Святой великомученик Феодор Стратилат, дата памяти 21 июня, 21 февраля

Он родился в городе Евхаит, с детских лет обладал красивой внешностью и многими талантами. Но самое главное, что дал ему Господь — это познание истинной христианской веры. Именно вера во Христа помогла ему победить огромного змея, который жил в пропасти в окрестностях города. Он пожирал людей, животных, вся округа боялась этого чудовища. Но святой Феодор вооружился мечом, а также молитвой, что принесло ему победу. За этот поступок его назначили стратилатом, т.е. военачальником в городе Гераклее. Но святой Феодор не просто служил людям в этой должности, но еще и занимался проповедью Евангелия. Со временем практически весь город принял христианство. В это время у власти находился император Ликиний, который начал жестокое гонение на христиан. Он приказал обезглавить святого Феодора. На что праведник ответил приглашением императора Линия в их город. Феодор пообещал ему, что лично принесет жертву языческим идолам. Ликиний поверил этим словам, святой Феодор Стратилат, как только приблизился к истуканам, тут же разбил их, а куски раздал нищим.
В этот же миг его схватили и подвергли жестоким истязаниям. Их свидетелем стал раб святого Феодора Уар. По молитвам святого Феодора, Господь исцелил его тело и даже свел с креста, на котором Феодор был оставлен на ночь. Когда утром стражники пришли ко кресту, чтобы убедиться в смерти христианина, то увидели его живым и здоровым. В эту же минуту они уверовали в Бога и недалеко от места казни приняли Святое Крещение.
Но избегать мученической кончины святой Феодор не желал. Вот почему, он добровольно предал себя в руки палачей. Пока он шел к месту казни, святой Феодор одним словом открывал темницы и освобождал оттуда людей. Те, кто прикасались к нему, тут же исцелялись. Святой Феодор принял мученическую смерть через усечение мечом его главы.

Икона Святого Феодора Стратилата, великомученика

Святой Феодор Санаксарский (Ушаков), воин, дата памяти 5 июня, 5 августа,15 октября

Он родился в 1745 году в Ярославской губернии. Его родители относились к древнему небогатому роду. Но все в округе знали и почитали их, как верующих христиан. С юных лет отрок Феодор отличался особой смелостью, так вместе со сверстниками они ходили в лес на медведя. Однако, в обычной жизни он отличался скромностью и уступчивостью. Когда ему исполнилось 16 лет, его отвезли для представления в Герольдмейстерскую контору Сената, после чего его зачислили в Морской кадетский корпус. Учился он хорошо, отличался особой прилежностью. После окончания обучения был приведен к присяге.
Служить он стал на Балтийском флоте. Во время русско-турецкой войны он одержал ряд блистательных побед. После этого он принял начальство над портом и городом Севастополь, занялся строительством казарм для матросов, т.к. жили они в основном в казармах и хижинах, где не было никаких условий. А потому они часто болели и умирали. Святой Феодор занимался также и строительством дорог, снабжением города водой, провизией, строил храмы. До нас дошли сведения о том, что он в день обязательно слушал утреню, обедню и вечерню.
В 1793 году уже контр-адмирала лично в Петербург призвала Екатерина Вторая, которая пожелала увидеть героя. После восшествия на престол Павла Первого, у Феодора Ушакова началась его знаменитая Средиземноморская кампания. Одной из первых задач стало освобождение Ионических островов, которые расположены вдоль Греции, самый важный из которых был остров Корфу. Святой Феодор обратился с воззванием к братьям-грекам, с просьбой помочь им освободить острова от безбожных французов. В 1799 году острова были освобождены. За эту победу Павел Первый присвоил ему звание полного адмирала.
Феодор Ушаков оказал поддержку и Александру Суворову, который в это же время громил французов в Северной Италии. В этом же году наши войска и на суше, и на воде взяли город Бари, где отслужили благодарственный молебен святому Николаю, а затем вошли и в Рим.
Как известно, в 1801 году Павел Первый был убит, и на престол взошел Александр Первый. Вскоре адмирала Феодора Ушакова перевели в Санкт-Петербург, назначив главным командиром Балтийского учебного флота, а также начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. Через 5 лет от подал императору прошение об отставке. А после переехал в деревню Алексеевку близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. Через некоторое время он принял монашеский чин с именем Феодор в этой обители, где и прожил вплоть до своей кончины в 1817 году.

Икона Святого Феодора Санаксарского (Ушакова), воина

Православные святые с именем Феодор

Даты указаны по новому стилю.
• Феодор, исповедник 3 октября
• Феодор 2 декабря
• Феодор (Захаров), мч. 8 февраля, 27 августа
• Феодор 8 июля
• Феодор, мч. 4 июня
• Феодор, купец 13 ноября
• Феодор 24 января
• Феодор 7 июня
• Феодор, мч. 17 апреля
• Феодор 14 ноября
• Феодор, Христа ради юродивый 10 марта
• Феодор, прп. 31 декабря
• Феодор, мч. 12 февраля
• Феодор, мч. 15 сентября
• Феодор, мч. 14 августа
• Феодор, мч. 15 августа
• Феодор, мч.3 августа
• Феодор 31 октября
• Феодор 25 ноября
• Феодор (Гусев), мч. 8 февраля, 1 февраля
• Феодор 27 июля
• Феодор (Иванов), мч. 8 февраля, 12 сентября
• Феодор, сщмч., диакон 4 июня
• Феодор (Смирнов), сщмч., диакон 8 февраля, 5 июля
• Феодор, прп., епископ, Анкирский 16 ноября
• Феодор, сщмч., епископ 11 декабря
• Феодор, сщмч., епископ, Римский 31 мая
• Феодор (Смирнов), сщмч., епископ, Пензенский 8 февраля, 4 сентября
• Феодор, сщмч., епископ, Киринейский 17 июля
• Феодор, сщмч., епископ, Александрийский 25 сентября
• Феодор, епископ, Феодосиопольский 11 декабря
• Феодор, прп., игумен, Оровский 21 августа
• Феодор (Яковлев), сщмч., иерей 8 февраля, 2 августа
• Феодор (Богоявленский), исповедник, иерей 8 февраля, 10 февраля
• Феодор (Ремезов), сщмч., иерей 8 февраля, 14 ноября
• Феодор (Недосекин), сщмч., иерей 8 февраля, 30 апреля
• Феодор (Маляровский), сщмч., иерей 8 февраля, 4 сентября
• Феодор (Дорофеев), сщмч., иерей 8 февраля, 10 декабря
• Феодор (Бобков), сщмч., иерей 8 февраля, 17 февраля
• Феодор (Беляев), сщмч., иерей 8 февраля, 3 ноября
• Феодор (Баккалинский), сщмч., иерей 8 февраля, 27 ноября
• Феодор (Антипин), сщмч., иерей 8 февраля, 24 января
• Феодор (Располов), сщмч., иерей 8 февраля, 21 июля
• Феодор (Богоявленский), сщмч., иерей 8 февраля, 10 октября
• Феодор (Грудаков), сщмч., иерей 8 февраля, 27 ноября
• Феодор (Алексинский), сщмч., иерей 8 февраля, 15 декабря
• Феодор (Гусев), сщмч., иерей 8 февраля, 5 декабря
• Феодор (Богоявленский), сщмч., иером 8 февраля, 19 июля
• Феодор (Никитин), прмч., инок 8 февраля, 29 июля
• Феодор, прп., митрополит, Трапезундский 8 августа
• Феодор (Абросимов), прмч., послушник 8 февраля, 14 октября
• Феодор, прмч., послушник, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля, 25 августа
• Феодор, сщмч., пресвитер 28 апреля
• Феодор, сщмч., пресвитер 11 декабря
• Феодор (Чичканов), сщмч., прот. 8 февраля, 22 ноября
• Феодор (Колеров), сщмч., прот. 8 февраля, 29 ноября
• Феодор (Лебедев), сщмч., прот. 8 февраля, 20 июня, 25 сентября
• Феодор (Поройков), сщмч., прот. 8 февраля, 4 января
• Феодор (Пальшков), мч., псаломщик 8 февраля, 17 февраля
• Феодор I Константинопольский, патриарх 9 января
• Феодор Александрийский, сщмч., архиепископ 16 декабря
• Феодор Амморейский (Фригийский), мч. 19 марта
• Феодор Антиохийский, исповедник 6 декабря
• Феодор Апамейский, мч. 7 марта
• Феодор Африканский, мч. 23 апреля
• Феодор Валаамский, прмч. 5 марта
• Феодор Варяг, Киевский 25 июля (первомученик Российский)
• Феодор Васильевич Острожский, Печерский, инок, князь 10 сентября, 24 августа
• Феодор Византийский, мч. 2 марта
• Феодор Гавра, мч.15 октября
• Феодор Галатийский, мч. 6 июня
• Феодор Едесский, епископ 22 июля
• Феодор Иорданский, прп. 18 июня
• Феодор Казанский, мч. 15 октября
• Феодор Кандавлский, Никомидийский, мч.17 сентября
• Феодор Константинопольский, Никомидийский, мч. 18 сентября
• Феодор Мелитинский, мч.20 ноября
• Феодор Муромский, князь 3 июня
• Феодор Начертанный, Константинопольский, исповедник 9 января
• Феодор Новгородский, Христа ради юродивый 1 февраля
• Феодор Освященный, игумен 29 мая
• Феодор Островский, прп. 12 сентября (ученик прп. Александра Свирского)
• Феодор Пергийский (Памфилийский), мч. 4 мая
• Феодор Печерский, прмч. 11 октября, 24 августа
• Феодор Печерский, Молчаливый 10 сентября, 2 марта
• Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, князь 5 июня, 18 марта, 2 октября
• Феодор Ростовский, прп. 4 ноября
• Феодор Ростовский, архиепископ 2 сентября, 11 декабря
• Феодор Ростовский и Суздальский, епископ 5 июня, 21 июня
• Феодор Санаксарский, прп. 5 июня, 4 мая, 4 марта
• Феодор Санаксарский (Ушаков), воин 5 июня, 5 августа,15 октября
• Феодор Сикеот, епископ, Анастасиупольский 5 мая, 28 июня
• Феодор Стародубский, князь 4 июля
• Феодор Стефанит 5 февраля
• Феодор Стратилат, Гераклийский, вм21 июня, 21 февраля
• Феодор Студит, исповедник, игумен 24 ноября, 8 февраля
• Феодор Тирон («молодой воин»), вмч.7 марта, 2 марта
• Феодор Тривун, мч. 12 февраля
• Феодор Трихина («власяничный»), прп.3 мая
• Феодор Цитерский, прп. 25 мая
• Феодор Черниговский, мч.3 октября, 27 февраля (боярин мч. Михаила Черниговского)
• Феодор Ярославич Владимирский, князь 6 июля
• Феодор Ярославич Новгородский, князь 18 июня

История

В 1099 году Венеция оказала военную помощь Константинополю, выставив венецианский флот в войне против царя Тира, и союзники одержали блестящую победу. В качестве военных трофеев, среди прочего, Венеция получила три огромные монолитные гранитные колонны. Эти колонны в 1125 году были доставлены морем в Венецию. Во время разгрузки одна из трёх колонн упала в море, затонула и была утеряна, так как погрузилась в илистое дно лагуны. Несмотря на многочисленные попытки, эта колонна до сих пор не найдена.

Две других колонны были успешно перемещены на берег, однако пролежали там до 1196 года, так как никто не брался за их установку — каждая из колонн весила около ста тонн.

Наконец инженер и архитектор Никколо Бараттьери взялся за установку колонн. Для поднятия их он использовал эффект «мокрой верёвки», известный морякам того времени. Трюк заключался в том, что сухой пеньковый канат удерживающий груз, при поливе его водой сокращался. Этот эффект и использовал Баратьери.

В качестве платы за эту работу архитектор получил право расставить между колоннами столики для азартных игр, чтобы получать с них доход — с тех пор на его родовом гербе появились изображения трёх игральных костей.

Место между двумя колоннами использовалось для смертной казни. Осуждённого разворачивали лицом к часам Часовой башни, отбивающим последние минуты жизни приговорённого. В частности, на этом месте повесили архитектора Филиппо Календарио и прочих заговорщиков. Суеверные местные жители до сих пор предпочитают не проходить между двух колонн.

О происхождении колонн и бронзового изваяния крылатого льва нет достоверных сведений. Помпео-Герард Мольменти полагал, что колонны были привезены из Константинополя, тогда как другие источники приписывают им сирийское происхождение.

Ис тех двух помяненных площадей одна площадь к самому морю, и с той площади в моря поделаны каменные ступени, где стоят всегда много судов морских мелких, пиот и гундалов наемных, кто похочет, из них наняв какое судно, куда ехать. На той площади зделаны два великие столпа каменные, круглые, глаткой работы, ис целых каменей высечены, а не смастиченые, в высоту сажень по 6 или болши; под теми столпами поделаны рундуки каменные. На одном ис тех столпов поставлен каменной лев со Евангелием во образ святаго евангилиста Марка, зделан резною изрядною работою; а на другом столпе зделано подобие зверя каркадила и на нём поставлено подобие человека во образ некотораго мученика.

— стольник П. А. Толстой, 1697

Колонна Святого Марка

Капитель колонны Святого Марка.

На восточной колонне 45°26′00″ с. ш. 12°20′23″ в. д.HGЯOL Святого Марка установлена бронзовая статуя крылатого льва. По одной из версий, статую переделали из персидской химеры, к которой приделали крылья. Существует также версия, что химера была привезена из Китая. Рёскин считал крылатого льва произведением безымянных венецианских литейщиков XIII века, но некоторые авторы видят в нём восточную бронзу византийского, сасанидского и даже ассирийского искусства.

В 1797 году Наполеон I низложил последнего дожа, снял с колонны и перевёз в Париж символ могущества Венеции — льва Святого Марка. Лев некоторое время стоял в Париже перед Домом Инвалидов. Впоследствии по решению Венского конгресса его возвратили Венеции и водворили на ту же восточную колонну. При перевозке из Парижа в Венецию древняя скульптура разбилась и распалась на 84 куска. Архитектор Бартоломео Феррари собрал все мелкие осколки и переплавил их в печи. В его руках статуя постепенно превратилась в сооружение из фрагментов бронзы, свинца и латуни, скрепленных между собой болтами и многочисленными швами. Одна из лап оказалась даже залитой цементом. В «подлиннике» до наших дней дошли только левая задняя лапа, правая ляжка, волнистая грива и целая голова.

В июле 1985 года скульптуру бронзового льва отправили на реставрацию в мастерские Сан-Грегорио. Оказалось, что изваяние весит 2,8 тонны. Ученые не только отреставрировали скульптуру, но и смогли определить её возраст. Выяснилось, что скульптуре уже около 2500 лет. Учёные предполагают, что скульптуру отлили в V веке до н. э. в ассирийском городе Тарсе. Во времена первых Крестовых походов — в XI или XII вв. — «освободители Гроба Господня» доставили скульптуру на Апеннины в качестве трофея. Первое письменное упоминание об этой скульптуре встречается в 1293 году в документах Большого Совета Венецианской республики — речь в них также шла о необходимости реставрации скульптуры. После последних реставрационных работ лев возвратился на своё место в июле 1991 года в увитой цветами гондоле.

Колонна Святого Теодора

Капитель колонны Святого Теодора.

На западной колонне 45°25′59″ с. ш. 12°20′22″ в. д.HGЯOL установлена мраморная скульптура, изображающая воина Феодора Тирона (св. Теодора). Это копия с оригинала, который в настоящее время хранится во Дворце дожей. Оригинал же составлен из торса скульптуры неизвестного римского полководца II века и головы статуи Митридата Понтийского, привезённой также из Константинополя; у ног святого находится такой же составной крокодил — по легенде, это символизирует морское могущество Венеции.

Ранее патроном Венеции считался Святой Теодор, и храм, посвящённый ему, находился рядом с тем местом, где позднее возвели Собор Святого Марка, и был значительно старше своего преемника. В IX веке мощи святого Марка были из Александрии переправлены в Венецию, и жители города официально приняли покровительство нового патрона. Однако венценосный рыцарь Теодор с копьём в руках остаётся одним из самых любимых святых в городе и не почитается католиками нигде, кроме Венеции.

Великомученик Феодор Тирон

Феодор Тирон (Тирон – т.е. воин-новобранец) — христианский святой, великомученик, чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста (в 2018 году – 24 февраля).

Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. За то, что исповедал себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложили совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры.

В итоге он был приговорен к сожжению на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава – сначала в Бриндизи, а затем – в Гаэту.

С его именем связано одно интересное событие церковной истории.

В IV веке в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок правителя был жестокой издевкой над христианской верой.

И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо — вареная с медом пшеница (кстати, аналог колива у славян — кутья, традиционное поминальное блюдо).

Фото www.flickr.com/photos/spbpda/

В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие субботы (пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист святому великомученику Феодору Тирону

Кондак 1

Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души: радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Икос 1

Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако:

Радуйся, яко тобою Бог прославлен,

Радуйся, яко тобою сатана посрамлен,

Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы,

Радуйся, бездушных идолов великий поборниче,

Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче,

Радуйся, истолкователю несмешения их.

Радуйся, возвещающий Марию Девой,

Радуйся, Богородицей Ее (исповедующий) именующий.

Радуйся, испивший чашу Христову,

Радуйся, правыя веры исправление.

Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество.

Радуйся, победителю, увенчанный Христом.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 2

Взирая на мужество твоея души, Господь указует тебе богомудрому знамение поспешати к мученичеству: ты же, вся земная отвергши, Богу взывал: Аллилуиа.

Икос 2

В месте, идежде чудище пребывало, родился еси Феодоре, и подвигом твоим сразил еси его; жена же Евсевия обрадовашеся смерть его узрев, и в песнех взываше к тебе тако:

Радуйся, Христа моего грядущий мучениче,

Радуйся, моея родины славо,

Радуйся, дракона губительнаго победителю,

Радуйся, в мужестве неодоленный,

Радуйся, избранниче Христов в мире,

Радуйся, подвижниче ради славы Его.

Радуйся, Православной веры утверждение.

Радуйся, юных в благочестии наставление.

Радуйся, веры великое ограждение,

Радуйся, над безбожием великая победо,

Радуйся, благодати Божией сосуде,

Радуйся сокровищнице читыя добродетели.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 3

Гряди же Феодоре, взывал ненавистник Христа Вринка и принеси жертвы идолом якоже и мы; аще же не покоришися, мукам предам тя; ты же, преславне, вознес Богу хвалу: Аллилуиа.

Икос 3

Божественное пламя положил еси, великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к подвигу, посему взываем к тебе тако:

Радуйся, юный воине Царя царей,

Радуйся, словом твоим покоривый Вринку.

Радуйся, подвигом Христа прославивший,

Радуйся, огнем истребивший идолов.

Радуйся, победивший силу пламени.

Радуйся, преславне мучеников красото,

Радуйся, великомучениече, ангелов радование.

Радуйся, сладчайший защитниче церкви.

Радуйся, православных неусыпный престателю.

Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный дар.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 4

Диавольское содружество Публия и Вринки посрамил еси мужеством твоим, великомучениче, и исповедуя Христа Сыном Божиим, осудил еси язычество, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Ангели воспеша Христа Спасителя, в темнице посетившего тебя. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши:

Радуйся, Христа Бога друже,

Радуйся, мужественный исповедниче.

Радуйся, хлебе сладкий Христа.

Радуйся, юных вразумление,

Радуйся, грешных исправление.

Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго,

Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице.

Радуйся, светлое явление разума.

Радуйся, премудрое обличение безумия.

Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся,

Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается,

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 5

Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху:

Радуйся, Христа Бога мучениче,

Радуйся, страстем Его ревнителю,

Радуйся, темницу за Него приявший,

Радуйся, узами окованный ради Господа,

Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся.

Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи.

Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший.

Радуйся, православных похвало.

Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий,

Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй.

Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим,

Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 6

Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа.

Икос 6

Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако:

Радуйся, огня угасителю,

Радуйся, сподвижниче великих мучеников,

Радуйся, сообщниче святых Ангелов.

Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос.

Радуйся, в росу обративший силу пламени.

Радуйся, возвышающийся над общею смертию.

Радуйся, наследниче Царствия Христова.

Радуйся, в девстве сохранивший тело.

Радуйся, душу просветивший подвигами.

Радуйся, пламенный ревнителю православия.

Радуйся, защитниче его от еретических козней.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 7

Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа.

Икос 7

Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше:

Радуйся, мучениче истины,

Радуйся,славо евхаитов,

Радуйся, нашей Церкви благолепие.

Радуйся, родителей твоих радование.

Радуйся, вселивыйся в небесных чертозех,

Радуйся, яко обитаеши ныне в небесном царствии.

Радуйся, яко разумно храм воздвигну тебе,

Радуйся, яко останки твои в него положу.

Радуйся, моего дома освящение,

Радуйся, души моея веселие.

Радуйся, звездо среди мучеников Христа,

Радуйся, наше прославление и любовь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 8

Укрепивый всяческая Иисус Вседержитель возлюбил красоту души твоея и ты соблюл еси ее непорочной. Преславне, освятив потоком крови твоей, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Принесл еси яко жертву все сердце и разум и тело Господу. Он же прослави тя на небеси и на земли, Феодоре, даровав Тебе силу чудес. Сего ради услыши от нас:

Радуйся, обогативыйся приятством Бога,

Радуйся, исполнивший землю чудесами,

Радуйся, высокое восприятие благочестия,

Радуйся, славящих тя величайший защитниче.

Радуйся, прошедший преславный путь жизни.

Радуйся, победивый со Христом лукаваго.

Радуйся, мужественно соблюдший веру,

Радуйся, неувядаемый венец правды,

Радуйся, исполненный неизреченной славы.

Радуйся, наш неусыпный предстателю,

Радуйся, ныне хвалящий Бога со ангелы.

Радуйся, собеседниче лика мучеников.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 9

Одержимый злобою диавольскою, отступник Богоборец Юлиан решение нечестивое приял: ко греху подвигнути вкушением оскверненныя пищи верующих, поющих песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Познав лукавство отступника, своим престательством, великомучениче Феодоре, Христовых чад от соблазна избавил еси. Презревый диавольский соблазн, услыши от нас:

Радуйся, православных избавление,

Радуйся, Столпе Христовой Церкве,

Радуйся, врагов Христа победителю,

Радуйся, безбожнаго отступника обличителю.

Радуйся, отгонителю греховных желаний,

Радуйся, посрамление нечестиваго царя.

Радуйся, содетелю преславных чудес,

Радуйся, обличителю лукавства царя.

Радуйся, исполненный божественных даров.

Радуйся, светлый сосуде Святаго Духа.

Радуйся, прославивший Христа в мире,

Радуйся, прославленный Им на небеси.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 10

Восхотев по велицей милости Своей чисты соблюсти от осквернения чада Своя, посла тя Спаситель, великомучениче Феодоре, ко святителю Царя града возвестити ему волю Свою, юже познав, он с тобою воспел: Аллилуиа.

Икос 10

Повеждь верным, о святителю, не прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти сице:

Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,

Радуйся, вестник божественныя воли.

Радуйся, святительскаго града ограждение,

Радуйся, яко объявил ему божественную волю.

Радуйся, вестниче Христа Бога.

Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.

Радуйся, яко отвергл еси оскверненную пищу,

Радуйся, яко соблюл еси пост верных.

Радуйся, божественное радование мучеников,

Радуйся, нам Богом данный даре.

Радуйся, служителю Всевышняго.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 11

Восхвалил святитель Всевышняго, егда познал козни лукаваго отступника, вопрошая тебя, Феодоре: кто еси ты и како верных и бедных будеши питать, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Та же ответсвовал святителю: О, Пастыре, уготовав коливо, преподай в снедь верным людем; имя же мученик Христов Феодор от Бога вам помощник посланный. Сего ради взываем сице:

Радуйся, великий наш попечителю,

Радуйся, Православия покровителю.

Радуйся, нечестия искоренителю,

Радуйся, Христианства опора и утверждение.

Радуйся, помощниче от бога нам посланный,

Радуйся, наставление нам давый о неоскверненной пище.

Радуйся, научивый нас потребляти коливо.

Радуйся, яко присно прославляется явления твоего чудо,

Радуйся, неусыпный Христов посланниче,

Радуйся, мучеников Христовых сожителю.

Радуйся, им же Христос воспевается,

Радуйся, им же верные возвышаются.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 12

Восхотев Господь явити благодать, юже дарова тебе, показа тя избавителя пленных, целителя немощных, спасителя плавающих, наставника согрешающих, изобличителя крадущих, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая подвиги и чудеса твои, великомучениче Феодоре, поем тебе во смирении, ибо Господь, приявший страдания твои, вселися в душу твою, наставляя нас взываши тебе тако:

Радуйся, Феодоре, непорочно свою душу соблюдший,

Радуйся, освятивший ее страданиями твоими,

Радуйся, плененных избавителю и предстателю.

Радуйся, ран телесных врачу и болящих целителю.

Радуйся, спасателю в беде на море сущих.

Радуйся, свирель сладкозвучная.

Радуйся, отроческих молений исполнителю,

Радуйся, бедных верное богатство.

Радуйся, вселивыйся в небесныя обители,

Радуйся, немощных укрепление.

Радуйся, старцев утешение.

Радуйся, со ангелы воспевающий трисвятую песнь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 13

О, Предивный великомучениче Феодоре Тироне, Богом данный даре воспевающим тя с любовию. Милостиво приими сие приножение, избави нас от всякия скорби и печали твоим предстательством и будущия изми муки, о тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

Сей кондак читай трижды, затем икос 1, кондак 1.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой славный мученик Христов Феодор Тирон был родом из Амасии Понтийской. Он служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Христианин с детства, он скрывал свою веру, но не из малодушия, а потому что ждал от Бога знамения, чтобы предать себя мученичеству.

Когда его легион стоял в окрестностях города Евхаиты (в провинции Еленопонт), он узнал, что жители этих земель страшатся ужасного змия, прятавшегося в лесу. Поняв, что настал момент, когда Бог покажет ему, пришло ли время мученичества, он смело пошел в чащу. Феодор добрался до деревеньки, оставленной всеми, кроме одной благородной христианки Евсевии, которая указала ему, где находится логово чудовища. Осенив себя знамением креста, святой бросился на ревевшего и извергавшего пламя зверя и убил его ударом копья в голову.

Теперь святой Феодор знал, что, победив с Божией помощью видимое чудовище, он справится и с невидимым змием, диаволом, и вернулся в лагерь, не боясь открыть свою веру. Когда вышел приказ принести жертву имперским богам, Феодор остался в своей палатке. За ним пришли, чтобы заставить участвовать в церемонии. Но он ответил: «Я христианин и поклоняюсь только Христу. Он – Царь, Которому я служу, и только Ему я принесу жертву!» Помучив коварными вопросами, Феодора на время оставили, чтобы допросить других христиан. Воспламененный божественным рвением, Феодор укреплял единоверцев быть до конца достойными Христа, взявшего их в Свое небесное воинство.

Ночью он пробрался в языческий храм и сжег алтарь Реи, матери богов, вызвав великое волнение в Евхаитах. Один из служителей храма схватил святого и отвел к наместнику Публию. Феодор не оказал никакого сопротивления и спокойно отвечал на вопросы правителя. Христианин доказывал ему, сколь нелепо считать божеством бездушный кусок дерева, в считанные минуты превратившийся в пепел. Публий пригрозил ему страшнейшими пытками. Святой возразил: «Твои угрозы меня не пугают, ибо сила Христова будет мне источником радости и веселья в муках». Скрежеща зубами от злобы, наместник приказал бросить его в темный каземат без еды.

В ту же ночь Христос явился Феодору для утешения и пообещал, что Божественная благодать будет для Его смелого служителя одновременно пищей, радостью и защитой. Окрепший духом святой проводил время, воспевая гимны вместе с ангелами, так что стражникам казалось, будто к заключенному присоединились другие христиане, хотя тюрьма была наглухо заперта.

Ему предложили немного хлеба и воды, но он отказался, объявив, что Христос пообещал ему небесную пищу. Когда он в следующий раз предстал перед наместником, ему предложили стать верховным жрецом при идолах. Это вызвало у святого лишь смех: он сказал, что готов быть разрезанным на кусочки ради любви ко Христу. Тогда его повесили вниз головой, и палачи стали разрывать его тело железными щипцами – но напрасно. Видя неукротимое сопротивление мученика и боясь, что другие последуют его примеру, наместник приказал сжечь его живым.

Подойдя к костру и раздевшись, Феодор обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы Он поддержал других исповедников, и сам вошел в пламя. Но, воздавая ему честь, языки пламени окружили мученика, не касаясь тела, словно триумфальная арка. Тогда, произнеся благодарение, Феодор предал душу Богу.

Благочестивой Евсевии удалось выкупить его тело и перевезти в Евхаиты. Здесь в честь мученика воздвигли церковь, в которой паломники получали исцеление душевное и телесное.

В 361 году император Юлиан Отступник, всеми силами пытавшийся восстановить языческие культы, заметил, что у христиан был обычай освящать первую неделю Великого поста особенно усердным воздержанием и молитвой. Жестокий деспот приказал тогда префекту Константинополя окроплять все товары на рынках кровью жертвенных животных, чтобы ни один житель не избежал осквернения идолопоклонством. Но Господь не оставил избранный народ. Он послал Своего слугу Феодора в видении архиепископу Евдоксу (360–364) и приказал, чтобы христиане не покупали продуктов на рынке, а приготовили для пропитания коливо – вареную пшеницу.

Так по вмешательству святого великомученика Феодора христианский народ расстроил козни тирана и остался свободен от идолопоклонства. С тех пор Церковь ежегодно вспоминает об этом чуде в первую субботу Великого поста, показывая верующим, что пост и воздержание могут очистить от всякой грязи и всякого греха.

Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой. Однажды он явился на белом коне, сияя славой, и привез бедной вдове ее единственного сына, оказавшегося в плену у сарацин. Он часто помогал попавшим в бурю, помогал находить воров, возвращал хозяевам беглых слуг. Всеми своими чудесами он показывал, что, будучи воином на земле, он стал небесным защитником христиан.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Святой феодор тирон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *