Понятие о религиозном воспитании

1.1 Понятие о религиозном воспитании

Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) . Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие — нравственное, религиозное, трудовое, эстетическое воспитание, третьи — добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание. Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог.

Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения . Именно такой холистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, — это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания .

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран — преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) .

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum — священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания — рациональный и мистический .

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты — подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь .

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом — стратегии адаптации и обособления в социуме .

Информация о работе «Религиозное воспитание в семье» Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 61321
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

70872 0 0

… и ее христианский путь изнутри темнеет, колеблется в самых основах своих. С особенной силой это проявляется как раз в том вопросе, которому посвящена настоящая статья, — в вопросе о религиозном воспитании в семье. Здесь действует положение, которое по его бесспорности может быть названо аксиомой религиозной педагогики: религиозно влиять на детей может только тот, кто сам. живет религиозной жизнью …

202948 0 0

… , и что он может сделать для этого человека. Детоводительство, коим является педагогика, в большей мере, чем любое другое служение, зависит от того, кого мы собрались вести. Значение духовно-нравственного воспитания Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но не­разрывно соединены с разворачивающейся уси­лием отнюдь не …

116755 0 0

… на авансцену истории великого русского государства и русского народа, сумевшего XIX веке объединить более 100 других народов в единое государство. Как видим результаты двух цивилизационных выборов были прямо противоположны: подлинное возрождение и объединение русского народа, и колоссальные потрясения Западной Европы. В Смутное время Русская православная церковь, когда нависала смертельная …

19459 0 0

… — это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке». Это означает, что воспитание — это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, имеющие, однако «инструментальное значение в развитии основного начала в личности — духовной жизни». …

Ребенок и религия

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет

Разговор с ребёнком о религии не стоит откладывать на неопределённое время. Религия – это часть мира, и чем полнее знания об устройстве мира, тем более уверенно ребёнок будет себя чувствовать. Кроме того, разговор о религии является частью формирования личности, так как знания о религиях воспитывают толерантность и терпимость.

Не бойтесь разговоров о религии

В современном обществе религия не играет главенствующей роли, однако детей нельзя лишать знаний о ней. Многие родители не касаются этой темы, потому что либо считают её сложной, либо и вовсе необязательной для ребёнка. Но такой подход неправильный. Религиозное воспитание – это часть общего воспитания, и родители должны поделиться с ребёнком знаниями, которые помогут ему в восприятие мира. Ведь, большинство праздников, произведения искусства, история – связаны с религией, и если ребёнок не знаком с её основами, то он воспринимает мир искажённо.

Если родители сами не владеют необходимыми знаниями, то пробелы следует ликвидировать, тогда и отвечать на вопросы ребёнка будет проще. Но в любом случае, надо помнить о терпимости. Даже если родители атеисты, в разговоре о вере неуместны категоричность и нетерпимость. Впрочем, и скрывать собственное мнение тоже нестоит. Родители обязательно должны объяснить ребенку, что не существует «плохих» или «хороших» религий и что каждый человек имеет право самостоятельно сделать выбор в пользу конкретной конфессии или осознанно отказаться от религии.

Не перегружайте информацией

Разговаривая с ребенком о вере, стоит помнить, что перед вами ребёнок. Поэтому разговор должен строиться на понятном ему языке, нет смысла углубляться в богословские рассуждения. А так как все религиозные представления абстрактны, их можно представить, но нельзя потрогать, то очень важно, чтобы все объяснения опирались на слова и жизненный опыт. Так же, важно выбрать точную интонацию и правильное время для разговора. Не имеет смысла преувеличивать таинственность, говорить с пафосом или , наоборот, с безразличием. Беседа должна быть доверительной и должна состояться по обоюдному желанию. Не отрывайте ребёнка от иры, чтобы начать разговор о вере. А вот, когда ребёнок задаёт «наводящие» вопросы, то лучше не отлынивать от ответов. Так же удачным моментом и отправной точкой для начала разговора может стать поход в музей или совместный просмотр телепередачи.

Учитывайте возраст

Начиная разговор о религии, как и любой другой важный разговор, необходимо учитывать особенности возраста ребёнка.

4-5 лет:
Ребёнок легко верит во все мистические идеи, поэтому он легко поверит и в существование Бога. Но, так как интерес к религиозной теме в этом возрасте поверхностный, и инициатива разговора чаще исходит от родителей, то не стоит перегружать ребёнка знаниями. И не стоит внушать страх перед Богом, так же не стоит внушать мысль о всемогуществе Бога, чтобы ребёнок не относился к нему, как к волшебству и не путал с дедом Морозом.

5-7 лет:
В этом возрасте ребёнок может начать задавать сложные вопросы: «Почему люди умирают?», «Что происходит с человеком после смерти?», «Что такое душа?» и т. д. Ребёнок уже может не только поверить в существование неосязаемого и абстрактного, но и может вообразить – представить эту абстракцию.

7-11 лет:
В этом возрасте ребёнок способен понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. Ребенок прекрасно осознает, например, чем заповедь «не убий» отличается от социальной нормы «драться нельзя».

12-15 лет:
В этом возрасте подростки способны осознавать духовное содержание любой религии.

Денис Чернов

> РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ

Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе

И средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На мой взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека.

С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы «Религия и ее памятники», Из истории религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др.

Преподавание религиозных дисциплин в светской школе — дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются в этом вопросе. По данном центральной печати, 78% старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к «Закону Божию». Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии. В библиотеках имеется обширная литература по этим вопросам — как атеистическая, так и религиозно-апологетическая.

Религиозные центры России в последнее время издали дореволюционные пособия по «Закону Божию» и катехизисы. Ими могут воспользоваться учителя религиозных воскресных школ и классов. Но для светской школы такие пособия не подходят.

В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается. В ближайшие несколько лет таким учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт.

Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений — главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога — это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное — он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.

Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На мой взгляд, это требование — одно из важнейших по своей методологической значимости.

Школьный класс или студенческая группа практически никогда не бывают мировоззренчески однообразными. В них нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть класса или группы — неверующие или индифферентные в отношении к религии. Сегодня религиозная тема в средней и высшей школе — не только предмет возросшего интереса учащегося, но и почва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности в образовании.

Светское воспитание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *