Техника ускорения принятия решений

Принятие решений и завершение беседы

Успешно завершить беседу значит достигнуть заранее намеченных и запла­нированных целей этой беседы.

Для того чтобы узнать, решены ли эти задачи, нужно про­верить:

• ведет ли конструкция нашей аргументации к получению нужного вывода? Были ли наши деловые аргументы приве­дены в соответствие с особенностями личности и интереса­ми собеседника или они были убедительны лишь для нас са­мих?

• смог ли собеседник понять смысл нашего выступления в пол­ной мере и со всеми вытекающими последствиями?

Задачи последней фазы беседы

• достижение основной или, в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной) цели;

• обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы;

• стимулирование нашего собеседника к выполнению наме­ченных действий;

• поддержание в случае необходимости в дальнейшем контак­тов с собеседниками и их коллегами;

• составление всеобъемлющего, впечатляющего резюме бесе­ды, понятного для всех присутствующих, с четко выделен­ным основным выводом.

Решение этих задач, конечно, требует определенной логики и формы завершения деловой беседы. Эти вопросы и будут рас­смотрены в следующих разделах.

Для обеспечения ус­пеха деловой беседы очень важно всеобъемлющее резюме, но завершение беседы нельзя сводить только к простому повторению наиболее важных положений. Основные идеи, смысл нашего выступления нужно преподнес­ти ярко, а количество идей сократить, заключение же сформу­лировать так, чтобы оно выглядело впечатляюще. Нельзя до­пустить, чтобы по окончании беседы у собеседника остались путаные представления. Мы должны придать нашему выводу легко усваиваемую форму, т.е. сделать несколько логических утверждении, полных смысла и значения. Всем присутствую­щим должна быть ясна и понятна каждая деталь нашего выво­да, поэтому в заключении не должно быть лишних слов и недопустима расплывчатость фор­мулировок. Только в этом случае завершение беседы станет одновременно и призывом к собеседнику осуществить конк­ретные действия, и стимулом к принятию им определенных решений.

Окончание беседы должно произво­дить на собеседника впечатление. В конце должна преобладать одна-единственная, основная мысль, она должна быть выделе­на и изложена ярко и убедительно. Все, что было высказано ранее, подчиняется этой основной мысли.

Техника ускорения принятия решений

Переводить беседу в завершаю­щую фазу нужно тогда, когда беседа достигает одной из своих вершин. Например, когда мы настолько исчерпывающе отве­тили на очень важное для нашего собеседника замечание, что его удовлетворение нашим ответом очевидно (типичным ком­ментарием собеседника в таком случае может быть: «Это обяза­тельно нужно было выяснить»). Наш ответ следует сразу допол­нить хорошим выводом и заключением типа: «Вместе с Вами мы убедились, что внесение рабочих поправок в Вашу деловую сис­тему имеет для Вас следующие положительные стороны: позво­ляет разделить прибыль и издержки производства…»

Было бы неверно думать, что собеседник сохранил в памяти все аргументы, высказанные нами в ходе беседы, что он все вре­мя мысленно участвовал в ней («присутствовал») и что запом­нил все преимущества и положительные стороны предложен­ного нами решения. Поэтому типичным высказыванием собе­седника в завершающей фазе может быть: «Мне нужно еще раз все основательно обдумать». По поводу такого замечания мож­но сказать, что это больше выражение «переполненной головы», чем проявление нерешительности собеседника.

Какие существуют приемы ускорения принятия решений? Их два: прямой и косвенный.

«Прямое ускорение».

Примеры:

Мы будем сразу принимать решение о переводе краткосроч­ных кредитов в долгосрочные?

На какой день следует назначить заседание исполнительно­го комитета? Если собеседник заранее не принял решение, то он обычно отвечает: «Нет, пока не нужно. Я еще должен это об­думать. Я пока не могу решить этот вопрос. Я бы хотел сначала посоветоваться с финансовым директором и начальником отде­ла капитального строительства».

Недостаток этого метода заключается в том, что прямое форсирование, задача которого — полное решение проблемы, являясь самым коротким путем к достижению нашей цели, в 50 % случаев приводит к тому, что мы слышим одно «нет» от нашего де­лового собеседника.

«Косвенное ускорение».

Эти приемы позволяют привести нашего собеседника к желаемой цели постепенно, посредством частичных решений. Преимущество этого подхода в том, что мы можем довольно рано начать работать над достижением своей цели, снижая риск неудачи. Существуют четыре метода косвенного ускорения при­нятия решений.

1. «Гипотетический подход». Почти все люди испытыва­ют неосознанное сопротивление, можно даже сказать страх ока­заться в ситуации типа «сейчас я должен принять решение». В этой связи целесообразно по возможности говорить об услов­ном решении, чтобы собеседник расслабился и привыкал к нему постепенно. Для этого подходят следующие формулировки:

• Если…

• В случае если…

• Предположим, что…

Если привлечь фирму «Мак Кинси энд компани Инк», смогла бы она реорганизовать финансовый или производственный сек­тор? Или предприятие в целом?

Этим мы ставим собеседника перед конкретным решением.

2. Поэтапные решения. Окончательный вывод собеседни­ка можно предупредить, предположив, что основное положение беседы уже принято. Тогда принимаются только предваритель­ные или частичные решения. Этим достигается сильное воздей­ствие (путем внушения) на собеседника в нужном нам направ­лении. Таким образом мы фиксируем отдельные моменты реше­ний еще до того, как он дал свое согласие. Такими поэтапными решениями, ведущими к желаемой цели, например, при реорга­низации способа деятельности, являются:

• определение службы, деятельность которой анализируется, пересматривается;

• установление областей и объема работ;

• определение необходимых для работы элементов;

• выбор и обучение непосредственных и косвенных исполни­телей работы.

3. Альтернативные решения. Действенность метода «по­этапных решений» можно усилить путем комбинирования его с техникой альтернативных решений.

В этом случае мы не спрашиваем собеседника: хочет ли он проводить реорганизацию существующего метода деятельно­сти; считает ли он необходимым ознакомить руководителей сво­его предприятия с современной теорией управления; настаива­ет ли он на разработке методологи планирования.

Мы его спрашиваем:

• чью работу нужно перестроить — только финансового сек­тора или всей организации;

• предполагается ли ознакомление с современной теорией уп­равления только директоров или также и оперативных руко­водителей и работников органов управления;

• следует ли применять новые методы планирования только в оперативных планах или же и в среднесрочных (тактических), и долгосрочных (стратегических) планах предприятия?

Важно, чтобы обе альтернативы одинаково нас устраивали. Так, шаг за шагом, с помощью указанных приемов (поэтапных и альтернативных решений) мы добиваемся решения промежу­точных задач. Это делается до тех пор, пока в «принудитель­ном», так сказать, порядке мы не ускорим принятие окончатель­ного, нужного решения. При этом возможность натолкнуться на «нет» значительно меньше, чем при «прямом ускорении».

4. Ключевой вопрос. Ответы на поэтапные вопросы в фазе принятия решения могут облегчить положение собеседника, особенно в тот момент, когда мы обратимся к нему с безобид­ным, но переломным вопросом:

• А что бы Вы предпочли?

• К какому выводу пришли бы Вы в таком же случае?

• Какое решение больше подошло бы для Вашей организации?

В чем заключается преимущество переломного вопроса? Со­беседник постарается точно ответить на данный вопрос, а его мысли в это время переключатся с решения, которое ему пред­стоит принять, т.е. он будет временно освобожден от психоло­гического давления ответственности. В таком состоянии ему затем будет легче принимать решение.

Все перечисленные методы «косвенного ускорения» принятия решения продуктивны сами по себе, а эффективность их комби­наций будет намного выше. Применяя эти методы, мы заводим нашего собеседника в безобидный тупик. Он углубляется в этот тупик и невольно приближается к окончательному решению. Пример такой комбинации: «Давайте сейчас представим, товарищ директор (гипотетический подход), что Вы познакомились с проблематикой финансирования наших металлургических предприятий. Какой комплекс решений Вам больше подходит (поэтапные решения) — «Скопле» или «Смедерево» (альтерна­тивное решение)? Что Вы об этом думаете (ключевой вопрос)?»

3. Культура и природа. Теория двух Mиpoв Імануила Ребра: «Mиpa необходимости» и»Mиpa свободы». Восточная (Китай, Индия) традиция одухотворения и поэтизации природы.

  • •2. Религиозно — просветительная деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.
  • •3. Культура и природа. Теория двух Mиpoв Імануила Ребра: «Mиpa необходимости» и»Mиpa свободы». Восточная (Китай, Индия) традиция одухотворения и поэтизации природы.
  • •4.Христианство как явление культурного прогресса. Христианизация древней Беларуси.
  • •5. Теория культуры Освальда Шпенглера.
  • •6. Понятие первобытной культуры. Периодизация первобытной культуры. Археологические культуры Европы: Ашэль, Клэнтон, Мусцье, Арыньян, Салютрэ. Мадлен.
  • •7. Культура как игра. Иёхан Хейзинта и его работа «Человек играющий».
  • •8. Культура Беларуси х-хш столетий: архитектура, живопись и декоративно -прикладное искусство.
  • •9. Марксистка-Ленинская теория культуры.
  • •10. Особенности первобытной культуры: синкретизм, присваивающее хозяйство, ручная техника, родовое сообщество, мифология.
  • •11. Структура культуры: материальная, духовная, художественная, физическая культура.
  • •12. 3Амкавая и культовая архитектура Беларуси времен вкл (XIV-XVI вв).
  • •13. Региональная, национальная, мировая культуры. Диалектика иx взаимодействия.
  • •14. Основные приобретения материальной, духовной и художественной культуры первобытности.
  • •15. Основные функции культуры: адаптивная, познавательная, ценностная, социализаторская
  • •16. Понятие древних цивилизаций: география и особенности иx становления.
  • •17. Основные конфессиональные типы культуры современности: христианский и исламский.
  • •18. Франциск Скорина — белорусский и восточнославянский первопечатник, теолог, философ, литератор.
  • •19. Динамика культуры. Основные уровни динамики культуры: инновация, культурный узор, культурная норма, традиция.
  • •20. Особенности древних цивилизаций: а) различие от первобытности (город, государство, писменность)
  • •21. Конкретные формы культурной динамики: культурная эволюция, культурная революция, культурная инверсия.
  • •22. Барокко в белорусской культуре (на примере памятников архитектуры).
  • •23. Формы межкультурной коммуникации: сегрэтацыя, аккультурацыя, амальгирование, ассимиляция.
  • •24. Культурные приобретения цивилизаций Междуречья, Древнего Египту, Палестины.
  • •25. Периодизация мировой культуры: первобытная культура, культура древних цивилизаций, культура средневековья, культура нового времени.
  • •26. Иконопись Беларуcи. Сарматский (рыцарский) портрет (XVI- XVIII вв).
  • •27. Реформация и ее влияние на культуру Возрождения. Реформация в Беларуси
  • •28. Художественный стиль в культуре Средневековья (романский, готика). Иx философия и эстетика.
  • •29. Идеал человека в культуры Возрождения.
  • •30. Условия развития белоруской культуры в Российской империи. Становление научного белорусоведения.
  • •31. Понятие Нового времени. Периодизация Нового времени и его культуры: ранний (17-18 вв.), новый (19 ст.), поздний (20-21 вв.)
  • •32. Белорусская культура в европейском контексте
  • •33. Барокко в европейской культуре.
  • •34. Понятие Средневековье. Периодизация Средневековье: раннее, высокое или классическое, позднее.
  • •35. Культура Эпoxи Просветительства. Периодизация Просветительство: становление, кризис и триумф.
  • •36. Белорусское Возрождение конца XIX- начала XX столетия (ф. Богушевич, Янка Купала, Максим Богданович)
  • •37. Культура хх-го столетия. Постмодернизм.
  • •38. Особенности культурной жизни в бсср (20-30 годы Ххст)
  • •39. Массовая и элитарная культура в 21 столетия. Диалектика иx взаимодействия.
  • •40. Генезис средневековой цивилизации. Роль в ее становления нашествий варваров, христианство, античности
  • •41. Перспективы культурного развития человечества в 21 ст.
  • •42. Особенности культуры Средневековья: спиритулизм, традиционализм, ретроспективность, символизм, дидактизм, иерархичность.
  • •43. Ислам. Основные направления в исламе: суннизм, шиизм. Особенности философии и культа.
  • •44. Художественные стили в культуры 19 ст.: классицизм, романтизм, реализм, модернизм.
  • •45. Христианство. Основные христианские конфесии: католицизм, православие, протестантизм. Особенности философии и культа.
  • •46. Понятие Возрождения. Возрождение как явление европейской и мировой культуры.
  • •47. Античная цивилизация. Исторические этапы античной цивилизации: эгейская, древнегреческая, эллинская, римская.
  • •48. Культурная жизнь в бсср в 40-80 годы Ххст.
  • •49. Периодизация европейского Возрождения: проторенессанс, период готического влияния, раннее, высокое, позднее.
  • •50. Место мировой и национальной культуры в современной туристической индустрии
  • •51. Достижения культуры средневековья: новые отношения к работе, тема свободы, церковь, университет, рыцарство.
  • •52. Основные направления культурного развития Республики Беларусь на современном этапе.
  • •53. Особенности цивилизаций Нового времени: индустриализация, гностицизм, примерный рационализм, либерализм, секуляризация, исторический оптимизм.
  • •54. Региональная культура. Культура Гродненщины
  • •55. Приобретения культуры Возрождения: утверждение человека как лица, гуманизм, формирование национальных языков и литератур, великие географические открытия, книгопечатание, наука. Реформация.
  • •56. Место и роль юнеска в развитии культуры современного человечества.

Теория множественности миров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *