Спам

Поступающий на мобильные устройства спам условно подразделяется на два вида: легальный и нелегальный. С юридической точки зрения, легальный спам представляет собой маркетинговые рассылки по оформленной владельцем гаджета подписке. Нелегальный спам приходит на мобильное устройство человека вопреки его желанию. Подписаться на легальную рассылку можно при оформлении дисконтных карт в различных магазинах или на интернет-ресурсах.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

При оформлении дисконтных карт человек всегда заполняет анкету, в которой указывает свои контактные данные, в числе которых номер мобильного телефона и адрес электронной почты. При заполнении анкет для дисконтной программы большинство людей не обращают внимание на пункт, дающий согласие на рекламно-информационную рассылку. По поводу такого спама предъявлять претензии можно только самому себе.

Нелегальный спам отравляется адресату без его официального согласия. Большими любителями засыпать пользователей мобильных телефонов предложениями по покупке товаров являются интернет-магазины. Стоит однажды совершить покупку, чтобы сообщения начали поступать с завидным постоянством. Стать подписчиком рассылки можно при пополнении счёта телефона с помощью автоплатежа.

По данным лаборатории Касперского, спам в интернете составляет от 70 до 80% всех отправляемых пользователями сообщений. В настоящее время спам активно используется кибермошенниками для совершения противоправных действий в интернете. С его помощью:

  • собираются личные данные о пользователях;
  • сведения о банковских карточках;
  • узнаются логины, пароли от электронных кошельков и аккаунтов;
  • паспортные данные, банковские реквизиты, место регистрации и проживания.

С помощью спама в электронные устройства заносится вирус, который может считывать информацию с компьютеров и передавать её по сети другим пользователям. Среди способов рассылки спама:

  • электронные письма;
  • мессенджеры;
  • SMS-сообщения;
  • автодозвон;
  • социальные сети.

Виды телефонного спама

Телефонный спам используется не только ради распространения рекламы, он подразделяется на основные виды:

  1. Законная реклама. Легально работающие компании через мобильных операторов рекламируют свои товары и услуги. Это самый дешёвый и эффективный для них способ заявить о себе.
  2. Незаконная реклама. С её помощью рекламируют запрещённые виды товаров и услуг. К ним относятся порнография, контрафактные товары, закрытая информация и т. п.
  3. Антиреклама. Представляет собой распространение информации, запрещенной законодательством о рекламе. Например, порочащей конкурентов или их продукцию.
  4. «Нигерийские письма». Мошенники отправляют абонентам письма-сообщения для того, чтобы выманить у них деньги. «Нигерийскими» такие сообщения были названы потому, что большая часть таких сообщений отправлялась по всему миру абонентами из этой страны.
  5. Фишинг. Сообщения маскируются под официальные послания банка. В них содержатся требования подтвердить сведения о себе и т. п. Для этого указывается адрес сайта, на котором нужно провести определённые действия.

Без согласия абонента телефонные компании могут посылать абоненту SMS с информацией об изменении баланса, тарифного плана, с предупреждением о ЧС и т. п.

Законодательство против спама

Телефонный спам подпадает под действие Федеральных законов:

  1. № 38 «О рекламе», принятый 13.03.2006 г. Статья 18 этого ФЗ запрещает рассылку рекламных сообщений без согласия абонента.
  2. № 152 «О персональных данных», принятый 27.07.2006 г.
  3. № 59 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», принятый 03.11.2015 г.
  4. КоАП, принятый 30.12.2001 г. Предусматривает наказание спамеров по статьям 14.3 и 13.39.

Летом 2017 года в РФ начал действовать закон, направленный на регулирование деятельности мессенджеров. Он разрешает допускать к обмену сообщениями только идентифицированных пользователей. Роль идентификатора выполняет номер абонента. С 2018 года мессенджеры обязаны фиксировать телефоны своих абонентов и защищать их от спама.

В судебной практике РФ применяется уголовное наказание за телефонный спам по статье 272 УК РФ. Максимальный срок тюремного заключения по этой статье предусмотрен до 6 лет. Распространяющие несанкционированную рекламу компании могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством штрафом в размере:

  • от 100 до 500 тысяч рублей для юридического лица;
  • от 4 до 20 тысяч рублей для физического лица.

Как бороться с телефонным спамом?

На государственном уровне со спамом борются Роспотребнадзор и ФАС. В каждой телефонной компании есть свои службы, в которые можно подать жалобы на поступающий спам:

  1. МТС. Служба поддержки принимает SMS-жалобу на номер 0890 и электронную почту 911@mts.ru. Отказаться от рекламной рассылки можно, набрав комбинацию *111*374#.
  2. Билайн. Сделать бесплатный звонок в службу поддержки можно на номер 0611. SMS-жалобы принимаются по номеру 007. Для отключения рекламы оператора связи делается вызов по номеру 067405551 или набирается комбинация *102#.
  3. Мегафон. Информация о спаме отправляется на номер 1911. В автоматическом режиме для блокировки спама набирается комбинация *903#. Пожаловаться на рассылку можно, позвонив на номер 0500. Для подключения услуги SMS-фильтра нужно набрать комбинацию *532*1#.

Установить антиспам у ТЕЛЕ2 можно в личном кабинете.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Рейтинг автора 104Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 415

Как ФАС вынесла решение о штрафе за email-рассылку

Весной этого года один из подписчиков Травелаты написал заявление в УФАС по Удмуртской республике о том, что на его электронный адрес происходит распространение информации без его предварительного согласия, что является нарушением части 1 статьи 18 федерального закона «О рекламе».

Заметим, что Travelata не делала спам-рассылок и предоставляла подписчикам много возможностей для отписки:

  • Отправляла приветственное письмо с возможностью отписаться от рассылок (ей пользовались 3% подписчиков).
  • Включала ссылку «отписаться» в футер каждого письма.
  • Отписывала подписчиков вручную после их писем или телефонных звонков в поддержку.

С чем была связана претензия

В Travelata начали спешно выяснять, как такое могло случиться, и обнаружили следующее:

  • Этот подписчик покупал туры пять раз (!) и получал рассылку, так как не снимал предустановленной «галочки» в форме заказа.
  • Один раз этот подписчик отписался от рассылки сам, в другой раз написал менеджеру – оба раза его отписали от рассылок.
  • Но затем он опять покупал тур, не снимая галочку, и оказывался подписанным заново.

Несмотря на скриншоты и логи, которые предоставила Травелата, на заседании ФАС постановила, что вина компании в осуществлении рассылки без согласия получателя, а следовательно, и нарушение закона – есть. В результате – большой штраф, который придётся заплатить, если, конечно, решение ФАС не будет удачно оспорено юристами компании в суде. Но шансов на это мало.

Комментарий юриста: «галочка» ничего не доказывает

Специалисты юридической компании «Приоритет» отмечают, что единственно верным доказательством того, что человек согласен получать ту или иную информацию, служит его физическая или электронная подпись. Поэтому ФАС не рассматривает как достаточное доказательство галочку, которую покупатель ставит под предложением о подписке.

Понятно, что интернет-магазины не могут требовать от всех подписчиков физическую или электронную подпись в качестве подтверждения согласия на получение рассылки.

Что же можно сделать, чтобы максимально обезопасить себя от подобных претензий и штрафов?

Телефонный спам как бороться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *