Священная библейская история

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Вениамина (Пушкаря) «Священная библейская история».

Священная библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 784 с. : ил.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, профессор, кандидат богословских наук, так пишет в своей книге: «Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям».

«Известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: “Из какой книги?” — великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: “Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего только она ни предлагает, чего только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это — дар Бога людям, любящим и почитающим Его cлово”».

Священная библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной интеллектуальной жизни человека. Если любая история воспитывает гражданина родины и дает умственное развитие, то Священная библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука. В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока.

С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило свет на всю судьбу древнего человечества.

Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому (см. Лк. 19, 40)!

Часть I. Ветхий Завет

Глава 1. Творение Богом мира и человека

Глава 2. Допотопное и послеп отопное человечество

Глава 3. Патриархальный период истории еврейского народа

Глава 4. Период пребывания евреев в Египте

Глава 5. Начало периода вождей. Призвание Моисея и выход евреев из Египта

Глава 6. Путь евреев к Синаю

Глава 7. У горы Синай-Хорив

Глава 8. Путь от Синая к Ханаану

Глава 9. Тридцать восемь лет в пустыне

Глава 10. К земле обетованной

Глава 11. Завоевание земли обетованной

Глава 12. Период Судей (приблизительно 1200–1025 годы до н. э.)

Глава 13. Период Царей (приблизительно 1040–586 годы до н. э.)

Глава 14. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах

Глава 15. Вавилонский плен

Глава 16. Персидское владычество (539–333 годы до н. э.)

Глава 17. Период греческого владычества (333–63 годы до н. э.)

Глава 18. Правление Маккавейской, или Асмонейской, династии (143–63 годы до н. э.)

Глава 19. Период римского владычества

Часть II. Новый Завет

Предисловие

Введение

Глава 1. Рождество Христово и Его жизнь до начала общественного служения

Глава 2. Первый год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 3. Второй год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 4. Третий год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 5. Страстная неделя. Пять великих дней. Крестная смерть Иисуса Христа

Глава 6. Евангельские события от воскресения Господня до сошествия Святого Духа на апостолов

Заключение

Приложения

Священная Библейская история Ветхого Завета

Смысл Священного Писания, т.е. те мысли, которые священные писатели, вдохновленные Святым Духом, излагали в письменах, выражается двояко: непосредственно – через слова, или посредственно, – через лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Поэтому различаются два главных вида смысла Священного Писания:

в первом случае – смысл словесный или буквальный;

во втором – смысл предметный или таинственный, духовный.

Священные писатели, выражая свои мысли через слова, употребляют их иногда в собственном, прямом значении, а иногда – не в собственном, переносном значении. Так, например, слово «рука» по общепринятому словоупотреблению означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмопевец Давид молится Господу: «Простри руку Твою с высоты» (Пс. 143:7), то очевидно, что здесь слово «рука» употреблено в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, таким образом, первоначальное значение слова переносится на предмет духовный, высший, умопредставляемый.

Сообразно с таким употреблением слов и буквальный смысл Священного Писания подразделяется на два вида:

смысл собственный или буквальный;

смысл несобственный или буквально-переносный.

Так, например, в книге Бытия (гл. 1: 8–10) слово «вода» употребляется в собственном, буквальном смысле: «И сказал Бог да соберется вода… а собрание вод назвал морями», а в псалме 68: 2 – «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души » – в переносном, в смысле скорбей и бедствий.

Далее, в книге Чисел (6: 3), под именем вина разумеется охмеляющий напиток, сделанный из винограда; а в устах Христа Спасителя (Мк. 2:22) «вино новое» означает новозаветное учение. Вообще же Св. Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах духовных, умопредставляемых, например, о Боге, о Его свойствах, действиях и тому подобное.

Когда мысли в Священном Писании выражаются не через слова непосредственно, а через лица, вещи, действия и события, описываемые словами, тогда является таинственный смысл. Но так как при этом лица, вещи, действия и события священными писателями берутся из разных областей, ставятся в неодинаковые отношения между собой и к выражаемым понятиям, то поэтому и формы выражения таинственного, смысл Св. Писания можно разделить на следующие виды: прообраз

А. Прообразом называется такой способ выражения таинственного смысла Св. Писания, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия.

Ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви Ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них будущие события Церкви Новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предизображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.

Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Всевышнего (Быт. 14:18–20), вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны, Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи.

Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего современно-исторического значения для патриархальных времен, приведенное повествование из 14-й главы книги Бытия имеет и глубокое, таинственно-прообразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Историческое лицо Мелхиседека, по объяснению ап. Павла (Евр. 7:1–2), явилось прообразом Иисуса Христа. Предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви, указывали на новозаветное таинство Евхаристии.

Историческое событие – переход израильтян через Красное море (Исх. 14:16–30), помимо своего современно-исторического значения, по мнению ап. Павла (1Кор. 10:1–2), прообразовало новозаветное крещение, а само море заключило в себе, по объяснению Церкви, образ Неискусобрачной Невесты – Девы Марии.

По словам ап. Павла (Евр. 10:1), весь Ветхий Завет был прообразом Нового Завета или, как говорит Апостол, тенью грядущих новозаветных благ.

Б. Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события, хотя и не исторические, но вполне возможные, заимствованные обыкновенно из обыденной действительности – то такая литературная форма выражения таинственного смысла Священного Писания называется притчею. Таким образом, притча – это иносказание. На Ближнем Востоке ещё в древние времена люди любили выражать свои мысли в форме притчи. Поэтому не случайно свое учение Господь наш Иисус Христос часто излагал притчами. Такой способ изложения духовных истин был доступен простому народу.

В. Когда, для выражения какой-нибудь мысли священные писатели животным и даже неодушевленным предметам приписывают свойства и действия человеческие так, что они говорят и действуют как люди, то такая форма выражения таинственного смысла Св. Писания носит название – аполога.

Из ветхозаветных апологов можно указать на аполог, заключающийся в книге Судей (гл. 9:8–16). Здесь деревьям священный автор приписывает свойства человеческие, так что деревья могут и мыслить, и говорить, как люди. Все это он делает для того, чтобы раскрыть глубокую нравственную истину Святого Писания.

Г. Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные образы и картины, которые Господь показывал избранным людям, находящимся при этом, обыкновенно, в особом, мистическом состоянии, во сне или наяву, тогда такой способ раскрытия смысла Священного Писания называется видением.

Так, например, Иаков видит во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, по которой восходит и нисходит сонм ангелов, наверху которой стоит Сам Господь (Быт. 28:11–17). Лестница Иакова явилась прообразом Божией Матери. Само же видение показывает, что Господь всегда промышляет о людях через посредство Своих ангелов, а когда исполнились времена, Он Сам сошел к людям, воплотившись через Святую Деву Марию.

Пророк Иезекииль (Иезек. 37:1–14) видит поле, усеянное сухими человеческими костями. Эти кости, повинуясь слову Господа, соединяются вместе, облекаются плотью и кожей, им даётся дух животворящий, и они делаются живыми людьми. По объяснению Самого Бога, это видение означало политическое восстановление израильского народа, томившегося в вавилонском плену и потерявшего надежду на возвращение прежней политической самостоятельности. По толкованию святых отцов, это видение также указывало на грядущее всеобщее воскресение мертвых.

Д. Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Господа совершались Его избранниками, то такой способ выражения таинственного смысла Священного Писания называется символом.

Так, пророк Исаия по повелению Господа три года ходит наг и бос в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда царь ассирийский отведет их в плен нагими и босыми (Ис. гл. 20).

Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбивает новый глиняный сосуд в знак разрушения Иерусалима халдеями (Иер. гл. 19).

Епископ Вениамин (Пушкарь): Священная Библейская История Ветхого Завета

Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский,

профессор, кандидат богословия

Священная Библейская История Ветхого Завета.

Владивосток, Издательство Дальневосточного гос. университета, 2000.

Предисловие.

Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного; к серьёзной интеллектуальной жизни человека.

Если любая история воспитывает гражданина родины и даёт умственное развитие, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждёт и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идёт упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф. М. Достоевского можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей».

Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения рода человеческого. Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что Библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце; но и современная историческая наука.

В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока. С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.

Из-под песков пустыни археологи извлекли на поверхность замечательные памятники забытых культур — святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотеки и архивы. Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, и трактаты, и молитвы, и литературные памятники, и религиозные языческие мифы минувших веков, в том числе эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.

В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. В развалинах этих городов найдено подтверждение подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Благодаря стараниям археологов из-под толщи пылевых наносов и мусора на поверхность земли для взора современного человека явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамейцев, ассирийцев и халдеев.

См. также Священная Библейская история Нового Завета

Предисловие

Введение Святая Библия – Книга Книг Название и Содержание Библии О различных формах и способах выражения смысла Священного Писания О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания Краткое содержание книги «Бытие» Глава I. Творение Богом Мира и Человека Ангельский мир Материальный мир Дни творения Первый день Второй день Третий день Четвертый день Пятый день Шестой день Седьмой день Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю Грехопадение и его последствия Глава II. Допотопное и Послепотопное Человечество Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества Потомки Каина и Сифа Всемирный потоп Потомки Ноя Вавилонское столпотворение и рассеяние народов Начало идолопоклонства Глава III. Патриархальный Период Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю Аврам в Египте Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена Четвертое богоявление Авраму Рождение Измаила Аврам получает имя Авраам Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов Рождение Исаака и изгнание Агари Принесение Исаака в жертву Богу Смерть Сарры и женитьба Исаака Смерть Авраама Исаак и его сыновья Хитрость Ревекки и Иакова Лестница Иакова Жизнь Иакова у Лавана Иаков покидает Харран Встреча с Исавом Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре Братья продают Иосифа измаильтянам Иосиф в доме Потифара Сны фараона Встреча Иосифа с братьями Иосиф открывается братьям Глава IV. Период Пребывания Евреев в Египте Переселение Израиля в Египет Смерть Иакова и Иосифа Положение евреев в Египте после смерти Иосифа Глава V. Призвание Моисея и выход Евреев из Египта Рождение и воспитание Моисея Призвание Моисея Казни египетские Установление Пасхи Исход из Египта Чудесный переход через Красное (Чермное) море Глава VI. Путь Евреев к Синаю Пустыня Сур Пустыня Син Рефидим Глава VII. У Горы Синай-Хорив Заключение Завета Синайское законодательство и его значение Завет утверждается жертвенной кровью Нарушение Завета Восстановление Завета Построение походного храма и его устройство Преобразовательное значение Скинии Ветхозаветное священство Глава VIII. Путь от Синая к Ханаану Чис. 10–14. Втор. 1:19–46 Гробы прихоти Асироф Пустыня Фаран Глава IX. Странствование по Пустыне Возмущение Корея, Дафана и Авирона Сомнения Моисея и Аарона Глава Х. К Земле Обетованной Числа гл. 20 Медный змей Дальнейший путь к обетованной земле Последние дни Моисея Глава XI. Завоевание Земли Обетованной Книга Иисуса Навина Чудесный переход через реку Иордан Падение Иерихона Взятие Гая Хитрость жителей Гаваона Битва у Гаваона Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной Глава XII. Период Судей Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина Девора и Варак Гедеон Иеффай Самсон Первосвященник и судья Илий Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила Гибель династии Илия и пленение Ковчега Самуил – пророк и судья Глава XIII. Период Царей Помазание Саула на царство Саул побеждает аммонитян Первое непослушание Саула Второе непослушание Саула Помазание Давида на царство Героический подвиг Давида Слава Давида и ревность Саула Открытое преследование Давида Саулом Смерть Самуила и Саула Воцарение Давида (1010–970 гг.) Иерусалим – столица царства Давида Расширение и укрепление царства Еврейского Нравственное падение Давида Мятеж Авессалома Воцарение Соломона и смерть Давида (970 г.) Соломон – Мудрый судья и правитель Построение Иерусалимского храма Богатство Соломона и нравственное его падение Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 г.) Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н.э.) Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н.э.) Глава XIV. Деятельность Пророков 3 и 4 книги Царств Пророк Илия Пророк Елисей Пророк Иона Пророки Амос и Осия Пророк Исаия Пророк Иеремия Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония Глава XV. Вавилонский Плен «На реках вавилонских» Пророк Иезекииль Пророк Даниил Друзья пророка Даниила в печи вавилонской Глава XVI. Персидское Владычество Падение Вавилонского царства Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам Возвращение из плена Построение второго храма Деятельность священника Ездры Деятельность Неемии. Книга Неемии Глава XVII. Период Греческого Владычества (333–63 гг. до н.э.) Иудея под властью царей Египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык Иудея под властью сирийских царей (199–143 гг.) Освободительная война под предводительством Маккавеев Глава XVIII. Правление Маккавейской (Асмонейской) Династии Глава XIX. Период Римского Владычества Царь Ирод Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя Фарисеи Саддукеи Ессеи Глава XX. Всеобщее Ожидание Спасителя Иудейские рассеяния Состояние языческого мира Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии Книги Священного Писания Ветхого Завета Книги Священного Писания Нового Завета Послания апостолов: Послания апостола Павла: Сокращенные обозначения книг Библии в алфавитном порядке Ветхий завет Новый завет Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета История Еврейского Народа История еврейского царства после разделения Приложение 3. Археологические Подтверждения Библейских Событий Предания о творении мира Предание о потопе Ученые о потопе В поисках Ноева Ковчега Вавилонская башня Ур Халдейский Харран – город древнего царства Мари Поиски Содома и Гоморры Дубрава Мамре Евреи в Египте Завоевание Ханаана Чудесный переход Иордана Следы завоевания Силом – религиозный центр Израиля Гива – столица царя Саула Смерть Саула Взятие Иерусалима Царица Савская Археологические следы от времени разделения Израильского царства до плена вавилонского (930–586 гг.) Дворец из слоновой кости Моавитский камень Черный обелиск Салманасара III Израиль – данник Ассирии Закат Израиля Падение Самарии Пограничный город Мицпа (Массифа) Нашествие Сусакима Канал Езекии Пленение вавилонское Годолия – губернатор Иудеи Закат Древнего Востока. Завоевания персов О чем рассказывает глиняный цилиндр Кира-освободителя? Приложение 4. Библейский Календарь Приложение 5. Библиография 1. Библейская История. Источник 2. Ветхий Завет: Вводные Труды 3. Ветхий Завет: Толкования 4. Библейская Археология. Библия и Вавилон 5. Библейская География 6. Древний Восток. Общие Труды. Источники 7. Ассирия и Вавилон 8. Атласы 9. Словари. Справочники. Библиография

Предисловие

Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьёзной интеллектуальной жизни человека.

Если любая история воспитывает гражданина родины и даёт умственное развитие, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждёт и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идёт упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф.М. Достоевского можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей».

Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения рода человеческого. Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что Библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце; но и современная историческая наука.

В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока. С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.

Из-под песков пустыни археологи извлекли на поверхность замечательные памятники забытых культур – святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотеки и архивы. Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, и трактаты, и молитвы, и литературные памятники, и религиозные языческие мифы минувших веков, в том числе эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.

В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. В развалинах этих городов найдено подтверждение подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Благодаря стараниям археологов из-под толщи пылевых наносов и мусора на поверхность земли для взора современного человека явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамейцев, ассирийцев и халдеев.

Все эти необычайные археологические открытия нам дороги тем, что они тесно связаны с библейской историей, и не только проливают на нее много нового света, уясняя часто самые трудные ее страницы, но и дают чудесное подтверждение многих библейских фактов и событий, которые до этого могли безнаказанно отвергаться критикой скептицизма. Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно, в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому! (Лк. 19:40).

«Я не преподам вам возвышенных учений!» Ιγνάτιος ο Θεοφόρος

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета.

1. Завет был дан в рамках одного народа.

В Ветхом Завете Церковь, или Народ Божий, ограничивалась национальными рамками.

Этот этап стал преодолеваться в эллинистическую эпоху (III–I вв. до Р.Х.), когда в ветхозаветную Церковь стали входить первые прозелиты.

2. Патриархи и устные сказания.

Предки израильтян, именуемые патриархами, пришли в Палестину с Востока, из Месопотамии и Сирии.

Когда Авраам покинул «дом отца» (ок. 1900-1700 гг. до Р.Х.) были, по-видимому, сложены первые сказания о начале мира и человека, а также предания о самих патриархах (Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе и др.). Данная традиция закреплялась в устной форме.

3. От Моисея до Иисуса Навина.

В начале XVII века до Р.Х. израильтяне (Сыны Израиля) переселились во время голода в пограничную область Дельты Нила.

Тяжелой стала жизнь израильтян при Рамзесе II, который, перенеся свою резиденцию в Дельту, привлек к строительным работам иноплеменников.

В XIII веке Израиль покидает Египет.

Первое время народ кочевал по пустыне в окрестностях горы Синай и оазиса Кадеса.

· Дан первый Закон, от которого ведет начало Св. Предание Торы (Пятикнижия). Часть его была записана самим Моисеем (напр., Исх 20), часть — хранилась устно в среде левитов. Тем не менее по духу Тора остается Моисеевой (см. §15,16).

· В ту же эпоху были сложены гимны (Исх 15; 16,17; Числ 10,35), которые вошли в сборники, не дошедшие до нашего времени.

Около 1200 года Израиль начинает заселение Ханаана, постепенно проникая в его северные и южные области.

4. Эпоха судей.

В XII-XI веках Ханаан пытались захватить филистимляне (пришедшие из Эгеиды) и кочевники. Израиль в это время представлял собой союз племен, связанный религиозными узами.

Противники, пользуясь его раздробленностью, установили свою власть в стране.

Выступления Деворы, прор. Самуила и группы Сынов Пророческих поднимали дух народа и содействовали борьбе за независимость.

Религиозные центры в те дни — города Сихем и Силом.

· В Сихеме представители колен собирались на праздники.

· В Силоме хранился Ковчег.

Коленами управляли «шофеты» — судьи.

В эпоху судей были сложены сказания о борьбе с филистимлянами

Благодаря деятельности Самуила филистимское иго ослабело.

Для борьбы с ним народ захотел избрать царя.

Первым царем был Саул, …погиб в битве с филистимлянами.

Его преемник Давид сумел наголову разбить их и оттеснить к морю.

5. Царство Давида и Соломона.

Около 1000 года Давид

· Образовал многонациональную империю (в нее входили, кроме израильтян и южан-иудеев, моавитяне, едомитяне, аммонитяне и сирийцы).

· Сделал столицей ханаанскую крепость Иерусалим.

· Давид положил начало книге Псалмов (самые ранние из них — 17, 29, 31).

В правление сына Давида Соломона (970-931) Израиль утратил Сирию, но государство его процветало и вело оживленную торговлю с соседями (Египтом, Финикией, Савским царством).

— При Соломоне — строителе иерусалимского Храма — была создана корпорация придворных летописцев, мудрецов и книжников (соферов).

Они собирали притчи, афоризмы и сказания (основа Кн. Притчей), рассказы о судьях и первых царях.

— При Соломоне был обработан свод Св. Моисеевой Истории (Ягвистической), в основу которого легло домоисеево и Моисеево Предание.

6. Израиль и Иудея до пророков-писателей.

После смерти Соломона около 922 года его держава распалась на два царства:

1. Северное (Израиль, или Ефрем), столица Самария.

2. Южное (Иудею), столица Иерусалим.

Давидова династия правила в Иудее.

В Северном царстве сменилось несколько династий. Его столицей стала Самария.

Моисееву традицию на севере хранили левиты Сихема.

Именно они обработали свой (второй) вариант Св. Истории (Элогистической) и кодекс Второзакония.

Пророки (Илия, Елисей и др.) вели борьбу против язычества, которое легко заражало массы.

Израиль и Иудея соперничали друг с другом, что ослабило их в политическом отношении и сделало беззащитными перед натиском Ассирии.

7. Первые пророки-писатели.

В эпоху борьбы с Ассирией выступили пророки-писатели, первым из которых был иудейский пастух Амос (VIII в.), проповедовавший в Северном царстве.

Его младшим современником был Осия из Самарии. Оба они — самые ранние библейские авторы, которым принадлежат приписываемые им книги почти целиком.

В конце VIII — начале VII века в Иудее пророчествовал Исайя, вдохновитель религиозной реформы царя Езекии, боровшегося против пережитков язычества.

Прор. Исайя предостерегал царя от политических союзов, считая, что главное его дело — защищать чистоту веры.

Трудами Исайи было создано целое направление, или школа.

Самому Исайе …принадлежат главы 1-11, 17-19, 22, 23, 28-33.

Книги пророков писались на небольших пергаментных свитках, которые потом сшивались. Это объясняет отсутствие хронологической последовательности в их речах, которую пытается восстановить библейская наука.

К VIII веку относится время деятельности пророка Михея

Составление гл. 25-30 Кн. Притчей, а также части «царских псалмов».

8. Иудея после падения Северного царства.

Северное царство пало в 722 году.

· Центром религиозной жизни становятся Иудея и Иерусалим.

· Туда левиты-северяне приносят свитки Моисеева Закона, которые хранились в Сихеме и Самарии.

При Манассии (сыне Езекии) пророки подверглись гонениям, но его преемник, благочестивый Иосия (640-609) начал полное преобразование культа и жизни в духе пророческого учения.

В 622 году он (Иосия) нашел Книгу Закона, которую торжественно обнародовал.

Все святилища, кроме Храма, были упразднены.

При Иосии проповедовали и писали пророки Софония, Наум и Аввакум.

При нем в 626 году начал свое служение пророк Иеремия, автор обширной книги, куда были включены (вероятно, его учеником Варухом) и части его биографии.

Тогда же приступили к переработке исторических летописей в Св. Историю, которая начиналась с Моисея (Исторические книги ВЗ, или Второзаконническая история).

Сборник был закончен в плену около 562 года.

Пророк Иеремия был свидетелем агонии и гибели Иерусалима, разрушенного и сожженного Навуходоносором в 587 году.

Большая часть населения городов была уведена в изгнание в Вавилон.

Некоторые иудеи бежали в Египет, куда с ними ушел и Иеремия.

Он верил, что Бог после испытаний даст людям Новый Завет вместо старого, который они не сохранили.

9. Эпоха Плена.

В изгнании ветхозаветная Церковь не утратила своей веры и с покаянием оглядывалась на свое прошлое.

Ей помогли пророки, среди которых был и священник Иезекииль (ум. ок. 570 г.).

В изгнании Тора приняла нынешнюю свою форму, были собраны многие псалмы.

Около 450 года пробудилась надежда на освобождение: Вавилону стал угрожать персидский царь Кир.

Второисайя.

В это время писал и проповедовал один из величайших пророков Ветхого Завета. Его имя осталось неизвестным, а писания включены в Кн. пр. Исайи, вероятно, потому, что пророк был последователем Исайевой школы.

В библейской науке этот благовестник спасения, певец страждущего Служителя Господня (Мессии), называется Второисайей. Ему принадлежат Ис. 40-55. Главы 56-66, по-видимому, написаны им же, но после возвращения из плена в 538 году.

Второисайе и его кругу приписывают также Ис 13-14; 21,1-10; 34-35.

10. Реставрация.

После взятия Вавилона персами иудеи получили разрешение вернуться на родину.

Возвратилась лишь часть народа, во главе которого стояли первосвященник Иошуа (Иисус) и князь Зоровавель.

В 520 году пророки Аггей и Захария выступили с призывом восстановить сожженный халдеями Храм.

Он был отстроен заново в 515 году.

Духовная жизнь народа в разоренной стране пришла в упадок. Об этом свидетельствует Кн. прор. Малахии (V в.).

11. Законники.

В 445 году в Иерусалим прибыл чиновник персидского царя иудей Неемия. Он восстановил стены города и попытался возродить жизнь ветхозаветной Общины.

Ему препятствовали самаряне (остатки населения Северного царства, смешавшегося с переселенцами из восточных стран).

Общему упадку Неемия хотел противопоставить Закон.

Помощь ему оказал книжник и священник Ездра, который приехал из Вавилона.

Ездра созвал в Иерусалиме народное собрание и привел иудеев к присяге — неукоснительно соблюдать заветы Торы.

С этого времени начался процесс обособления иудейства.

Реакцией на крайности Ездры явились Кн. Руфь и Кн. Ионы, которые были направлены против национальной узости.

12. Мудрецы Израиля.

Между V и III веками параллельно с законниками значительное место в ветхозаветной Церкви начинают занимать мудрецы.

Чужды национальной замкнутости, хотя ревностно оберегали основы веры.

Ими были написаны Кн. Иова (ок. 400 г.), Кн. Екклезиаста (ок. 300 г.) и переработаны книги Притчей и Песнь Песней.

Одним из последних мудрецов был Иисус сын Сирахов (ок. 190 г.).

Духовенством Иерусалима была составлена 5-я Св. История (III в. до Р.Х.), которая рассматривала историю царей, плена и возвращения в духе церковной ветхозаветной традиции: 1-2 Паралипоменон.

Пророческую традицию продолжают в те дни Иоиль, Второзахария (Зах 9-12) и апокалиптики Исайевой школы (Ис 24-27), у которых мы находим первые свидетельства о вере в воскресение мертвых.

13. Иудейство и эллинизм.

· В 332 году Иудея перешла из рук персов под власть Александра Македонского.

· После его смерти была включена в состав греко-египетского царства Птолемеев.

Птолемей I Лаг переселил многих иудеев в Александрию.

Там около 250 года при Птолемее II Филадельфе (285-247) был начат перевод Пятикнижия, а затем других св. книг на греческий язык (Септуагинта).

В 189 году царь Селевкидской династии Антиох III Великий отвоевал Иудею у Египта.

Селевкиды повсюду насаждали греческие обычаи и верования.

С этого времени начинается суровая борьба ветхозаветной Церкви против эллинских соблазнов.

Написанные в начале III века до Р.Х. Кн. Товита, Кн. Варуха и Послание Иеремии ставили своей целью… защитить от греческого влияния идеалы иудейства.

В 168 году селевкидский царь Антиох IV Епифан (175-163) обрушился на Иудею с кровавыми гонениями, пытаясь искоренить ее религию.

Храм превратили в языческое капище, книги Писания предавались огню, а все ветхозаветные обряды были запрещены.

Гонимые и мученики черпали в те дни утешение в пророчествах Кн. Даниила, которая была составлена около 165 года на основе древних преданий.

Тогда же, по-видимому, была написана и Кн. Иудифь

Близкой по духу и времени к Кн. Даниила была 1 Кн. Еноха, которая потом дополнялась в течение ряда десятилетий.

В 164 году до Р.Х. иудеи восстали против Антиоха. Под водительством Иуды Маккавея из Хасмонейского рода они добились быстрых успехов.

Около 140 года страна была уже полностью независимой и управлялась династией Хасмонеев.

К этому времени вся еврейская Библия была завершена.

14. На рубеже двух Заветов.

Иудея оставалась самостоятельным царством вплоть до 63 года до Р.Х., когда ее покорили римляне.

При Хасмонеях внутри Общины возникло несколько течений, каждое из которых создало свою литературу.

В среде фарисеев возникли первые записи «Устного Закона» (предшествующие Талмуду),

2-я Кн. Маккавейская (ок. 120 г.) и Псалмы Соломона (ок. 63 г.).

Сторонники династии Хасмонеев, близкие к саддукейской партии, создали 1-ю Кн. Маккавейскую (ок. 100 г.).

В кругах, принадлежавших к ордену ессеев, возникла Кумранская литература, Кн. Юбилеев и другие апокрифы (II–I вв. до Р.Х.).

В Александрии эллинизированные евреи диаспоры имели собственную богатую литературу:

Наиболее известны Кн. Премудрости Соломоновой (ок. 50 г. до Р.Х.) и сочинения Филона (25 г. до Р.Х. — 40-е гг. по Р.Х.), который стремился сочетать ветхозаветное учение с античной философией.

Многие книги, написанные за последние два века до Р.Х., уже выходят за рамки библейской традиции. Но они важны для толкователей Писания, поскольку образуют как бы мост между Ветхим и Новым Заветами.

Конспект по:Исагогика прот. А.Мень

Главы 20 и 34-35, содержащие эпизоды из биографии пророка, взяты либо из летописи, либо из «жития» Исайи

Tags: Исагогика, Священное Писание, история

Священная библейская история

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *