Алтарь Дона Мария де Арагон (1596—1600)

Одно из наиболее известных произведений Эль Греко позднее полотно «Сошествие Святого Духа» (около 1600, Мадрид, Прадо). Динамичная композиция развертывается снизу вверх, что характерно для позднего периода творчества Эль Греко.

Особого внимания заслуживает характерный для позднего Эль Греко тип судорожного движения, как бы от пропущенного заряда электрического тока; структура образа строится на сопоставлении движения и застылости, оцепенелости и одухотворенности, беспредельности и замкнутости. Однако внешне эффектная картина написана словно с холодным сердцем и не производит сильного впечатления.

Эль Греко не отступает от традиционного изображения евангельского сюжета сошествия Святого Духа. Также традиционно Дух Святой изображен в виде голубя. Центральное место в композиции занимает Мария, благоговейно возведшая глаза вверх, в окружении остальных учеников Христа. В узкой темной каморке, сбившиеся в тесный кружок, в скорби и гонениях, они остались верны повелению Господа «не отлучаться из Иерусалима», где они подвергались наибольшей опасности от тех, кто распял их Учителя. Но свершилось величайшее чудо — сила Святого Духа почила на каждом из них, явившись в виде огненных языков.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

Деяния Апостолов 2:1-4.

Предполагают, что второй справа апостол — автопортрет Эль Греко. Это же лицо фигурирует на заднем плане в картине «Обручение Богоматери», вероятно, последнего произведения мастера.

Существует также предположение, что картина «Сошествие Святого Духа» была доработана другим художником, быть может, Хорхе Мануэлем, сыном Эль Греко.

предыдущая / главная / следующая страница

Сошествие святого духа на апостолов

Господь наш Иисус Христос, еще во время Своей земной жизни, обещал апостолам ниспослать им с неба Святого Духа. Апостолы, которые всегда с верою слушали слова Спасителя, не сомневались, что и это обещание Его вскоре исполнится.

Возвратившись в Иерусалим после вознесения Господа на небо, апостолы все время проводили в молитве, чтобы достойно приготовиться к принятию обещанного им Божественного Утешителя (Святого Духа).

Однажды, когда они все вместе молились в горнице того самого дома, в котором, как говорит предание, была совершена «тайная вечеря», внезапно сделался шум с небеси, как бы от несущегося сильного дыхания ветра, и Дух Святый в виде огненных языков низошел на каждого из апостолов.

Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV в.

В тоже время апостолы начали прославлять Бога на разных наречиях, которые до того времени им не были известны; кроме того, они чувствовали, что готовы были проповедовать учение Иисуса Христа, не страшась ни угроз, ни мучений от неверующих.

Событие это случилось в день Иудейского праздника Пятидесятницы, на который обыкновенно собиралось в Иерусалим из различных, стран и городов, множество Иудеев (Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях).

Услышав шум, происходивший в горнице апостолов, все они собрались к дому апостолов, и некоторые из Иудеев, не зная, что случилось, но видя, как апостолы говорят что-то непонятное, удивлялись и думали: уж не испили ли они вина.

Заметив это, Св. апостол Петр, объяснил всем собравшимся случившееся событие, и после его проповеди 3000 человек уверовали в Иисуса Христа, т. е. сделались христианами. Старейшины Иудейские хотели оклеветать пред народом учеников Иисуса Христа, как некогда они клеветали на Него Самого, но теперь злоба Иудеев была бессильна.

Так начало устанавливаться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

День Святой Троицы

Обыкновенно праздник этот называется «Троицыным днем», потому что чрез это сошествие открылся людям Триединый Бог в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух — Троица единосущная и нераздельная.

Есть предположение, что название Троица, Троицын день, закрепилось после того, как в Троицком соборе в этот день стали чествовать икону «Троица» А. Рублева при преподобном Сергии Радонежском, являвшимся его учителем и вдохновителем.

С тех только пор день Святой Троицы, как литургическое творчество именно русской духовной культуры и даже определённее — как творчество Преподобного Сергия, стал отмечаться во всём православном мире как двунадесятый праздник.

Напомним, что до этого времени Византия не знала такого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Праздновали просто день Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня. …

Но с XIV века он делается на Руси, а затем и во всём православном мире, праздником Пресвятой Троицы, выявляя свою онтологическую суть. Таким образом, праздник Пресвятой Троицы впервые появился у нас, на Маковце, в качестве местного храмового праздника Троицкого собора, как чествование «Троицы» Андрея Рублёва. ‘Неугасимая свеча’, Глава III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.

Троица. Андрей Рублев

Сначала люди знали одного только Бога-Отца. Бог-Господь являлся и Адаму в раю, и Аврааму в виде странника с двумя своими Ангелами, и Моисею, на горе Синае, когда давал заповеди.

Потом узнали люди и Сына-Божия, Господа Иисуса Христа, когда Спаситель родился на земле от Пресвятой Девы Марии, Богородицы, и жил между людьми, как обыкновенный человек. Наконец узнали люди и Бога-Духа Святого, когда Он, в виде огненных языков, сошел на апостолов.

Богослужение

Богослужение в Троицын день несколько отличается от обыкновенного богослужения. На обедни, пред чтением Деяний апостольских, поют не «Святый Боже…», как на обыкновенной литургии, а «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» — что по-русски значит, «вы, которые крестились во Иисуса Христа, вы облеклись во Христа».

Песнь эта поется в Троицын день потому, что в первые века христианства новообращаемые христиане (из Иудеев и язычников) крестились обыкновенно в самые большие праздники, как то: в Рождество Христово, в день Крещения Господня, в Пасху и Пятидесятницу.

После обедни тотчас же служится торжественная вечерня, в песнопениях которой прославляется Святая Троица и видимо сошедший на апостолов Св. Дух. На этой вечерни, священник, преклонив колена, читает в царских вратах молитвы, написанные Св. Василием Великим в четвертом веке.

Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) Троицын день. 1911 г

В этих молитвах мы испрашиваем прощения грехов, молимся о даровании нам благодати Святого Духа и о царстве небесном всем с верою умершим. Весь народ, предстоящий в церкви, слушает эти молитвы с благоговением, также преклонив колена.

Обычай украшать храмы и дома

К особенностям праздника Пятидесятницы принадлежит еще обыкновение украшать в этот день зелеными ветвями и цветами храмы Божии и дома.

Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы

Обыкновение это произошло оттого, что ветхозаветные, т. е. жившие до Рождества Христова, Иудеи в свой праздник пятидесятницы, воспоминая дарованные им через Моисея заповеди Господни (в то время, когда они были еще на пути в землю Обетованную и жили в шалашах (кущах), устроенных из древесных ветвей), — украшали дома свои зеленью.

Сошествие Св. Духа совершилось, как мы уже сказали, в день Иудейской пятидесятницы, и апостолы, которые были родом Евреи, тоже украсили свою комнату зелеными ветвями. В воспоминание этого церковь христианская и до сих пор сохраняет этот обычай.

Степура Елена Илларионовна (род. 1979) Троицын день. 2008 г.

Украшая храмы и домы зелеными ветвями, мы как бы посвящаем первую весеннюю зелень Святому Духу, Который дает жизнь всему, а, следовательно, и деревьям, и цветам. Отдание Троицы происходит через неделю, в следующую субботу.

Что можно и что нельзя делать на Троицу

  • Троицкая суббота — вселенская родительская суббота перед Днём Святой Троицы, день всеобщего поминовения усопших, одна из двух вселенских суббот в году. Утром после Божественной литургии в храмах служат общую панихиду.

Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о иже во аде держимых. Св. Василий Великий

В этот день поминают усопших родителей, родных и близких, посещают кладбище, приносят на могилы березовые ветки, цветы, устраивают поминальную трапезу.

Поминки, 1881

  • У Церкви нет бытовых запретов. Желательно отложить все суетные дела, посетить богослужение в храме, причаститься, посвятить время молитве.
  • От Пасхи до Дня Святой Троицы нельзя вставать на колени, потому что это дни радости.

А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени. На ней читаются коленопреклонные молитвы, во время которых мы снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться. Журнал Фома

Данная статья содержит: благодать святого духа молитва — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Молитва Святому Духу

Христианская вера богата различными молитвами на любые случаи жизни. Любая из них необходима верующим людям для того, чтобы разговаривать с Богом, обращаясь к нему за помощью или выражения благодарности.

Молитва Святому духу, о которой пойдет речь далее, является универсальной. Ее принято относить к так называемым утренним молитвам, о которых мы уже рассказывали. Читая строки этой молитвы, мы обращаемся к святому началу Божьему, которое живет в любом человеке.

Святой Дух в библии

Вообще, в христианстве Святой Дух — это некая самостоятельная сущность, бесплотное создание, которое пронизывает как мир мертвых, так и мир живых. Именно Святым Духом производится обряд крещения. Это своеобразная бестелесная личность, которая не имеет характера, не имеет лица и не имеет эмоций. Она призвана для того, чтобы придавать какому-либо человеку силу и дарить свое великое благословение. Святой Дух не действует самостоятельно, потому что он невидим как воздух, но он может принимать различные формы. Например, в форме огня или голубя. Голубь — это самое популярное изображение Святого Духа, которое закрепилось еще в самом начале христианской эпохи человечества.

Именно Дух, как свет снисходил на многих святых, которые обретали силу и прозрение, чтобы нести на плечах своих тяжелую для своего времени ношу, называемую верой в единого Бога. В этом состоит основная причина множества молитв, направленных на прошение Духа подарить свое великое благословение обычным людям, чтобы вера их стала непоколебимой, а действия праведными.

Текст и трактовка молитвы

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаженный, души наша.»

Почему эти строки помогают прожить нам очередной день в духовной чистоте и спокойствии? Все крайне просто, ведь Святой Дух — это воплощение безгрешности, это одно из составляющих Бога, называемых Святой Троицей: Отец, Сын и непосредственно сам Святой Дух. Троице посвящен один из 12 главных христианских праздников, о которых вы можете прочитать в специальной статье.

Данная молитва о прошении Бога вселиться в нас и очистить от того, что мешает воссоединиться с ним в загробном мире. Это короткая, но одна из самых сильных молитв в христианской вере, которая дарует нам семь благодетелей: мудрость, разум, стойкость, совет, благочестие, страх перед Богом.

Святой Дух и данная молитва утешают нас в моменты скорби и горя, даря спокойствие. Также все таинства церкви освящаются благодатью Святого Духа: крещение, причастие, венчание и так далее.

Пусть вера ваша будет сильна. Пусть эта простая молитва всегда будет с вами, чтобы помогать в трудных ситуациях и освящать ваш путь, благословляя на добрые дела. Другие молитвы благословения были опубликованы нами в другой статье. С ними вы можете также ознакомиться и читать каждый день. Мы желаем вам удачи и счастья. Будьте здоровы и не забывайте нажимать на кнопки и

Воцерковление

В храме человек общается с Богом, здесь совершаются священнодействия. Сам Господь говорил: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мр.21.13).

Доступной всегда и везде формой общения верующего с Богом является молитва.

Молитва схожа на человеческое общение. Когда у человека появляется желание излить душу, одолевают беды и проблемы, он старается найти поддержку у близких, у друзей, у тех, кто может его выслушать и способен сопереживать. Именно тогда и ощущается взаимный контакт душ.

Такой же контакт души с Богом ощущают верующие во время молитвы. Это общение главное действие молитвы, где верующий очищает свою душу и получает от Бога Благодать Святого Духа.

Господь всегда и везде готов услышать обращенный к Нему сердечный призыв.

Постоянно пребывать в неразрывном общении со своим Творцом, ощущать полноту благодатного присутствия Бога в сердце – это великое счастье для души.

Непрестанная молитва – счастье души, достижение блаженства.

Молитву можно совершать дома, в пути, за работой, в храме, где пребывает Дух Божий.

В храме молитва многократно усиливается общей молитвой Церкви, участием христиан в священнодействиях, совершаемых священнослужителями.

Благодать Святого Духа

Священнодействиями называются таинства Церкви, уставные богослужения, различные молебные чины — то есть те действия Церкви, в которых невидимо, но реально, через специально поставленных для этого священнослужителей, действует божественная Благодать Святого Духа, очищающая, насыщающая христианские души, соделывающая их достойными Царствия Божия.

Благодать Святого Духа — «спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни» См. Всенощное бдение. Литургия. М.: Изд-во Москов-ской Патриархии, 1991. С. 54..

Благодать Святого Духа (сокр. Благодать) — это реально существующая Божественная энергия (деятельная сила), дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту вероучения Святой Соборной Апостольской Православной Церкви.

Когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия Царствия Божия, он даровал нам новую Заповедь — Заповедь любви: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

Эти слова были обращены к народу, который уже много веков жил по данному от Бога через пророка Моисея «Ветхому» Закону — закону справедливости: «Око за око, зуб за зуб».

И вдруг этот народ слышит неожиданные слова Иисуса: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего; А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43–44).

Народу, чтобы поверить в то, что Иисус действительно послан Богом, нужны были подтверждения, и Он дал эти подтверждения.

Евангельские повествования изобилуют описаниями неисчислимых чудес, совершенных Господом Иисусом Христом: исцелений неизлечимых больных, хождения по воде, насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, воскрешения мёртвых и множества других.

Понимая, что для совершения всех этих сверхъестественных деяний требуется сверхъестественная сила, люди спрашивали у Иисуса, какой силой Он совершает чудеса, и Иисус свидетельствовал, что совершает их Силою Отца Своего.

В Евангелии от Луки прямо сказано: «. от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 19).

Эта сила и есть Божественная Благодать Святого Духа.

Очень важно для христианина понимать, что поскольку все чудеса, совершаемые Господом Иисусом Христом реальны, Божественная Благодать Святого Духа, совершающая через Господа Иисуса Христа все чудеса, также реальна.

Посылая Своих учеников-апостолов на проповедь Евангелия для того, чтобы и они могли подтверждать свои слова чудесными деяниями, Иисус наделил их Силой Святого Духа, даровав им способность творить этой Силой чудеса и передавать эту Силу другим людям.

Апостолы, разойдясь по всему миру с проповедью Евангелия Царствия Божия, исцеляли больных, изгоняли нечистых духов, воскрешали мертвых; словом проповеди и чудесами приводили к вере в Воскресшего Господа тысячи новых христиан.

В селениях и городах они собирали из уверовавших общины — малые церкви, и, избирая достойных, с молитвой возлагали на них руки, передавая избранным дарованную Богом Силу Святого Духа, необходимую для совершения священнодействий.

Эти избранные, получившие от апостолов Благодать Святого Духа, вместе с ней получили и власть совершать этой Силой священнодействия, а также передавать ее другим. Они стали первыми после апостолов носителями Благодати — епископами Церкви, которые также через возложение рук передали Благодать своим преемникам — епископам, священникам, диаконам.

Вот уже почти две тысячи лет в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви действует передаваемая в таинстве Хиротонии («хиротония» греч. – возложение рук) Божественная энергия – Благодать Святого Духа, носителями которой являются священнослужители.

Действие Благодати Святого Духа в Церкви проявляется многообразно. Пример,- малое освящение воды.

Обычная вода после чтения над ней молитв священником и троекратного погружения в нее Святого Креста меняет свои свойства: не «зацветает», многие годы сохраняет свежий вкус только что набранной воды; принимающим ее с верою, пьющим и кропящимся ею подает исцеление недугов, отгоняет действие бесовских сил.

Кроме того, освящение воды в таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

Это наиболее наглядный пример действия Благодати Святого Духа в Церкви, хотя освящение воды является далеко не самым важным священнодействием и даже не относится к таинствам.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

«Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков

Пятидеся́тница (греч. Κυριακη τυς Πεντηκοστης; лат. Pentecoste) — церковной праздник, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы.

Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2, 2-4; см. также далее).

Также Пятидесятницей называют пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20, 24–29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница. Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15, 40-41; Мк. 16, 1-8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5, 1-15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4, 5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост. В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди.

История праздника

Кроме Пасхи только еще праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Там на 50-й день после Пасхи падал «праздник средмиц», названный так потому, что приходился чрез 7 недель после Пасхи и служивший «праздником начатков жатвы пшеницы» (Исх. 34, 22; Втор. 16, 10). Странно, что нигде нет упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему основание ветхозаветной Церкви, теократии, и заключавшему столько параллелизма с воспоминаниями христианской Пятидесятницы . Еще в дохристианское время этот еврейский праздник получил имя Пятидесятницы (2 Мак. 12, 32. Иосиф Флавий, Древности III. 10, 6). Выражение cв. Луки: «Егда скончавашася дние Пятидесятницы» (Деян. 2, 1) производит впечатление, как будто и у евреев так назывался весь период от Пасхи до этого праздника.

Замечание апостола Павла: «в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» и замечание Дееписателя, что тот же апостол спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (1 Кор. 16, 8; Деян. 20, 16), свидетельствующие о том, насколько чтил апостол этот праздник, едва ли могут говорить, как того хотели св. Епифаний и бл. Августин , о праздновании уже в то время христианской Пятидесятницы: здесь может иметься в виду и еврейский праздник. И от II в. нет достоверных известий о существовании этого праздника. Это может быть потому, что, падая всегда на воскресенье, Пятидесятница не составляла заметного праздника и что стояла в тесной связи с Пасхой, подразумевалась при ней.

Но в III в. Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, требовавшими немалого предварительного развития, и вообще представляет общераспространенный праздник.

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Тертуллиан с чувством торжества над язычниками говорит: «Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у тебя воскресение возобновляется через каждые 7 дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» . В другом месте Тертуллиан говорит: «Пасха составляет более торжественный праздник, чем Крещение; почему она обнимает промежуток времени, гораздо больший времени подготовительного ко Крещению (40 дней), в который Воскресение Господне многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Духа Св.» . Наконец, в одном месте Тертуллиан говорит о недозволительности во дни Пятидесятницы поста и коленопреклонения» . Если во всех этих местах Пятидесятница у Тертуллиана выступает как период в 50 дней, то в одном месте он говорит о Пятидесятнице как об определенном празднике: «Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный» . 0 Пятидесятнице, как отдельном празднике, ясно говорит Ориген: «Если кто-нибудь сошлется на наши воскресения, или пятницы, Пасху или Пятидесятницу, то…» . В «Постановлениях Апостольских», — памятнике, относимом учеными исследователями в разных его частях к периоду III-V веков, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» . В другом меcте Апостольских Постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница: «в Пятидесятницу рабы должны быть свободны от работ ради пришествия Духа Св., данного уверовавшим во Христа» .

С IV века свидетельства о Пятидесятнице, и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. Бл. Августин упоминает о ночном богослужении (бдении), видимо соединявшемся с литургией, на Пятидесятницу; «вы видели ночью, говорит он к новокрещенным, таинство, совершаемое на алтаре Господнем» . Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения во св. и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т.е. Деяния Апостольские в воспоминание и подтверждение христианского учения о Христовом Воскресении . У св. Иоанна Златоуста есть беседа на вопрос, почему в Пятидесятницу читаются Деяния Апостольские, хотя описанное в них произошло после Пятидесятницы: потому что они заключают много подтверждений воскресения Христова. У Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы и слова на день Пятидесятницы. Последний называет ее днем Духа Святаго: «почти день Духа» .

Епифаний Кипрский говорит о недозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Пятидесятницы . То же правило, в виду не соблюдающих его, утверждено 20-м правилом Никейского Собора. Но не все церкви вполне подчинились этому правилу и не так строго соблюдали его в Пятидесятницу, как в день воскресный. Бл. Августин говорит: «Не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы) и во все воскресения» . Иоанн Кассиан говорит, что в монастырях Сирии это правило — об оставлении поста и коленопреклонений в Пятидесятницу — не очень соблюдается, зато в Египте кое-где то и другое строго соблюдается .

Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью , Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день .

О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с IV до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).

Богослужение

От IV века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей (Сильвией или Эгерией).

По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем епископ читал Евангелие о воскресении, как и в каждое воскресенье. С рассветом весь народ шел в главную церковь (Мартириум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались окончить к третьему часу дня. После отпуста весь народ вел епископа с песнями на Сион; там при конце 3 (9) часа читалось место из Деяний о сошествии Св. Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидиакон приглашал народ собраться на Елеоне в 6 часу. До этого часа народ расходился по домам подкрепиться. Собравшись на Елеоне, народ (весь до одного) шел на Елеонскую гору, где совершалась лития на самое место вознесения (Имвомон). Там предлагались чтения, пелись песни и антифоны, соответствующие дню и месту, с такого же содержания вставочными молитвами, читалось Евангелие о вознесении, благословлялись оглашенные и верные. Затем уже в 9 ч. бывала лития в церковь Пещеры, где Христос учил апостолов; там в 10 ч. совершалась вечерня с обычной молитвою, благословением оглашенных и верных. Оттуда шли литией в Мартириум; в городские ворота входили уже ночью и там литию встречали со множеством светильников; в Мартириум приходили около 2 ч. н. (=7 ч. в.); там пелись песни и читалась молитва с благословением оглашенных и верных. Совершалась лития в храме Воскресения, где делалось тоже. Наконец совершалась лития на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны и тоже произносилась молитва с благословением оглашенных и верных. Все оканчивалось около полуночи; т.о. богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток; нечто подобное, такое же множество литий, бывало еще только в ночь на великую пятницу .

От VII в. мы имеем древнейший чин богослужения Пятидесятницы. Это в недавно открытом Иерусалимском канонаре (уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии – Эгерии. Памятник, кроме глубокой древности даваемого им чина, особенно важен тем, что дает зародыши нынешних 3 молитв и на той же вечерне Пятидесятницы в своих 8 литиях в этот день.

В праздничном Евангелии VIII в., написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех дванадесятых праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. В VIII веке на Пятидесятницу составлены каноны свв. Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.

От IX века мы имеем уже для Восточной Церкви полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской Церкви.

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

Как уже упоминалось выше, об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью писал еще свт. Иоанн Златоуст, этот обычай распространился и в Русской Церкви. Стоит, однако, понимать, что «украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев» .

Использованные материалы

  • Скабалланович М., Пятидесятница. Воздвижение Честнаго Креста, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 160-173:
  • «День Святой Троицы. Пятидесятница», Объяснения церковных и домашних молитв, портал Православие.Ru:

Бл. Иероним: «Оба откровения Божественного закона происходили в 50-й день после Пасхи, то на Синае, это на Сионе; там колебалась гора, здесь дом апостолов; там шумел между пламенем огня и сверкающими молниями вихрь, здесь раздавался гул грома. Здесь с явлением огненных языков с неба, пронесся шум, как от сильного дуновения. Там звук труб покрывал слова закона; здесь звучала евангельская труба чрез апостольские уста» (к Фабиоле 7). Бл. Августин: «Мы празднуем Пятидесятницу, т.е. 50-й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал вам обещанного Св. Духа, Параклита, что было предобразованно и иудейской Пасхой, так как на 50-й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон. Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Св. назван перстом Божиим» (прот. Фавст. XXXII, 12).

Епифаний, Прот. ерес. III. Августин, 0 граде Бож. XVIII, 54.

Тертуллиан, Об идолопокл., гл. 20

Тертуллиан, 0 крещении, гл. 19

Тертуллиан, О венце, гл. 3

Тертуллиан, 0 крещ., гл. 19

Ориген, Прот. Цельса, VIII. 22

Кн. V, гл. 20

Кн. VIII, гл. 20

Августин, Слово 372

Соd.Theodos. lib. XV tit. V Dе spectac. leg. V.

Григорий Богослов, Слово 4-ое.

Епифаний Кипр., Излож. веры, 22

Сошествие святого духа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *