Муромский Спасо-Преображенский
мужской монастырь

В Муроме прошли торжества в честь 400-летия обретения мощей св. пр. Иулиании Лазаревской

Подробный видеорепортаж о перенесении мощей св.пр. Иулиании
(автор Александр Басалаев)

15 марта 2011 года при трагических обстоятельствах погиб наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кирилл (Епифанов)
годы жизни 1964-2011

НАСЛЕДИЕ ОТЦА КИРИЛЛА МУРОМСКОГО,
собираемое и хранимое его друзьями

Историческая съемка преображения монастыря

Празднование светлой Христовой Пасхи 1997 года.
в Спасском соборе монастыря в этот период идут восстановительные работы.

УНИКАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАДРЫ!
Можно увидеть, каким разрушенным был монастырь в апреле 1997 г.
Каким деятельным и человеколюбивым был батюшка!!!

Интервью о. Кирилла о чудодейственной помощи и благодати, исходящей от иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Празднование Светлой Христовой Пасхи 1999 год
на исторической площади г. Мурома

Празднование Светлой Христовой Пасхи 2007 год
Спасский монастырь восстановлен!
Торжество красоты и Божьей благодати!

Съемка р.Б. Александра Басалаева по благословению о.Кирилла

> Муромская Спасская обитель

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…
Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные Муромские и Нижегородские дали. Река Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу народный герой, монах Илья Муромец. Здесь жили русские святые — покровители семьи Петр и Феврония.
В православные праздники — многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных знамениях и исцелениях, происходящих в стенах обители.

Монастырская братия


Обязательно посетите музей монастыря!
Узнаете много душеспасительного и интересного.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Краевед, учитель истории г.Мурома
Владимир Потапов.
Проводит экскурсии по заповедным местам Мурома (три главных монастыря), села Карачарово (родина Илии Муромца), Коровино (гончарное мастерство) Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь).
тел. 8-910-174-62-44

Попечители

Процесс восстановления Муромского монастыря был инициирован Счетной палатой Российской Федерации.

Паломнический центр

В Спасской обители открыт паломнический центр г. Мурома

Новый паломнический центр — это комфортабельная гостиница с евроотделкой, хорошими условиями для отдыха.

Уют, удобная мебель, удобства в номере.
На первом этаже столовая.

Цены за ночлег в паломническом центре рассчитаны, как на людей с малым достатком, так и на обеспеченных туристов.

Как добраться до Мурома

Общественным транспортом

От Курского вокзала (Москва) до г.Владимира (автовокзал) в течение дня отходят междугородние скоростные автобусы.

Стоимость проезда 350 р.

Время в пути 3,5 часа

От Владимира до Мурома регулярно ходят маршрутки и автобусы.
Стоимость проезда 325 руб.
Время в пути 2,5 часа.

Пересадка происходит тут же на автовокзале г. Владимира.

Вариант II
без пересадок

автобусы Москва — Муром следуют от Московского автовокзала
(станция метро Щелковская)

Расстояние — 330 км
Ежедневно

РАСПИСАНИЕ

Своим транспортом

По Горьковской (Нижегородской) автотрассе до г. Владимир.
Перед Владимиром поворот направо на Муром.
Москва — Владимир — 170 км,
Владимир — Муром — 130 км.
Всего 300 км (без заезда в Владимир).

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года).

Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу…

Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года — относится второе упоминание Спасского монастыря как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребён князь, характеризуется как возведённая его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму

С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

Настоятельские палаты (XVII век)

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е годы в монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из династии муромских купцов. На его средства в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, а на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей

Соборная церковь (XVI век)

26 января 1765 года в Муромское духовное правление был направлен указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего синода епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

Преподобный Серафим Саровский посещал в этой обители старца Антония Грошевника.

С 1866 по 1868 годы обителью управлял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Афон в обитель была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар. На протяжении 1880-х годов монастырь реставрировали, приводили в порядок, он стал местом паломничества.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь священномучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД. В это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря

Часовня Святого Георгия Победоносца

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление, а также к председателю Муромского горисполкома Жукову с открытым письмом в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. В поддержку возрождения обители выступил академик Дмитрий Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации. Куратором от Счётной палаты — председателем попечительского совета по восстановлению являлся аудитор Сергей Рябухин.

22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца «в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».

Посещение монастыря Дмитрием Медведевым 8 июля 2011 года

Примечания

  1. Христианизация Муромской земли (недоступная ссылка)
  2. История Мурормского Спасо-Преображенского монастыря // otpusk-zdorovo.ru.
  3. Голубинский Е. История Русской церкви. — М., 1880. — Т. 1. Ч. 2. — С. 620 (приложение: Список монастырей домонгольского периода)
  4. Титов А. А. Историческое обозрение г. Мурома. // Тр. Владимир. учён. архив. комиссии. — IV. — 1902.
  5. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку 1377 г. — СПб., 1996. — С. 108.
  6. Полное собрание русских летописей. — Т. 30. — М., 1965. — С. 71.
  7. Полное собрание русских летописей. — М., 1965. — Т. 2. — С. 111.
  8. Полное собрание русских летописей. — Т. 4. — Псковская первая летопись. — С. 252.
  9. Масленицын С. И. Муром. — М., 1971. — С. 8.
  10. Монгайт А. Муром. — М., 1947. — С. 10.
  11. Владимирские губернские ведомости. — 1901. — № 28. — С. 7.
  12. Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. составленная Борисом Бартеневым и подьячим Михаилом Максимовым // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н. Г. Добрынкина, XIX в.
  13. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — Т. 11. — Гл. 5.
  14. Антоний, архимандрит муромского Спасского монастыря // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Материалы для истории Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир. — 1901. — С. 44.
  16. ГАВО ф. 562, оп. 1, д. 18 О упразднении в селе Борисоглебском Муромского округа мужского монастыря.
  17. Преподобный Антоний Грошевник // Православный Саров.
  18. . // Православные монастыри : журнал-серия. — № 47. — С. 20.
  19. Красная книга ВЧК. — М., 1989. — Т. I. — С. 152.
  20. Владимирские епархиальные ведомости. — 1919. — № 9. — С. 22.
  21. Журналы Священного Синода от 2 октября 2013 года. Журнал № 122
  22. В Муромском Спасо-Преображенском монастыре — новый настоятель — Муромское Городское Телевидение
  23. Приложение № 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327
  24. Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 6. — Ростов, 1994. — С. 164-185. — ISBN 5-85975-029-3.

> Литература

  • Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1994. — Вып. 6. — С. 164-185.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Спасо-Преображенский монастырь в Муроме
  • Сайт Муромского Спасо-Преораженского монастыря
  • История, современный облик, факты и фотографии восстановления Спасо-Преораженского монастыря
  • 10 фактов о Муромском Спасо-Преображенском монастыре

Известные
по летописным данным
  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)
Известные по древним
церковным преданиям
Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Спасо преображенский монастырь муром

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *