразумевается именно христианская музыка.

Виды духовной музыки:

· Католическая музыка

· Православная музыка

· Протестанская музыка

· Афро-американская духовная музыка

— Спиричуэлс

— Госпел

Этапы развития духовной музыки:

· одноголосие

· многоголосие (хор)

· хор в сопровождении инструментов (орган, симфонические инструменты) – на Западе

· вокально-хоровая музыка a cappella – в России

(a cappella – пение без инструментального сопровождения)

Для духовной музыки очень важен текст, осмысленное произнесение слова, ведь в ней человек обращается к Богу, поэтому духовная музыка по своему характеру — серьёзная, возвышенная, философская музыка.

В качестве примеров послушаем три произведения:

· (1685–1750) – «Страсти по Матфею», ария альта №47 «Сжалься»

· Д. Бортнянский (1751—1825) – «Приидите, воспоем, людие»

· Л. Уэббер – (1948) «Осанна» из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»

«Иисус Христос — суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) — один из наиболее известных мюзиклов (иногда называемый «рок-оперой»), а также одноимённый фильм.

Автор музыки — Эндрю Ллойд Уэббер, автор либретто — Тим Райс. Мюзикл вышел в 1970.

Сюжет основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.

Впоследствии «Иисус Христос — суперзвезда» был переведён на разные языки, были сделаны постановки в разных странах, в том числе и в СССР.

Оса́нна (ивр. הושענות‎ — спаси, мы молим) — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом.

В Новом завете выражение «осанна» встречается при описании входа Господня в Иерусалим:

Множество народа, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12:12-13)

Сообщение о духовной музыке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *