masterok

Удивительны такие места. Казалось бы тут совмещается несовместимое и выглядит все это сказочно. Мы уже обсуждали такие места, вот например Храм Апостола Андрея Первозванного на Вуоксе, а вот колокольня в озере и знаменитая колокольня при Никольском соборе. Но оказывается это еще не все.
На Кубенском озере неподалеку от северо-западного его берега, находится маленьки остров, называемый Каменным. Эта горсть земли, как будто для того и брошена природою в бурные волны озера, чтобы служить почти единственным удобным пристанищем для плавающих. Далеко видно Каменный со всех сторон Кубенского озера. Его белеющие монастырские здания представляются как бы плавающими по гладкой поверхности вод. На самой середине острова возвышается двухэтажный пятиглавый собор Преображения Господня с примыкающими к нему с запада колокольнею и братским корпусом – остаток и памятник знаменитого в древности Спасо-Каменного монастыря
Фото 2.

История монастыря начинается в XIII веке. 19 августа (по новому стилю) 1260 года князь Белозерский князь Глеб Василькович путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку.
В благодарность Богу построил храм во имя Преображения Спасителя для подвизавшихся здесь двадцати трёх иноков, «…и оттоле прозвася Каменной монастырь…» пишет в Сказании Паисий Ярославов, первый составитель истории Спасо-Каменного монастыря.
После победы над татарами на Куликовом поле начался духовный расцвет Древней Руси. Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в 14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.
Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Пётр Каменский и Василий Каменский Христа ради юродивый. Во время жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Васильевич Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие»
Фото 3.

Под руинами Спасо-Преображенского собора в южном пределе покоятся мощи местночтимого святого игумена Кассиана.
Во время его настоятельства в Спасо-Каменном монастыре принял постриг преподобный Иоасаф, сын Заозерских князей. Пять лет длилась его монашеская жизнь. «Была она непродолжительна, но прекрасна и исполнена добродетелей и совершенств духовных». После смерти от мощей преподобного Иоасафа происходили чудесные исцеления.
Фото 4.

Спустя два века после основания монастыря, на острове случился пожар. Погибли в огне древние храмы. На озере разыгралась буря. Пытаясь спастись в ладьях, многие монахи утонули. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец.

Сын Василия Васильевича Тёмного, князь Андрей Меньшой, поставил в 1481 году на месте сгоревшего деревянного каменный Спасо-Преображенский собор. Это было первое каменное сооружение всего Северного края.
«Первый каменный и первый по красоте» — как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.
Фото 5.

В 1528 году приезжал на остров Каменный великий князь Василий Иоаннович со второй супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь оставил милостыню братии – 60 рублей на построение тёплой церкви во имя Успения Божией Матери. Через четыре года у них родился сын – будущий царь Иван Грозный.
Фото 6.

По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранились 364 книги, из них шесть древних рукописных на пергаменте. Число братии и прочих насельников составляло 93 человека. В вотчинах монастыря насчитывалось семь сел, четыре сельца и 98 деревень, а «в них 819 душ крестьян мужескаго пола». Таким было состояние знаменитого Спасо-Каменного монастыря во второй половине XVII века.
Фото 7.

Реформы Петра Великого привели к экономическому упадку монастырей.
После страшного пожара в 1774 году указом Синода Спасо-Каменный был упразднен. От огня пострадали древние каменные храмы. Сгорел деревянный ряж (берегоукрепительное сооружение) и стоявшие на нем кельи. Ковчег с мощами преподобного Иоасафа, настоятеля и братию перевели в Вологду в Свято-Духов монастырь. Туда же была отправлена и ризница обители.
Фото 8.

«Свято место пусто не бывает» — в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».
Во время нашествия Наполеона нашли здесь убежище московские монахи. Ими был устроен братско-настоятельский корпус и прекрасный иконостас в Успенском храме.
Фото 9.
С разрешения епархиального начальства в 1876 году на острове устроили спасательную станцию. Братия вместе с матросами оказывала помощь терпящим бедствие людям летом и зимой.
Было установлено два маяка, один из которых на настоятельском корпусе , его свет был виден за 20 верст. А в непогоду, во время туманов и метелей, с маяка подавали сигнал пятитонным колоколом, привезенным из Петербурга. Колокол был отлит из гильз оставшихся после войны 1812 года.
Фото 10.
В 1870 году Великий князь Алексей Александрович в сопровождении генерал-адьютанта Посьета посетил древнюю обитель. Неоднократно бывал и служил в монастыре св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Фото 11.
В 1925 году монастырь закрыли. В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены – нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули — ее оставили в качестве маяка.

С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.
Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители – это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.
По инициативе архитектора-реставратора Александра Алексеевича Асафова в 1991 году началась реставрация храмов ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Производственными работами руководил Александр Николаевич Плигин – беззаветный хранитель Каменного.
Фото 12.
Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились — эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря.
Фото 13.
В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана образовано «Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» в составе Вологодской епархии. В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.
Фото 14.
Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь – многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.
Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.
Фото 15.
Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.

Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители – это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.
Фото 16.
Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.
В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
А вот удивительные фотографии этого места от фотографа Максима Евдокимова
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.

Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути

Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня – одна из самых малых действующих обителей в России – находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто – ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто – ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто – ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию игумен Дионисий (Воздвиженский), единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться – что отдельному человеку, что обществу в целом.

– Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

– Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный – он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.

Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10–15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»

А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига – из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много – это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников – Великих Антония, Пахомия, Макария – в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело – эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело – век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей – это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь – не для всех. Плюс множество соблазнов.

– Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан – что монашествующих, что мирян?

По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!

– Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти – замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь – путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

– Каковы главные трудности северных обителей сегодня – духовные и материальные?

– Мне думается, одна из главных трудностей – это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.

– Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры – они, впрочем, продолжаются с давних времен – о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, – оба святые, которых мы почитаем?

Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо

– Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной – о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать – и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри – и большие, и маленькие.

– Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, – это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

– В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.

А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

– Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

– А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо – это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски – всего сотворенного) – правильное устремление.

Фото Владимира Сутягина

– Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

– Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

Фото Владимира Сутягина

– Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

– Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 3525179378
КПП 352501001
ОГРН 1073500000155
р/с 40703810312000001013

Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
БИК 041909644
к/с 30101810900000000644

Каменный остров (Кубенское озеро)

У этого термина существуют и другие значения, см. Каменный остров (значения).

Каменный

Спасо-Каменный монастырь
Расположение
59°36′27″ с. ш. 39°34′24″ в. д.HGЯOL
Акватория Кубенское озеро
Страна
  • Россия Россия
Субъект РФ Вологодская область
Каменный
Каменный

Ка́менный (Спас-Ка́мень, Спас-Каменный) — небольшой островок в Кубенском озере размером 82 м с севера на юг и 160 м с запада на восток. Как отмечалось в Журнале Московской Патриархии: «Мал Каменный остров на озере Кубенском: на футбольном поле стандартного размера он спокойно поместится целиком».

Административно относится к Устьянскому сельскому поселению Усть-Кубенского района Вологодской области. Его история тесно переплетена с историей Спасо-Каменного монастыря, расположенного на этом острове.

Каменным остров назвали из-за очень твёрдой и жёсткой почвы, а также из-за разбросанных по его поверхности валунов, оставленных пропоровшим озёрное ложе ледником. Кроме того каменистые гряды расположены и под водой вблизи острова. Спасом он назван по имени Спасо-Преображенского храма (ныне разрушенного), главного храма монастыря.

В летний межень из понижения уровня воды в озере обнажается рукотворная песчаная коса, связывающая Каменный с соседним Банным островом в дельте реки Кубена.

История

Спасо-Каменный монастырь

19 августа 1260 года на берег острова был вынесен попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Остров впрочем не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Созданная князем обитель, названная Спасо-Каменною, с самого-же начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла высокой степени процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

Икона преподобного Иоасафа Каменского с изображением Монастыря. XVIII век

Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже лёгкую моторную лодку. Зимой встаёт лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. На крыше настоятельского корпуса установили маяк, а из Петербурга на Спас-Каменный привезли пятитонный колокол, отлитый из гильз, оставшихся после войны 1812 года. С помощью колокола подавали сигнал во время туманов и метелей.

В 1915 году установленный маяк на крыше братской кельи был разрушен огромными льдинами с озера.

Советский период

В 1925 году монастырь был закрыт советской властью. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания.

В 1931 года на острове был оборудован пост гидрологических наблюдений.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В результате из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

В 1976 году на острове была открыта первая в своём роде и единственная во всей губернии спасательная станция. Она состояла из 2 маяков и предохранительного поста.

Современный период

Церковь Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали в Спасо-Каменном монастыре. 2016 год

C 1991 года силами энтузиастов во главе с Александром Пилигиным начались работы по восстановлению построек Спасо-Каменного монастыря.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В 2013 году с «большой земли» на остров проложили электрический кабель.

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

> Ссылки

  • Дорога на Спас-Каменный остров

Спасо-Каменный монастырь

Монастырь
Спасо-Каменный монастырь

Спасо-Каменный монастырь. 18 августа 2013 года
59°36′27″ с. ш. 39°34′22″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Местоположение остров Каменный, Устьянское сельское поселение, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Конфессия православие
Епархия Вологодская
Тип мужской общежительный
Дата основания ок. 1260 года
Здания
Спасо-Преображенский собор • Успенская церковь-колокольня • братско-настоятельский корпус • трапезная • гостиница
Известные насельники Дионисий Грек, Андрей Дмитриевич (св. Иоасаф Каменский); св. Кассиан Каменский (игумен); св. Петр Каменский, чудотворец; св. Василий Каменский, Христа ради юродивый
Настоятель Дионисий (Воздвиженский)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 351520266160006 (ЕГРОКН). Объект № 3510174000 (БД Викигида)
Состояние действующий
Спасо-Каменный монастырь на Викискладе

Спа́со-Ка́менный монасты́рь — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на небольшом острове Каменном на Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области.

Один из древнейших монастырей Русского Севера. Закрыт и снесён при советской власти. В начале 1990-х энтузиасты начали первые попытки восстановления ансамбля монастыря. В 2006 году было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать обитель на том месте, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей, которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель стала известной и великим князьям Московским.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

В 1472 году монастырь был опустошён пожаром — все постройки были деревянными. В раке серьезно пострадали мощи здешнего насельника преподобного Иоасафа Каменского (+ 1453).

Спасо-Каменный монастырь, фото 1909 года

В 1478—1481 годы в центре обители возводится величественный четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный Спасо-Преображенский собор — первое каменное сооружение не только на вологодской земле, но и вообще в пределах всей Русской Фиваиды. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич — из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу.

Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет.

Успенская церковь-колокольня

В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

В 1892 году по указу Святейшего синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. Во время Великой Отечественной войны на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х годов постройки.

В 1991 году два энтузиаста, архитектор Александр Асафов и директор вологодского завода инженер Александр Плигин, заручившись благословением архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина), предприняли попытки восстановить монастырь. Однако в 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове — поставил перед разрушенным алтарём обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей. Должность директора завода и карьеру предпринимателя пришлось оставить. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас, а жена и трое детей стали главными помощниками.

Сначала из руин восстало последнее из появившихся тут до революции капитальных зданий — одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков. С восстановлением гостиницы на острове стало возможным размещать хотя бы небольшую бригаду строителей, чтобы использовать время короткого реставрационного сезона максимально эффективно.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

С 14 сентября 2012 года обязанности настоятеля были переданы игумену Нестору (Кумышу).

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви, заслушав прошение митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова), постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь и назначил на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского).

7 мая 2018 года было был объявлен конкурс на поиск подрядчика, который должен будет провести реставрационные работы в церкви Успения Пресвятой Богородицы с трапезной в мужском Спасо-Каменном монастыре. Из материалов госзаказа следовало: «Все ремонтно-реставрационные работы необходимо вести с максимальным сохранением оставшейся части стен и фундаментов корпуса. Фундаменты корпуса бутовые ленточные на известковом растворе. Кладка сохранившейся стены (наружная и внутренняя), цоколь из красного кирпича на известковом растворе». Работы, по расчётам дирекции, обойдутся подрядчику в 31 969 659 рублей. Это максимальная сумма, которую готов предоставить заказчик.

23 сентября 2018 года в монастырь были возвращены мощи преподобного Иоасафа Каменского

LiveInternetLiveInternet

Я уже тут написала, так мечтала об этом острове. Здесь жил святой благоверный князь Иоасаф Каменский.
Иоасаф Каменский (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский, Вологодский), Спасокубенский, преподобный, Вологодский чудотворец (ок. 1428 — +1453). Празднование святому совершается 10/23 сентября в день преставления, во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице (Росс. и Волог.).
Родители князя Андрея — владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1429; память 19 сентября/2 октября) и Мария, тоже княжеского рода.
В 1429 году князь Димитрий пал в битве на Туговой горе, об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей напала на его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая всё огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила разразившееся бедствие с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратилась к воспитанию малолетних детей.
У князя Димитрия Васильевича было три сына — Симеон, Феодор, Андрей — и одна дочь — София. Только старший ее сын Симеон был женат, когда Симеон достиг надлежащего возраста, мать его женила, взяв дочь у князя Ивана Дея, который дал в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думая, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, случилось совсем наоборот.
Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею — он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился в детском возрасте. Юный Андрей стал удаляться от общества и чувствовал отвращение к мирской жизни, этому способствовало постигшие семейство несчастье и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, за то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Димитрием Юрьевичем Шемякой с которым у него была распря, в 1447 году отнял у них все их вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану Андреевичу. Так, сыновья князя Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Василия Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязни к великому князю.
Андрей в поступке великого князя видел доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, он решил удалиться от мира, неподалеку от места его жительства были монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но, желая порвать все связи с миром, ему лучшим представлялся древний Спасо-Каменный монастырь на бурном озере, кроме того он славился строгостью устава и возглавлял его опытный старец игумен Кассиан. Будучи около 20-ти лет от роду, Андрей пришел сюда на остров. Молодость князя, знаменитый род его и нерасположение великого князя к его семейству смущали игумена. Он сказал юному князю: «Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани». Князь Андрей отвечал ему: «Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего». Тогда игумен Кассиан принял его в монастырь, и сократил для него время монастырского искуса. После бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом в честь святого Иоасафа, царевича Индийского и поручил его старцу Григорию (впоследствии епископ Ростовский). Под его руководством Иоасаф вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Раз посетил его родной дядя — князь Борис Васильевич Ржевский и привез ему золото для обители и для раздачи инокам. Блаженный Иоасаф отвечал князю: «Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас, и получишь щедрую награду от Господа». Князь Борис Васильевич поступил по совету прп. Иоасафа.
Когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный Мой угодник». Преподобный в страхе спросил: «Какая причина явления Твоего, Господи?» — «Видишь ли всю эту пустыню? — сказал ему Господь. — Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!» И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.
Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен, и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении Святых Тайн. Не удовлетворяясь обычными иноческими подвигами, преподобный вел затворническую жизнь в келлии, постоянно устремляя свою мысль к Горнему. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он просил отвести его в церковь к литургии, причастился Святых Таин, получил благословение и прощение от братии, и был отведен в келью. Подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя и видя его страдания, очень скорбели. Однако преподобный продолжал утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. 10 сентября 1453 года, когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не только о себе, но и о всей обители, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он просто уснул. Игумен и вся братия скорбели, и понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне.
Услышав о смерти преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. Тело было положено в храме обители и стало источать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела.
Мощи его положены были на правой стороне деревянной Успенской церкви, где много лет зримы были нетленными и прославились чудесами. 3 сентября 1478 г., когда монастырь сгорел, останки мощей собраны были старцем Мартинианом, вложены в ковчег и помещены под престол. После этого часть святыни вделана была в крест трипядный, серебром обложенный. 10 июня 1650 г. по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, остатки мощей положены были в гробницу, устроенную в соборном Преображенском храме Спасо-Каменной обители у южных врат, против левого клироса, а на гробницу возложен крест с мощами угодника.
24 июня 1773 (24 июля 1774?)г. монастырь горел, одни только мощи Иоасафа с немногим монастырским имуществом были спасены. С тех пор монастырь оставался 28 лет в запустении, мощи и вещи, спасенные от пожара, перенесены были в город Вологду, в Духов монастырь, который с тех пор велено было именовать Спасо-Каменным. В 1801 г. по указу императора Павла I, был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, и наименован уже Белавинскою пустынью, ибо из бывшей Белавинской пустыни переведены были туда братия и перевезено все имущество.
В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать ее Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре.
После революции, когда обитель закрыли, благочестивые христиане спасали мощи от поругания, передавая их друг другу. В пятидесятых годах при владыке Гаврииле одна вологжанка, которая хранила ковчег с этими мощами, передала его епископу Гавриилу, и владыка положил его в алтарь собора Рождества Богородицы, под престол. При владыке Дамаскине в 1974 году для мощей преп. Иоасафа была сделана специальная полочка в алтаре, а в 1989 г., после празднования Тысячелетия Крещения Руси, владыка Михаил благословил соорудить для мощей раку и вынести их в храм для поклонения. Справа, возле распятия, рака и сейчас стоит. В праздник — отмечают память преп. Иоасафа 21 сентября — мощи ставятся во время полиелея на середину храма. В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского.

Спасо каменный монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *