Десять слов о покаянии: советы афонских отцов

В период Великого поста мы особенно стремимся жить покаянием, без которого невозможно спасение. Мы просим Бога: «Покаяниия отверзи ми двери, Жизнодавче», желая изменить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, отвергнуть грех, мешающий нам приблизится к Богу.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских отцов о покаянии.

1. Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот, Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже израильтяне (1Езд. 1:1 и ниже). И все потому, что народ покаялся и изменился (2 Езд. 8:88–92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!

Преподобный Паисий Святогорец

2. Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.

Преподобный Паисий Святогорец

3. Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться.

Преподобный Паисий Святогорец

4. Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

Преподобный Силуан Афонский

5. Господь милостивый, и нам Дух Святой дает силу быть милостивыми. Братья, смиримся и покаянием стяжем себе милующее сердце, и тогда увидим славу Господню, которая познается душою и умом по благодати Святого Духа.

Преподобный Силуан Афонский

6. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Преподобный Силуан Афонский

7. Покаяние должно быть единственным путем нашим к Богу. Покаянию свойственно возрождать нас и делать подобными Самому Христу. … Когда нам приходит какая-нибудь мысль, которая не соответствует закону Евангельскому, мы говорим: «Господи, исцели мой ум». Когда в сердце нашем появляются раздражение или подобное, мы говорим: «Господи, исцели мое сердце». Это принимает общий характер борьбы, и мы безгласно, но кричим внутренно: «Господи, исцели всего меня… Приди ко мне, лежащему на земле, и воздвигни меня от моих низких мыслей и страстей, от низких движений сердца моего!» Так проходит наша борьба.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

8. Неудивительно, что бегущий спотыкается. Ему нужно только иметь терпение и покаяние каждое мгновение. Поэтому постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени. Ибо чем больше ты медлишь, с тем чтобы попросить прощения, тем глубже позволяешь лукавому пускать в тебе корни. Не давай ему усиливаться тебе во вред. Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь, с усердием приноси покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, я человек и немощен».

Старец Иосиф Исихаст

9. Покаяние имеет великую силу. Оно уголь превращает в бриллиант, волка — в ягнёнка, свирепого человека делает святым. Оно сделало кровожадного разбойника первым обитателем Рая! Именно потому, что покаяние обладает такой силой, диавол делает всё возможное, чтобы отвратить от него человека. Этим объясняется то, что так много людей выступает против покаяния и исповеди.

Некоторые говорят так: «Я же знаю, что всё равно опять совершу этот грех, так зачем мне идти и исповедоваться?»

Брат, грех — это как болезнь! Болеешь не один раз. Можно много раз болеть одной и той же болезнью. Но каждый раз, заболев, ты идёшь к врачу и принимаешь лекарства, которые он тебе выписывает. Так и с нашей душой. Каждый раз, когда тебя поражает болезнь — пусть она одна и та же, — спеши покаяться и исповедовать грех. Придёт время и лекарство благодати совершенно исцелит твою болезнь.

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

10. Начальная степень покаяния — это сожаление о совершенных ошибках, следующая степень — исправление ошибочного действия, которое явилось причиной нарушения заповеди. … вся деятельность человека берет начало от ума. … За неправильными помыслами следуют столь же неправильные поступки. Покаяние в буквальном смысле означает обращение ума к предшествующему состоянию, то есть к правильному порядку вещей.

Старец Иосиф Ватопедский

Старец Илий о грехе

Совместный проект телеканала «Союз» и портала «Православие и мир»

Новая беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) , вышедшая на телеканале «Союз», посвящена греху. Что есть грех? Какой грех особенно распространен в современном мире? Как жить без греха?

– Добрый день, уважаемые телезрители. Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о человеческой душе.

Тема сегодняшней беседы — грех.

Батюшка, что такое грех? Как можно охарактеризовать это понятие?

– Точного определения я не скажу, но грех есть уклонение от нормы. Грех есть преступление и уклонение от закона. Когда человек не исполняет закон, он идет против совести и против заповедей Божиих.

Получается то, что мы говорили о совести. Когда совесть становится нечувствительной, в человеке накапливается греховное состояние. Господь наш Иисус Христос, который пострадал, чтобы человек мог избавиться от греха, и своими страданиями как бы заплатил за наши грехи, опять-таки сохраняет за человеком свободу, никогда не принуждает человека. Он всегда ищет доброго произволения от человека. Когда человек кается, осознает свои грехи, смиряется – это становится искупительной миссией, через которую человек получает прощение. Именно через покаяние человек получает от Бога прощение грехов.

– А как происходит зарождение греха в душе человеческой?

– Грех зарождается тогда, когда человек уклоняется от Божьей воли, не стремится исполнять закон Евангельский. Недостаток молитвы, недостаток жизни по совести.

– Вот младенец – он до семи лет считается безгрешным, подобным ангелу. И даже если дети шалят, то им это в грех не вменяется, потому что они не сознают своих поступков. А бывает так, чтобы взрослый человек не сознавал своих поступков? Когда это происходит?

– Разумный человек всегда сознает свои поступки. Но уже накопление греховности лишает силы – у него ослабевает воля.

Когда человек катится под гору, он не может сам остановиться. Так и здесь, он уже не в силах остановить себя, избавить от греха. Вина его не в том, что он делает это, а в том, что он отходит от закона Божьего. Именно поэтому он не может себе запретить делать грех.

– Говорят, что есть грехи, называемые смертными. Что это за грехи?

– Смертный грех – это не то чтобы грех, которому нет прощения (нет греха непрощаемого)… Есть степени греха: допустим человек что-то про другого подумал, плохо посмотрел, обозвал как-то…Конечно, это нельзя сравнить с грехом, который является вопиющим, который отводит от веры, от Бога, когда душа скорбит и напоминает человеку о его греховном состоянии.

– Есть ли грех, который никогда не прощается человеку?

– В Евангелии сказано, что непрощаемый грех – это грех против Духа Святого. Это по-разному трактуется. В основном – когда очевидные свидетельства отвергаются. Подобно фарисеям, которые видели чудеса, совершаемые Господом, но в своем ожесточении отвергали, кричали… Это грех, когда человек ожесточается в своих страстях.

– Бывает, грех только зарождается в человеческой душе. На какой стадии его можно изгладить так, чтобы он не напоминал о себе, чтобы к человеку возвратилось безгрешное состояние, в котором он ранее пребывал?

– Есть разные силы побуждения ко греху. Бывают свои соблазны, иногда они приходят через других, иногда – через зрение, через слух человек уклоняется в грех…

Человек должен приобретать навык благочестивой мысли, благочестивого действия. А в первую очередь человеку помогает молитва. Пребывая в молитве, человек, если в нем зародился грех через зрение или через слух, немедленно его искореняет, отбрасывает.

Очень важно для этого памятование о Страстях Христовых. Если человек приучает себя помнить о страстях Христовых – то наушения диавола уходят, враг не может повредить.

– Как Вы думаете, какой грех преобладает в современном обществе?

– Грехи были всегда, со времен отпадения человека от Бога, грехопадения праотеческого. И по настоящий день они влияют на человека.

– Можно ли сказать, что сейчас это, допустим, пьянство? Наркомания?

– Причины нынешнего греховного состояния – в отсутствии духовного воспитания, которое не вкладывают ни родители, ни школа, ни Церковь. Человек, современная молодежь пребывает во вседозволенности, не живет благодатной жизнью. Душа ищет своего наполнения, духовной пищи, а когда этого нет, заполняет этот вакуум духовной пустотой.

– В завершение разговора хотелось бы услышать от Вас какие-нибудь пожелания тем, кто хотят вести жизнь безгрешную, добродетельную.

– Каждый человек должен хотеть себе добра. Но увы, он уклоняется и делает себе злое, когда не хочет признать, что представляет его истинную потребность, истинное добро, истинное благо и счастье. Надо действовать с помощью Божией, с помощью благодати, чаще посещать Церковь. Надо любить.

Короче говоря, надо поступать по заповедям Божиим и по совести.





Назад к предыдущей статье

КРАТКИЕ ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ОБ ИСПОВЕДИ



Идущие по пути покаяния должны невзлюбить грех, то есть сама мысль о грехе должна быть человеку ненавистна.

Таинством исповеди решительно очищаются все грехи, совершённые делом, словом, помышлением. Но для того, чтобы искоренить въевшиеся в сердце, от долгого нерадения, греховные навыки, нужно время, нужно постоянно пребывать в покаянии. Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, в обуздании телесных страстей, в смиренной молитве и частой исповеди, когда помыслы начнут одолевать.

Как возношение и без другой страсти способно погубить человека, так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно.

И чтобы не впасть в осуждение других, весьма полезно помнить о своих грехах.

Боязнь смерти — признак нераскаянных согрешений. И блажен человек, который вследствие памятования смерти и своих грехов, плачет о них. И по свидетельству святых отцов дадим Богу ответ за то, что не плакали (внутренне — обязательно, слезами — желательно) беспрестанно о грехах своих.

Бесы имеют обычай часто внушать нам, или совсем не исповедовать согрешений, или исповедовать, но как бы от лица иного (третьего лица), или складывать вину своего греха на других. Собственно стыдиться на исповеди открывать свои грехи — это от гордости.

Прежде совершения греха бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.

Но и после падения в тяжкие грехи, не должно нерадеть о малых.

Воспоминание прежних, исповеданных телесных грехов очень вредно и воспрещается святыми отцами. Тут действует обманчивое разгорячение и мечтательность. Поэтому не стоит в кругу близких о них и говорить.

Некоторые думают, что необязательно на исповеди все грехи открывать священнику, достаточно назвать только важные, но такие забывают, что неисповеданный духовнику грех и им не разрешённый, не прощается. Надо записывать свои прегрешения, причём, по возможности, сразу, ибо враг крадёт желаемое вспомнить, чтобы человек не покаявшись, умер с грехами.

Кто скрывает свои грехи, тот не желает с ними расстаться. И сколько будем плакать и раскаиваться в том, что ныне не плакали и не приносили покаяние.

Нет греха непрощаемого, кроме того, в коем не каются. Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния.

В покаянии вся тайна спасения. Но мы, оставляя указанное нам Богом спасительное покаяние, в самообольщении стремимся к мнимым добродетелям.

Исповедающиеся должны поведать грехи свои устно, живым голосом, а не просто дать священнику бумажку с их перечислением.

Перед исповедью, как и перед причащением необходимо соблюдать трёхдневный пост.






Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

  • Подумайте о прегрешениях.
  • Примиритесь с близкими.
  • Простите обиды.
  • Попросите прощения.

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

  • С какими словами правильно подойти к архиерею.
  • Что говорить на исповеди.
  • Какие вопросы задает священник и др.

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.

Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения.

С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить

Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.

Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.

Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.

Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.
Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.

Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.

Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.

Пример исповедальной речи

Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.

Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.

Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.

Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.

Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:

Группы грехов Название Описание
Против Бога Хула на Бога Недовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других
Кощунство Насмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает
Клятвопреступления Дающий клятвы согрешает пред Богом
Недержание слова Любое данное слово или обет должны исполняться
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душе В молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухам Это мерзость пред Господом
Против ближнего Неуважение к родителям, старшим Несоблюдение заповеди, данной Богом
Причинение обиды, осквернение ближнего Обижая ближнего, наносится вред собственной душе
Клевета Ложь наносит непоправимый вред
Ненависть, издевательство, унижение Приравнивается к человекоубийству
Злопамятство Свидетельствует о себялюбии, высокомерии
Осуждение Кто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом
Против себя Лень, празднословие Развращает душу
Ложь Смертный грех
Лесть То же, что и ложь
Нетерпение, маловерие Слабая вера
Отчаянье, мысли о самоубийстве Приравнивается к убийству

Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.

Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.

В одиночку человек не в силах возобладать с грехами, но заручившись помощью Создателя, под силу многое.

Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.

Святые отцы о покаянии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *