Феодосия Константинопольская, дева — история Святого имени

Житие преподобномученицы Феодосии Константинопольской

Преподобномученица Феодосия жила в VIII веке. Она родилась по усердной молитве родителей и после их смерти воспитывалась в константинопольском женском монастыре в честь святой мученицы Анастасии. Святая Феодосия приняла постриг в женской обители после того, как раздала бедным оставшееся от родителей имущество. Часть денег употребила на написание икон Спасителя, Божией Матери и мученицы Анастасии. Когда воцарился Лев Исавр (717–741), жестокий гонитель иконопочитателей, он издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся «медными», а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Православный народ, во главе которого была преподобномученица Феодосия с другими инокинями, бросился на защиту иконы и опрокинул лестницу вместе с воином, исполнявшим приказ. Лжепатриарх Анастасий, боясь, что волнения усилятся, известил о случившемся императора. По приказу последнего воины перебили всех инокинь, а преподобномученицу Феодосию как самую ревностную защитницу икон заключили в темницу. В течение недели ей каждый день наносили по сто ударов, а на восьмой день повели вдоль города, жестоко избивая по пути. Один из воинов начал бить мученицу и нанес ей смертельную рану, от которой мученица тотчас скончалась. Тело святой преподобномученицы, брошенное на землю, было с благоговением погребено христианами в монастыре Диокритис в Константинополе. Место погребения преподобномученицы Феодосии прославилось многочисленными исцелениями больных.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Тропарь преподобномученицы Феодосии

Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси,/ Христово приятелище бывши чистое/ и Святаго Духа дом возлюблен;/ отнюдуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий,/ добре страдавшая,/ и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры,/ и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися./ Тебе верою чтущим/ присно проси велия милости.

Кондак преподобномученицы Феодосии

Трудами живот нетрудный достигла еси,/ кровию же Копронима удавила еси, мученице,/ сквернаго врага Христовы Церкве, всеблаженная Феодосие,/ и с Вышними радуешися воинствы,/ чтущия память твою покрывающи.

Ин кондак преподобномученицы Феодосии девы, Тирской

Божественная память твоя, Феодосие,/ днесь возсиявши,/ явися мирови яко солнце,/ сказующи житие твое./ Ты бо воздержанием плотская двизания разорши/ и страдания кровию уневестилася еси Христови./ Темже хвалящия тя избави от всяких зол,/ да зовем ти:/ радуйся, мати преподобная.

Икона Феодосия Кавказского

Множество испытаний выпало на жизненном пути старца. Он родился на севере Сибири, а оказался на юге страны — на Кавказе; он был настоятелем монастыря, а стал юродивым странником.

По словам исследователей биографии святого он родился около 1862 года в бедной крестьянской семье Кашиных, при рождении имел имя Федор. Его родители были людьми верующими и воцерковленными, своих детей они воспитывали в вере и благочестии. Однако даже рождение будущего святого уже было ознаменовано необычным для этой семьи характером ребенка. Уже принимавшая роды женщина, повитуха, по некоторым признакам предсказала родителям, что мальчик станет священником. Ребенком он просил маму петь псалмы, а сам слушал и запоминал. Затем с малолетства будущий старец полюбил молиться в лесу: по преданию, он творил свои детские молитвы у камня, и некий небесный голос сказал, что камень этот называется Раев (Райский).

Многие люди видели, что малыш — избранник Божий. Его шутку звали Батюшкой, напоминая таким образом предсказание повивальной бабки. Родители Федора стали свидетелями чуда: во время общего семейного обеда из-за икон появился белый голубь и слетел прямо на руку мальчику. Погладив его, будущий старец пустил голубя вверх, и тот снова скрылся за образами.

По разным сведениям, когда святому было то ли 9, то ли 19 лет, он тайно от родителей ушел на Афон: просто гуляя по берегу реки, сел на баржу, и незамеченным уплыл из села, а затем с паломниками дошел до Афона. Святая Гора — это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери.

В Иверской обители, известной тем, что она хранит великую православную реликвию — Честной Пояс Пресвятой Богородицы — юноша, горевший желанием посвятить жизнь Богу, остался до поры. Его приняли в монастырь, когда он назвался сиротой — обычно в обитель брали только после получения родительского благословения. Однако никаких скидок и жалости он не получал, напротив, трудился на самых черных работах, возрастая в смирении и послушании.

Еще не будучи постриженным в иноки он совершил чудесное исцеление больной жены русского генерала. Как известно, женщин не пускают на Афон во избежание искушений для монахов. Этот обычай положила Сама Пресвятая Богородица. Генерал приехал в обитель, поскольку его жена была одержимой: в нее вселился бес, и изгнать его не могли долгое время. Однажды во сне ей было возвещено Ангелом или Самим Господом, что поможет ей только молодой афонский инок Иверской обители. Среди иноков генерал не узнал описанного женой спасителя, и лишь случайно увидел Феодора — сочли невозможным, что у него столь быстро явились духовные дарования, поскольку он еще не был пострижен. Именно он был показан в видении жене генерала, и по его молитве из женщины вышел бес.

По преданию, после этого братия монастыря начала завидовать ему. Узнав откуда-то, что Феодор не является сиротой, они передали это настоятелю, который направил послушника домой за родительским благословением. Однако тяготы пути не сломили подвижника: с родного Урала он вернулся с Казанской иконой Богородицы, благословленный родителями, и был пострижен в монахи с именем Феодосий. Несколько десятков лет он трудился в Иверском монастыре, причем стал настоятелем кельи — принадлежащего монастырю небольшого скита, места, где жило лишь несколько человек братии — и духовником обители, несмотря на то, что в Греции такое послушание дается лишь опытным пожилым монахам, которых зовут «геронда» («старец»). Он представлял Иверскую обитель в Константинополе, где жил продолжительное время, и в Иерусалиме, куда несколько раз совершал паломничества с богослужениями у Гроба Господня.

В 1913 святой в сане иеромонаха (священника, постриженного в монашество) вернулся в Россию. Нет сведений о том, что побудило его это сделать, как непонятно и то, почему он уехал на Кавказ. Известно, что к тому времени он уже говорил на многих языках, был опытным начальником, духоносным иноком. Возможно, что он провидел испытания, которые ожидали России в ходе войны и революции. Есть свидетельства, что в Иерусалим, где он находился, прибыл некий военный и уговорил его уехать в Россию, обещая помогать в создании обители на родной земле.

На Северном Кавказе святой поселился в одной из станиц, где сначала обустроил дом престарелых с больницей и небольшим храмом, а после революции основал у поселка Темные Буки недалеко от города Крымск женский монастырь. (Подобные случаи основания монастырей из почитательниц старца были в Русской Православной Церкви, например, у святого Серафима Саровского, преподобного Амвросия Оптинского). Этот край во многом не был просвещен светом Христовой веры, но молва о новом иеромонахе, который помогал многим и советом, и чудотворной молитвой распространилась так быстро, что люди стали во множестве посещать новообразованный монастырь.

При помощи благочестивых людей в обители была создана церковка и кельи. Монахи кормились обучением детей. В эти годы святой принял великую схиму (высший сан в монашестве с наложением большой ответственности за подвиги), став иеросхимонахом. Перед Пасхой Христовой 1925 или 1927 года преподобный неожиданно сказал, что праздновать будут без него: и действительно, в Великую Субботу пришли его арестовывать. Офицерам он сказал, что давно ждал гостей, и и даже склонился в земном поклоне перед гонителями.

Неизвестно, где отбывал шестилетний срок отец — вероятно, в страшном Соловецком лагере, ставшем местом мученичества многих святых Церкви. После освобождения он смог вернуться только в город Минеральные Воды. Именно здесь произошел ряд известных чудес старца, здесь он взял на себя подвиг юродства и в этом же городе он почил в 1948 году.

Святая Феодосия в чем помогает

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *