Храм Державной иконы Божией Матери (Москва)

Эту страницу предлагается переименовать в Храм Державной Иконы Божией Матери (Москва). Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/29 июня 2017. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.
Эта статья опирается на источники, аффилированные с предметом статьи или иной заинтересованной стороной. Это может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи. Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники вместо аффилированных.
Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для предмета статьи отсутствуют, по общему критерию значимости. Подробности могут быть на странице обсуждения.

  • Дата постановки шаблона: 10 декабря 2018

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Державной иконы Божией Матери.

Православный храм
Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

Храм Державной иконы Божией Матери
12 апреля 2014 года
55°44′35″ с. ш. 37°36′22″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Местоположение Москва, Пречистенская набережная, 37
Конфессия Православие
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Архитектурный стиль шатровый
Автор проекта Андрей Оболенский
Дата постройки 1995 г.
Состояние действующий храм
Сайт xxc.ru/ru/chapel/
Храм Державной иконы Божией Матери на Викискладе

Храм Держа́вной ико́ны Бо́жией Ма́тери — деревянный православный храм-часовня во имя Державной иконы Божией Матери, входящий в состав комплекса храма Христа Спасителя. Возведён по проекту архитектора Андрея Оболенского в 1995 году рядом со строящимся храмом Христа Спасителя, который должен был как бы предварить восстановление храма Христа Спасителя на историческом месте. Храм построен в шатровом архитектурном стиле. Со строительства этой церкви и началось восстановление храма Христа Спасителя. Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии.

В часовне имеется почитаемый список «Державной» иконы, перед которым совершается акафист Пресвятой Богородице.

Державная икона Божией Матери

Основная статья: Икона Божией Матери «Державная»

Этот Свой образ Матерь Божия явила русскому православному народу 2(15) марта 1917 года в день отречения от престола царя-страстотерпца Николая Александровича.

Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. 13-го февраля во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Её святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

В подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая чёрная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название «Державная».

По глубокому убеждению верующих и монархистов, в настоящее время Россия находится под прямым управлением Божией Матери после отречения от царского престола императора Николая II, видимым знаком чего и является Её «Державная» икона.

Православная Церковь Божией Матери Державная

Православная Церковь Божией Матери Державная — централизованная религиозная организация. Принадлежит к православию Богородичной ветви. В Иркутске появилась в 1990-е гг.

Объединение несколько раз меняло название: «Церковь Божией Матери Преображающейся», «Церковь третьего завета», «Церковь Духа Параклита», «Параклитская церковь», «Святодуховное православие», «Московский престол откровения Пресвятой Девы».

Принадлежит к православию “Богородичной ветви”, возглавляется Собором Епископов, Главой которого с момента создания до апреля 2009 г. являлся архиепископ Иоанн (Береславский Вениамин Яковлевич).

Церковь настаивает на том, что она не порывает с христианской, в частности, православной, традицией, а также на том, что, не порывая с традицией, она возвращается к прежним евангельским основам и развивает некоторые стороны традиционного вероучения.

Хотя сама Церковь как организация сформировалась в 80-гг. XX в., истоки её учения, религиозной практики и организационной структуры уходят далеко в глубь веков — в античное христианство. К этим истокам Церковь призывает вернуться современное православие (а также к традиции почитания Богородицы на Руси). Этот период христианства характеризовался простотой общения между учителями церкви и рядовыми верующими, не столь выраженным институцианализмом, свободой в вероучительном творчестве, церковным нестяжанием и усиленным почитанием Богоматери. Особым почитанием в Церкви пользуется икона “Державная”, которая является “суммой всех православных икон” и знаменует вступление Богородицы на престол России.

Согласно учению Богородичного центра, на человеке лежат грехи всего его рода, которые передаются через женщину половым путем. Для борьбы с этим злом в Центре существует тщательно скрываемый чин «отречения от матери». В общине женщины находятся на положении людей второго сорта. Богородичный центр учит, что «Христа распяли бляди» (собирательный образ греховного женского начала в мире), «а потом свалили на евреев». Это греховное женское начало концентрируется в таинственном существе женского рода, которое в богословских текстах Богородичного Центра называется то “матерью Антихриста», то «блудницей Вавилонской».

По учению Богородичного Центра, человечество вступает в завершающий этап христианской истории. Наступают «последние времена» и «преображение мира». Но марианская эсхатология обещает не конец, а трансформацию мира. Если произойдет покаяние и все обратятся в истинную марианскую веру, Богородица заменит Страшный суд «тихим сном преображения». В течение грядущего Тысячелетнего царства мир будет устроен правильным духовным образом, так что «государственное христианство» сменится «христианским государством». Существующие монастыри и общины Богородичного Центра являются прообразами, очагами или оазисами такого «христианского государства», во главе которого вместо царя-помазанника»станет «Мария-Первопомазанница».

Церковь Божией Матери признает разделение христианских Церквей на православную и католическую ветви за величайшую трагедию человечества и стремится на взаимнопокаянной основе найти диалог с сестринскими Церквями, предлагая католичеству опыт православного “умного делания”, “трезвения” и православию — духовное богатство католических святых, ревность к изучению св. Писания протестантских исповедников и миссионеров.

Помимо Москвы секта действует в таких городах, как Архангельск, Воронеж, Иркутск, Екатеринбург, Краснодар, Люберцы (Московская обл.), Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Серпухов, Тверь, Улан-Удэ, Чехов, Южно-Сахалинск и др. “Богородичники” готовятся к строительству “Белого небесного Иерусалима” в Сибири — это их долгосрочная цель.

Расширяя свою миссионерскую деятельность, Церковь продолжает налаживать контакты с представителями Марианского движения за рубежом. Такие контакты существуют, в частности, с марианами Римско-Католической Церкви. Прежде всего можно говорить о таких странах, как Испания, Италия, Хорватия, Израиль, Япония, Украина, Австралия, Белоруссия. В некоторых странах действует священнослужители, получившие хиротонию от Богородичной ветви русского православия.

Россия пережила сильные потрясения в религиозной жизни после 1917 г. В 1920-1930-е гг. в недрах религиозной жизни возникают катакомбные общины, истоки которых уходят в период античного христианства. Некоторые общины стали иметь общее название — Истинно-Православная церковь (ИПЦ). Эти формирования стали ветвями Русского православия, при этом, естественно, они оставались ветвями дореволюционной Российской православной кафолической восточной церкви (прежнее название современной Русской православной церкви). К настоящему времени Истинно-Православная церковь, формирования которой не признают руководство Московской патриархии, имеет несколько своих ветвей или юрисдикцией. Одни из них продолжают находиться в катакомбах, вторые вышли из них и получили регистрацию в органах юстиции, а третьи были сформированы в новой религиозной ситуации, но ведут своё преемство от ИПЦ. К последним относится “Богородичная ветвь”, которую представляет Православная Церковь Божией Матери Державная (ПЦБМД).

Формирование “богородичного” движения началось еще в 1970-х -1980-х гг., когда основатель Богородичной Церкви Вениамин Яковлевич Береславский (р. 1946 г.) и группа его единомышленников стали активно интересоваться православием. Вениамин Береславский в середине 1970-х гг. крестился в православную веру в лоне Московского Патриархата, и много странствовал по святым местам. Огромное влияние на него оказало паломничество в Почаевскую Лавру, где Береславский находился под духовным влиянием «старицы» блаженной Евфросинии, которая пользуется большим авторитетом среди богородичников. Евфросиния была первым духовным учителем основателей богородичной церкви – по их представлениям, ей являлась Богородица и говорила о своей новой исключительной роли в истории России и мира в целом в новом тысячелетии. Береславский стал искать поддержки в различных течениях катакомбной Истинно-Православной Церкви. Наконец в 1985 г. Береславского, по сведениям самих богородичников, рукоположили во священника, а затем и во епископа.

Православие богородичной ветви, как себя называют последователи Церкви Божией Матери Державная, родилось в 1990 г., когда было зарегистрировано как общественно-просветительская организация. В 1991 г. было организовано издательство ”Богородичный Центр”, которое занималось в основном изданием сочинений своего руководителя и “пророка” — епископа Иоанна Береславского. Церковь Божией Матери первоначально стала известна именно под именем “Богородичного Центра”, а последователей Церкви называли “богородичниками”, так как формально Церковь появилась позже издательства. 31 июля 1992 г. в Московском городском управлении юстиции был зарегистрирован устав Общины церкви Божией Матери Преображающейся.

В 1997 г. организация стала называться “Православная Церковь Божией Матери Державная”. С конца 1990-х гг. руководство ЦБМД усиленно развивает контакты с российскими демократическими кругами, в целом активно ведет более развернутую и осторожную работу с интеллигенцией и с молодежью. Служители ЦБМД теперь стараются избегать резких высказываний и не предъявляют столь высоких аскетических требований, как в начале 1990-х гг. Крайняя оппозиционность ЦБМД официальному православию сменилась более мягким в целом представлением о том, что в РПЦ также можно спастись, но это трудно в связи с оставшимся “наследием красного дракона” в Патриархии. Церковь вновь начала быстро расти и в её общины вступает много молодёжи и интеллигенции. Сейчас в России 5000-7000. богородичников (сами они, естественно, называют гораздо большие цифры).

Теснимый в Москве антикультистскими организациями и акциями, исходящими со стороны Патриархии, Церковь в начале 1993 г. объявила о том, что Богородица «благословила» для их дальнейшей деятельности Петербург. Переименовав Петербург в «Мариинград», ЦБМД провела в июне 1993 г. в Петербурге «Покаянный собор», который был сорван представителями “Белого Братства” Марии Цвигун и привлек внимание средств массовой информации. На этом съезде Береславский объявил, что Богородица «благословила» Сибирь, после чего “богородичные” миссионеры были отправлены в Иркутск.

С 1993 г. ЦБМД прекращает шумную публичную деятельность и, перейдя на полуконспиративный режим, постепенно организует сильные филиалы в ряде городов России. Крупные центры возникли в Иркутске, Новосибирске, Твери, Ростове-на-Дону, Краснодаре и др. городах России. С 1993 г. по 1999 г. Церковь Божией Матери активно развивалась в провинции, расширялась социальная база ЦБМД, появлялись новые священнослужители, новые члены церкви. Руководство ЦБМД постепенно осознавало необходимость изменения политики Церкви, ее структуры, смягчения требований к духовной жизни верующих.

Быстрорастущая иркутская община сумела зарегистрироваться в качестве общественной организации «Благотворительный фонд Божьей Матери Преображающейся» и за бесценок приобрести недалеко от областного центра большой участок земли (17 га), на котором намеревалась организовать крупный центр секты. Однако в 1995-1996 гг. иркутские казаки провели шумную и не совсем мирную кампанию против богородичников. Областной суд в 1995 г. закрыл фонд за нарушение уставной деятельности, т. е. за внеуставную религиозную деятельность, в результате чего права собственности на землю оказались спорными. Между тем в милицию все чаще обращались жители Приангарья с жалобами на методы организации.

Мишин Алексей Владимирович, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:

«В том, что организация прекратила свою деятельность в 1995 г., прослеживаются экономические моменты, не религиозные, поэтому закономерно, что Церковь Божией Матери Державная была вновь зарегистрирована. Относится организация к альтернативному православию, причем со специфическими моментами. Так, почитание Богородицы у последователей выходит за рамки культа православного. Кроме этого, непривычны их пластические молитвы — молитвы в танце. В наш отдел поступали жалобы на данную организацию. Связаны они с тем, что люди жаловали квартиры Церкви. Спустя время у некоторых людей наступало разочарование в деятельности организации или же отдельных ее людей и они старались вернуть квартиры. Но такие случаи были в 1990-е гг., последнее время подобного не происходило. Также “богородичники” нарушали право населения на достоверную информацию. А именно, священники Церкви посещали больницы, при этом не заявляли о себе как о священнослужителях Церкви Божией Матери Державной. Происходила путаница — люди думали, что общаются с представителями РПЦ. По закону любая религиозная организация, если она выходит за рамки своего молитвенного помещения, обязана давать свое полное официальное название, как она зарегистрирована».

Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Федеральной регистрационной службе, доктор философских наук, директор исследовательского центра “Религия в современном обществе” Российского независимого института социальных и национальных проблем, профессор М.П. Мчедлов, Заместитель Председателя Экспертного совета, доктор философских наук, профессор Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова И.Я. Кантеров, в составе Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Федеральной регистрационной службе отнесли организацию “Православная Церковь Божией Матери Державная” к “православному вероисповеданию (богородичной ветви)”. Словарь-справочник Российской Академии Государственной Службы (РАГС) при Президенте Российской Федерации, под редакцией доктора философских наук Трофимчука М.А., определяет вероисповедание Православной Церкви Божией Матери Державная, возглавляемой архиепископом Иоанном (Береславским Вениамином Яковлевичем) как “одно из направлений в современном русском православии”.

Религиовед, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета А.Н. Лещинский относит Православную Церковь Божией Матери Державная к религиозным объединениям, связанным с православием, но не находящимся в юрисдикции ни одной из поместных Церквей, то есть альтернативным. Он заключает исследование выводом:

“Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии”.

Вместе с тем автор отмечает черты либерального, реформированного христианства:

“Здесь, с одной стороны, заметно стремление вернуться к христианству апостольских времен, где господствовали нестяжание и простота в отношениях между членами христианской Церкви. С другой стороны, получил сильное развитие культ Богоматери. Почитаются не только иконы с ее изображением, но и скульптуры. Наряду с Библией Богородичная Церковь считает священными другие тексты, в частности “откровения“ Богоматери лидеру Церкви архиепископу Иоанну (Береславскому). Большие изменения претерпела культовая практика: богослужение совершается на современном русском языке, используется электронная и инструментальная музыка. Богородичники пишут иконы на нетрадиционные сюжеты и в стилистике, приближенной к современной живописи. Наконец, упрощена организационная структура Церкви, отсутствуют строгие иерархические отношения между священнослужителями и паствой”.

Религиовед, кандидат философских наук Пахомов С.В., доцент кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ в своей программе, составленной для РХГА, относит Богородичный центр (Церковь Божией Матери Преображающейся) к новым религиозным движениям.

По мнению религиоведа, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института Европы Российской академии наук Лункина Р.Н. “Богородичная Церковь – православное религиозное движение”, которое показывает “истинное лицо народного православия. Последователи богородичного православия смогли исповедовать православие в том виде, в каком они себе его представляют”.

Мнение религиоведа, д.и.н. С.Б. Филатова:

“Сейчас ПЦБДМ уже нельзя назвать ни сектой, ни “НРД”. Это скорее одна из многих альтернативных православных юрисдикций, у которой, правда гораздо больше чем у других “странностей”. Согласно мнению религиоведа М.В. Воробьёвой, “учение Богородичного центра вбирает в себя некоторые католические догматы (например, поклонение сердцу Иисусову и сердцу Матери Божией, догмат о непорочном зачатии), софиологию (идеи тождественности Богородицы и Софии), гностические и иудео-христианские воззрения”.

  1. Александр Щипков “Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России”, Курс лекций //Изд-во РХГИ. Санкт-Петербург. 1998
  2. А.Н. Лещинский “О Богородичном движении в России: некоторые вопросы изучения истоков, современного состояния и социального служения”
  3. А.Л. Дворкин “Сектоведение”, глава 17 “Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»
  4. Централизованная религиозная организация — Православная Церковь Божией Матери Державная (По материалам Российской Академии (РАГС), сайт Церкви Божией Матери Державной
  5. Сергей Филатов “Новые религиозные движения — угроза или норма жизни?”
  6. “Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный Центр)”, сайт “Церкви”
  7. Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающейся)
  8. Михаил Колотушкин “Богородичникам не дали построить в Иркутске новый Иерусалим”
  9. “В Липецке задержаны члены религиозной организации”, 12.12.2006
  10. Заключение Экспертного Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации от 25.02.1999 г.

>Расписание богослужений

Храм/ Расписание богослужений

Расписание богослужений в храме Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры

Дорогие прихожане! Праздничная служба на Державную — престольный праздник нашего храма 15 марта, переносится на субботу 16 марта.

Расписание богослужений на ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2019 года в храме Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры (скачать в формате pdf)

Божественная Литургия — ежедневно. По будням 7.30, в субботу и воскресенье 10.00

Всенощное бдение — в субботу 17.00 и накануне двунадесятых праздников
Акафисты: в понедельник — мц. Татиане 17.30, во вторник — свт. Луке 18.00, в четверг — перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» 18.00
Молебны о здравии: по будням 14.00, по воскресеньям 16.30 по особому объявлению (уточнить по телефону 557-78-98 у дежурного по храму)

Храм открыт:
По будням 7.30 — 15.00 и во время вечерних богослужений
В субботу 9.00 — 21.00
В воскресенье 7.30 — 18.00

Церковная лавка открыта:
По будням 10.00 — 19.00, обед 13.00-14.00.
В субботу 10.00 — 21.00, обед 13.00 -14.00, перерыв 17.00-19.00
В воскресенье 11.30 — 19.00

В будние дни накануне Великих праздников церковная лавка закрывается перед началом вечернего богослужения. В субботу перерыв с 17.00 до 19.00 на время Всенощного бдения.

Храм Державной иконы Божией Матери расположен рядом с Областной клинической больницей и МСЧ №122 на пересечении пр.Культуры и пр.Луначарского Санкт-Петербурга.

Чтобы быть в курсе изменений расписания и новостей прихода и проекта «Дом милосердия» — подпишитесь на нашу рассылку (см. поле для ввода электронного адреса слева).

Послушать проповеди настоятеля храма прот. Сергия Филимонова

Внимание членам общины! По благословению о.Настоятеля с 22 октября вместо чтений Акафистов у Креста начинается чтение Псалтыри в часовне св.Феодора Ушакова на месте строительства храма свт. Василия Великого (ул.Сантьяго-де-Куба).

Инструкция по чтению находится в часовне, список — у дежурного (скачать череду чтения Псалтири).

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Церковь божией матери державная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *