Гордыня, ее польза и вред для человека!

Что есть гордыня? Говоря о гордыне, многие имеют в виду эгоизм и возвышение себя по отношению к другим людям. Так ли это? Стоит ли к ней относиться снисходительно?

Что такое гордыня?

Гордыня¹ напрямую относятся к самооценке² человека, вернее к проблемам самооценки. Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордыня, в этом-то и есть ее главная опасность.

Гордыня — удивительное качество в человеке. Оно удерживается на одном основном законе видения мира, а проникает почти во все области человеческого существования.

Этот закон — ценность индивидуального отличия одного человека от другого и от всех. Если человек живет этим законом (а живут им в разной степени почти все люди), то гордыня неизменно расцветает.

Как появилась гордыня?

В эзотерической литературе Рудольф Штейнер³ дает интересные сведения о начале появления этого качества на нашей планете.

Он пишет, что когда-то люди были очень подобны, совсем не интересовались вопросом отличия друг от друга, имели неразрывную связь со своей душой, духом и Богом.

Этой связью они жили в гораздо большей степени, чем отражением себя в глазах других людей. Потом появились в астрале⁴ Земли сущности, названные Люциферическими⁵. Они долго и тщательно обрабатывали сознание людей, внедряя им идею о том, что отличаться от других своими достоинствами — нужное, ценное качество, к которому и надо стремиться.

Эти сущности происходят, видимо, из антимира, из другой Вселенной. В конце концов люди поверили их напевам и стали интересоваться отличиями, причем интересоваться эмоционально.

Это даже позволило людям на каком-то этапе пойти вперед в развитии, ускорило их прогресс в ряде областей, но привело к столкновению и различным последствиям, в результате которых мир стал приближаться к его сегодняшнему состоянию.

Все это было довольно давно — приблизительно во времена первой цивилизации на Земле — Арктиды. Люциферические сущности, окончив свою работу, обеспечили себе возможность получать энергию от тех людей, которые стали жить по их законам и передавать его из поколения в поколение, от цивилизации к цивилизации.

Они и сегодня питаются нашей энергией, когда мы проявляем свою гордыню. Люди любят доить коров и пить молоко, а кто-то любит доить чакры людей и пить эмоциональную энергию. В природе много удивительных параллелей.

В чем положительный аспект гордыни?

В сегодняшней ситуации, гордыня продолжает играть не только отрицательную, но в чем-то даже положительную роль. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда в школе слабого мальчишку держат за «шестерку», шпыняют, дразнят и так далее.

Рано или поздно чувство собственного достоинства (это не гордыня, а природное качество), соединившись с гордыней, гневом и возмущением, может взять верх над страхом и слабый мальчик сбросит угнетателей. Здесь гордыня — двигатель эволюции.

Если душа впервые пришла в мир в теле человека, воплощаясь до этого только в теле животного, то такие люди испытывают сильный страх. Они еще не совсем люди. Им надо победить стадный страх, страх голода, жадность. Если гордыня поможет им победить свой страх, то они станут людьми, если нет, то могут опять родиться зверюшками. Для них гордыня может быть полезной.

Гордыня и саморазвитие

Для уже опытных человеческих душ гордыня играет двойную роль. Положительный аспект — гордыня толкает людей обгонять кого-то по умственному, физическому, эмоциональному развитию. Отрицательный аспект — она возводит стены между людьми, мешает чувствовать и понимать друг друга, приводит к ссорам и вражде.

Если говорить о людях, стремящихся к самопознанию и духовной эволюции, то для них гордыня уже не стимул, а тормоз.

Эти люди стремятся к единству, к духовной жизни, а фиксация на индивидуальных отличиях и вытягивание эмоциональной энергии других людей приводит к стабилизации на невысоком уровне.

Тонкие тела человека, стремящемуся к духовному совершенствованию, должны быть наполнены вселенской любовью, чистыми природными и космическими энергиями. Если же их наполнить эмоциональной энергией через гордыню и другие качества вроде страха и корысти, то это сильно помешает в его продвижении к цели.

Как формируется гордыня?

Гордыня напоминает хитроумную грибницу, проникающую своими корнями-щупальцами в разные области человеческой психики. Это происходит с самого детства, когда ребенок перенимает видение мира от родителей и окружающих.

Фундамент закладывается в словах: «Ты же мальчик! Веди себя достойно», «Как тебе не стыдно, ты же хороший мальчик, нельзя жадничать, отдай девочке игрушку», «Придут гости, ты должен быть красиво одет и не стучи вилкой по тарелке — это неприлично» и т.д. Наше воспитание формирует гордыню с самого детства.

Гордыня — энергетический хищник

Закон сравнения — основа основ. Следует правильно понять и увидеть суть этого явления. Прежде всего надо увидеть, что гордыня — это хищник. Хищник, который охотится за энергией людей, предназначенной совсем для других задач.

Гордыня в нашем восприятии часто видится невинным хвастовством, игровым азартом, веселым бахвальством перед другими людьми, но это всего лишь маскировка.

Ошо приводит один удачный и безжалостный пример, обнажающий хищную суть гордыни, ее разрушительную силу:

«По улицам Нью-Йорка идут женщины и мужчины. Этой зимой в моде меховые жилеты. Некоторые женщины одеты в жилеты за 40 долларов, другие за 150, но встречаются жилеты и за 2000 долларов. Что побудило женщину отдать такие деньги за жилет? Мода? Хороший вкус? Но ведь красивый жилет можно купить и за сто или двести долларов.

Чтобы понять в чем тут дело, давайте рассмотрим внутренние реакции людей и перераспределение эмоциональной энергии между ними. Женщина в норковом жилете чувствует подъем, силу, торжество, уверенность и превосходство. А другие женщины, глядя на нее, что чувствуют? Желание конкурировать, зависть, а некоторые — бессилие и подавленность.

Именно такие энергии они отдают обладательнице норкового жилета за 2000 долларов. Именно за этими энергиями охотится ее гордыня, наполняющая ее чувством превосходства и торжества.

Чувство подавленности возникает от того, что многие из женщин никогда не имели такого жилета и иметь не будут, а обладательнице дорогой вещи именно это и доставляет удовольствие, так как она отождествлена со своей гордыней. Ей нравится держать других за горло, ей нравится пить их зависть и бессилие, а снаружи все это замаскировано модой, хорошим вкусом, кокетством, очарованием и т.д.»

Всмотритесь на такую глубину проявления гордыни у себя и своих знакомых. Надо только немного честности и смелости, чтобы провести эту работу и увидеть хищника лицом к лицу в глубине себя самого. Причем этот хищник охотится за энергией ваших же друзей, которых другой частью своего существа вы, возможно, любите…

Как зарождается гордыня?

Теперь рассмотрим процесс развития гордыни внутри человека. Предположим, что кто-то не умеет танцевать и давно хочет научиться. Вот он пришел в студию и начал работать. В начале все его внимание и мысли были сосредоточены на движениях, музыке, ритме.

Когда он чему-то научился, то появилось удовольствие от движений, от того, как перетекает в нем энергия вместе с музыкой. И вот тут из подсознания начали выходить интересные обрывки мыслей: «Как я красиво танцую! Надо будет показать знакомым!», «А они так не умеют…», «Пусть полюбуются, знай наших!» и тому подобное.

Человек продолжает учиться танцевать, получает удовольствие, 90% его внимания сосредоточено на танцах, а 10% уже удерживает гордыня, становясь, конечно, стимулом для занятий, но это нечистый стимул, с точки зрения духовного развития.

Щупальца гордыни быстро и незаметно для нетренированного сознания прокладывают себе дорогу в осваиваемую человеком новую область танцев, закрепляются в ней и начинают охотиться за энергией славы, блеска, престижа.

Закон сравнения

Так живет человек с детского сада до пенсии, а дорогу для гордыни прокладывает закон сравнения, закон, гласящий: «В чем-то быть лучше кого-то всегда имеет смысл».

Одно дело, когда человек стремится к саморазвитию и самопознанию, он хочет быть совершеннее, т.е. старается быть ближе к Высшему источнику существования, открыть тайны природы, войти в мир любви, а другое дело, когда человек стремится быть совершеннее, чтобы «утереть нос» Васе, Кате, Коле и другим.

Если человек не научится очень ясно и четко видеть в себе различие этих стимулов, распознавать их в каждом конкретном случае, то его духовный прогресс не выйдет к высшим безличностным уровням бытия.

Как работать со своей гордыней?

Ниже приведены несколько приемов, которые постепенно помогут отучиться сравнивать себя с кем-либо.

  • Нужно научиться свободно себя чувствовать, появляясь на людях в самой бедной и неприглядной одежде. Когда это перестанет вызывать неприятные эмоции, можно попробовать выходить в грязной и даже рваной одежде.
  • Так же свободно и легко нужно научиться ходить по городу без изменения внутреннего состояния в самой богатой и модной одежде. Если такой одежды нет, можно занять ее у знакомых.
  • Нужно научиться свободно говорить о своих слабостях и недостатках с людьми, которые понимают такой уровень, и с теми, кто достаточно далек от вас по мировоззрению. Наработав это состояние, у вас не будет надобности играть престижные роли.

Таких техник можно придумать еще много и их надо практиковать ежедневно, но следует помнить и видеть коварство гордыни. Ее тонкая игра строится на том, что, вытесняемая с одного уровня, она тут же стремится занять другой — причем более высокий. Это называется ловушка самоуничижения. В нее попадались многие мистики и религиозные деятели прошлого.

Если хотя бы где-то глубоко внутри появляются мысли: «Я выше этих людей, ибо я могу выглядеть слабым, а они нет», то гордыня тут же подпитывается уже в новой области ваших наработок.

Настоящая отработка гордыни происходит тогда, когда вы в каждый момент времени видите свои внутренние импульсы: «Я лучше», «Я выше», «Я умнее», «Я хороший», «Я глубоко понимаю, тоньше чувствую», и за этими импульсами постоянно видите хищника внутри себя, охотящегося за вашей энергией и энергией окружающих.

Для этого нужна честность, смелость и безжалостность по отношению к себе самому. Только такой глубокий холодный взгляд в себя уничтожает гордыню, она съеживается и медленно отступает из каждой области, куда вы проникли своим осознанием.

Обычную операцию делает хирург, а пациент лежит под наркозом в бесчувственном состоянии, но операцию по убиранию гордыни делает человек себе сам — в этом сложность.

Важный момент!

Гордыня, как живое существо, как грибница из чужой вселенной, привитая нам, живет в наших тонких телах и занимает там какое-то место. Если вам удастся добраться до нее и начать вытеснять, то на ее месте появится пустота.

Место гордыни наполнится чем-то другим, но, возможно, не сразу. Может быть, это будет любовь к миру, радость жизни или еще что-то, но если оно не приходит сразу, то человек чувствует дискомфорт. Он чувствует, что его стало меньше. Раньше у человека был яркий мир, подчиненный его самоутверждению и самореализации, а теперь этот мир стал менее ярким.

В этой ситуации можно делать сразу две вещи — с одной стороны развивать воинские качества, которые помогают переносить любые трудности и выслеживать проявления гордыни, с другой — искать что-то, что есть у других людей, почти не имеющих гордыни и живущих достаточно яркой и интересной жизнью.

Желаем успеха!

Читтапад

Запутались в методах? Не знаете, на верном ли вы пути? Возможно, с рождения в вас есть склонности к совершенно иным способностям! Узнайте о них бесплатно из своей личной диагностики. Для этого просто перейдите по

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Гордыня — непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство (Википедия).

² Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто (Википедия).

О том, от чего зависит самооценка и как ее поднять, читайте

³ Рудольф Штейнер (27 февраля 1861 —30 марта 1925) — австрийский учёный, доктор философии, оккультист, эзотерик, социальный реформатор, архитектор, ясновидящий и мистик XX века; основоположник антропософии — выделившегося из теософии религиозно-мистического учения (Википедия).

⁴ Астральный план, также Астрал, Астральный мир, Тонкий мир — понятие в оккультизме, эзотерике,философии, в опыте осознанных сновидений, обозначающее отличный от материального объём (слой) мироздания (природы) (Википедия).

⁵ Люцифер — образ «утренней звезды» в римской мифологии; вхристианстве с XVII века — синоним падшего ангела, отождествляемого с Сатаной и дьяволом (Википедия).

Изречение безымянного старца:
Лучше быть побежденным в смирении, чем победить с гордостью.
Святитель Иоанн Златоуст:
Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения.
Человек, творящий благое с кичением… впадает в крайнюю погибель.
Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно — если только вообще это значит жить добродетельно,- неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет. Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего.
Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору.
Преподобный Антоний Великий:
Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха.
Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним.
Преподобный авва Исаия:
Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом.
Иоанн, игумен в Раифе:
Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня?
Святитель Василий Великий:
Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других-одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Впрочем, надо знать, что хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
Всякая душа, одержимая гордостью (оставленная благодатью), предается духовным непотребствам, опутывается плотскими страстями, чтобы, по крайней мере, униженная плотскими пороками, сознала себя нечистой и оскверненной через плоть, тогда как во время холодности духа не могла прежде осознать, что через возношение сердца она сделалась нечистой перед взором Божиим; чтобы таким образом униженный человек позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестием плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам.
Преподобный Иоанн Лествичник:
Не возвышайся, перстный, ибо многие, будучи святыми и невещественными, свержены с неба.
Гордый монах не имеет нужды в бесе, он сам сделался для себя бесом и супостатом… Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели… Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога.
Преподобный Ефрем Сирин:
Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы.
Святитель Иоанн Златоуст:
От гордости происходит презрение бедных, страсть к деньгам, властолюбие и сластолюбие.
Праведник должен бояться гордости больше, чем грешник, потому что грешник по необходимости имеет смиренную совесть, а праведник может гордиться своими добрыми делами.
Преподобный Исидор Пелусиот:
Не вдавайся в гордыню потому, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого. Напротив, помни, что обстоятельства часто меняются, держись скромного образа мыслей и не выходи из пределов человеческих. Правосудие наблюдает дела наши; возмечтавших о себе, что они уже не подлежат наказанию, оно доводит до наказания тем способом, которым они думают избежать его.
Св. прав. Иоанн Кронштадский:
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.
Если брат твой сделает что-либо во время службы неправильно или несколько нерадиво — не раздражайся ни внутренне, ни наружно против него, но великодушно снизойди к его погрешности, вспомнив, что ты сам делаешь в жизни много, много погрешностей, что ты сам человек со всеми немощами, что Бог долготерпелив и многомилостив и без числа много прощает тебе и всем нам неправды наши. Припомни слова из молитвы Господней: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Эти слова должны всегда напоминать нам, что мы сами во всякое время великие должники, великие грешники пред Богом, и чтобы, помня это, смирялись в глубине своего сердца и не были очень строги к погрешностям братии, подобно нам немощных, — чтобы, как мы сами себя не судим строго, так не судили бы строго и о других, ибо братия — члены наши, как бы мы сами. Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о сильном повреждении своей природы и мало познали кроткого и смиренного Иисуса.
Святитель Тихон Задонский:
Посмотрим на плоды горького семени гордости. Гордый человек всяким образом ищет чести, славы и похвалы; он всегда хочет казаться значительным, указывать, повелевать и начальствовать. А кто препятствует его желанию, на того сильно гневается и озлобляется. Лишившись чести и начальства, он ропщет, негодует и хулит. «Чем я согрешил? В чем я виноват? Этого ли труды мои и заслуги достойны?». А часто бывает, что человек сам себя и умерщвляет. Гордый начинает дела выше своих сил, которых не может исполнить. О, человек, что касаешься бремени, которого не можешь понести? В чужие дела он самовольно вмешивается, везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает,- так гордость ослепляет его. Без стыда хвалит себя и возвышает: «Я, дескать, то и то сделал, такие-то и такие заслуги имею перед обществом». О, человек, исчисляешь свои заслуги, но что же о грехах своих не говоришь? Если стыдно их объявлять, то стыдись и хвалить себя. Гордый презирает и уничижает других людей: он, дескать, подлый человек, он негодный. А он такой же человек, как и ты, все мы люди. Он грешник, но думаю, что и ты этого имени не отречешься; он в том согрешил или грешит, но ты в другом, а может быть, и в том же. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Власти и родителям своим он не покоряется, не повинуется у гордых шея жестка и непреклонна. Они всегда хотят на своей воле настоять и ее утвердить. Добро, какое имеет у себя, самому себе, своему старанию и трудам и своему разуму приписывает, а не Богу. О, человек, что ты от себя можешь иметь, ты, который нагим вышел из чрева матери своей? Что можешь иметь, чего Бог, источник всякого добра, не подает тебе? Что наши старания и труды могут без помощи Того, Который один все может, и без Которого всякий ничто, как тень без тела? Обличения и увещания гордый крайне не любит, считает себя исправным, хотя и весь подпорчен. Он не терпит уничижения, презрения, бед и напастей, негодует, ропщет, а часто и хулит. В словах и поступках проявляет надменность и напыщенность… Все это плоды ненавистной Богу и человеку гордости.
Преподобный Макарий Оптинский:
…Все… происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий.
…Всех ваших поползновений причина и корень — гордость; отрасли ее: превозношение, о себе мнение, зазрение людей, уничижение и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях они мрачны и не приносят пользы; ибо оные-то и суть преступление и сопротивление воле Божией; Его святое учение и самая жизнь есть кротость и смирение, коим и повелел нам научаться от Себя, дабы обрести покой душам нашим (Мф. 11, 29). Всех наших зол причина — гордость, а всех благ ходатай — смирение!
Грехи каждого из нас единому Богу известны, и не можем судить того, чего не знаем; но есть грехи, которые и не почитают грехами: это есть гордость, названная в свете — «благородное самолюбие». Исполняя дело по должности и в обществе очень хорошо и похвально, самолюбие имеет первое место и служит побуждением, а свое мнение дает им цену, и гордится, нимало не считая это за грех, а смирения нет… Многие есть примеры, что за гордость Господь наказывает людей различными наказаниями. Навуходоносор царь, когда вознесся сердцем и изрек слово: несть ли сей Вавилон великий, егоже аз соградих в дом царства (Дан. 4, 27), и вдруг исступил умом и превратился в зверя и семь лет был в таком положении. И в наше время знаю бывшие примеры: один майор, командовавший полком, с большими достоинствами, но услышав одно слово от бригадного генерала: «Господин майор, вы не так командуете!» — сошел с ума; и много, много есть подобных случаев и различных наказаний.

Святые отцы о гордости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *