Святотатство

Святотатство Святотатство (юрид.), как имущественное посягательство, направленноена священные или освященные предметы, заключает в себе два момента:корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, иоскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда проистекает различиевзглядов на С. — как на действие, относимое к области религиозныхпосягательств, и как на разновидность имущественных посягательств,выделяемую по особы м свойствам объекта и места совершения преступления.В римском праве понятие Sacrilegium имело и тесное, а широкое значение.В первом смысле оно означало похищение священных вещей, хотя бы и не изсвященных мест, во втором — посягательство на религиозное чувствовообще. Каноническое право расширило это понятие до самых крайнихпределов в разделило его на sacrilegium personale — посягательства насвященнослужителей, locale — нарушение неприкосновенности и достоинствасвященных мест, и reale — С. в современном смысле. Такое широкоепонимание sacrilegium перешло в светское законодательство и держалось до2 января 1669 г. Этот последний взгляд был воспринять сводом законовуголовных; его же держится действующее уложение о наказаниях. Проектуголовного уложения возвращается к воззрению старого права. Редакционнаякомиссия, повторяя слова г. Бедогриц-Котляревского, признает «принятуюдейств. законодательством квалификацию данного преступления невыдерживающую критики, потому, что понятые С. не есть самостоятельное, апроизводное, слагающееся из обстоятельств воровства и грабежа,осложненных особенными качествами объекта и места преступления». Поопределению 219 ст. улож. о нак., «С. признается всякое похищениецерковных вещей и денег как из самых церквей, так и из часовен, ризниц идругих постоялых и временных церковных хранилищ, хотя бы они находилисьи вне церковного строения». По способу действия различаютсянасильственное ограбление (когда оно не соответствует общему понятиюразбоя), похищение со взломом и похищение без взлома; по роду места -похищение из церкви или церковной ризницы, из часовни или другогоцерковного хранилища и из частного дома или другого места; по свойствупохищенного — похищение предметов священных (ограничительно исчисленныхв ст. 231), похищение вещей, освященных употреблением при богослужении,и похищение принадлежащих церкви денег, свеч, еще не поставленных кобразам или в паникадила, и других не освященных употреблением прибогослужении вещей. Сообразно такому сложному различию видов С.,установлена сложная карательная система, по которой, начинаясь от высшихисправительных, наказания доходят до ссылки в каторжные работы на 15 лег(ст. 220 — 226). Оскорбление святыни при С. почитается увеличивающимвину обстоятельством. Покража денег из столбов, выставленных с образамиили крестами для сбора на церковь наказуема как похищение из часовниденег и не освященных вещей (ст. 227). Наказание за С., учиненное лицом,коему было поручено хранить похищенных предметов, вещей или денег иликоему они были вверены для употребления при богослужении, увеличиваетсяодной степенью (ст. 228). Кроме общей постановки вопроса, наибольшиевозражения вызывает отнесение к С. похищения принадлежащих церкви денеги не освященных предметов, т. е. перенесение центра тяжести со свойстваобъекта на его хозяина. Проект угол. улож. (1895 г.) исключает изпонятия о С. похищение церковных денег и неосвященных предметов. На тойже почве остались в своем представлении госуд. совету министр юстиции ипредседатель редакционной комиссии, хотя св. синод, в замечаниях напроект, настаивал на сохранении определений действующего права. Неразличая, по наказуемости похищения, предметов священных от освященных,равно объединяя случаи похищения из христианской церкви, молитвенногодома, ризницы, другого церковного хранилища или из иного места, есливиновному известно было о принадлежности похищенного христианскойцеркви, проект назначал за С., «буде виновный не подлежит более строгомунаказаны за оскорбление святыни», каторгу на срок до 8 лет илиисправительный дом. Субъектом С. может быть лицо всякоговероисповедания, объектом — имущество церквей только христианских. Состороны внутренней требуется корыстное намерение овладеть церковнымимуществом. Мошеннический способ деятельности в понятие С. не входит. Водной главе с С. действующее право трактует разрытии могил в истребленииили повреждении надгробных памятников. См. И. Фойницкий, «Посягательствана личность и имущество»; Белогриц-Котляревсюй, «Особые видыворовства-кражи по русскому праву». К.-K.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Образовательный портал — все для студента юриста.

В судебнике 1497 г. нет определение понятия «преступление», используется термин «лихое дело».В качестве объекта преступления выступают гос-во и частные интересы. Субъекты преступления — все свободные люди. Ст. 17 — «Холоп тоже отвечает за преступление». Ст. 9 — указывает самые тяжкие преступления. Наказание — смертная казнь. «Государскому убойцу, крамольнику (изменнику), церковному татю, головному, подымщику, зажигальнику, всякому лихому человеку живота не дать, казнить смертной казнью».

Коромольник — изменник, раньше их не казнили, а по Судебнику их казнили и отбирали имущество.

Церковная татьба — вид церковной кражи (антицерковные поступки) — смертная казнь.

Подымщики — присвоение чужого имени с целью укрытия от податных податей (мнение Чистякова).

Зажигальник — не только дома, но и поджог города с целью сдачи врагу.

Лихие люди — это потенциально способные совершать противоправные деяния (беглые крестьяне). Принадлежность к лихим людям усиливает наказание.

Головная татьба — кража холопов, людей, сопровождающаяся убийством.

1) Появляется право внесудебной расправы. Гос-во передает его нескольким зажиточным людям.

2) Наказывается голый умысел на совершение преступления.

3) Появляется цель — устрашение => смертная казнь.

4) Торговая казнь применяется за кражу в первый раз и за повреждение межи. Телесные наказания осуществлялись на торговой площади с помощью кнута. Зачастую заканчивались смертью. Существовала несколько веков.

5) Действует система штрафа — возмещение ущерба.

6) Черты наказания: неопределенность; зависимость от соц. принадлежности; публичность наказания.

Виды преступления по судебнику 1550 года:

В Судебнике 1550 г. с бюрократизацией государственного аппарата появляются новые виды преступления:

— подписка (подделка документов, наказывалось смертной казнью);

— против порядка правосудия; лжесвидетельство (наказание — торговая казнь).

Виды наказания по судебнику 1550 года:

Виды наказания:

1) Тюремное заключение (при отсутствии поручителей в сочетании с торговой казнью). Срок от 3х дней до государева указа. Не существовало спец. тюрем. Использовались подвалы церквей и др. зданий.

2) Отрешение от должности (вид адм. Ответственности). Первоначально применялся к низшим судеб. чинам за неправильное хранение документов.

< Предыдущая

как имущественное посягательство, направленное на священные или освященные предметы, заключает в себе два момента: корыстную цель, свойственную имущественным посягательствам вообще, и оскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда проистекает различие взглядов на С. — как на деяние, относимое к области религиозных посягательств, и как на разновидность имущественных посягательств, выделяемую по особым свойствам объекта и места совершения преступления. В римском праве понятие Sacrilegium имело и тесное, и широкое значение. В первом смысле оно означало похищение священных вещей, хотя бы и не из священных мест, во втором — посягательство на религиозное чувство вообще. Каноническое право расширило это понятие до самых крайних пределов и разделило его на sacrilegium personale — посягательства на священнослужителей, locale — нарушение неприкосновенности и достоинства священных мест, и reale — С. в современном смысле. Такое широкое понимание sacrilegium перешло в светское законодательство и держалось до XVIII в., когда началось его постепенное ограничение. Ныне во всех западных кодексах С. рассматривается как квалифицированное похищение имущества: во французском — по признаку места похищения (здания, посвященные богослужению, приравниваются к обитаемым), в германском — по месту и назначению похищенного предмета. В старом русском праве церковная татьба относилась к посягательствам на имущество. Характер преступления религиозного С. впервые получило в статьях о следствии, суде и наказании людей духовного звания 22 января 1669 г. Этот последний взгляд был воспринят сводом законов уголовных; его же держится действующее уложение о наказаниях. Проект уголовного уложения возвращается к воззрению старого права. Редакционная комиссия, повторяя слова г. Белогриц-Котляревского, признает «принятую действ. законодательством квалификацию данного преступления не выдерживающей критики, потому, что понятие С. не есть самостоятельное, а производное, слагающееся из обстоятельств воровства и грабежа, осложненных особенными качествами объекта и места преступления» (объяснен., т. VII, стр. 345). По определению 219 ст. улож. о нак., «С. признается всякое похищение церковных вещей и денег как из самих церквей, так и из часовен, ризниц и других постоянных и временных цертковных хранилищ, хотя бы они находились и вне церковного строения». По способу действия различаются насильственное ограбление (когда оно не соответствует общему понятию разбоя), похищение со взломом и похищение без взлома; по роду места — похищение иэ церкви или церковной ризницы, из часовни или другого церковного хранилища и из частного дома или другого места; по свойству похищенного — похищение предметов священных (ограничительно исчисленных в ст. 221), похищение вещей, освященных употреблением при богослужении, и похищение принадлежащих церкви денег, свеч, еще не поставленных к образам или в паникадила, и других не освященных употреблением при богослужении вещей. Сообразно такому сложному различию видов С. установлена сложная карательная система, по которой, начинаясь от высших исправительных, наказания доходят до ссылки в каторжные работы на 15 лет (ст. 220 — 226). Оскорбление святыни при С. почитается увеличивающим вину обстоятельством. Покража денег из столбов, выставленных с образами или крестами для сбора на церковь, наказуема как похищение из часовни денег и не освященных вещей (ст. 227). Наказание за С., учиненное лицом, коему была поручено хранение похищенных предметов, вещей или денег или коему они были вверены для употребления при богослужении, увеличивается одной степенью (ст. 228). Кроме общей постановки вопроса, наибольшие возражения вызывает отнесение к С. похищения принадлежащих церкви денег и не освященных предметов, т. е. перенесение центра тяжести со свойства объекта на его хозяина. Проект угол. улож. (1895 г.) исключает из понятия о С. похищение церковных денег и не освященных предметов. На той же почве остались в своем представлении госуд. совету министр юстиции и председатель редакционной комиссии, хотя св. синод, в замечаниях на проект, настаивал на сохранении определений действующего права. Не различая по наказуемости похищения предметов священных от освященных, равно объединяя случаи похищения из христианской церкви, молитвенного дома, ризницы, другого церковного хранилища или из иного места, если виновному известно было о принадлежности похищенного христианской церкви, проект назначаст за С., «буде виновный не подлежит более строгому наказанию за оскорбление святыни», каторгу на срок до 8 лет или исправительный дом. Субъектом С. может быть лицо всякого вероисповедания, объектом — имущество церквей только христианских. Со стороны внутренней требуется корыстное намерение овладеть церковным имуществом. Мошеннический способ деятельности в понятие С. не входит. В одной главе с С. действующее право трактует о разрытии могил и истреблении или повреждении надгробных памятников (см).

Святотатство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *