Причастие

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Урок ОРКиСЭ. Таинство причастия

Тема урока: Таинство Причастия. {1 слайд}

Цель урока:

  1. Познакомить детей с понятиями:

Что такое Святое Причастие.

Что даёт нам Святое Причастие.

Задачи урока:

  • Обучающая – узнать о том, что такое церковные таинства

  • Развивающая – уяснить, что церковные таинства с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога

  • Воспитывающая — осознать, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви {2 слайд}

Оборудование:

  1. Бумага для рисования, цветные карандаши.

  2. Слайды с видами икон, причастия.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Вступительная беседа.

Хлеб жизни
Шумят хлеба в широком поле, —
Конца и края не видать.
А в храме Божьем, на Престоле,
Им суждено святыней стать. {3 слайд}

Дети, представьте, что вы хотите дома устроить большой праздник и пригласить на него гостей. Возьмите бумагу и цветные карандаши и нарисуйте праздничный стол с разными вкусными блюдами. Расскажите, на какой праздник вы хотите пригласить гостей, кого хотите пригласить, какое угощение на столе.

Видите, как старательно мы всегда готовимся к праздникам! Мы готовим лучшие блюда, украшаем праздничный стол. Всё это мы делаем потому, что очень любим тех людей, которых хотим видеть у себя в гостях. Ведь так хорошо сидеть за одним столом и праздновать что-то с теми, кого мы любим! Этим мы приносим радость нашим близким, показываем им от всего сердца, как они нам дороги.

3. Тема урока.

Итак, в православной Церкви есть Причастие. Как это происходит во время Богослужений? Обычно мы видим, как в определённый момент Богослужения люди подходят к пастору и алтарю. Пастор и его помощники «причащают» людей: верующие съедают маленький круглый кусочек хлеба и пьют вино из общей большой и красивой чаши. И сегодня мы с вами узнаем о том, что происходит при этом и почему это делают в Церкви. {4 слайд}

В начале урока мы рисовали праздничный стол с угощениями и говорили, что приглашаем на праздник тех, кого мы любим. А теперь представьте себе такую картину: две тысячи лет тому назад Иисус тоже пригласил своих любимых учеников к праздничному столу. Иисус и Апостолы собрались поздно вечером в одном из домов в городе Иерусалиме. На столе, кроме прочих угощений, был пресный хлеб и виноградное вино. {5-7 слайды}

Но это было не просто праздничное угощение. Раздавая ученикам хлеб и вино, Иисус сказал, что хлеб – это Его Тело, а вино – Его Кровь. С одной стороны, Иисус и Его ученики собрались за праздничным столом. Но, с другой стороны, Иисус знал, что на следующее утро, на заре Он будет предан в руки людей, которые распнут Его на Кресте. Поэтому Он и произнёс над вином и хлебом эти слова, сказав апостолам, что они после Его смерти на Кресте, должны будут совершать это всегда – в память о Нём. Поэтому и по сей день мы празднуем Причастие в нашей Церкви.

Иисус любил людей. Любил их так сильно, что нам порой трудно себе это представить. Он Сам, добровольно пошёл на Крест, чтобы умереть за нас, чтобы наши грехи были прощены. За нас на Кресте был распят Иисус – Он отдал за нас Всего Себя – Свои Тело и Кровь. Иисус взял на себя грехи всего человечества – и наши в том числе. Поэтому наши грехи прощены. И, каждый раз, когда мы принимаем Святое Причастие, мы принимаем «истинные» или «настоящие» Тело и Кровь Христа – в хлебе и вине. Каким образом всё это происходит – мы никогда не поймём до конца. Это – тайна Божия. Но Иисус чётко говорит, что отдаёт за нас Тело и Кровь и что мы должны совершать эту «трапезу» или «вечерю» всегда — чтобы помнить Его и никогда не забывать о том, что Он ради нас совершил. В нашей Церкви эта «трапеза» получила название «Причастие»: мы «причащаемся» к Телу и Крови Христа, становимся едиными с Ним, знаем о том, что Он всегда рядом с нами и помогает нам во всех наших трудностях. Мы становимся частью Его тела. {8-9 слайды}

Вот как велика любовь Иисуса к нам. Он отдал за нас Свои бесценные Тело и Кровь. Мы прощены Богом, несмотря на то, что все мы по-прежнему остаёмся грешниками. Но Божье прощение не означает, что мы не должны теперь стараться быть добрее и лучше. Мы не можем говорить: «Иисус искупил все мои грехи, теперь я могу делать всё, что я хочу!» Есть в глубине души человека одно таинственное и непознанное чувство. Это совесть. И всякий раз, когда мы подходим к Причастию, мы должны помнить о том, какую великую жертву Иисус совершил ради нас, как Он страдал и умер на кресте — потому что любил нас по-настоящему, до конца! Любил и любит, несмотря на то, что мы часто совершаем плохие поступки, обижаем друг друга, не слушаемся родителей и старших. И, прежде чем подойти к Причастию, очень важно подумать над тем, как мы вели себя, не обидели ли кого-нибудь, не причинили ли кому-то вред. Если мы были в чём-то неправы, никогда не поздно попросить прощения и постараться исправить свои ошибки. {10 слайд}

4. Знакомство с текстом учебника.

5. Работа в печатной тетради. {11-12 слайды}

6. Обобщение по вопросам учебника.

7. Рефлексия. {13 слайд}

8. Задание на дом. {14 слайд}

Рабочая тетрадь. Урок 24

Таинство Причастия

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Попробуй сказать своими словами, что такое Причастие? __________________________

2. Почему Причастие называют Таинством? ______________________________________

3. Как называется церковная служба, на которой совершается таинство Причастия?

Задание 2.

Внимательно прочитай отрывок стихотворения русского поэта и философа Владимира Соловьева.

Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь – средь суеты случайной,

В потоке шумном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

Как ты думаешь, откуда в душе человека возникает такая радостная уверенность? _______

«Быть верующим – значит хранить верность самым светлым минутам своей жизни». Согласен ли ты с этим? Объясни свою позицию. ____________________________________

Таинство евхаристии в православии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *