Как проходит Крещение

Дорогие мамы и папы, мы искренне поздравляем Вас с рождением Вашего младенца – нового человека, пришедшего в мир! И вот теперь у Вас впереди важнейший церковный обряд, который часто называют вторым рождением – духовным: крещение сыночка или дочки.

Сегодня, из-за немалой загруженности повседневными заботами, мало кто успевает узнать, из каких действий он состоит и как себя вести родителям и крестным в храме во время обряда, что от них требуется — особенно, если Вы крестите своего первенца. Вот поэтому мы и решили помочь Вам, подробно рассказав о содержании обряда крещения, о том, как именно он происходит. И сразу настраивайтесь на то, что обряд этот довольно длительный, на него потребуется не менее сорока минут.

Присутствие родителей (мамы и папы ребенка) в церкви

Конечно, главный участник крещения – Ваш малыш. Кроме него в обряде участвуют крестные, батюшка и, начиная с конца позапрошлого века, допускается присутствие родителей и гостей: при этом маме разрешено наблюдать за крещением своего чада только в том случае, если после родов прошло 40 дней. Именно такой срок установлен Церковью для процесса послеродового очищения.

Как вы уже поняли, родители участвуют в обряде до самого его завершения исключительно как наблюдатели. Так что лучше стоять подальше от места совершения обряда, садиться во время него нельзя.

Последовательность действий Таинства Крещения

Прежде, чем приступить к самому обряду, священник в белом облачении обходит храм по кругу, читая молитвы, затем занимает свое место перед алтарем – у крестильной чаши. Рядом с ним становятся крестные с младенцем: если крестят девочку, она должны быть на руках у крестной матери, мальчик – у крестного отца. Если крестная только одна, допускается, чтобы малыш был у нее на руках. Ребеночек к этому моменту уже должен быть полностью раздет.
Следующее действие: батюшка читает три запретительные молитвы против зла и отречение от него младенца. Эти молитвы знают только священнослужители, но крестные должны в конце каждой из них креститься и произносить вместе или вслед за священником слово «Аминь». Затем священник и крестные поворачиваются лицом на запад, и читаются еще три молитвы, направленные против сатаны. Вновь повернувшись к Алтарю, батюшка прочитывает молитвы благословения младенца, возлагая руку на его головку. На этом этапе священнослужитель задает вопросы. Изначально, в древности, они предназначались крещаемым, но при крещении младенцев ответить на них должны крестные.

Вот эти вопросы и ответы на них:

1)Батюшка: «Отрицаешься ли ты от сатаны?»
Ответ: «Отрицаюся»
(повторяется трижды)
2) Батюшка: «Отреклся ли еси сатаны?»
Ответ: «Отрекохся».

После этого младенец уже оказывается под защитой Иисуса Христа. В завершение этого этапа крестным необходимо прочесть вместе со священником молитву «Символ Веры» (текст молитвы дан в конце). Это довольно длинная молитва, включающая в себя все основы и содержание Православия. И если крестные эту молитву не знают или возникают трудности с тем, чтобы запомнить ее, в последние годы допускается чтение по молитвослову, который нужно обязательно взять с собой в церковь. В некоторых храмах эту молитву, записанную на свитке, заранее вывешивают перед крещением так, чтобы она была видна крестным.

Окунание в купель

Затем батюшка освящает воду в крестильной чаше и масло (елей), которым вскоре будут помазывать кроху, и трижды окунает его в святую крестильную воду, одновременно называя крестильное имя младенца: «Крещается раб божий такой-то». Из чаши он передает его крестной или крестному, которому заранее нужно приготовить крыжму (крестильную пеленку или полотенце), чтобы принять в нее малютку.

Миропомазание младенца

Далее батюшка помазывает младенца: лобик, глазки, щечки, подбородочек, грудку, ручки и ножки, одновременно произнося «Печать дара Святого Духа. Аминь.» Мальчика он вновь берет на руки и трижды обносит его вокруг алтаря. С девочками этот момент опускается потому, что в Православной Церкви женщины не могут быть священнослужителями.
Затем батюшка читает несколько выдержек из Евангелия и Апостола, на младенца в это время крестные одевают крестик и белоснежную крестильную одежду — в знак его принадлежности к Христовой Церкви и ангельской чистоты, а священник по окончании чтения состригает небольшой пучочек волос с головки малютки, волоски останутся в храме в качестве символа первого в жизни жертвоприношения Богу. Обряд завершен.

С каким именем крестят

Часто крещеное имя – второе для новорожденного, помимо того, которым назвали его родители. Например, имя святого, родившегося в день рождения малыша или позже, но ближайшего. Кроме того, допускается крестить и именем, указанным в свидетельстве о рождении младенца, если оно есть в Святцах.

Когда одевают крестильную одежду

В некоторых храмах крестильную одежду крестные надевают на ребеночка сразу после миропомазания, особенно, если крещение происходит в холодное время года. Кроме того, обряд крещения где-то будет полным, таким, как он описан выше, а где-то – немного сокращенным, могут меняться местами и какие-то детали или этапы обряда. Именно поэтому прежде, чем выбрать день крещения, крестным или родителям необходимо повидаться со священником или настоятелем храма, в котором будет проходить обряд, и выяснить как длительность крещения, так и последовательность его этапов. А также задать другие вопросы, если они возникли.

Одежда родителей в Православном храме

И крестным, и родителям необходимо знать, что в Православном храме они должны быть одеты в соответствии с требованиями Церкви: у женщин обязательно покрыта голова, одежда закрывает руки, как минимум, до локтей, недопустимо участвовать в обряде женщинам в брюках, юбку лучше одеть длинную. Мужчинам достаточно присутствовать в храме с непокрытой головой, но в закрытой рубашке с длинными рукавами или костюме, даже если на улице жаркое лето. Шорты, футболки и рубашки с коротким рукавом также недопустимы. И, конечно, и на маме с папой, и на крестных обязательно должен быть нательный крестик.

Мария ВЕТРОВА.

О соблазне «перекрещивания»

На сегодняшний день в церковном сообществе вновь возобновились горячие споры о внешней форме таинства Крещения. Как его совершать – полным погружением или обливанием достаточно? И что делать тем, кто в силу определенных исторических причин был крещен не полным погружением, а иначе? Посмотрим на этот вопрос с богословской точки зрения.

Собственно, ответ очевиден. Конечно, троекратное полное погружение (с древнегреч. βάφτισμα – омовение, погружение) в специально освященную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа есть традиционная форма совершения православного Крещения. Однако многие из тех, кто, будучи взрослым, принял Крещение в советскую или постсоветскую эпоху, скорее всего знают, что полностью в воду их не погружали, но священник трижды кропил или обливал их водой – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Конечно, эта мера (Крещение обливанием) была до известной степени вынужденной: в конце 80-х – начале 90-х желающих принять Крещение было много, а действующих храмов – очень мало и практически нигде не было соответствующих баптистериев (купелей) для крещения взрослых. И, естественно, «нужды ради» Крещение совершалось простым троекратным обливанием (окроплением). Люди получали свидетельство о Крещении и считали себя полноправными православными христианами, ходили в Церковь, исповедовались, причащались и т.д.

Однако все это время существовали своего рода религиозные ревнители, которые утверждали, что такое Крещение недействительно, и в случае, если человек крещен именно обливанием, его нужно перекрещивать. В последние годы в связи с деятельностью псевдоправославных сект (в частности, И.Т. Лапкина, соратника анафематствованного Глеба Якунина), которые настаивают, что т.н. «обливанцев» нужно непременно перекрещивать полным погружением эти споры вспыхнули с новой силой. И порой даже люди, многие годы находящиеся в Церкви, поддаются этому соблазну, крестятся «во второй раз», как будто забыв слова Символа веры «верую во едино Крещение во оставление грехов»! Такие, как Лапкин, ведут борьбу с Церковью – выискивают различные «неточности» в церковной жизни. Если некий человек сомневается в канонической полноте принятого им Крещения (допустим, бабушка крестила на дому – так часто происходило в эпоху богоборчества), то таковой может принять Крещение «полным погружением», и для таких случаев употребляется специальная формула «Аще не крещен». Но это должно произойти в православном храме, а не в секте Лапкина. А если таинство совершил православный священник, то о каком «перекрещивании» может вообще идти речь? В связи со всеми этими сложностями мы видим насущную необходимость дать не столько церковно-каноническую оценку таким аспектам как внешняя форма совершения таинства, сколько именно богословскую.

Во-первых, следует отметить, что никакого «перекрещивания» в принципе не существует, ибо «верую во едино Крещение». «Второй раз» совершается едино Крещение над теми, кто в прошлом прошел через некий обряд, называемый «крещением» в тех религиозных общинах, которые, хотя и именуют себя христианскими, однако таковыми не являются. В дореволюционной практике «заново крестили» баптистов, адвентистов, пятидесятников, мормонов и прочих сектантов того времени. Однако, по аналогии с правилами святителя Василия Великого, римо-католиков, а также представителей т.н. древневосточных дохалкидонских расколов и старообрядцев-поповцев, желавших перейти в православную веру, принимали через таинство Покаяния (исповедь). Традиционных протестантов (лютеран, кальвинистов и англикан), а также старообрядцев-беспоповцев принимали через таинство Миропомазания. За первыми признавали апостольскую преемственность, легитимность священства и, соответственно, действительность совершаемых таинств, что же касается традиционных протестантов, то здесь действовал принцип допустимости совершения таинства Крещения мирянином (в особых случаях, когда желающему принять Крещение угрожает смерть). Однако, поскольку таинство Миропомазания мог совершить исключительно пресвитер или епископ (а священство в нашем традиционном понимании у протестантов отсутствует), то над ними производилось таинство Миропомазания. Так в 1891 году через Миропомазание приняла православную веру лютеранка Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, более известная всем нам как святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. И это далеко не единичный случай.

В связи с этим возникает вопрос: если в традиции нашей Церкви допустимо признавать действительность Крещения (а в ином случае и других таинств) даже у других конфессий, чье священство имеет апостольское преемство, то неужели Крещение, совершенное православным батюшкой в православном храме мы можем признавать недействительным? Конечно, существуют различные мнения по этому вопросу. Так, скажем, православные греки на сегодняшний день не признают латинского крещения и, соответственно, заново крестят обращающихся из римо-католицизма. Да и в Русской Церкви многие полагают, что тот образ принятия инославных, который имел место в Российской Империи, является излишне либеральным. Кстати, Константинопольская Церковь на уровне официальных постановлений признает и возможность «перекрещивания» тех, кого крестили «обливанием».

Но здесь требуется расставить очень значимые акценты. Во-первых, в Русской Православной Церкви нет таких постановлений, во-вторых, на греков не выпало тех масштабных гонений и разрушений, которые в минувший век выпали на долю Русской Православной Церкви, и нет, соответственно, насущной потребности крестить миллионы взрослых людей, а для крещения детей баптистерии не нужны. И в понимании греков крещенных «обливанием» следует перекрещивать не потому что Крещение «обливанием» какое-то ущербное, а потому что униаты крестили именно так, и для Константинопольской Церкви «крещенный обливанием» есть униат. В нашей же Церкви «обливанием» крестили не униаты, а православные священники «нужды ради». Или нашим батюшкам нужно было отказывать всем желающим креститься, мол «вот большую купель построим через сорок лет – тогда приходите»? Для справки: в Вознесенском кафедральном Соборе Новосибирска в 90-е годы ежедневно крестили по 500-600 человек, а за весь год принимали Крещение до 50 000 человек. С 1990 по 2000 год в Новосибирске и Новосибирской области приняли Крещение около миллиона человек. Вспомним, что в советское время многие наши сограждане приняли Крещение от священника в домашних условиях (в том числе и в сельской местности), где в принципе «полное погружение» невозможно.

Также «второкрещенцы» в качестве аргумента приводят 50-е апостольское правило, которое «повелевает извергать из сана тех пресвитеров и епископов, которые не крестят в три погружения». Однако в оригинале это правило звучит так: «Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен». Т.е. данное правило направлено против различных ересей первого периода христианской истории. В частности, речь идет об аномейской (или евномианской) секте, в которой «крещение» совершалось не «во имя Отца и Сына и Святого Духа», а только «в смерть Христову». Согласитесь, здесь речь идет несколько об ином. 7-е правило II Вселенского Собора и 95-е правило VI Вселенского Собора, приводимые нашими оппонентами, также говорят о принятии еретиков, а вовсе не об обрядовых тонкостях чинопоследования таинства Крещения.

Но перейдем к самой сути вопроса.

Сердцевиной и обязательным действием самого тайносовершения является крещальная формула: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь» – с троекратным погружением в специально освященную воду.

В остальном тайносовершение в разные эпохи и в разных Поместных Церквях имело различное последование и различные особенности, которые могли меняться. Из древних монашеских патериков мы знаем, например, что в аравийских или египетских пустынях за неимением воды крестили песком! Вы только подумайте! И никто из святых отцов не гнал этих христиан перекрещиваться полным погружением в воде. Из житий древних мучеников нам известно, что многие из них «крестились кровью», т.е. формально вообще не проходили таинство Крещения, но их исповедание Христа в жутких муках даже до смерти само по себе было для них Крещением. Неужели «ревнители» потребуют деканонизации всех этих святых? Благоразумный разбойник не был крещен в воде, но был возведен в рай. «Ревнители» потребуют переписать Евангелие?

Не только Крещение, но и другие таинства Православной Церкви в тех или иных ситуациях могли совершаться по-разному. Скажем, Русская Православная Церковь и Иерусалимская служат Литургию исключительно на красном вине, а представители Константинопольской и Румынской Церквей вполне могут использовать для Евхаристии и белое вино (кстати, господа «ревнители», мотивируя возможность «второго крещения» таковыми прецедентами в Константинопольской Церкви, вряд ли одобрят совершение Евхаристии на белом вине). И Московский Патриархат в связи с этим не разрывает с ними евхаристического общения, не объявляет их Причастие недействительным.

Святейший Патриарх Алексий II настаивал на том, чтобы при храмах строились баптистерии и Крещение совершалось полным погружением. Однако никогда Святейший Патриарх (и никто из авторитетных священнослужителей или богословов нашей Церкви) не настаивали на том, что Крещение «обливанием» — недействительное и не требовали перекрещиваться! Зачем же это делают «второкрещенцы»?

«Весь смысл Нового Завета и состоит в переходе от мертвящей буквы ветхозаветной к Духу Жизни. Обрядоверие отвергнуто нашей Церковью как заблуждение»

На наш взгляд, т.н. «ревнители» на самом деле не столько пекутся о чистоте веры, сколько придают самому совершению таинства Крещения (как и, видимо, других таинств и в целом нашей вере) чисто языческий, механистический, обрядовый (в плохом смысле этого слова) характер. Подобное механистическое сознание начисто забывает, что за каждым христианским таинством стоит Живая Личность, Сила, Разум! В Евангелии мы читаем слова Господа: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Как тут не вспомнить слова Мартина Лютера, который в полемике с римо-католиками, которые настаивали на принципе ех ореге operato («таинства действуют самим фактом своего совершения») с мужицкой прямотой заявил: «Святой Дух – не дурак». Неужели для таинства Крещения самым главным условием является отнюдь не благочестивое желание крещаемого, не знание веры, не его раскаянье, не чистота его устремлений, а то, в каком процентном соотношении его тело соприкоснулось со святой водой? Весь смысл Нового Завета и состоит в переходе от мертвящей буквы ветхозаветной к Духу Жизни. Обрядоверие отвергнуто нашей Церковью как заблуждение. Если у человека нет рук, то как ему осенить себя крестным знамением? Это невозможно! Получается, что он потерян для Вечности? Конечно, нет! Такой «обрядоверческий» подход не имеет никакого отношения к православному учению о таинствах.

Таинство Крещения, совершенное пресвитером, является действительным, несмотря на некоторые изменения во внешних формах его совершения. «Второкрещенцы» в качестве аргумента в пользу своей позиции приводят слова святителя Василия Великого, который, в частности, говорил: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без Крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении Крещения». Но разве те священники, которые крестили миллионы наших сограждан «обливанием» опускали саму крещальную формулу, разве вода не была участником таинства? Разве можем мы здесь говорить о преднамеренном грубом нарушении совершения таинства?

Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, дерзнем разобрать само таинство Крещения на действующие в нем реалии. Во-первых, это Сам Господь, Который совершает таинство, крестит человека. Во-вторых, это священник, который священнодействует и посредством его молитв и внешних действий Господь сообщает крещаемому Свою благодать. В-третьих, это крещаемый человек, который уверовал во Иисуса Христа и с благоговением и покаянным сердцем испрашивает у Господа доброй совести. Наконец, вода – это материал, посредством которого на человека нисходит Дух Святой. Ветхозаветный и языческий миры знали некое подобие таинства Крещения, как, скажем, «омовение» у иудеев или «митроистские тавроболии», в которых посредством воды совершалось некое сакральное очищение человека. Христос не отрицает это символическое значение, и для таинства Крещения – рождения во Христе – берет именно воду, но вносит в эту воду онтологически иное содержание.

О чем же говорят представители т.н. «богословия второкрещения»? Материалу придается большее значение, чем Богу, священнику и, наконец, самому человеку, а точнее – его вере, его желанию, раскаянию и благоговению. Пусть даже не большее, но, оказывается, силы благодати Божией, молитвы священника, веры крещаемого недостаточно для того, чтобы таинство Крещения состоялось. Можно сказать по-другому: Бог не слышит молитвы священника, не слышит молитвы желающего креститься, если Крещение совершается не полным погружением. Это что такое? Это чистое язычество. Так раскольничий «архимандрит» Амвросий (Фонтрие) пишет следующее: «Священник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попадет вода, а на кого и нет. Может быть, там женщина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то остается некрещеной!» Конечно! Разве Крещение принимает тот, на кого случайно попали капли освященной воды? Крещение принимает тот, кто всем сердцем и умом желает быть Христовым и приступает к таинству. Можно пойти от обратного: если эту случайную женщину (которая, видимо, вовсе не собирается стать христианкой), равно как и ее парик, троекратно полностью погрузить в купель (исполнив все чинопоследование), неужели женщина и ее несчастный парик станут православными? Абсурдно и думать о таком! Здесь необходимо отметить и чисто «детский» психологический фактор. Оказывается, думает человек, согласившийся на «второе крещение», моя христианская жизнь ущербна не потому, что я грешу, а потому что я крещен «неправильно».

Традиция и обрядовые особенности – очень важные, необходимые Церкви реалии, однако недопустимо ими подменять духовную жизнь, нельзя на традицию или обряд сваливать свое собственное нерадение.

Другой апологет «второкрещения» некто В. Смирнов так аргументирует недействительность Крещения окроплением: «Дело в том, что на греческом языке слово «баптизантес» (крещение) буквально означает «погружение, окунание», а не «обливание», следовательно, тот, кто не погружался при крещении, тот по смыслу самого слова и не крестился». Во-первых, сообщим В. Смирнову, что Крещение по-гречески звучит «баптисма» (Βάπτισμα), а не «баптизантес». Во-вторых, неужели для Господа «смысл слова» важнее, чем смысл и содержание самого таинства? Что за странная логика? Так, слово Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение) или Причастие (т.е. единение, общение) не подразумевают вкушения чего-либо. Интересно, какие выводы сделает из этого нюанса господин Смирнов? Неужели потребует заменить Божественную литургию на благодарственный молебен или приходские встречи? Если мы будем оперировать такого рода «логикой», то это будет просто несерьезно. В конце концов, любой физик, вспомнив теорию относительности, может смело заявить: «Ну, знаете ли, «погружение», равно как и «обливание» – это действия относительные». Суть не в процентном соприкосновении воды и всего человека, а в том, что это соприкосновение произошло, в том, что человек понимает то, что с ним происходит и посредством этого соприкосновения таинственно действует Дух Святой по вере этого человека.

Позиция «второкрещенцев» полностью противоречит святоотеческому преданию. Святитель Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» пишет: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить». И это он пишет, наверняка зная о тех, кого крестили песком и кто крестился кровью. Главным же препятствием к восприятию человеком Духа Святого святитель Кирилл считает лицемерие, а вовсе не коэффициент соприкосновения крещаемого с водой. «Второкрещенцы» в процессе защиты своей позиции постоянно к месту и не к месту приводят слова святых отцов, которые в той или иной форме уподобляли полное погружение в воду во время таинства Крещения смерти ветхого человека. Но, во-первых, эти святые отцы ни слова не говорили о перекрещивании тех, кто, в силу различных обстоятельств, был крещен «обливанием» в канонической церкви, во-вторых, нужно различать образ и саму суть совершаемого. Крестит Сам Господь, а не вода, и, если нужно, то Господь способен тайным образом омыть трижды всего человека, хотя и для глаз человеческих на крещаемого попало несколько капель. Откройте Святое Евангелие и посмотрите, сколько раз Господь в силу веры несчастных, но верующих в Него людей, в силу непреодолимых обстоятельств исцелял больных, нарушая при этом Им же установленный Закон (установление субботнего покоя). Помните, как именовались те, кто негодовал от подобных Его действий?

В Ветхозаветной Церкви именно фарисейство, т.е. исполнение чисто внешних обрядов при забвении цели, ради которой были установлены эти требования, привело к отвержению Самого Спасителя. Церковная дисциплина – очень важная вещь, но это условия чисто внешнего порядка, они нужны для нормальной церковной жизни. Они не спасают человека сами по себе и не губят его, если в силу каких-то обстоятельств человек вынужден отступить от них. Существует три реалии: традиция, обряд и догмат. В случае если человек принимает Крещение через «обливание», то это есть нарушение традиции и некоторых обрядовых особенностей, но таковое явление всегда имело место в Православной Церкви и именовалось икономией. Это не отторгает человека от благодати Божией. А вот «второе Крещение» есть уже нарушение догмата, причем догмата настолько важного, что его основной тезис внесен в Никео-Цареградский Символ веры: «Верую во едино Крещение…» Конечно, невозможно требовать с наших прихожан детального знания всей полноты сложной христианской догматики (этого и не нужно для ведения духовной жизни), но такой догмат, как «едино Крещение» должен знать каждый. И нарушение этого вероучительного принципа есть уже откровенная ересь, которая, вне сомнения, отторгает держащегося ее от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Правила крещения ребенка в церкви

Любое занятие или дело подразумевает определенные правила, соблюдение которых необходимо для всех участников. Точно так же все обряды и традиции имеют свои каноны.

Основные правила крещения ребенка в православной церкви:

  • Таинство проводится в храме, хотя могут быть исключения. К примеру, если младенец находится под наблюдением врачей, и отвезти его в храм не представляется возможным.
  • Проводится таинство священником в течение часа на 40 день от появления на свет, так как и сам малыш, и мама уже смогут физически выдержать обряд.
  • Сначала священником читаются молитвы-запреты, оберегающие младенца от всего злого.
  • Поскольку младенец еще не разговаривает, крестные родители вместо него трижды должны отречься от сатаны, а также озвучить желание воссоединиться с Иисусом Христом.
  • Читается молитва «Символ веры» священником также трижды.
  • Далее освящается вода и елей, то есть масло.
  • По традиции малыша три раза окунают в купели.
  • Имя, данное малышу в церкви, не разглашают, поскольку оно имеет защитную функцию и является неким талисманом – оберегом.
  • Младенца укутывают после этого в крыжму, то есть специальную для данного обряда пеленку, чтобы не простудить. А вот воду с лица лучше не убирать.
  • Следующим шагом является миропомазание, когда священник мажет ребенка елеем.
  • Далее читается Евангелие и Апостол, затем священник состригает небольшое количество волос у малыша.
  • После надевания крестика на шею младенец становится христианином.
  • В процессе крещения младенцев не только окунают, но и обрызгивают малыша, что также допускается.
  • Креститься любой человек может только один раз, как и родиться на свет.

Согласно одному поверью, если младенец очень громко плачет во время крещения, то это злые духи оставляют в покое ребенка. Сам обряд крещения ребенка в православии, правила которого мы рассмотрели, является важнейшим шагом для родителей, а также родственников, поэтому в такой день все они собираются вместе, чтобы отпраздновать это событие.

Крестины девочки: правила и приметы

Подробнее рассмотрим крестины девочки — правила и приметы:

  1. Приезжать нужно заранее, а когда позовут в храм, крестный отец заносит малышку.
  2. Происходит помазание елеем и окунание в купели.
  3. Надевают крестик и подносят к иконе Божьей Матери.
  4. Крестная в течение ритуала произносит молитвы «Отче наш» и «Символ веры».
  5. После окунания в купели малышку укрывают крыжмой, а мать успокаивает дитя.
  6. Крестный отец дарит серебряный крест, а вот крестная мать должна позаботиться о крыжме и о крестильном наборе.

Все, что нужно для крещения ребенка девочки, обдумывается и подготавливается заранее: крест, пеленку белого цвета, платье для крещения. Крестный оплачивает весь обряд. Выбирая крестик, нужно учитывать то, чтобы девочку не покололи его концы, поэтому выбирайте закругленные. На крыжме может быть вышит крест или дата рождения девочки. Также стоит запастись шапочкой, платьицем и пинетками.

Существует примета, согласно которой крыжму не стирают в течение года. Во время болезни малышки ее можно использовать для того, чтобы укрыть малыша для его скорого выздоровления.

Подарить девочке на праздник можно цепочку для крестика, книжки, фотоальбом, а также различные игрушки и средства гигиены. Символичными станут иконы Богородицы, Матроны, Николая Чудотворца, вышитые крестиком или бисером.

Помните, что выбирать крестных для вашего чада является ответственным занятием. Поменять их невозможно, даже если человек со временем не будет вас устраивать. Важной целью крестных становится приобщение к церкви своего крестника, разговоры на моральную тему и походы вместе в храм.

Что нужно для крещения ребенка мальчика?

Родители ребенка по традиции не находятся в храме, так что все обязанности возлагаются на крестных. Можно матери быть, но только после долгих бесед, постов, соблюдения определенных правил. Крестная заносит младенца в церковь, покрытого белой тканью. Священник и крестные повторяют молитвы. Затем его поворачивают на запад, мажут елеем, окунают в купель и проносят вокруг нее. Завершает таинство сам священник у алтаря с чадом на руках.

Важно знать, что нужно для крещения ребенка-мальчика, чтобы таинство прошло на высшем уровне, и было правильно организовано:

  • Понадобятся крыжма, крестильная рубашка и одеяльце белого цвета.
  • Выбирать в крестные нужно не беременную совершеннолетнюю женщину без психических заболеваний.
  • Крестная покупает шелковый платок для священника.
  • Крестный отвечает за финансовую сторону вопроса, за подарки. Он также должен быть совершеннолетним и высоконравственным человеком без судимости. Также крестный отец не должен состоять в браке с крестной.

Именно крестные обязуются заботиться о малыше, когда с родными мамой и папой случается беда, поэтому им стоит осознанно подойти к такому решению, исповедаться и стараться быть примером для подражания крестнику.

Соблюдая все правила, не забывайте, что молитвы нужно выучить наизусть, если вас выберут в крестные. Если же вы боитесь растеряться или забыть слова, то лучше написать молитву на листе бумаги и читать ее.

Праздничный стол на крестины ребенка

Когда обряд крещения ребенка завершен, то всегда хочется приятно отметить данное событие. Для этого необходимо знать некоторые секреты, а также традиции и приметы.

Расскажем, как подготовиться к крещению ребенка и продумать все организационные вопросы.

Как накрыть стол на крестины ребенка?

Изначально отметим, что организацией застолья занимаются родители малыша, а помогают крестные и родственники. Если есть желание отпраздновать обряд по древним традициям, то стоит вспомнить, как это делали наши бабушки и дедушки.

Так вот эту кашу повитуха приносила с собой, и называли ее кутьей. Кашу заправляли маслом, яйцами, медом, сливками, добавляли молоко. Украшали разрезанными пополам яйцами. Существовала традиция в древности, когда за кашу нужно было давать выкуп.

В крестильной каше запекали петуха, если рождался мальчик, а если девочка, то готовили курицу. Большой популярностью пользовались дрожжевые пироги в форме сердечек, цветков, крендельков, рожков, ушек, птичек, булочек.

Вам может быть интересно: Список вещей для новорождённого на первое время

Любое застолье не обходится без примет и подарков друг другу. Матери крещеного ребенка дарили грецкие орехи, чтобы ее молоко было питательным и вкусным. А вот старшие дети получали орехи, горох или бобовые. По примете ребята с такими подарками становились хорошими ораторами. Наши предки верили, что если детям дарить различные подарки, то и судьба к ним будет благосклонной.

Меню на крестины ребенка

Естественно, помимо приготовления традиционных блюд, следует учитывать вкусы и пожелания приглашенных гостей. Так, молодежь предпочтет салаты, различные десерты, а еще не помешает на праздник приготовить оригинальный торт.

Можно выбрать несколько вариантов блюд и обсудить их с крестными родителями, родственниками. Например, можно приготовить витаминный салат, детскую закуску, котлеты с картофельным пюре, фруктовый торт с желе.

Также неплохим вариантом станет такое меню: салат с курицей, фаршированные овощи, печеный картофель с сыром, рыбу в томатном соусе, творожный торт с ягодами.

Что лучше и аппетитнее, выбирать каждой семье самостоятельно, ведь главным условием остается прекрасная доброжелательная атмосфера, а не определенное лакомство.

Постарайтесь сделать несколько блюд на столе, чтобы каждый приглашенный подобрал что-то на свой вкус.

Вам может быть интересно: Как правильно пеленать новорожденного

Конечно же, праздник не станет по-настоящему запоминающимся и ярким, если вы не позаботитесь о торте. Настоящий пирог, сделанный собственными руками, или торт на заказ с причудливым оформлением, одинаково приятно порадуют на праздничном столе и маленьких, и взрослых гостей. Торт является также и подарком от крестного отца.

Кто покупает крестик на крестины?

Обряды всегда сопровождаются народными поверьями и приметами. Так, люди советуют не использовать в одежде малыша красные оттенки, а крыжма должна быть белой.

Кроме того, малыша необходимо одеть в шапочку в процессе крещения. А в течение 12 недель шапочку рекомендуют продолжать носить. А для того, чтобы жизнь малыша была удачной, во время крещения ставят воду в чашке на окошко.

Выясним, например, кто покупает крестик на крестины мальчику. Существует традиция, согласно которой крыжму крестнику покупает крестная мать, а крестик преподносит в дар крестный отец. Уместным будет подарить ребенку и его семье Библию, которую в будущем он сможет читать и приобщаться к духовной жизни.

Крещение малыша представляет собой для любой религиозной семьи большой и важный в жизни праздник, поэтому не пожалейте времени и сил, чтобы качественно подготовиться к ответственному мероприятию.

Кроме того, многие родители считают, что их ребенок будет меньше болеть, если его окрестить, ведь у него появится невидимая защита.

Современные родители частенько снимают обряд на видеокамеру, пользуются услугами фотографов, благодаря чему будут иметь возможность показать это событие своим взрослым детям в будущем и еще раз окунуться в атмосферу таинства.

Желаем вам и вашим детям добра и здоровья!

Обряд для совершеннолетних

Перед крещением взрослого человека, ему необходимо выполнить ряд обязательных действий:

— соблюдение трехдневного поста;

— наладить дружеские отношения со всеми родственниками;

— состоящий в браке, во время поста, должен отказаться от интимных близостей.

Церемония со взрослым не отличается от крещения ребенка. Она состоит из 3 частей:

  1. «Огласительный». Священник 3 раза дует будущему крещенному в лицо. Положив руку на голову, батюшка благословляет, произносят молитвы для изгнания злых духов.
  2. Кречающий поворачивается на запад. Батюшка задает вопросы, ответы должны быть положительными. Смысл заключается в отрекании от сатаны, вера в Христа.
  3. Поворачиваясь на восток, будущий крещенный повторяет за священником молитву «Символ Веры». Перед церемонией ее необходимо выучить наизусть.

Подготовка совершена. Крещаемому и его восприемникам (если такие имеются) раздаются свечи. Батюшка освящает воду в купели. Будучи крещенному мажутся лоб, уши, ноги, руки, спина. Трижды опускается в купель. Воспользовавшись полотенцем, надевается крестильная рубашка. На крещаемого надевается крестик. После миропознания, окрещенные и иереей 3 раза обходят купель.

К одежде крещеного человека предъявлены свои требования:

— у женщин рубашка для крещения должна закрывать ноги и руки. На голове платок;

— для мужчин важно, чтобы руки были закрыты.

Видео репортаж крещения взрослых людей

Таинство крещения порядок совершения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *