Санкт – Петербургские подвижницы. Блаженные старицы 20 столетия, жившие в Санкт — Петербурге и его окрестностях, подобно своим великим предшественницам

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 61

Блаженные старицы 20 столетия, жившие в Санкт — Петербурге и его окрестностях, подобно своим великим предшественницам, жившим в 18-19 веках, за свою подвижническую жизнь и великое терпение и смирение обрели дерзновение молитвенно предстоять за страждущих пред Господом. Приведем краткое жизнеописание наиболее известных Петербургских праведниц последних столетий.

Ныне известная всему православному миру блаженная Ксения, потеряв в 26 лет любимого супруга, умершего без христианского приготовления, Андрея Феодоровича Петрова, (бывшего певчего придворного хора, служившего в звании полковника) начала подвиг юродства, чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга.

Молодая вдова отказалась от всех благ мира, надев на себя одежду супруга, стала скитаться по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим ее: «Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут».

Долгие годы блаженная Ксения безропотно несла свой спасительный подвиг, непрестанно молясь, терпеливо переносила насмешки и побои, зной и стужу.

За соё великое смирение и любовь к ближним, блаженная Ксения удостоилась великих даров Святого Духа: дара прозорливости и исцеления. По свидетельству современников – её предсказания сбывались, по её молитвам исцелялись больные люди, блаженная помогала в устройстве семейного быта бедных людей.

Блаженная Ксения, подвизавшаяся 45 лет в подвиге юродства, отошла ко Господу в самом начале XIX века. Великая подвижница была погребена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь. (Когда началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище блаженная тайно по ночам, поднимала кирпичи и складывала на лесах.)

Чудеса исцелений по молитвам блаженной Ксении не прекратились и после ее смерти. В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием. В 1988 году блаженная Ксения была причислена к лику святых. (День памяти блаженной Ксении – 24 января/6 февраля)

Тропарь, глас 7:

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприняла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Более 30 лет подвизалась в подвиге юродства блаженная Анна, продолжая молитвенное предстательство пред Господом за град святого Петра, начатое блаженной Ксенией.

Известно, что блаженная Анна родилась в состоятельной семье, закончила один из институтов Петербурга, после потери любимого юноши (он неожиданно для Анны женился на другой девушке) вступила на путь юродства.

По свидетельству современников блаженная Анна, облаченная в рубище, в белом чепце на голове, повязанном ситцевым платком, с огромным мешком за плечами и палкой в руках, обходила улицы города, по пути обличала гордость и заносчивость, предупреждала, предсказывала.

Блаженная Анна отошла ко Господу в 1853 году, по свидетельству очевидцев с 1 по 5 июля 1853 г. тысячи людей спешили к Спасской церкви на Сенной площади, чтобы попрощаться с почившей Санкт-Петербургской юродивой Анной. В день похорон — 5 июля — на Смоленском кладбище собралось около 40 тыс. человек. На протяжении многих десятилетий верующие петербуржцы, приходя на Смоленское кладбище, неизменно служили панихиды о рабе Божьей Анне вместе с блж. Ксенией. (К сожалению, часовня над могилой юродивой Анны не сохранилась. ((Анна Ивановна Лукашева, в некоторых литературных источниках указана фамилия — Лашкина).

Петербуржцы хранят в памяти имена и других подвижниц. На Смоленском кладбище погребены почитаемые народом блж. Марфа, Матрона, Ирина, Анна Ивановна Комиссарова, Ольга Ивановна, на Шуваловском кладбище — блж. старица Мария.

Вспоминая имена подвижниц, почитавшихся в 19 веке в городе святого Петра, хочется вспомнить и имя старицы Параскевы (Параскева Ивановна Ковригина (1816-1886 гг.). В книге «Источник живой жизни», повествующей о жизни и деятельности великого молитвенника и чудотворца, святого праведного Иоанна Крондштадтского(1829-1908 гг.), изданной в начале 20 столетия, можно найти материал о старице Параскеве.

Параскева Ивановна Ковригина родилась 14 октября 1816 года в крестьянской семье в деревне Фалагино (недалеко от г. Галича, Костромская губерния). Параскева была в семье младшей, с детских лет она отличалась смирением и кротость.

С двадцати летнего возраста Параскева стала часто посещать Решминскую обитель, здесь она и нашла духовного руководителя, прозорливого старца иеромонаха Илариона.

Духовный отец будущей старицы, старец Иларион, перед смертью благословил матушку Параскеву перебираться в Кронштадт, он сказал: «Там есть светило церкви Христовой – отец Иоанн, тебе должно служить при нём!»

По свидетельству составителя книги Н.И. Большакова (+1910 г.): «В то время в отце Иоанне Сергееве народ не видел ещё ничего выдающегося… Жителям Кронштадта… не могло не бросится в глаза того необычного обстоятельства, как Параскева Ивановна подолгу прогуливалась по улицам города с о. Иоанном Сергеевым, а также всюду сопровождала его, смиренно беседуя с ним, внимательно слушая его назидания…

Когда Параскева оставалась наедине, (толпа) осаждала её с расспросами об отце Иоанне, и о причине её долгих бесед с ним…Параскева Ивановна… просто объясняла им, как благотворно для духа действуют беседы о. протоиерея Сергеева и как обновляется человек, искренне раскрывший душу свою перед ним на исповеди… Образовалось… небольшое общество, которое переследовало Ковригину, имея … целью побеседовать с ней, раскрыть свои душевные и сердечные раны…, когда стеснялись сообщить что-либо… лично отцу Иоанну Сергееву…

Она убедила …о. протоиерея Иоанна устроить духовные беседы в достойных домах, для жаждующих духовного спасения… В 1881 году, Параскева Ивановна, не довольствуясь утвердившимися духовными беседами в Кронштадте, спешит в столицу… Нашлась и в Петербурге плодородная почва для духовного посева… Старица Параскева знакомит многие семейства с сим любящим пастырем, по молитвам которого в этих семействах, страждущих разнообразными недугами –водворялся мир, уничтожается супружеская неверность и несогласия или непокорность родительской воле, утверждается уважение к священным лицам…

Сильное духовное влияние старица Параскева имела и на всех, кто обращался к её посредничеству. И таких лиц было очень много…»

Пройдёт много лет и отец Иоанн Кронштадтский на вопрос о том, как и когда он начал молиться о больных и одержимых, вспоминая первые годы служения в Кронштадте, ответит:

«…Я боролся со злом обычными в пастырском деянии мерами и не только не выступал, как общий молитвенник и предстатель пред Богом, но даже и в глубине своей души такого желания и намерения не имел. Господу Богу угодно было поставить меня на иной путь. Случилось это таким образом: в Кронштадте жила благочестивая, прекрасной души женщина, Параскева Ивановна Ковригина, отдавшая себя на служение ближним. Она стала убедительно просить меня помолиться за того или иного страждущего, уверяя меня, что молитва моя за них будет действенна и для них полезна. Я же всё время отказывался, совершенно не считая себя достойным быть особенным посредником между людьми, нуждающимися в помощи Божией, и Богом. Но неотступные просьбы и уверения Параскевы Ивановны в помощи Божией, наконец, победили меня, и я, с твёрдым упованием и надеждою, стал обращаться с мольбой к Богу об исцелении болящих и расслабленных духом и телом. Господь слышал мои, хотя недостойные, молитвы и исполнял их: больные и расслабленные исцелялись. Это меня ободрило и укрепило. Я всё чаще и чаще стал обращаться к Богу по просьбе тех или других лиц, и Господь за молитвы наши общие творил и творит доселе многие дивные дела. Много чудес совершилось и совершается. В этом я вижу указание Божие мне, особое послушание от Бога — молиться за всех, просящих себе от Бога милости. Поэтому я никому не отказываю в своей молитве и для посещения больных по их просьбе езжу по всей России».

24 сентября 1886 года старица Параскева мирно отошла ко Господу. 27 сентября 1886 года, на погребении матушки Параскевы, Великий Пастырь сказал: «…Правда не только жизнь твоя, но и смерть твоя для всех, знавших тебя, весьма назидательна и поучительна. Ты своим словом и примером многих привлекла к Святой Церкви и блаженному житию: многих научила чаще исповедоваться и приобщаться Святых Таин для укрепления в Христовой жизни. И скончалась ты мирно и назидательно, с молитвой на устах и в твёрдом уповании на милость Божию к тебе и по смерти…

Да водворит Господь душу твою в селения праведных, откуда отбегает болезнь, печаль и воздыхание. Аминь»

Приведём отрывок из статьи «Похороны крестьянки П.И.Ковригиной», опубликованной в газете «Кронштадтский вестник», №117, октябрь 1886.

«В субботу, 27-го сентября, в церкви Дома трудолюбия происходило отпевание тела крестьянки Ярославской губ. Параскевы Ивановны Ковригиной. Покойная принадлежала к последовательницам нашего уважаемого протоиерея о. Иоанна. Она… вела подвижническую жизнь, отказалась задолго до смерти от употребления мясной пищи, кофе, чая и разного скоромного и постного масла, не пропускала ни одной божественной службы и, как говорят, имела дар предсказания. Чрез ее прославление о святости жизни и добродетелях отца Иоанна, последний сделался известным не только в Петербурге, но почти по всей России и даже за границей…

Отпевание и самые похороны происходили при торжественной обстановке. Литургию и отпевание совершал о. Иоанн в сослужении диакона и при хоре певчих… Не только храм, но и Медвежья улица были переполнены народом, в котором преобладал женский пол, и в числе женщин мы заметили много дам, принадлежащих к интеллигентному купечеству и дворянскому сословию.

Во время Литургии и отпевания многие из присутствующих плакали, и прощание с покойной происходило очень долго. По окончании богослужения, белый глазетовый гроб с останками покойной был вынесен из церкви богомолками, которые изъявили желание донести его на руках до места последнего упокоения… Последовательницы решили ежедневно по очереди ходить на кладбище и на могиле по ней совершать панихиды, и, кроме того, устроить подписку и на собранные деньги над ее прахом устроить часовню, наподобие часовни известной всему Петербургу Ксении, погребенной на Смоленском кладбище».

Впоследствии на могиле старицы Параскевы на кронштадтском Троицком кладбище была возведена каменная часовня, чудом сохранившаяся до наших дней. (24 сентября/7 октября – день памяти старицы Параскевы)

Блаженная Матронушка-босоножка (Петербургская)

(1814 – 1911гг.)

В 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых родилась девочка, назвали ее Матроной. О детских годах ее ничего не известно. Известно, что Матрона вышла замуж за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт. Она была сестрой милосердия. Она помогала всем, как могла, всё своё мизерное жалование раздавала бедным солдатам.

После гибели на войне мужа, Матрона решила всю оставшуюся свою жизнь посвятила Богу. После того, как закончилась война Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую, одежду. Посещала она Соловецких чудотворцев, странствовала по святым местам России и четыре раза босая ходила в Иерусалим, в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех.

Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.

Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося её о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. Она излучала любовь и тепло, была прозорлива, молитва ее, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. По её молитвам избавились от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, имеющие какую-либо серьезную нужду, помолившись вместе с ней Господу Богу, получали необходимое. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. К ее советам внимательно прислушивались.

Прозорливая старица помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. Высокопоставленные верноподданные Государя, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.

Получая иногда в дар большие средства, Матронушка тут же раздавала их обездоленным беднякам, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.

С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание. Она слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход.

День похорон Матронушки-Босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым Петроградским мучеником. Следует отметить, что Матронушку высоко чтила Царская Семья, императрица Александра Фёдоровна, узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.

Похоронили блаженную в ограде часовни*, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радосте с грошиками**.

На похороны блаженной старицы Матроны собралось около 25 тысяч человек: среди них, по свидетельству очевидцев, были представители всех слоёв общества. Многочисленное духовенство совершало обряд отпевания. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами».

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря.

В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить её молитвенной помощи, Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает…

Приведем несколько свидетельств верущих людей***:

Рассказывает Вера Петровна К. (Калужской обл.): «В декабре 1998 года я привезла лампадное масло с могилки Матренушки Босоножки, чтобы помазывать больное колено моего отца. Ему 84 года, и он страдает артритом коленного сустава. Раньше лечение при обострении болезни занимало полтора месяца. А теперь, когда я помазываю колено маслом, облегчение наступает через пять дней».

Из рассказа Павла К., получившего исцеление на могиле блаженной: «Мучился болью в пояснице 20 лет, никакие лекарства не помогали. Дошло до того, что при ходьбе стали отказывать ноги. Случайно оказался на пр. Обуховской обороны у храма. Спина так болела, что я стал искать, где бы посидеть. И тут на воротах церкви увидел надпись о том, что на берегу Невы находится могилка Матренушки Босоножки. Тогда я подошел к могилке, посмотрел на фотокарточку блаженной старицы и, глядя ей в глаза, попросил: «Бабушка Матрена, помоги мне, в это трудное время, мне так тяжело!». На следующий день я проснулся здоровым. Боль в пояснице прошла, при ходьбе теперь совсем не устаю».

Рассказывает Халида А. (С.-Петербург): «В 1998 году моя дочь заболела тяжелой формой туберкулеза. Шесть месяцев она провела в больнице, но лучше ей не стало. К тому же прибавились осложнения от отравления лекарствами. В марте 1999 года ее выписали домой, для продолжения лечения. Я не крещеная, хотя в душе верующая. Пришла в церковь «Всех Скорбящих Радосте», молилась Пресвятой Богородице, просила исцеления для дочери, молилась и на могилке блаженной Матренушки-Босоножки. Через пять недель при обследовании дочери впервые обнаружили улучшение состояния. Стала чаще приходить в церковь и на могилку. Молилась, как умела. Шестого июля повторное обследование (компьютерная томография легких) показало дальнейшие улучшения. Уповаю на милость Господа, заступничество Пресвятой Богородицы и молитвы блаженной Матренушки».

» В августе 1997 года пришла на могилку Матренушки и просила ее молитв за своего сына, который не работал, пил и скандалил в семье. И в октябре он нашел работу, которая ему нравится. Сын совсем изменился. Спасибо Матренушке за ее добро людям». (Лариса Е., Северодвинск)

Господи, упокой душу блаженной Матроны, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!

*Современный адрес: Проспект Обуховской стороны, 24

** Петербургская икона Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)»

23 июля 1888 года в деревне Клочки (недалеко от С.-Петербурга произошло чудесное событие. Во время грозы молния ударила в часовню находившуюся у Стеклянного завода, «обожгла внутренние стены и большую часть окон… просветила потемневшую от времени икону Божией Матери «Всех скорбящих радость»». Монахиня, сторожившая часовню нашла обновленную икону на полу, к иконе прилипли 12 монет выпавших из разбитой кружки для сбора пожертвований. На следующий день к часовне стали стекаться богомольцы, дабы посмотреть и поклониться святыне и оставить пожертвование на строительство новой часовни. В эти дни многие верующие получили исцеление у чудотворной иконы, среди них был мальчик Николай Грачев. (Николай Грачев стал иеродиаконом Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне.)

***Случаи чудесной молитвенной помощи блаженной старицы Матронушки- Босоножки собраны братией подворья Зеленецкого мужского монастыря в С.-Петербурге.

***

2. ВОСПОМИНАНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ШВЕЦА
(1913–2011)

ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ ШВЕЦ (1913–2011) Родилась Наталия Михайловна – так звали старицу – в 1890 году. Происходила она, конечно, из высокого сословия. Это было видно по благородству манер, речи, знанию языков (французский она знала в совершенстве). Ходили упорные слухи, что она была дальней родственницей Дома Романовых. Рассказывали, что после революции она находилась на горах Кавказа у известных наших схимников. Но у меня нет достоверных сведений о ее жизни до поселения в Вырице.
Мать Наталия появилась в Печорах Псковских в 1955 году. Тогда же старец иеросхимонах Симеон (Желнин), которому открыта была духовная высота матушки, направил ее на нашу святую вырицкую землю.
Господь не оставлял Вырицу без старцев и подвижников. Так и мать Наталия прибыла в место, прославленное подвигами великого Серафима Вырицкого. Скорее всего, она была монахиней, а может бьггь, и схимницей. И весь период своей жизни, о котором нам известно, она несла подвиг юродства Христа ради.ВЫРИЦА. ДОМ АННЫ СТЕПАНОВНЫ ЛАБЫНЦЕВОЙ

Когда мать Наталия приехала в Вырицу, ее приняла Анна Лабынцева, предложила комнату в доме. Но матушка отказалась:
– Нет, я тебе мешать буду.
Недалеко от дома был ручеек, и вот рядом с ним начали строить времянку для матери Наталии. Нашлись люди, которые помогли, принесли материалы. Почти сразу, поселившись в Вырице, мать Наталия стала заводить животных: коз, кроликов, кур, уток. Одевалась очень просто, как послушница, препоясывалась простым пояском. Всегда была с платочком на голове, но иногда наряжалась в самые немыслимые головные уборы, имела вид юродствующей. Нередко матушка предсказывала новую моду. К примеру, разрежет юбку – и щеголяет в ней.

СТАРАЯ ВЫРИЦА. ВОКЗАЛ

К матери Наталии пошел народ. Она наставляла многих, вразумляла. Хозяйка дома тяготилась тем, что много людей приходило к матушке. Та перешла жить к двум сестрам. Они дали матери Наталии участок, на котором она лет двадцать всё строилась. Доску прибьет – и снова затишье. И здесь матушка завела множество всякой живности: кроме коз, кур, кроликов, уток, еще и собак, которые никого из посторонних не пускали на участок. Отношения матушки Наталии с животными – особая тема. Это был и ее подвиг труждения с братьями нашими меньшими, и средство для вразумления и помощи людям. К примеру, ее собаки приходили к станции встречать тех, кто направлялся к матушке. Собаки безошибочно «вычисляли» приехавших к матушке, осторожно хватали их за одежду и вели за собой. Люди изумлялись, но те, кто уже не впервые видел это, говорили:
– А вы, наверное, к матери Наталии? Это ее собаки.
Вся ее живность – эти Богом хранимые твари – казались разумными, так поразительно было их поведение. И ни одна утка, курица, петух или козочка у нее не погибли, не попали под машину или под поезд, хотя неоднократно видели, как они не торопясь переходили железнодорожные пути. Никто ни разу не тронул этих животных. А приходящего народа все прибавлялось.

ВЫРИЦА. ДОМ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ШВЕЦА. ИЮЛЬ 2013 г.

Возвратившись в Ленинград после войны, я долго не мог найти постоянное жилье. Приходилось снимать комнаты в разных концах города. Потом я познакомился с питерским старцем Николаем, который сказал:
– Не волнуйся, все устроится у тебя с жильем. Поезжай в Вырицу.
В Вырице у меня были знакомые, и я отправился туда. Иду по улицам и думаю: может быть, повесить объявление, что хочу купить дом или полдома? Зашел к друзьям, рассказал о своих проблемах, а тем временем, помня о благословении, внутренне молился, чтобы Господь как-то устроил меня с жильем. В доме друзей, у которых я остался ночевать, был пятилетний ребенок. Мне вспомнился старческий совет: в случае, если не знаешь, как поступить, можно, помолившись, спросить у ребенка, и он, по чистоте души своей, даст ответ от Бога. Я обратился к нему:
– Получится у меня с домом в Вырице?
Мальчик очень серьезно отнесся к моему вопросу, но сразу отвечать не стал. Потом вдруг, повернувшись к своей маме, сказал:
– А дядя скоро купит здесь домик.
Утром по дороге к станции я заметил на заборе бумажку с надписью: «Продается полдома». Тут же зашел по указанному адресу,– и мы сразу договорились с хозяевами. Хотя мне и пришлось залезать в долги, но теперь в Вырице у меня появилось свое жилье.

ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ ШВЕЦ

Пришла как-то ко мне мать Наталия и спросила:
– Как живешь? Что, долг большой? Я тебе помогу.
– Как, матушка?
– А вот тебе утки,– и вручила несколько уток из своего поголовья.
Эти утки матушкины были удивительными созданиями. Они самостоятельно гуляли по поселку, постоянно паслись возле станции, сами приходили домой после дальних прогулок. Подаренные матушкой утки жили у меня ровно год и несли яйца почти каждый день. Весь этот год я собирал материал для работы по онкологии, и ко мне многие приходили за консультациями. У меня в распоряжении была уникальная аппаратура, привезенная из Германии, новейший рентгеновский аппарат, прекрасная фотолаборатория, лучшая по тому времени оптика. Я никогда не просил денег за консультации и помощь в диагностике – те, кто приходил, обычно сами оставляли в конверте деньги, сколько могли по своим возможностям. Таким образом, мне удалось в течение года не только рассчитаться за дом, но и помочь выплатить долг моего двоюродного брата. Мне было совершенно ясно, что утки, постоянно несущие яйца,– видимое напоминание о молитве матушки, помогавшей мне решить проблему с домом. Расплатившись с долгом, я возвратил уток матушке:
– Спасибо, понял, рассчитался с долгом, теперь давай другим.
Отношения матери Наталии с животными и ее подарки – это был особый язык, который лишь за много лет общения становился понятным. Она вразумляла людей через животных. И как не вспомнить здесь библейскую ослицу, вразумившую пророка!

Случилось, что я сильно заболел и вызвал двоюродного брата, который немедленно приехал. Он был ученый, заведующий кафедрой, человек верующий, но не любивший юродивых, так как считал их шарлатанами. Когда мы с братом беседовали, зашла ко мне в дом мать Наталия. Видно, она духом знала, что я болею, и почти сразу после ее прихода мне полегчало. Вдруг матушка схватилась за бок, согнулась и запричитала:
–Ой-ой, болит!
– Что старушка дурит? – спросил брат.
Я тогда служил в храме на Смоленском кладбище и подумал, что она предсказывает что-то, должное произойти там. Прошло несколько дней, а в субботу, когда брат был во Владимирском соборе (где хранилась знаменитая чудотворная Казанская икона Божией Матери), у него началась сильная боль в правом боку.
Оказалось, что обострился аппендицит. Пришлось идти к знакомым договариваться о лечении, так как брат был иногородним. На Вербное Воскресенье отправили его на операцию. Все случилось, как матушка предсказала.

СТАРАЯ ВЫРИЦА. УЛ СОСНОВАЯ

У одной вырицкой жительницы муж выпивал. Пошла она к матери Наталии. Вдруг подошел козел и ударил гостью лбом. Матушка вышла и начала ругаться:
– Ах ты такой пьяница, да еще дерешься! Я такого козла убила бы. Пошли в милицию. Надо заявить на козла!
Матушка отправилась в милицию, где долго не могли понять, чего она хочет. Когда разобрались, что заявляют на козла, который ударил кого-то, то с раздражением сказали:
– Сами разбирайтесь!
Все это в точности повторилось с той женщиной. Муж в пьяном виде (то бишь козел) избил ее, и когда она пришла с заявлением в милицию, ей ответили:
– Сами разбирайтесь!

Матушка Наталия нередко прикидывалась пьяной. Нальет в бутылку воды, пьет будто водку. Это она проделывала, когда приходили к ней пьяницы. Замечательно, что после того, как она давала им выпить воды из своей бутылки, они отвращались от страшного недуга.

По молитвам матушки исцелялись люди от самых тяжелых болезней. Часто она давала кагор: выпьет человек – и исцелится.
Почти каждому из приходивших к ней мать Наталия делала какие-то подарки. И все со значением. Кому кусок хлеба, сахара, просфору, кому козьего молока или какую-то вещь. Все, что ей приносили, раздавала приходящим, и еще добавляла от своих припасов.

ВЫРИЦА. ДОМ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ШВЕЦА. ИЮЛЬ 2013 г.

В трудные моменты жизни, особенно во время духовной брани, матушка часто оказывалась рядом. Она видела духовным оком состояние человека и спешила на помощь. Придет, принесет хлеб, яйца – и скорбь куда-то отходит, становится светло и радостно. Это был дивный дар ее – через какие-то маленькие подарки утешать человека, которого вмещало ее любящее сердце. Когда нужно было, то и говорила, вразумляла.

Она несколько лет брала у меня сено для своих коз и часто приходила. Для меня эти приходы всегда были радостью и утешением.
Задолго до моего священства она предсказала мой путь, подойдя ко мне со словами:
– Благослови.
В Ленинграде был юродивый Иван Петрович. И вот однажды матушка сказала мне:
– Как там дурачок Иван живет? Передай ему привет от дурочки Наталии.

У нее было удивительное и такое доброе чувство юмора, согревающее душу, успокаивающее и утешающее. Бывало, скажет:
– Дашь обет, что придешь на обед? Приходи, я тебе перину из сена сделаю.
Или возьмет за уши потаскает – и головная боль проходит. Бывало нередко и такое: только начну кому-то рассказывать о матушке, как она и сама появляется откуда ни возьмись. Если кто-то приходил из любопытства и спрашивал, она отвечала уклончиво, вроде:
– Может, что-нибудь и выйдет…

Очень много людей приходили к матушке за благословением на учебу, перед уходом в армию, перед важными событиями в личной жизни. Кому устроиться на работу, поступить в институт, с жильем трудность – сразу отвечала, как и что нужно сделать, будет ли успех.
Но вместе с ласковостью и добротой в ней всегда чувствовалась духовная сила. Никакой расслабленности, она всегда была собранной, как воин на поле брани.

Внешне ничего не показывая, мать Наталия была молитвенницей. Как-то я ночевал в ее доме, проснулся ночью и не мог уснуть. И вот все это время до утра матушка стояла на коленях и молилась. Молилась за всех знаемых и незнаемых, за всех, кто приходил к ней и собирался прийти.

БЛАЖЕННАЯ СТАРИЦА МАТУШКА НАТАЛИЯ

Ночами ходила она молиться к часовне блаженной Ксении, после чего обычно заходила к Екатерине Владимировне.
Мать Наталия очень любила мою жену и предсказала ей, что она подаст на развод. Однажды матушка сказала жене:
– Ой, что я наделала! Дура я, дура, на развод подала! Что я наделала!

Удивительный дар прозорливости дал ей Господь. Она знала помыслы людские. Однажды матушка что-то записала на листке бумаги и отдала знакомой со словами:
– Завтра прочтешь.
На листке было в точности записано, о чем думала эта знакомая.

Мать Наталия была очень мудрой и образованной, сохраняя удивительную простоту и ласковость в общении.
Перед кончиной матушки ей явился святитель Николай, возвестивший о предстоящем уходе.
Мать Наталия отошла ко Господу в возрасте восьмидесяти шести лет. Произошло это накануне Богоявления в 1976 году. Похоронили ее на вырицком кладбище в самый праздник Богоявления.
К могиле матушки ходят и до сего дня те, кто почитал ее при жизни.

Протоиерей Василий Швец

***

3. ВОСПОМИНАНИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ САВЕЛЬЕВОЙ (1899–1991)

ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА САВЕЛЬЕВА — ДУХОВНАЯ ДОЧЬ СТАРИЦЫ НАТАЛИИ (1899–1991) «Екатерина Владимировна Савельева занимала ответственный пост директора треста детских столовых Василеостровского района. Муж ее был директором универмага. Когда-то она закончила коммунистический ВУЗ им. Сталина, состояла в партии двадцать пять лет. Потом ее исключили из партии за веру в Бога. Когда дело Екатерины Владимировны обсуждали на партсобрании, представитель райкома партии обратился к секретарю партийной организации:
– Вы столько лет работаете вместе и ничего не знали о том, что она – верующая?
– Нет, ничего подобного не знала и не замечала.
А Екатерина Владимировна, как сама рассказывала, только что крестила ее внучку.
Жила она в городе и только наездами бывала в Вырице. Одно время жила у меня на даче. Это была хорошая знакомая моей бабушки, они очень дружили. Она ездила в Печоры к отцу Симеону с 1949 года, когда монастырь еще был в разрухе. Старец Симеон и познакомил ее с матушкой Наталией. Екатерина Владимировна заказала написать две иконы: святых мучениц Наталии и Татианы. Одна из них находится сейчас в Казанской церкви, а где вторая – мне не известно. Она собирала деньги на строительство часовни над могилой прп. Серафима Вырицкого.
Екатерина Владимировна прожила 93 года и была похоронена в Вырице на кладбище у храма святых апостолов Петра и Павла, неподалеку от могилы моей мамы».

(Из воспоминаний Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла)

***

ИЕРОСХИМОНАХ СИМЕОН В МОНАСТЫРСКОМ САДУ. 1950-е гг. Батюшка Серафим Вырицкий еще при жизни благословил меня строить дом в Вырице, и все удачно вышло – построила дом, потом ходила на могилку старца. С 1949 года стала ездить в Печоры к старцу Симеону, который стал моим духовным отцом. Тогда к батюшке приходило не очень много народа, и можно было находиться у него подолгу. Он рассказывал о своей жизни в монастыре, о замечательных людях, которых ему довелось встретить за долгие годы.
Келья отца Симеона находилась рядом с Успенским собором, и он часто приходил на службу раньше других иноков. Старец рассказывал, как зашел однажды в алтарь, а на Горнем месте бес стоит.
– Что, помолиться пришел? – спросил отец Симеон.
– Не помолиться, а подразниться, как христиане в храме стоят.
Бесы в виде крыс кричали в келье отца Симеона:
– Ты святой!
– Нет, не святой, – отвечал старец.
Очень мне хотелось переехать в Печоры, спросила у старца благословения, но он сказал:
– Переедешь – будешь стоять с протянутой рукой.
Однажды попросила батюшку исповедовать меня, так как собиралась причащаться. Он согласился, стал читать по требнику, долго читал, так что я уже устала. А у меня в голове постоянно вертелась мысль: «Поехать, что ли, в среду в Ленинград?»

Вдруг отец Симеон сказал, прервав чтение:
– Слушай, слушай, что читаю! Поедешь, поедешь в среду в Ленинград.
Я удивилась, как он прочитал мои мысли. После этого молилась уже не рассеянно и стала внимательно слушать, что читает батюшка.

Как-то перед тем, как пойти в храм, я разбирала фотографии из папки. Достала фото отца Симеона, поцеловала, приложила ко лбу и возвратила на место. Перед службой забежала к батюшке:
–Благословите в дорогу, хочу завтра утром домой уехать.
– Катя, а за что ты меня вот так? – и батюшка показал, как я дома поцеловала фотографию и приложила ко лбу…

СТАРЕЦ СИМЕОН У ОКОШКА СВОЕЙ КЕЛЬИ

Двадцать пять лет состояла я в партии, очень мучило, что я верующая, а открыться боялась. Не хотелось мне иметь этот билет и, наконец, решилась спросить у батюшки, как поступить. Он ответил:
– Сумела взять билет, сумей и обратно отдать.
Слава Богу, все разрешилось довольно скоро: на работе узнали, что я верующая, и меня исключили из партии. После этого поехала в Печоры к старцу. Зашла к нему в келью, а он сразу говорит:
– Подросла, подросла, значительно подросла. Что, хочешь на ступенечку повыше подняться?
– Да, батюшка, хочу.
Батюшка все уже знал сам: и про то, что я стала беспартийной, и что постилась по нескольку дней, старалась жить по-христиански.

По благословению старца я познакомилась в Печорах с матушкой Наталией. Произошло это как раз после моего исключения из партии.
Однажды отец Симеон спросил меня:
– А ты мать Наталию знаешь?
– Нет.
– Скоро встретишь, она уже близко ходит.
– Но как я ее узнаю?
– А ты помолись: «Господи, помоги мне увидеть мать Наталию», – и встретитесь, она все слышит.

МАТУШКА НАТАЛИЯ С КОЗАМИ В ОКРЕСТНОСТЯХ ВЫРИЦЫ

Всю неделю думала я о словах старца и внутренне повторяла: «Господи, помоги мне увидеть мать Наталию».
И вот, выходя однажды из монастыря, увидела я сидящую на земле очень странно одетую пожилую женщину. Она раскачивалась взад и вперед, обняв руками колени, и тихо повторяла:
– Катя, Катя, а я тебя целую неделю жду.
Рядом с матушкой стояла корзина, а в ней – кошка и курица. Больше никаких вещей у нее не было. Помнится, меня очень удивило такое сосед­ство. Я сказала:
– Меня выгнали из партии и с работы.
– Какая комната шикарная!
И матушка назвала площадь моей комнаты в Ленинграде, затем перечислила многие вещи, которые там находились, и продолжала, отвечая на невысказанную часть моего вопроса. Меня очень волновало, на что буду жить, так как после исключения из партии никуда не брали на работу. Так вот, матушка продолжала:
– А ты картину продай – и год проживешь. Ковер продай – и еще проживем.
Я удивилась, почему она сказала «проживем». Значит, вместе, что ли, будем жить? Но поняла, почему мать Наталия перечисляла вещи в моей комнате. У меня были ценные картины, хорошие старинные вещи, и впоследствии действительно несколько лет я жила за счет продажи своих вещей.

СТАРАЯ ВЫРИЦА

После этой встречи и беседы пошла к батюшке, а он говорит:
– Возьми мать Наталию с собой, она должна жить в Вырице. Это великая угодница Божия.
Так мать Наталия оказалась в Вырице.
После того, как удалось устроить ее в Вырице, приехала я к отцу Симеону. Он меня и спрашивает:
– Ну как там у вас мать Наталия?
– Хорошо, устроились.
– Берегите ее, – сказал старец.

Была у меня комната в Ленинграде, но жила я большую часть года в Вырице. Мать Наталия не знала моего адреса, так как все равно я очень редко появлялась в городе. В Рождественский сочельник приехала на квартиру, а соседка мне и сказала:
– Вас больная спрашивала, видно ненормальная, в детском чепчике, шляпе, совершенно невероятно одетая.
Тут и сама мать Наталия появилась. Я подтвердила соседке, что это ко мне, и спросила у матушки:
– Как нашла меня?
– А я иду по городу и спрашиваю: «Где живет Катя – большая шляпа?» – и мне все указывают.
Пришла она ко мне предупредить, что серьезно заболела родственница. А «большая шляпа» – это свидетельство прозорливости матушки. Когда я работала директором торга, то действительно носила большую и очень дорогую шляпу, по нескольку раз в день поправляла прическу, часто ходила в парикмахерскую.

В одну из ночей я проснулась от какого-то шороха в комнате. Повернулась на кровати, чтобы посмотреть, и услышала голос матушки:
– Катя, Катя; это я – Наташа.
Вот, думаю: как она вошла ко мне в комнату? Наутро опросила всех соседей, не приходил ли кто ночью? Все ответили, что дверь никому не открывали, и никто не приходил. Тогда спрашиваю Наташу:
– Как же ты вошла? – А она отвечает: «Мне Ангел открыл, я и вошла».

Старицы 20 века

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *