Жизнеописание

Научный подход к житию

Жития святого

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого языка и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов:

Якоже сияет солнце видящим, тако о мученицех словеса слышащим…

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Феодора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная — № 1993, краткая — № 1245).

Первый список на славянском языке — это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Великий мученик Феодор Стратилат бе при Ликиньи цесаре…

Третья версия — это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός) XVI века в переводе Арсения Грека.

Впервые этот перевод был опубликован в 1660 году в Москве как статья сборника «Анфологион».

Видимо, этот текст был скопирован в сборник Александра Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнаго великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами:

Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689—1705 годах и были признаны наиболее удачными.

Эта книга переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году.

Феодор Стратилат (слева) и Феодор Тирон (справа). Фреска Мануила Панселина. Афон

Сложности изучения текстов жития святого

См. также: Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Сам перевод греческих текстов часто приводил к смешению текстов, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров — Тирона и Стратилата — они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя — «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата — по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери

— Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.

Краткие молитвенные песнопения
праздника Феодора Стратилата

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

А. И. Анисимов высказывал следующее мнение по этому вопросу:

Феодор Стратилат и Тирон никогда не сливаются в одно лицо: повторяя в иконографии почти одни и те же черты… они остаются, однако, отдельными личностями

— Новгородская икона Феодора Стратилата

События жития святого

Победа над змием

Святой Феодор Стратилат, поражающий мечом змея. Русская икона XIX в.

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор решил избавить город от этого чудовища и, не уведомив никого о своих намерениях, выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, он захотел отдохнуть в траве, но престарелая христианка Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Упоминаемые Евсевией святые Феодор Стратилат (справа) и Феодор Тирон (слева)

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:

…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…

…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, — сделай это по двум причинам:

  1. чтобы усмирить мятежный народ;
  2. чтобы восстановить древнее благочестие;

ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере

— Перевод по Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля
Феодор Стратилат в молении (Симон Ушаков, 1676 год). Патрональная икона царя Фёдора Алексеевича

Отослав это письмо Феодор, как обычно каждый вечер молился в храме. В один из вечеров, по преданию его осветил неземной свет и послышался голос:

Дерзай, Феодор. Я с тобою.

— Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля

Мученическая кончина

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:

Он сказал:

Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат

— Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.

Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде…

— Димитрий Ростовский. «Жития святых», 8 февраля

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Феодор Стратилат (миниатюра Феодоровского Евангелия, 1327 год)

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин, жившие в VII — VIII веках. Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками. Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь. Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей. Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы. В последнем сражении Русско-византийской войны 970—971 годов по утверждениям «Повести временных лет» святой помог грекам в сражении июля 971 года — при существенном численном перевесе руссов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен. Лев Диакон сообщает, что «Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор, которого государь молил и за себя, и за все войско быть соратником, покровителем и спасителем в битвах». См. также: События июля 971 года Русско-византийской войны

Иконография Феодора Стратилата

Основная статья: Иконография Феодора СтратилатаЩит времён Дмитрия Донского

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном — круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи — на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда — буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой. Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были воинами, но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем. Эта связь прослеживается по преданиям византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой, венчание которых состоялось в 1580 году. В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей, что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Примечания

  1. Скорее всего, О. В. Творогов имеет в виду первое издание книги, выпущенное в 1528 году. Статья ЭСБЕ
  2. Память Феодора Тирона 17 февраля (2 марта), Феодора Стратилата — 8 (21) февраля
  1. Валерия Михайлова (Посашко), священник Алексий Ястребов. Республика Святого Марка // Фома : журнал. — 2011. — № 2 (94).
  2. Church of San Salvador
  3. В Венеции на мощах святого Феодора Стратилата в день его памяти был отслужен молебен // pravoslavie.ru
  4. Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 О. В. Творогов. Мучение Феодора Стратилата : Электронная публикация. — СПб.: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  6. Погожев Е. Н. (Поселянин). Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — 1995. — 320 с.
  7. Священник Вадим Коржевский. О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа : Электронная публикация. — СПб.: Русская линия, 7 июля 2006.
  8. Святитель Дмитрий Ростовский. День восьмой // Жития святых / Репринтное издание 1905 года. — М.: Терра-Книжный клуб, 1998. — Т. 7. Февраль. — С. 160-173. — 416 с. — (Русь православная). — ISBN 5-300-01409-5.
  9. Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература // История древней русской литературы. — 2. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1941. — Т. 1. — С. 87—113.
  10. П. П. Муравьев, А. И. Анисимов. Новгородская икона св. Феодора Стратилата. — 1916.
  11. Феодор Стратилат, Гераклийский, Великомученик. Официальный сайт храма великомученика Феодора Стратилата. Проверено 24 марта 2010. Архивировано 12 марта 2012 года.
  12. Лев Диакон. История
  13. Сегень А. Ю. Египет — вторая родина Христа. Коптские иконы // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург». — 2007. — № 9.
  14. Тур 3. По святым местам Афины — Патры. Описание достопримечательностей. туристическое агентство «Греция для тебя». Проверено 26 марта 2010. Архивировано 12 марта 2012 года.
  15. Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е—1590 год. Москва. Частный музей Русской иконы. — Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Проверено 26 марта 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
  16. 1 2 Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. — М.: Индрик, 2002. — С. 190-222. — ISBN 5-85759-210-0.
  17. У судебных приставов появился свой небесный покровитель – Феодор Стратилат //ФССП. 14.07.2010

Старинная икона Святой Никон и Святой Феодор Стратилат. Россия, Новгород 1820-1840 год

Житие святого великомученика Федора Стратилата
Святому великомученику Феодору Стратилату Бог рассудил жить во времена правления римского царя Ликиния, который и явился его мучителем и убийцей. Нечестивый император умертвил десятки и сотни христиан. А когда царь понял, что практически никто из христиан не отрекается от Христа, презирая царское повеление служить идолам, но все с радостью идут на смерть, тогда стал более изощренно подходить к своим гонениям. Нечестивец приказал отыскивать теперь самых знаменитых и благородных, а именно: тех, кто принадлежал к царскому войску и проживал в городах. Сих благоговейнейших родовитых благочестивых христиан Ликиний решил силой и страхом склонить к идолопоклонству.
В это время в Гераклее был воеводой (по-иному: стратилатом) святой Феодор. Феодора Бог одарил красивой внешностью, выдающимися мужеством, мудростью и красноречием. Святой был родом из Евхаит, принадлежал к императорскому войску. Жители Евхаит страдали от одной особенной напасти: в окрестности города жил огромный хищный змей, который постоянно выходил из своего логовища и пожирал всех, кто попадался на его пути, — людей и животных. Воин Феодор узнав об этом, вышел на своем коне против змея, благодатью Божией с молитвой Господу вызвал громогласным приказом чудовище на сражение и поразил змея мечом, по примеру великомученика Георгия Победоносца, жившего незадолго до Феодора Стратилата.
Увидев такую немыслимую для окрестных жителей победу, горожане и, в первую очередь, воины уверовали в Бога Феодора — Иисуса Христа и крестились в веру христианскую. За эту-то победу и награжден был Феодор воеводством в Гераклее.
Святой проповедовал христианство успешно по всей Гераклее так, что почти все жители города приняли крещение Христово во имя Святой Троицы.
Узнав всю историю святого Федора, Ликиний решил лукавством заманить воина Христова Стратилата к себе, чтобы лестью и царскими посулами уговорить Феодора обратиться к его языческому нечестию. Были отправлены телохранители императорские к святому воеводе, которые приглашали ласково Феодора к царю, дабы с честью доставить Стратилата к императору.
Феодор понял лукавство Ликиния. И в свою очередь решил провести царя и вскрыть его нечестие пред народом и самим царем.
Святой медлил с тем, чтобы подчиниться царскому приглашению, и спустя три дня отослал часть присланных за ним обратно к царю с письмом, в котором хитро приглашал царя приехать к нему в город, сообщая, что опасается за нарастающее отступление Гераклеи от царства Ликиния и обращение города ко Христу. А в ночной молитве Феодору явился Господь, поддерживающий Феодора, как Он являлся мученикам Христовым. И понял воин Христов, что приблизилось время его страдальческого подвига за Господа своего.
Между тем царь, не уразумев хитрости Стратилатовой, приехал к Феодору с лучшими своими идолами, собираясь вместе с Феодором приносить жертвы истуканам и возвращать народ Гераклеи к язычеству. Феодор же попросил у царя его идолов к себе на ночь, говоря, что наедине сначала послужит и покадит им, чтобы лучше подготовиться к всенародному служению языческим богам. Ночью святой разбил золотых и серебряных истуканов на куски. И все эти осколки были срочно розданы нищим. А на следующий день царя оповестили, что он обманут воеводой Гераклеи, так как золотая голова богини Артемиды была замечена у одного нищего, который, радуясь золоту, указал на Феодора, как на своего благодетеля. Царь в недоумении обратился к Стратилату за разъяснениями. Феодор с насмешкой над истуканами подтвердил догадки, рассказав, что разбил идолов и раздал нищим. А когда осрамленный язычник-царь с гневом и возмущением пообещал Феодору расправу. Феодор дерзновенно исповедал Христову веру и снова посмеялся над языческими истуканами и слепым идолопоклонничеством царя. Царь в ярости повелел тут же распять святого, обнажив, и избивать свежими жилами вола. Воины изо всех сил, уставая и меняясь, наносили святому Феодору удары, которых было назначено 600 — по спине и 500 — по чреву. После — били оловянными прутьями, строгали тело его железными когтями и опаляли огнем, растирая раны и ожоги черепичными осколками. Наконец, распятого прибили к кресту гвоздями так же, как и Господа Феодорова Иисуса Христа. В грудь мученику вбили огромный гвоздь, кромсали тело бритвами, стреляли из луков, целясь в лицо и глаза, и пронзили очи святому многими стрелами. Святой великомученик, изнемогши от тяжких страданий, обратился с креста к Господу своему, прося принять дух его, и замер. Ликиний решил, что мученик скончался, и удалился с того места. Ночью Ангел Господень, явившись, снял Феодора с креста, и исцелил его от ран, сделав мученика абсолютно здоровым и невредимым. Ликиний же бессонной ночью решил еще до рассвета снять великомученика с креста и бросить тело в море в оловянном ящике. Но посланные царем сотники не нашли на кресте тела Феодора, а увидели его сидящим рядом с крестом. Тогда сотники и все бывшие с ними 70 воинов обратились в веру Христову. Ликиний, узнав все это, отослал своего наместника Сикста и триста воинов убить всех уверовавших. Но и те, увидев чудеса своими глазами, объявили себя христианами. К месту мучений Феодора собралось множество народу из его города и окрестных селений. Народ восстал против злочестивого Ликиния, решив побить его камнями. Началось кровопролитие, в котором Сикст, защищая великомученика, был убит. Феодор усмирил мятежников. И идя по городу рядом с тюрьмой, одним словом освободил из темницы просящих его милости узников. Больные подходили и, касаясь одежды великомученика, тут же исцелялись от неизлечимых и самых безнадежных болезней; бесноватые получали освобождение от мучивших их бесов.
Узнав о всеобщем обращении народа ко Христу, Ликиний, сгорая от ярости в своем безумии, послал своего служителя усечь мечом голову святому Феодору. Народ, увидев палача, снова было восстал. Но Феодор убедил людей смиренно принять распоряжение осатаневшего императора, приведя в пример Самого Господа Иисуса Христа, удержавшего Ангелов от отмщения иудеям за богоубийство. Помолившись и благословив свой народ, святой великомученик Феодор, предал дух свой Господу, будучи усечен мечом от рук Ликиниева палача.
Молитва Федору Стратилату.
О, преславный и прехвальный великомучениче святый Феодоре, великий Стратилате! Не отрини грешных сия малыя молитвы и приношения, но яко имея дерзновение ко Всемилостивому Владыке, потщися к нам недостойным скорою твоею помощию и явися ходатай за ны теплый у Христа Бога, да не погибнем вси во грехах наших, но да сотворит с нами по великой милости Своей, да умирит мир и сохранит нас от всякаго злаго обстояния, да даст нам тихое и безмятежное житие пожити в чистоте и благочестии, и по исходе душ наших неосужденно предстати судилищу Его и деснаго стояния сподобитися, да выну поем и славим Его Всесвятое имя со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Тропарь святому Никону, глас 1-й
Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, церковь бо прекрасну Святыя Троицы, в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Темже и мы чада твоя любовию вопием ти: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.
Кондак святому Никону, глас 4-й
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився, и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник, и преподобных сожитель: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Православный мир насчитывает большое количество святых. К каждому из них обращаются с различными просьбами. Особого внимания заслуживает святой Феодор Стратилат. Он очень известен в православии. В день памяти 21 февраля у его лика собирается много паломников, чтобы попросить о самом сокровенном и желанном.

Икона святого Феодора Стратилата

Самая древняя икона святого была написана два века назад в мастерской, которая находится рядом с Новгородом. На ней изображен воин, держащий в одной руке копье, в другой — щит. Его лик в православии изображен как героического воина и защитника. Это не случайно. Ведь при жизни он был военачальником. Под его руководством был побежден злобный змей, который напал на город и пожирал все что попадалось на его пути.

Среди всех жителей города только Феодор проявил храбрость и пошел на сражение. В результате змей был побежден, а святого все запомнили как храброго и доброго военачальника. Прошло не много времени как был утвержден орден святого Феодора Стратилата. Его вручали воинам только за особые заслуги во время службы. За проявления храбрости, мужества и отваги.

Сегодня существует достаточно много различных образов святого. Его могут изображать и как на древней иконе со щитом в руке, а могут и с крестом. В случае покупки иконы Феодора Стратилата небольших размеров, ее можно сделать как оберег. Молитва перед святым помогает:

  • укрепить веру;
  • защитить семью от проблем;
  • найти выход из самых тяжелых жизненных ситуаций.

Более того св. Стратилат является покровителем военных. Отправляясь на службу каждый из служащих старается приобрести себе небольшую иконку с ликом, чтобы она оберегала от всего плохого и опасного, прося благословение на хорошую службу.

При наличии в семье тяжелобольных или одержимых бесами и другими дьявольскими силами, священнослужители рекомендуют родственникам обращаться к Феодору прося об исцелении и защите.

Храмы в честь святого и святые лики

Где находится монастырь святого великомученика Феодора Стратилата знают не многие. Прежде всего нужно сказать, что икону можно найти практически в каждой церкви странны. Одна из самых распространенных ликов находится в часовни Александра Невского на кладбище Ваганьковском в Москве.

Самый известный монастырь находится в Крыму. Он небольшой и находится как будто в пещере в селе Малое Садовое. Построен еще в конце восемнадцатого начале девятнадцатого века. При монастыре насчитывается более двадцати пещер. Все они имеют разные размеры и назначения.

На сегодня храм всех Крымских святых и Феодора Стратилата является действующим. Как добраться:

  • К нему можно добраться рейсовым автобусом, выходить нужно на станции село Малосадовое. Вокруг будут одни красивые горы.
  • Проходя через село нужно обратить внимание на три самые высокие скалы. Затем нужно подниматься через кизиловые рощи вверх.
  • Далее повсюду есть специальные указатели, поэтому потеряться среди красивый лесных тропинок не удастся.
  • По среди пути встретится крест, его местные жители называют путевым, так как он указывает правильный путь. С него и начинается святая земля.

Конечно не мало усилий пришлось приложить местным священнослужителям, чтобы полностью восстановить храм. Но благодаря им и помощи местных жителей, сегодня каждый желающий может посетить это по истине чудное место и преклонится перед иконой святого Феодора Стратилата.

Молитва великомученика Феодора Стратилата выглядит так:

«О славный и великий мученик святой Феодор Стратилат! Защити нас грешных, обращающихся к тебе с молитвами в надежде на помощь твою. Заступись за нас перед Господом Богом, попроси его о прощении грехов наших, пускай убережет Он нас от зла и нападения безбожников. Пусть даст он нам житие тихое и узнает о нашей вере в Него, Его силу и могущество. Славим Отца, Сына и Святого Духа. Аминь»

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Святой феодор стратилат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *