Но когда же поднимать бокал за его здравие?

Лет сто назад младенца называли в честь святого, которого почитали в день рождения этого ребенка (хотя конечно, это не мешало этому самому ребенку праздновать свои именины несколько раз в году, скажем, не только на «зимнего Николая», но и на «весеннего»).

В наше время имя выбирает не батюшка, а сами родители, а святой отец уже нарекает ребенка церковным именем, или полностью совпадающим с мирским, или созвучным с ним. Так когда же праздновать именины? Если батюшка не указал конкретной даты, а дней ангела несколько в году, нужно подобрать дату, первой следующую за днем рождения.

  • 17 января. «Ангел» этого дня — священномученик Дионисий Ареопагит. Он скончался в 96 году нашей эры, а перед этим был первым епископом Афинской державы. Собственно, этим и объясняется его священный сан, ведь он был замучен за христову веру в сане епископа (если бы он не был церковным лицом, был бы назван просто мучеником). Он также известен как кефалофор или главоносец (он был казнен обезглавливанием, однако после своей смерти шествовал по городу, вознося славу Всевышнему).
  • 23 марта. Именины Дионисия, мученика (жил в середине 3 века).
  • 29 марта. В этот день поминают праведного Дионисия (жил во второй половине 4 века).
  • 4 мая. Мученик Дионисий Пергийский. Его особенно почитают мужчины, служащие в силовых структурах, так как этот святой был воином. Он принял христову веру, увидев, как Господь милует мученика Феодора.
  • 19 мая. Мученик Дионисий.
  • 25 мая. День нашего, русского святого — преподобного Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиевой лавры (скончался сравнительно недавно — в 1437 году). Преподобный — это разряд святых, прославившихся богоугодными делами в монашеском сане.
  • 31 мая. Мученик Дионисий.
  • 14 июня. В этот день почитают еще одного русского святого — Глушицкого игумена, преподобного Дионисия (предстал перед Господом в 1437 году). Иконописец, основатель нескольких монастырей.
  • 16 июня. Мученик Дионисий (жил в середине 3 века).
  • 8 июля. Именины преподобного Дионисия Афонского. Часто его вспоминают вместе с именем его брата, Феодосия, прославившего себя монашеским подвигом.
  • 9 июля. В этот день поминают еще одного достойного человека, рожденного землей нашей Родины — архиепископа Суздальского, Дионисия, известного, как святитель (упокоился в 1385 году).
  • 17 августа. Мученик Дионисий, также известный как Эфесский отрок (жил в середине 3 века). Этот мученик вспоминается как один из семи отроков, замурованных заживо в пещере. Они спали 200 лет (со времен гонения христиан до времени торжества веры), после чего проснулись на несколько дней, чтобы явить миру Господне чудо. Интересно, что кроме христианской церкви этих святых почитают также в исламе.
  • 31 августа. Священномученик Дионисий (жил в конце 3-го, возможно, в начале 4 века).
  • 10 сентября. День ангела еще одного русского святого — Печерского затворника 15 века, иеромонаха, преподобного Дионисия.
  • 12 сентября. Русский преподобный Дионисий Островский.
  • 18 сентября. Мученик Дионисий.
  • 16 октября. В этот день почитают сразу троих святых Дионисиев: Ареопагита (священномученика), Афинского епископа, а также иеромонаха, преподобного Печерского затворника.
  • 18 октября. Именины еще одного священномученика, Дионисия, Александрийского епископа, живущего в середине 3 века.
  • 28 октября. Еще одни именины Суздальского епископа Дионисия-святителя.
  • 4 ноября. День ангела Эфесского отрока, мученика Дионисия.
  • 14 ноября. Преподобный Дионисий Афонский.
  • 2 декабря. Мученик Дионисий.
  • 12 декабря. В этот день поминают епископа Коринфа, священномученика Дионисия.
  • 30 декабря. Это именины еще одного Дионисия-святителя, Закинфского чудотворца, Эгинского архиепископа.

Все даты указаны по новому стилю!

Церковная форма имени и ее происхождение

Дионисий. Это имя породил древнегреческий язык. Еще в дохристианские времена имя означало «посвященный Дионису». Это было божество растительности, а также земледелия (в том числе виноделия, и конечно, вдохновения, благодаря чему его очень чтили многие театральные актеры).

Какими судьбой и характером отличается носитель данного имени?

  1. Ранние годы. В детстве это необычайно общительный, дружелюбный мальчик. Он не просто обожает заводить друзей, он с удовольствием возится со всеми живыми существами, которых видит (кормит голубей, уток в парке, подкармливает дворовых котов и щенков). Будет отлично, если родители подарят ему собаку, или хотя бы хомячка. Пушистый друг научит его заботиться о ком-то, а также ответственности.
  2. Школа. Мальчик приносит неплохие оценки. Впрочем, учителям может не нравиться, что на уроках он не умеет долго сидеть на месте, уже через 15 минут начинает вертеться, отвлекая товарища по парте.
  3. Юность. Со временем парень учится аккуратности и усидчивости, и эти качества очень помогают ему в учебе. Часто оказывается, что Денису бессовестно везет (например, если он купит лотерейный билет, то вдруг выиграет если не главный приз, то крупную сумму — точно).
  4. Зрелые годы. Это усидчивый, очень принципиальный мужчина, не выносящий мнений, расходящихся с его собственным. Он может оказаться коллекционером, собирающим что-то со школьной скамьи и до старости. Деньгами не разбрасывается, так как хорошо знает, где они берутся. Его первый брак может развалиться (и возможно, проблема в том, что супругу он выбирает не сердцем, а кошельком).

Если вы интересуетесь не только датой именин Дионисия (в миру Дениса), но и следом, который оставили его духовные тезки в этом мире в общем и нашей религии в частности, предлагаем посмотреть не слишком длинный фильм о русском иконописце. Лики, созданные Дионисием из Вологодской области, сохранились до наших дней, и они действительно прекрасны. Благодаря этому видео вы ненадолго погрузитесь в благочестивое русское средневековье, вспомнив много исторических фактов и расширив свой кругозор:

> Имя Дионисий

Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».

Священномученик Дионисий Ареопагит (I век)

Священномученик Дионисий Ареопагит Афон. Монастырь Протат, около 1290.

Сложно найти святого такой необыкновенной судьбы в истории христианства. Один из 70-ти апостолов, он стал первым епископом города Афины, общался почти со всеми апостолами, а по некоторым свидетельствам — и с самой Богородицей. С его именем связывают целый корпус богословских текстов, так называемые «Ареопагитики», который оказал громадное влияние на средневековый интеллектуальный климат. О достоверности биографических данных священномученика Дионисия, как и о том, были ли «Ареопагитики…» написаны самим святым, в науке ведутся споры. Но Церковь из глубокой древности донесла до нас свое предание о его жизни.

Священномученик Дионисий происходил из аристократического греческого рода. Он жил в Афинах и получил классическое образование. Подобно древним философам ездил в Египет в город Гелиополь (находился северо-восточнее современного Каира) для изучения астрономии. Здесь, согласно житию, вместе со своим другом он наблюдал таинственное солнечное затмение во время распятия Иисуса Христа. Потрясенный Дионисий воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается».
Вернувшись в Афины, будущий святой был избран членом Ареопага — главного судебного института Эллады. Попасть в его состав человек мог только в том случае, если обладал безупречной нравственной репутацией и прекрасным образованием.

Обращение Дионисия в христианство описано в новозаветной книге «Деяния». Когда апостол Павел прибыл в Афины и произнес свою первую проповедь перед членами Ареопага, то будущий святой, присутствовавший на ней, уверовал во Христа и вскоре принял Крещение (Деян 17:34). После этого он провел вместе с апостолом три года, а затем был рукоположен в епископа Афинского. Согласно церковному преданию, святой однажды лично встретился с Пресвятой Богородицей, о чем оставил такое воспоминание: «Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы». Позднее он вместе с остальными апостолами участвовал в погребении Богородицы.

Афины. Греция. Руины Ареопага и других строений

Узнав о том, что Петр и Павел оказались в заточении в Риме (во время гонений на христиан при императоре Нероне), Дионисий Ареопагит, оставив вместо себя в Афинах преемника, приезжает в столицу, чтобы посетить их. После казни первоверховных апостолов он отправляется проповедовать на территории современной Германии, Испании и Франции.

В Лютеции Галлийской (современный Париж) святой Дионисий вместе со своими сподвижниками (пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием) был схвачен и заточен в темницу. Местный правитель долгими уговорами, а затем и пытками пытался заставить их отречься, однако мученики остались непреклонны. Тогда он приказал отрубить им головы. Так закончился жизненный путь священномученика Дионисия Ареопагита.

Известные люди и святые с именем Дионисий

Святые с именем Дионисий

Преподобный Дионисий Олимпийский
(90-е гг. XV в.—1541)

Основатель одного из старейших монастырей в Маке­донии. Долгое время он подвизался иноком на Афоне. Строгая подвижническая жизнь привлекала к нему множество людей. Преподобный особенно прославился тем, что умел найти общий язык с самыми настоящими уголовниками. Однажды он тихой и мудрой беседой склонил преступника, который думал ограбить его келию, к покаянию и полной перемене жизни. Получив разрешение турецких властей, преподобный Дионисий основал на горе Олимп монастырь. День его памяти 24 января.

Преподобный Дионисий Радонежский
(ок. 1570–1633)


после страшной жизненной трагедии — смерти жены и детей — он стал настоятелем Старицкого монастыря. В 1605 году, после воцарения Лжедмитрия I в Москве, в обитель под конвоем был доставлен Патриарх Иов. Преподобному Дионисию было велено держать Предстоятеля «в озлоблении скорбном», однако настоятель указ проигнорировал и тайно обеспечивал узника всем необходимым. В период 1610–1612 годов он рассылал грамоты, в которых призывал собрать ополчение и выступить против иноземных захватчиков. В этот же период святой стал игуменом Троице-Сергиевой лавры и принял активное участие в обороне монастыря во время его осады войсками Лжедмитрия II. После окончания Смуты он много потрудился для восстановления обители. День памяти совершается 25 мая.

Известные люди с именем Дионисий:

Денис Фонвизин (1745–1792)


В начале своей литературной карьеры активно зани­мал­ся переводами. Через некоторое время Фонвизин начинает писать собственные сатирические произведения. Особым успехом пользовалась его комедия «Бригадир», которую он читал императрице Екатери­не II. В 1782 году он достиг пика своей литературной карьеры, написав комедию «Недоросль».

Денис Мацуев (род. 1975)

Пианист Денис Мацуев во время выступления на концерте в честь 150-летия Московской консерватории в Большом зале консерватории, 2015. Вячеслав Прокофьев/ТАСС

известный российский пианист. С самого детства воспитывался в обстановке классической музыки, с отличием окончил Московскую государственную консерваторию. В 1998 году, когда ему было 23 года, победил на престижном Международном конкурсе Чайковского, после чего начались гастроли по всему миру. На сегодняшний день Мацуев — единственный, кто сумел за один вечер сыграть сразу три концерта Чайковского.

Интересные факты

  • По преданию, священномученику Дионисию Арепагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах — «О божественной иерархии». Дионисий пишет о девяти ангельских чинах и об их отношении к миру и человеку.

  • Имя Денис до начала XX века было народной формой церковного имени Дионисий, и только впоследствии утвердилось как официальное.

Поэт Денис Давыдов в своем «Дневнике партизанских действий 1812 го­да» пишет: «Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена святой Анны повесил образ святого Ни­колая и заговорил с ними языком народным».

  • «Умри, Денис, лучше не напишешь» — эти слова приписывают князю Григо­рию Потемкину, сказанные им Денису Фонвизину после премьеры пьесы «Недоросль».

Д. И. Фонвизин. Бригадир. Недоросль. 1954

  • «Денискины рассказы» — цикл рассказов советского писателя Вик­тора Драгунского о приключениях мальчика Дени­са Кораблева. Этот сборник стал классическим в советской литературе.

  • Денисовский переулок — улица в Москве в Бас­манном районе. По одной из версий, такое название переулок получил в честь Дениса Фонвизина, который жил здесь в 1791–1792 гг.

Священномученик Дионисий Ареопагит

Священномученик Дионисий Ареопагит происходил от благородных родителей – язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах . В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости , в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников.

Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь , где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии . В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

– Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделали членом Ареопага.. Когда святой Апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа , тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом . – Апостол Павел спросил его:

– Кого вы почитаете за Бога?

Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других . Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, Апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». – Он спросил Дионисия:

– Кто сей «Неведомый Бог»?

– Тот, – отвечал Дионисий, – Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца.

Услышав сие, Апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия Апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей. Будучи не в силах видеть Его страдание, , солнце изменилось в мрак, и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо. – «Итак, Дионисий, – заключил свои слова святой Апостол Павел, – веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу».

Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа. Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий начал упрашивать Апостола помолиться о нем Богу, дабы Он был к нему милосерд и сопричислил бы его к рабам Своим.

Когда Апостол Павел уходил из города Афин, один слепец, о котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял Апостола даровать ему прозрение. Святой Апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, сказал:

– Господь мой Иисус Христос, Который «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан.9:6), и даровал ему зрение, Тот да просветит и тебя Своею славою!

И тотчас после сего слепой прозрел. Апостол Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать:

– Меня послал к тебе Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов.

Слепец отправился и сказал то, что повелел Апостол Павел; вместе с тем, он проповедовал о Божием благодеянии, оказанном ему чрез Апостола. Увидав известного ему слепца прозревшим, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе с своею женою Дамарою , с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к Апостолу Павлу и крестился от него. После сего Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к Апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал Апостол. Чему Дионисий научился от Апостола Павла, о тем свидетельствуют его сочинения: «О Божественных Таинствах» . Впоследствии Дионисий был поставлен Апостолом Павлом во епископа, и из Солуни отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей.

Сей Дионисий слышал проповедь не одного только Апостола Павла, но и всех Апостолов. Он находился в их сонме в то время, когда они все были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы. Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия и первоверховного Петра. Там же Дионисий видел И Иоанна Богослова с учениками Апостола Павла святыми Тимофеем и Иерофеем и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры.

После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым Апостолом Павлом церковь Божию. Затем Дионисий, подобно святым Апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его – блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял святой Климент, епископ римский . Прожив с ним недолгое время, святой Дионисий был послан Климентом – вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией – в Галлию для проповеди здесь слова Божия язычникам.

Придя с ними в Галлию, святой Дионисий стал проповедовать слово Божие обитателям той страны, и в городе Париже многих обратил от идолослужения к вере в Господа. Там он построил церковь на собранные новообращенными христианами средства. В сей церкви Дионисий совершал бескровные жертвы, моля Бога, чтобы Он даровал ему силу привлечь к Церкви многих словесных овец. Когда таким образом распространялось здесь слово Божие, началось вторичное после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом .

Сей император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан. Придя в город Парих, Сисиний приказал прежде всего схватить для мучения Дионисия, прославившегося чудесами и мудростью Божией; вместе с ним были взяты Рустик и Елевферий, прочие же из братии удалились на проповедь в другие страны. Святой Дионисий в сие время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Когда он, крепко связанный, вместе с Рустиком и Елевферием, приведен был к полководцу Сисинию, последний, взглянув на него, с гневом произнес:

– Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям?

Святой отвечал:

– Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.

На вопрос Сисиния: «Кого он почитает за Бога», – святой Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

Но воевода, уподобившись глухому аспиду и не желая слушать спасительной проповеди, спрашивал всех троих, – Дионисия, Рустика и Елевферия, желают ли они повиноваться царю и принести языческим богам жертвы. Они же, как бы едиными устами, отвечали:

– Мы – христиане, почитаем Единого Бога, Который на небе, и Ему мы покланяемся; приказанию же царскому повиноваться не будем.

Тогда Сисиний приказал обнажить Дионисия и без милосердия бить веревками. Святой всё сие терпел, благодаря Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем. Также точно мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и наипаче Самим Богом, в терпении прославляли Христа. Сисиний, сознавая, что скорее ослабнут руки палачей, чем изнеможет терпение святых, в тот же день велел бросить мучеников в темницу. На утро слуги вывели святого Дионисия из темницы и, по приказанию мучителя, положили его на раскаленном железе.

Между тем святой воспевал псалом: «Слово Твое весьма чисто , и раб Твой возлюбил его» (Пс.118:140). После сего, снявши святого с железа, бросили его на съедение зверям. Но святой оставался невредимым и от зверей, потому что Бог заграждал уста их. Затем святого бросили в сильный огонь, но и там он остался невредимым, ибо огонь не касался святого и не причинил ему никакого вреда; после сего он снова был брошен в темницу к Рустику и Елевферию. В темницу к Дионисию приходили многие из верующих и святой совершал там для них Божественную литургию и причащал их св. Таин Тела и Крови Христовых.

Когда он совершал Божественную литургию, верующие видели над блаженным Дионисием несказанный свет: с воинством ангелов являлся Царь Славы и, поскольку возможно было сие для телесных очей верующих, они взирали на Него. По прошествии некоторого времени, Дионисий, Рустик и Елевферий были выведены из темницы и представлены к военачальнику, который снова увещевал их принести жертвы идолам. Святые не повиновались, но исповедали Христа Бога Истинного. Тогда мучитель в гневе приказал беспощадно бить святых, а потом осудил их на усечение мечом.

Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой , то Дионисий молился, взывая:

– Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною. Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими. Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив для тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик.

По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа. Принявши главу святого, Катулла пожелала взять и тело, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласив в свой дом сторожей, радушно угостила их и оделила подарками, приказав в то же время христианам взять святое тело Дионисия. Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова.

Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь .

Тропарь, глас 4:

Благости научився, и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпал еси от сосуда избранного неизреченная, и веру соблюд, равное течение совершил еси: священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшаго Апостола , Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя. Темже зовем: радуйся отче всемирный.

Примечания:

Ареопагит – член верховного Афинского государственного совета и судилища – Ареопага.

Афины – столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р.Х.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран.

Еллинский – греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности.

Илиополь – город в Африке; находится на правом берегу реки Нила, на одном из его восточных рукавов, – на юге нижнего Египта.

Астрономия – наука, изучающая законы движения светил небесных. Египетские ученые, именно жрецы, в особенности славились изучением этой науки.

Во время второго великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, – около 54 г. по Р.Х.

Подробно о сем повествуется в книге Деяний Апостольских: 17:15-34.

Кронос или Хронос – бог времени, сын Урана (Небо). Греки думали, что он произвел на земле золотой век, существовавший в первый период жизни рода человеческого. – Афродита или Венера – богиня женской красоты и любви. – Зевс (или Юпитер – у римлян) почитался у греков главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. – Гефест – бог огнедышащих гор и покровитель кузнечного искусства. – Гермес – бог, покровитель торговли и всякого рода сношений между людьми и богами, – вестник воли богов. – Дионисий или Вакх – бог вина и веселья. – Артемида или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты.

О Дамаре упоминает и книга Деяний Апостольских: 17:34.

«Таинственное богословие», – как иначе называется это сочинение, – рассуждает о том, что все человеческие представления и определения Бога не выражают Его сущности и что Боговедение должно состоять в таинственном созерцании непостижимого Божественного Существа.

Святой Апостол Иаков (Младший) был сын Алфея (Клеопы) и Марии, сестры Богоматери (Иоан.19:25; Мрк.15:40, 47; 16:1; Лк.24:10; Мф.13:55; Мрк.6:3). Он особенно заботился об устройстве церкви во Иерусалиме и претерпел мученическую кончину в 62 г. по Р.Х. После него остался составленный им древнейший чин литургии.

Память Апостола Тимофея 22 января. – О святом Иерофее Афинском см. 4 октября.

Нерон – римский император (54-68 гг. по Р.Х.) – был первым жестоким гонителем на христиан. В 66 или 67 г., во время сего гонения, претерпел мученическую кончину св. Апостол Павел, осужденный на смерть чрез усечение мечом.

Святой Климент, третий епископ города Рим (с 92 по 101 г.). Претерпел мученическую кончину при императоре Траяне (в 101 г.). Памятником его деятельности на пользу церкви осталось его послание к Коринфянам.

Галлия – нынешняя Франция.

Париж – ныне столица Франции, на реке Сене; в древности называлась Лютеция.

Впоследствии здесь был знаменитый монастырь «Сен-Дени», усыпальница древних французских королей.

Домициан царствовал с 81 по 96 г.

У римлян были те же боги, что и у греков, только с другими именами.

Аспид – род ядовитого змея. Этим словом в богослужебных книгах иногда называется диавол.

Псалмопевец говорит в данном стихе псалма о слове Божием, заповедях Божиих, которые он возлюбил боле всего. Претерпевая огненные мучения, святой Дионисий как бы забывает о них, а имеет на устах лишь слово Божие.

Ареева, т.е. Марсова. Арей или Марс – языческий бог войны.

Поприще – мера расстояний; оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляют 1380 саженей или 2,75 версты.

Дионисию Ареопагиту, кроме вышеозначенного, принадлежат еще следующие сочинения: а) «О небесной иерархии», в котором излагается учение о девяти чинах ангельских, с объяснением свойств и обязанностей каждого; б) «О церковной иерархии», – где излагается учение о степенях церковной иерархии с таким же объяснением; в) «Об именах Божиих»; здесь Дионисий разъясняет значение имен Божиих, употребляемых в Священном Писании и г) «Десять писем к разным лицам».

Под «сосудом избранным» здесь разумеется св. Апостол Павел, просветивший светом христианства святого Дионисия.

Т.е. Апостола Павла (2Кор.12:2).

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Святой дионисий ареопагит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *