1766 г

Первое чудо святителя Иннокентия. Икона церкви Успения Божией Матери бывшего Вознесенского монастыря

Архимандрит Синесий, Епископ Сафроний и губернатор Фрауендорф

В Вознесенском монастыре, в день храмового праздника Вознесения Господня, у настоятеля архимандрита Синесия было много гостей, а во главе их иркутские — епископ Софроний, и первый губернатор (в это время Иркутск возведен на степень губернского города) Фрауендорф.
После обеда губернатор полюбопытствовал видеть нетленное тело Иннокентия. Преосвященный, после долгого, говорят, отрицания, приказал открыть пещеру над гробом, и что же? Посланные нашли могильный склеп сверху донизу за валенный снегом, а это было 1-е число июня. Велено снег очистить; но по мере того, как очищали, появлялся новый. По отъезде же губернатора пещера оказалась бесснежною и чистою, как и всегда была, и в которум снег не проникал никогда и зимою.

Явление св. Иннокентия жене регистратора Пелагеи

Образ святителя Иннокентия. Шитье иркутянки, дочери стацкого советника девицы Екатерины Александровне Постниковой

1780 г

Жена регистратора Ивана Судейкина; Пелагия Иванова две недели лежала в же токой горячке и призвала на помощь Свят! теля Иннокентия. Во время сна она увидел) себя в церкви, подобной той, под котороя почивал Святитель. Сам Он отправлял утреню и по просьбе больной из царских врат благословил ее, потом выслал ей с ангеловидным человеком часть хлеба наподобие артоса. Употребивши часть, она спросила: какую в благодарность должна Чудотворцу читать молитву? Угодник вышел к ней из алтаря и, держа в руке свиток, сказал: читай молитву, в сем свитке написанную. Больная приняла свиток и проснулась, и встала с одра своего. В памяти своей сохранила она следующие слова свитка: «Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвале, беспомощных заступниче, Отче наш иерарше моли Бога о нас». На память сего события в Иркутском Вознесенском монастыре, близ раки Святителя, можно видеть образ Его в рост, в уменьшенном размере. Святитель изображен в мантии и клобуке, вышитых серебром, и вокруг изображения Святителя также вышиты серебром вышеозначенные слова молитвы. Образ сей вышивала иркутянка, дочь статского советника девица Екатерина Александровна Постникова (в 1854 г. 22 ноября скончавшаяся в приходе Спасской церкви 79лет), и посылала его в дар ко Двору. Государь пожаловал ей образ возвратил, который потом и поднесла она в дар Угоднику Божию.

1783 г

«Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради
его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь»

«Сохрани Своего угодника и действительную церковь»

Спустя 17 лет летом 1783 года в Вознесенском монастыре произошел пожар. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, сгорели кельи все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку, при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был!
Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне и просил у епископа Михаила вынести их из склепа. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь». И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами.

Святитель исцеляет протоиерея Логинова

1795 г

Иркутский протоиерей Иоанн Логинов восемь лет страдал глазною болезнию и напоследок ничего уже не мог видеть. К тому в одном глазе открылась невыносимая ломота, продолжавшаяся более полуторых месяцев. Протоиерей обратился с усердною молитвою к Святителю Иннокентию. Во время, когда больной, сидя в кресле и облокотясь на стол, держал руками голову, Святитель ему в том облачении, в котором почивал, положил на голову его свои руки и сказал: «Призывай в помощь Иннокентия». Старец в первый раз увидел горницу, в которой сидел, а затем получил совершенное исцеление глаз и в течение двух лет после сего жизни пользовался до самой смерти хорошим зрением.

1795 г

Явление Святителя девице Анастасии Гавриловой

Дочь священника Иркутской Спасской церкви девица Анастасия Гаврилова, находясь в тяжелой болезни, просила помощи от Святителя Иннокентия. На нее нашел сладкий покойный сон, и виделелось ей, якобы она в праздник Пасхи пришла к литургии в Иркутскую Крестовоздвиженскую церковь, в которой никого не было, кроме стоявшего в царских вратах архиерея с чашею в руке, из которой Он присобщил больную Св. Тайн, и сказал: «Имей веру неослабную к Святителю Иннокентию, и будешь здрава». Когда же она, Анастасия, оклонившись, отступила от чаши, то усмотрела небольшого мальчика, который сказал ей: «Святитель, приобщивший тебя Св. Таинств есть Сам Иннокентий». Пробудившись, она почувствовала облегчение и скорую возможность идти в монастырь — благодарить Угодника.

Выздоровление вдовы купца Киселева

1796 г

В начале июля 1796 г. вдова иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева по случаю кончины 30-летнего сына впала в невыносимую тоску и сделалась тяжко больна. Во время сна ей явилось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу под дологим покровом и поставили. Больная спросила: «Чья это гробница?». «Молись, молись Иннокентию и избавишься от недугов», — отвечали ей священники. Сказав сие, они вынесли гроб со славою. Больная, пробудившись, почувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздоровела.

Исцеление тульского купца Даниила Шапошникова

1798 г

Тульский купец Даниил Шапошников, в бытность свою в Иркутске, летом 1798 г. тяжко заболел, два месяца не вставал с постели, не употреблял пищи, находясь в опасности жизни был напутствован. В одну ночь задремал он и видит, что в комнату к нему вошел архиерей в мантии, старец, украшенный сединами, остановился у возглавия больного, ударил жезлом в пол и сказал: встань! Удар был так силен, что больной вздрогнул и, встрепенувшись, спросил у жены, находившейся в той же комнате: кто был у нас и стучал в пол?.. Она, находясь в испуге, отвечала, что слышала, как отворилась дверь, и что сама от стука в пол пробудилась и полагает, что их посетил Святитель Иннокентий, которого она призывала в помощь. С этого времени больному стало легче, скоро выздоровел.

>Молитвы святым

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский — день памяти 22.02 н.ст. (09.02 ст.ст.)

Святители Николай Чудотворец и Иннокентий Иркутский
Свт.Иннокентий, епископ Иркутский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский ( + 1731), в миру Иоанн, происходил из древнего и во многих отношениях замечательного дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговские пределы. Святитель Иннокентий родился около 1680 года. В возрасте 12—13 лет он был отдан в Киево-Могилянскую духовную коллегию (вскоре преобразованную в Академию). За время обучения будущий Святитель основательно изучил Богословие, философские и другие предметы и получил самое высокое образование, какое только можно было получить в то время.
После окончания Академии в 1706 году святой Иоанн вступил в братство Киево-Печерской Лавры и принял монашеский постриг с именем Иннокентий. Вскоре его посвятили в сан иеродиакона, а потом — иеромонаха. В 1710 году иеромонах Иннокентий Кульчицкий был назначен преподавателем в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где преподавал догматическое, обличительное и нравственное Богословие, метафизику и словесность. Затем он был префектом Академии и профессором Богословия до 1719 года, когда его перевели в братство Александро-Невской Лавры со званием соборного иеромонаха. Но вскоре он был назначен обер-иеромонахом флота (т. е. старшим иеромонахом) с пребыванием в г. Або, в Финляндии.
14 февраля 1721 г. в соответствии с определением Святейшего Правительствующего Синода иеромонаха Иннокентия хиротонисали во епископа Переяславского с назначением в русскую духовную миссию в Китае.
По прибытии на границу с Китаем выяснилось, что китайское правительство отказало в визе святителю Иннокентию, и он около шести лет вынужден был жить в Забайкалье, не имея ни крова, ни средств к пропитанию.
Только в 1727 году указом Святейшего Синода святитель Иннокентий был назначен епископом Иркутским и Нерчинским, в связи с образованием Иркутской епархии. Обширность и малонаселенность епархии, близость китайской границы, большое количество разных народностей, не просвещенных Христовой верой, бездорожье— все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым, а жизнь его — полной лишений. Из-за недосмотра Синода он не получал жалованья до самой своей смерти и терпел крайнюю нужду.
Святителю Иннокентию приходилось решать и административные вопросы, связанные с определением границ новой епархии.
Очень важным (и именно для заброшенной Иркутской епархии, занимавшей почти всю Восточную Сибирь) было разрешение вопросов духовно-нравственного воспитания паствы. В этих трудных условиях, на скудные средства Иркутского Вознесенского монастыря, содержались две открытые при нем школы — монгольская и русская. Неустанные заботы святителя Иннокентия были направлены на подбор учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой и продовольствием.
В Иркутской епархии проживало большое количество бурят, которые еще не были крещены. Предстояла большая и трудная задача обращения их в Православие. Язычники, желавшие принять Крещение, приходили к Вознесенскому монастырю г. Иркутска, и святитель Иннокентий сам обращался к ним со словами назидания. Из основанной им при Вознесенском монастыре монгольской школы, где новообращенные обучались закону Божию и русскому языку, выходили проповедники Православной веры между монголами. Эта школа положила начало духовной семинарии. Святитель, не обеспеченный ни жалованием, ни доходами, целые 10 лет содержал эту школу своими трудами. При этом сам зарабатывал себе пропитание трудом иконописца, сам шил для себя одежду и обувь.

За время управления святителем Иннокентием епархией было построено и возобновлено около десяти церквей, то есть пятая часть всех церквей епархии. Большой заботой святителя Иннокентия были монастыри, где преимущественно и можно было встретить образцы святой подвижнической жизни.
Святитель Иннокентий был строг к тем клирикам, которые нарушали нравственные устои жизни, прибегал временами к крайней мере — лишению сана. Чтобы поднять духовный уровень пастырей, он требовал от них серьезного и внимательного отношения к своим обязанностям. Им были разработаны строгие инструкции как относительно поведения духовенства, так и относительно порядка в приходах.

Икона свт.Иннокентия Иркутского
Святитель Иннокентий Иркутский

Духовно-нравственный уровень паствы был также чрезвычайно низким. Святитель Иннокентий всеми силами искоренял пьянство и разврат, распространенные в Иркутской епархии. Спившиеся или умиравшие от невоздержания лишались по распоряжению святителя Иннокентия христианского погребения и хоронились за городом, как самоубийцы.
Когда приходили к святителю Иннокентию за помощью обиженные несправедливостью местных властей, он всех выслушивал и старался помочь. Жертвуя своим здоровьем и отдыхом, он был для своей паствы и отцом, и судьей, и утешителем, и миротворцем. Святитель Иннокентий хорошо знал нужды народа и в своих частых проповедях говорил просто, жизненно, пробуждая в своих слушателях стремление к духовному возрастанию.
Поучения его к пастве проникнуты отеческой, трогательной любовью. «Бога молю о помощи, а вашу любовь — в прилежное слушание»,— часто говорил святитель Иннокентий (в 1900 году был издан сборник из 35 поучений Святителя).
Святитель Иннокентий, не обладавший крепким здоровьем, рано отошел ко Господу.
В октябре 1731 года святитель Иннокентий слег в постель после тяжелых трудов, понесенных при объезде епархии. Продолжая заботиться о епархиальных делах, он вместе с тем просил молиться за него во всех храмах, а также благодарил всех, служивших ему. Через месяц, утром 27 ноября, святитель мирно отошел ко Господу на 50-м году жизни.
Святитель Иннокентий отличался кротостью, незлобием, простотой и был горячо любим всеми — толпы народа пришли к его гробу. Погребли его в Тихвинской церкви Вознесенского монастыря.
В 1764 году тело святителя Иннокентия было обретено нетленным, а в 1805 году ввиду многочисленных чудес совершилось торжественное прославление его честных мощей.
Память святителя Иннокентия отмечается дважды в год: 26 ноября (преставление,— с 27 ноября память перенесена в связи с празднованием Пресвятой Богородице, ради Ея иконы «Знамение») и 9 февраля (прославление).
Тропарь, глас 3:
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Светильниче Церкве пресветлый, / озаривый лучами доброт твоих страну сию, / и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою / Бога прославивый, / молим тя, святителю Иннокентие, / ограждай молитвами твоими град сей / от всех бед и печали.
Кондак, глас 4:
Непорочности соименнаго пастыря, / проповедника веры в языцех Монгольских, / славу и украшение Иркутския паствы / любовию восхвалим, вси вернии: / той бо есть хранитель страны Сибирския / и молитвенник о душах наших.
(Минея февраль. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).


Святитель иннокентий иркутский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *