Пётр (Зверев)

В Википедии есть статьи о других людях с похожими именами, см. Зверев и Зверев, Василий.

Архиепископ Петр

епископ Балахнинский Петр (Зверев), 1919—1921 годы

Архиепископ Воронежский и Задонский

январь 1926 — 1927
Предшественник Владимир (Шимкович)
Преемник Нафанаил (Троицкий) (в/у)

Епископ Старицкий,
викарий Тверской епархии

2 января 1922 — 1924
Предшественник Борис (Соколов)
Преемник Сергий (Зверев)

Епископ Балахнинский,
викарий Нижегородской епархии

14 февраля 1919 — январь 1922
Предшественник Лаврентий (Князев)
Преемник Филипп (Гумилевский)
Имя при рождении Василий Константинович Зверев
Рождение 18 февраля (2 марта) 1878
Москва
Смерть 7 февраля 1929 (50 лет)
Соловецкие острова
Принятие монашества 1900 год
Канонизирован Архиерейским Собором в 2000 году
В лике священномученика
День памяти 25 января (7 февраля)
Архиепископ Петр на Викискладе

Архиепископ Пе́тр (в миру Василий Константинович Зверев; 18 февраля (2 марта) 1878 года, Москва — 7 февраля 1929, остров Анзер, Соловки) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Воронежский и Задонский.

Прославлен в лике Новомучеников Российских Архиерейским собором в августе 2000 года.

Биография

Отец — священник; служил сначала в храме подмосковного села Вишняки, затем был настоятелем храма Александра Невского при доме Московского генерал-губернатора, а затем служил в Сергиевом храме Чудова монастыря в Кремле. Мать — Анна. Братья: Арсений, чиновник; Кассиан, офицер, убит на фронте в 1914 году; Василий. Сестра — Варвара.

С 1886 года учился в московской классической гимназии. После окончания гимназии в 1895 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, после окончания которого поступил в Казанскую духовную академию, где принял монашество с именем Пётр и был рукоположен во иеромонаха. Академию окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия (кандидатская работа: «Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям»).

В 1902 году назначен преподавателем Орловской духовной семинарии.

В 1903 год назначен первым настоятелем Князь-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме и одновременно епархиальным миссионером. Состоял в числе братии Звенигородского Саввина монастыря.

В 1907 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. Определением Святейшего синода от 3—12 января 1908 года уволен от службы в данной семинарии.

В 1909 году назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Белёве Тульской епархии, находившегося недалеко от Оптиной пустыни, которую он часто посещал.

8 августа 1910 года был возведён в сан архимандрита.

6 мая 1915 года «за службу по епархиальному ведомству» Св. Петр был награждён орденом Св. Анны 2-й степени.

В октябре 1916 года Святейший правительствующий синод распорядился направить его в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Однако поездка не состоялась, и он в 1916—1917 годах был проповедником на фронте.

6 марта 1918 год назначен настоятелем Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. В 1918 году был взят заложником тверской губернской ЧК, но вскоре освобождён.

Епископ Балахнинский

На праздник Сретения, 15 февраля 1919 года, был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Ввёл строгую уставную службу в Печерском монастыре, учил детей Закону Божьему. В Нижнем Новгороде служил также в храме благоверного князя Александра Невского в Сормове (ныне ул. Баррикад), о чём свидетельствует ныне памятная доска на этом храме.

В мае 1921 года был арестован по обвинению в разжигании религиозного фанатизма, отправлен сначала в Москву (находился на Лубянке, в Бутырской и Таганской тюрьмах; в заключении тяжело заболел), а затем в Петроград. 4 января 1922 года был освобождён в результате заступничества верующих.

Епископ Старицкий

2 января 1922 года назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии, управлял епархией во время отъездов правящего архиерея Серафима (Александрова), который был членом Синода.

31 марта 1922 года обратился к пастве к призывом жертвовать на нужды голодающих в Поволжье и распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для священнослужения. Сам он всё время служил как простой священник. Летом 1922 года осудил обновленческое движение.

24 ноября 1922 года был арестован и выслан в Туркестан на два года, жил в городе Перовске. Жил в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. В 1924 году освобождён, в конце года прибыл в Москву и недолго управлял Московской епархией.

После ареста епископа Бутурлиновского Митрофана (Поликарпова) местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) 16 июля 1925 года послал в Воронеж в помощь престарелому архиепископу Воронежскому Владимиру (Шимковичу) викарного епископа Петра (Зверева). При этом не ясно получил ли епископ Петр назначение на викарную кафедру или нет.

Служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенском церкви Покровского Девичьего монастыря. Его богослужения собирали большое число верующих, с любовью и почитанием относившихся к владыке.

Архиепископ Воронежский

С января 1926 года, после кончины престарелого воронежского митрополита Владимира (Шимковича) был назначен по просьбе верующих архиепископом Воронежским и Задонским.

Был прекрасным оратором и проповедником. Поощрял общенародное пение. Высокий авторитет владыки привел к тому, что в том же году начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат приходов в лоно Патриаршей Церкви. Эта деятельность архиепископа столкнулась с резким неприятием властей — его неоднократно вызывали в милицию и ГПУ. При этом верующие создали группу из 10—12 человек для охраны владыки, пытались устроить манифестацию в его защиту его от административного произвола. При очередной попытке в августе допросить архиерея за ним следом пришло около трёхсот верующих, которые были рассеяны конной милицией. Деятельность владыки Петра вызывала неприятие и руководящего сотрудника ГПУ Тучкова, который настаивал на его удалении из Воронежа.

Осенью 1926 года группа из девяти верующих рабочих направила телеграмму в адрес 15-й партконференции. В телеграмме говорилось: «Через местное воронежское ГПУ Тучков требует выезда в Москву единственного избранного народом, нашего православного архиепископа Петра (Зверева). Православные Воронежской губернии — 99 % исключительно рабочих и крестьян. Вызов архиепископа волнует верующих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновленцами слухов о высылке нашего архиепископа. Для предотвращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причинах вызова архиепископа…». Власть расценила это событие как попытку «спровоцировать воронежских рабочих».

В ночь на 29 ноября 1926 года он был арестован. Обвинён в распространении контрреволюционных слухов, имеющих целью вызвать недоверие к советской власти и дискредитировать её, и настраивании верующих против власти. Вину не признал; 22 марта 1927 года приговорён к 10 годам лишения свободы «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Вместе с ним были осуждены и некоторые его соратники, в том числе токарь Отроженских железнодорожных мастерских Василий Сироштан, признавший, что был инициатором посылки телеграммы (он получил пять лет лишения свободы). К 10 годам лишения свободы вместе с архиепископом был приговорён заместитель директора железнодорожного политехникума Дмитрий Москалев. К 3 годам лишения свободы был приговорён келейник архиепископа архимандрит Иннокентий (Беда).

На Соловках

Был отправлен для отбытия наказания в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. У него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого. Строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу.

После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) был избран ссыльными архиереями главой соловецкого православного духовенства. Возглавлял тайные богослужения, а после того как у духовенства был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра.

Был отправлен в штрафной изолятор на Заяцких островах. Писатель Олег Волков, также бывший соловецким узником, вспоминал:

«То была месть человеку, поднявшемуся над суетой преследований и унижений. Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидев его издали, отворачивалось, будто не замечая православного епископа — ничтожного „зека“… Начальники в зеркально начищенных сапогах и ловко сидящих френчах принимали независимые позы: они пасовали перед достойным спокойствием архиепископа. Оно их принижало. И брала досада на собственное малодушие, заставлявшее отводить глаза… Преосвященный Пётр медленно шествовал мимо, легко опираясь на посох и не склоняя головы. И на фоне древних монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие… Епископа Петра схватили особенно грубо, словно сопротивляющегося преступника. И отправили на те же Зайчики…».

В этот период владыка написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.

Смерть в лагере

Заболел тифом и в январе 1929 года был помещён в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Там же, проболев две недели, скончался. Перед смертью написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Вопреки запрещениям начальства, его облачили в мантию и клобук, надели омофор, вложили в руки крест, чётки, Евангелие и совершили отпевание. На могиле был поставлен крест.

Почитание и канонизация

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 26 января.

В июне 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых под руководством иеромонаха Дамаскина (Орловского) из Синодальной комиссии и игумена Германа из Соловецкого монастыря отыскать место захоронения архиепископа Воронежского Петра. Его мощи обретены во время раскопок 17 июня 1999 года и положены в Соловецком монастыре. По воспоминаниям очевидца, тела у всех погребённых, умерших от тифа, имели чёрный цвет в отличие лишь от одного, как позже подтвердилось — архиепископа Петра, которое было белого цвета.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года прославлен как священномученик.

9 августа 2009 года мощи священномученика Петра (Зверева), за исключением честной главы, которая по резолюции Патриарха Кирилла осталась на Соловках, были доставлены Соловецкого монастыря в Алексиево-Акатов женский монастырь города Воронежа; перенесение святыни совпало с 80-летием со дня преставления священномученика и 10-летием обретения его честных мощей.

Житие Петра Зверева, архиепископа Воронежского

Василий родился в семействе священнослужителя в 1878 года. По окончанию гимназию 3 года обучался на историко-филологическом отделении университета города Москвы. На втором курсе духовной академии города Казани постригся в монахи и получил чин иеромонаха с именем Петр.

Когда окончил академию, был преподавателем семинарии города Орла. В Новгороде иеромонах Петр стал объектом доносов со стороны революционеров. На протяжении двух лет он терпел клевету, но не выдержал и написал ходатайство об увольнении.

В 1916 году Петру предложили отправиться миссионером в Северо-Американскую митрополию, но он убыл проповедником на фронт. После февральской революции он проводил службы среди рабочих Сормово, чем заслужил их любовь и уважение. Когда власти арестовали его, то люди отказались работать три дня:

  • Поэтому его перевели в Московскую Лубянку и обвинили в разжигании религиозной нетерпимости с политическим уклоном.
  • Затем направили в Бутырку,.
  • Потом — в Таганку и Петроградскую тюрьму.

Но народные волнения заставили чекистов освободить отца Петра.

В 1922 году он принимал активное участие в сборе пожертвований для людей Поволжья, которые испытывали страшный голод. Отдал даже церковные вещи, кроме тех, которые нужны были для богослужения.

Когда в Тверской митрополии случился раскол, Петр написал обращением, но цензура тверского ОГПУ не дала разрешения к печати. Рекомендовала привлечь за использование дореволюционной письменности. Но начальник секретного отдела не считал это веским доказательством и потребовал других подтверждений его антисоветской деятельности. Работники ГПУ учинили допросы в окружении отца Петра. Когда ночью к нему ломились в двери, он долго не открывал потому что, палил бумаги, которые могли бы скомпрометировать других священнослужителей.

За сокрытие информации и уничтожение доказательств антисоветской деятельности отца Петра арестовали, а в 1927 году отправили на 10 лет в лагерь на архипелаге ГУЛАГ. Он трудился сторожем, затем счетоводом. Во время эпидемии чумы заболел и скончался 7 февраля 1929 года.

Канонизация

За что был канонизирован архиепископ Петр Зверев? Он причислен к числу новомучеников и исповедников Российских в 2000 году, как пострадавший от притеснений за вероисповедание. Его останки были найдены при открытии массового захоронения 17 июня 1999. Как рассказывают свидетели, трупы умерших людей были черного цвета, кроме архиепископа, они были нетленные и белые.

Несмотря на то, что епископ Петр умер в возрасте 51 год, на иконах его изображают довольно молодым мужчиной. День памяти святого — 7 февраля.

А молятся святому Петру так:

О священная и многострадальная главо, земный ангеле и небесный человече, священномучениче и чудотворче Петре! Ты, архиерею великий, в годину лютых гонений явился еси церковное светило и истинныя веры утверждение, зане противу богоборцев дерзновенно Христа исповедал еси, и яко кадило благовонное, в жертву Богу себе самаго принесл еси. Яви нам, смиренным игрешным, ко святым мощем твоим (или святей иконе твоей) притекающым, многомощное твое заступление, и вкупе со всеми святыми, во отоце соловецтем просиявшими, испроси у Господа всякий дар, коемуждо благопотребен ко спасению. Се бо грех наших ради не имамы дерзновения ко Господу и Владыце нашему, и праведный гнев его на ны наведохом, и всякия милости недостойны сотворихомся. Темже не смеюще возвести очеса наша к высоте небесней, ниже молебный глас ко Господу, сердцем сокрушенным и смиренным духом тебе молитвенника благоприятнаго к Нему предлагаем, и просим тя со усердием велиим: буди заступник и ходатай наш пред Богом, Судиею праведнейшим, се бо выну прогневляем Его согрешении многими. Ныне убо, во славе небесней пребывая, и с лики святых непрестанно славословя пресвятое имя Господа, призри на нас грешных, и избави всех, верою несумненною к Богу приходящих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских: укроти волны страстей и искушений, востающих на ны, да ради святых твоих молитв не объимет нас напасть, и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит страждущую страну нашу Российскую в правой вере и благочестии, Церковь Святую да сохранит от ересей и расколов, и соблюдет невредимою от всякаго зла. Испроси у великодаровитаго Христа Бога нашего скорбящым утешение, недугующым исцеление, обидимым заступление, страждущым от бесов скорое свобождение, подшым во грехи покаяние и востание, от Церкве Христовой отпадшым вразумление и на путь спасения обращение. Ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе, да ничтоже в жизни сей временней возможет отлучити ны от любве Божия. О святителю Христов, посети место сие, страдании твоими честными освященное, и укрепи молитвами мвоими святую обитель Соловецкую, да процветет в ней ревность ко спасению и благочестие. Ты, непрестанно о часе смертнем память имевый, и благую часть избранных Божиих от Господа получивый, сподоби и нас в мире и покаянии живот свой скончати, и Царствия Божия наследниками быти, идеже ты водворяешися со ангелы и всеми святыми, хваля Бога в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще видео рассказ о священномученике Пертре Звереве:

Священномученик Петр Зверев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *