Старец Порфирий Кавсокаливит

При рождении святой имел имя Евангелос (по-гречески — «несущий благую весть», это имя распространено в Греции) и фамилию Баирактарис. Он родился в семье небогатых крестьян села Иоанна Карустия на юге Греции. Пару лет он смог проучиться в сельской школе, а во время и после учебы помогал родителям: сначала в домашних делах, занимаясь скотом и огородом, затем начав зарабатывать в угольной шахте и за прилавком магазина.

Греция — очень благочестивая страна. Несмотря на потрясения последнего времени, и по сей день в селах ведется тихая жизнь, в аграрных работах и праздничных днях с посещением храма, чтением житий святых. Так и на Евангелоса — будущего подвижника Порфирия оказало большое влияние житие святого Иоанна Кущника (святого, строившего кущи — палатки, где и жил в одиночестве и молитве).

Около 14 или 15 лет Евангелос втайне поехал на Святую Гору Афон, чтобы начать там монашеское делание. На корабле он встретил иеромонаха Пантелеимона, духовно опытного старца. Он взял под свое начало Евангелоса для жизни в скиту «Кавсокаливия».

Святая Гора Афон (полуостров в южной оконечности Греции, испещренный скалами, потому и называющийся Горой) — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери. На Афоне существует несколько форм монашеской жизни: монастыри общежительные, где все имущество общее; монастыри особножительные, где каждый зарабатывает трудом своих рук на свое пропитание — но сейчас таких почти нет; и уединенные скиты с домиками-каливами и крохотными церковками. Зачастую каливы стоят совершенно отдельно, их обитатели ведут уединенную жизнь. Так и название «Кавсокаливия» произошло от имени святого XIV века Максима Кавсокаливита (с греческого — «поджигатель хижин»), строившего хижины скалах южной оконечности полуострова Афон. Его стремление к жизни в одиночестве было столь велико, что каждый раз, когда неподалеку от его каливы селились другие иноки, он поджигал свою малую хижину (а монахи имеют совсем немного имущества), поднимаясь все выше и выше на скалы, где и строил себе новый домик.

Здесь и нашел свое пристанище юный Евангелос. Он под духовным руководством афонских старцев старался увеличивать подвиги: больше молиться и меньше спать (причем прямо на полу), ходить босиком круглый год, исполнять все необходимые для выживания в горах послушания и помогать старцам. Он заготавливал дрова, занимался, как и дома, огородами, выучился резьбе по дереву — его нельзя было заподозрить в том, что из дому он ушел по лености, напротив, на Афоне он принял на себя большие подвиги. Известно, что уже в это время Господь благословил его чудом: зайдя далеко от наливы в лес за дровами, он стал рубить деревья и вдруг топор сорвался с рукоятки, глубоко поранив Евангелоса. Он видел, что слабнет от потери крови и не может добраться обратно до каливы — тогда послушник стал громко молиться Господу и Матери Божией. Действительно, кровь внезапно остановилась, и угроза смерти миновала.

Через некоторое время, когда ему было около 18 лет, святой был пострижен в монашество с именем Никита. Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святой, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако преподобный был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и почти сразу его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Конечно, Никита хотел провести всю жизнь в Афонской каливе — но Господь благословил его вернуться на родину, чтобы помогать родителям и нести слово Божие в мир. Это произошло так: в 19 лет Никита заболел воспалением легких, осложнившимся плевритом. Старцы благословили его излечиться от болезни у врачей на материке и вернуться. Однако и после лечения, при возвращении на Афон, перенесенная болезнь давала о себе знать. Монахи Кавсокаливии увидели, что этот климат губителен для молодого человека — а горный воздух непрост для жизни — и велели ему найти монастырь в Греции, не возвращаясь более на Святую Гору.

Несомненно, и духовные отцы юного монаха, и сам он по-человечески переживали из-за расставания. Однако святой именно на Афоне получил «заряд» духовной энергии, услышал много наставлений, направивших всю его будущую жизнь к Богу и приведших к святости. Такова была Божия воля о нем.

В Греции он поселился в монастыре святого Харалампия неподалеку от своей родины. В 22 года его увидел архиепископ Порфирий Синайский при посещении обители и рукоположил во священника, увидев его духовные дары, причем при хиротонии архиерей дал подвижнику свое имя — Порфирий. Люди со всей окрестности, да и со всей страны, стали приходить к нему за мудрым не по годам духовным советом. Вскоре обрел он дар прозорливости и чудотворения. Несмотря на то, что он страдал рядом недугов, святой принимал их со смирением и преодолевал слабость силой воли. По много часов он исповедовал людей, подавал им наставления, увещевал, исцелял.

В 1940 году отец Порфирий был переведен церковным начальством в Афины штатным священником храма святого Герасима при городской больнице. Здесь он совершал служение 33 года — только представить, простой больничный священник, к которому обращались в обыденной жизни, стал святым. Он помог многим тысячам людей обрести верный духовный путь, мир в душе, а многих даже исцелил от болезней молитвой.

После выхода за штат (на пенсию для священников) святой Порфирий Кавсокаливит продолжил совершать богослужения и исповедовать в старинном Никольском храме в Пендели до 1978 года. Затем, после инфаркта, он перебрался в район Милеси в Афинах, где создал монастырское подворье со Спасо-Преображенским храмом.

И в старости отец Порфирий не забывал Святой Горы Афон, надеясь вернуться туда, откуда он Божиим промыслом был уведен на служение людям. И действительно, Господь на склоне лет утешил его. Отец Порфирий услышал, что многие монахи Кавсокаливии скончались или ушли из отдельных келий. Последний обитатель ее покинул в 1984 году — узнав об этом, отец Порфирий поехал на Афон и испортил позволения у игумена Великой Лавры Афонской, которой принадлежала келия, поселиться там. Он оставил в каливе двух иноков — своих духовных детей — и около 1990 года перебрался на Афон сам, предчувствуя скорую кончину. На Афоне он составил письмо с последними наставлениями, указал место для захоронения своего тела после смерти и почил после Исповеди и Причастия, как истинный христианин 2 декабря 1991 года, проведя на Афоне последние годы жизни. Дата смерти ему была открыта Богом заранее, а похоронили святого неподалеку от его кельи, на афонских скалах. Добраться паломникам туда трудно, но некоторые почитатели святого совершают длинный путь, чтобы помолиться ему у его могилы.

dralexmd

Вот теперь очередной раз встает вопрос: из какого источника А.И.Осипов черпает свои потрясающие «откровения» о современных подвижниках и аскетах, которые посвятили всю свою жизнь служению Христу и которые, по слову Св.Серафима стяжали Св.Духа и тем самым, обладали колоссальной любовью к ближним, которой непрестанно делились со всеми?
Почему доктор богословия honoris causa, так не любит аскетов и монахов?
Список вопросов можно продолжать и продолжать. Более интересно получается, как рьяно защищают адепты своего идола в костюме с отливом («Байки из склепа: Письма счастья А.И.О. «Общества всеобщей любви»»), что в след своему кумиру поливают грязью подвижника на всех форумах, где выложены книги Порфирия, и не подаются никакому вразумлению.
Нужно признать, что сам профессор активно ведет свою пропаганду против старца Порфирия. К сожалению не нашел наиболее показательное его выступление перед большой аудиторией священников, где один священник все же не убоялся авторитета всероссийского православного старца и стойко пытался защитить старца.
Но вот одно из типичных выступлений академика о старце:
Но это все цветочки… страшно становится, но вот такие профессора уже учат и усиленно проповедуют среди монашества в самих монастырях! И где? В Оптиной Пустыни! Академик в пиджачке учит монахов в рясе Иисусове молитве (Оптина пустынь, 2013.09.19):
Смотреть примерно с 1ч 25мин, где монах пытается защитить старца. Там вообще ужас творится — не Бог наказывает человека, а грех (обычная шарманка Ильича). Зато, как он заправски, как бы пошлепывает снисходительно монаха, в путинской манере: «ну, ты, типа, молодец, что такой смелый и задаешь мне, Алексею Ильичу, такие вопросы. Садись — пять за смелость, два за познания».
И это, когда так любимый Ильичом Св.Игнатий Брянчанинов говорил:
«все профессоры, магистры и доктора Богословия, производимые университетами и академиями — суть невежды в сравнении с монахом, обновленным благодатию Божиею за последование Христу исполнением заповедей Его».
(см.заметку: «Осипов vs Св.Иустин Попович (догматика митр.Макарова). Св.Игнатий о созыве Собора»).
То ли нас еще ждет… а ждет нас еще канонизация старца Паисия… если в случае с Порфирием Константинопольский Патриархат допустил непоправимую ошибку, не испросив мнения всероссийского православного старосты, то по поводу старца Паисия они еще могут исправиться:
А дальше и канонизация и других подвижников — такое поле для деятельности. Вот в такие времена живем. Всем рассуждения и Ангела Хранителя.
P.S. А все проблема в том, что современный мир постигает Предание в вырванных цитатах, пережевыванные современными авторами. Кто-то уже писал про одного западного профессора патролога, который писал свои диссертации только на базе современных авторов, а сам никого из Св.Отцов не читал… и это патролог!
Почему-то, когда читаешь «Цветослов советов» (опять усиленно рекомендую эту книгу всем, она есть в сети в том числе и в аудио-формате), то не возникает сомнения какой святости был этот человек, но когда слушаешь старца в пиджаке, вещающего с высоких московских кафедр, то просто смущение за смущением… а людям, сеи плоды очень нравится — каждому своя пища:
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:21)
Полезные ссылки:
1. «Малоизвестные наставления афонского старца Паисия» (pravoslavie.ru // по ссылке цитаты старца Паисия о других старцах);
2. «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса» (сайт ПСТГУ);
3. Isihazm.ru — уникальный, наиболее полный раздел о старце Порфирии.
—————————————
(с) Александр Дрэничеру

Старец порфирий кавсокаливит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *